Напоминание

"Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения"


Автор: Левченко Елена Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Кагальницкая СОШ №1
Населённый пункт: ст.Кагальницкая
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения"
Раздел: среднее образование





Назад





«Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения»


Цитата Б Асафьева, вынесенная мною в название статьи, наиболее полно и точно, как мне кажется, объясняет роль музыки в жизни человека. Первое, что заметил человек, придя в этот мир, это реакция чувств на окружающие его звуки природы. Некоторых он боялся, избегал, они были ему неприятны, а некоторые звуки приносили человеку удовольствие, успокаивали его, доставляли радость и наслаждение. Испытывая потребность в состоянии комфорта, покоя, счастья, человек стал стремиться подражать тем звукам, которые ему более благоприятны. Пройдет время, но потребность человека в чувственном, приятном, благом звуке станет только крепче. Искусство звуков – Музыка становится ценностью, без которой человек не мыслит себе жизни. Без музыки жить, это все равно, что прожить всю жизнь без настоящего друга. Потому что именно как друг – задушевный, верный, добрый и справедливый – говорит с тобой серьезная музыка. Этот друг порадуется вместе с тобой, погрустит, если к тебе придет беда, научит тебя любить природу, поможет тебе стать добрее, расскажет о многом нужном и важном и сделает твою жизнь по – настоящему интересной. Музыка также как и природа влияет на наше настроение. Она может заставить плакать и смеяться, грустить и радоваться. Может развлечь тебя, если тебе грустно, а может и погрустить вместе с тобой. Бывает и наоборот: тебе весело, настроение хорошее, думать ни о чем не хочется, а музыка заставит тебя задуматься. Слушаешь и становишься серьезнее, начинаешь размышлять. Вот например: П.И.Чайковский фортепианный цикл «Времена года». Октябрь - это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днем все холоднее. И дождь, дождь, дождь… Грустное это время – поздняя осень. «Осенняя песня» - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно… и тут же бессильно стихает. Видно очень хочется человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлет – и снова падение. Еще и еще – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от тоски и непонятной обиды… Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают. Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников краски, у поэтов – слова. У композитора – только звуки. Но какая очаровательная картинка у нас сейчас получилась. И даже не это самое главное, а то огромное чувство которое испытали мы когда слушали эту музыку. Остается ощущение, что поговорили с другим, очень внимательным, человеком, рассказали ему о своём состоянии и увидели сопереживание, сочувствие. Музыка – как собеседник – вот главная её особенность, которая привлекает нас. В процессе музыкального воспитания происходит не столько обучение сколько развитие личности ребенка «… воспитание не музыканта, а человека». У Ребёнка должен формироваться интерес к жизни через увлеченность музыкой, чувство стиля как основы художественного вкуса ребенка. Развитие ребенка искусством - это процесс актуализации в нем родственного отношения к миру. Постижение соответствия музыки природы и природного в музыке, генетического родства природы – человека – искусства. Музыкальное развитие ребенка – это духовное личностное его становление, гармонизация его отношений с природой, людьми, искусством, с самим собой. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский считал, что «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Конечно же имеется в виду музыка, полная живого трепета души её создателей - классическая музыка, джаз, бардовская песня, классический рок, фольклорная музыка, хорошая эстрадная музыка, исполненная профессионалами. Раскрывая художественный образ, рассматривая эстетические позиции композитора, анализируя произведение, происходит постижение мира музыкальной и всей художественной культуры. Художественный образ рождает в сознании ребенка ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает не только общемузыкальный смысл, но и индивидуальный. По силе выражения человеческих чувств ни одно из искусств не может превзойти музыку. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» гласит: «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.» Среди базовых ценностей «Концепция…» называет искусство и литературу, которые подразумевают «красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.» А стандарт второго поколения в программе «Музыка» в контексте личностное развитие подразумевает «… становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления … развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать свои действия наряду с явлениями жизни и искусства… Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям… обеспечивает социальное развитие растущего человека…» Как видим уроки музыки – это, прежде всего, уроки духовного и нравственного роста, уроки взаимоотношений людей, уроки анализа жизненных ситуаций и умения сделать правильный выбор в жизни.
П
реподавание музыки заключается в том, что в процессе изучения и обучения приходится думать «и о душе, и о музыке» как о едином целом. Это обязательное условие преподавания. Еще одно важное условие успешного обучения – умение видеть в детях будущих активных слушателей, независимо от того, станут они профессиональными музыкантами или нет. Для представителей всех профессий важно уметь чувствовать «тональность ситуации», «гармонию отношений», «пульс и ритмы времени», такт и меру. Воспитание такой проникающей и всеохватной музыкальности -- сверхзадача уроков музыки в общеобразовательной школе. На моих уроках дети, слушая музыкальные шедевры, приобщаясь к классическому наследию, приобретают определенный эстетико – художественный опыт. Большую часть этого опыта составляют знания музыки, о музыке и музыкантах. Мое внимание направлено на формирование навыков слушанья и анализа произведения. Стараюсь развить в детях восприятие музыки внешнее и внутреннее, т.е. слышать те созвучия, которые музыка оставляет в душе - это волнения, напряжения, рефлексии, творческие переживания, ассоциации, эмпатии. В восприятии произведения искусства очень трудно отделить индивидуально – личностные компоненты от эстетико – художественных. Именно поэтому слушателям часто кажется, что они любят музыку или, что им нравится услышанное произведение, в то время, как они любят свои собственные эмоции и им нравится вкус собственного удовольствия. Я стараюсь учитывать и эстетико – художественные, и индивидуально – личностные составляющие восприятия. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира Достижение этих целей способствует формированию музыкально – эстетической позиции ученика, его художественного вкуса, иными словами – способности воспринимать и ценить красоту музыки. И с помощью этих способностей уметь приобщиться к общечеловеческой культуре, высоконравственным нормам и стилям поведения. Такое более конструктивное и углубленное видение целей уроков музыки, способствующее не слепому восприятию детьми учебного материала, а осознание ими необходимости этого материала и овладение навыком поиска, добывания и анализа информации легло в основу моей работы и методической деятельности. На своих уроках я стремлюсь р
аскрыть

общечеловеческие

ценности в музыке и на этой основе способствовать овладению детьми, в процессе работы

над

музыкальным

произведением,

практическими

умениями

и

навыками

восприятия,

воспроизведения, сопереживания и анализа, которые вызовут осознание значимости музыки

в жизни человека, а также познание и духовно - нравственное самосозидание себя как

личности.
Обеспечение достижения этой цели, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т. е. в музыкальную деятельность. Опыт моей работы

показал, что процесс взаимодействия ребенка с музыкальным искусством, который строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, становится результатом познания действительности. Путь постижения музыкального содержания сопряжен с собственными усилиями человека, его
активностью, что и дает развитие имеющихся задатков, способностей, проявление новых свойств и качеств в ребенке.


В раздел образования