"Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения"
Автор: Левченко Елена Анатольевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ Кагальницкая СОШ №1 Населённый пункт: ст.Кагальницкая Наименование материала: статья Тема: "Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения" Раздел: среднее образование
«Музыка, прежде всего, искусство человеческого общения»
Цитата Б Асафьева, вынесенная мною в название статьи, наиболее полно
и точно, как мне
кажется, объясняет роль музыки в жизни человека. Первое, что заметил человек, придя в этот мир,
это реакция чувств на окружающие его звуки природы. Некоторых он боялся, избегал, они были
ему неприятны, а некоторые звуки приносили человеку удовольствие, успокаивали его, доставляли
радость и наслаждение. Испытывая потребность в состоянии комфорта, покоя, счастья, человек
стал стремиться подражать тем звукам, которые ему более благоприятны. Пройдет время, но
потребность человека в чувственном, приятном, благом звуке станет только крепче. Искусство
звуков – Музыка становится ценностью, без которой человек не мыслит себе жизни. Без музыки
жить, это все равно, что прожить всю жизнь без настоящего друга. Потому что именно как друг –
задушевный, верный, добрый и справедливый – говорит с тобой серьезная музыка. Этот друг
порадуется вместе с тобой, погрустит, если к тебе придет беда, научит тебя любить природу,
поможет тебе стать добрее, расскажет о многом нужном и важном и сделает твою жизнь по –
настоящему интересной.
Музыка также как и природа влияет на наше настроение. Она может заставить плакать и
смеяться, грустить и радоваться. Может развлечь тебя, если тебе грустно, а может и погрустить
вместе с тобой. Бывает и наоборот: тебе весело, настроение хорошее, думать ни о чем не хочется, а
музыка заставит тебя задуматься. Слушаешь и становишься серьезнее, начинаешь размышлять.
Вот например: П.И.Чайковский фортепианный цикл «Времена года». Октябрь - это уже настоящая
осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днем все холоднее. И дождь, дождь,
дождь…
Грустное это время – поздняя осень. «Осенняя песня» - тоже грустная. Тихий, грустный покой
слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно
пытается взлететь, разлиться легко и свободно… и тут же бессильно стихает. Видно очень хочется
человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлет – и снова
падение. Еще и еще – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от
тоски и непонятной обиды… Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки
уговаривают, успокаивают, утешают. Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У
художников краски, у поэтов – слова. У композитора – только звуки. Но какая очаровательная
картинка у нас сейчас получилась. И даже не это самое главное, а то огромное чувство которое
испытали мы когда слушали эту музыку. Остается ощущение, что поговорили с другим, очень
внимательным,
человеком,
рассказали
ему
о
своём
состоянии
и
увидели
сопереживание,
сочувствие. Музыка – как собеседник – вот главная её особенность, которая привлекает нас.
В
процессе
музыкального
воспитания
происходит
не
столько
обучение
сколько
развитие
личности ребенка «… воспитание не музыканта, а человека». У Ребёнка должен формироваться
интерес к жизни через увлеченность музыкой, чувство стиля как основы художественного вкуса
ребенка.
Развитие ребенка искусством - это процесс актуализации в нем родственного отношения к миру.
Постижение
соответствия
музыки
природы
и
природного
в
музыке,
генетического
родства
природы – человека – искусства. Музыкальное развитие ребенка – это духовное личностное его
становление, гармонизация его отношений с природой, людьми, искусством, с самим собой.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский считал, что «Благодаря музыке в человеке
пробуждается
представление
о
возвышенном,
величественном.
Прекрасном
не
только
в
окружающем мире, но и в самом себе». Конечно же имеется в виду музыка, полная живого трепета
души
её
создателей
-
классическая
музыка,
джаз,
бардовская
песня,
классический
рок,
фольклорная
музыка,
хорошая
эстрадная
музыка,
исполненная
профессионалами.
Раскрывая
художественный
образ,
рассматривая
эстетические
позиции
композитора,
анализируя
произведение,
происходит
постижение
мира
музыкальной
и
всей
художественной
культуры.
Художественный образ рождает в сознании ребенка ассоциации, благодаря которым этот образ
приобретает не только общемузыкальный смысл, но и индивидуальный. По силе выражения
человеческих чувств ни одно из искусств не может превзойти музыку.
«Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
гласит: «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной
задачей
современной
образовательной
системы
и
представляет
собой
важный
компонент
социального заказа для образования.
Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в
соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и
направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их
передача
от
поколения
к
поколению.»
Среди
базовых
ценностей
«Концепция…»
называет
искусство и литературу, которые подразумевают «красоту, гармонию, духовный мир человека,
нравственный
выбор,
смысл
жизни,
эстетическое
развитие,
этическое
развитие.»
А
стандарт
второго поколения в программе «Музыка» в контексте личностное развитие подразумевает «…
становление
самосознания
и
ценностных
ориентаций,
проявление
эмпатии
и
эстетической
восприимчивости. Формирование основ художественного мышления … развитие способности
наблюдать и рассуждать, критически оценивать свои действия наряду с явлениями жизни и
искусства… Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к
духовному опыту и художественным ценностям… обеспечивает социальное развитие растущего
человека…»
Как видим уроки музыки – это, прежде всего, уроки духовного и нравственного роста, уроки
взаимоотношений людей, уроки анализа жизненных ситуаций и умения сделать правильный выбор
в жизни.
П реподавание музыки заключается в том, что в процессе изучения и обучения приходится
думать «и о душе, и о музыке» как о едином целом. Это обязательное условие преподавания. Еще
одно важное условие успешного обучения – умение видеть в детях будущих активных слушателей,
независимо от того, станут они профессиональными музыкантами или нет. Для представителей
всех
профессий
важно
уметь
чувствовать
«тональность
ситуации»,
«гармонию
отношений»,
«пульс
и
ритмы
времени»,
такт
и
меру.
Воспитание
такой
проникающей
и
всеохватной
музыкальности -- сверхзадача уроков музыки в общеобразовательной школе.
На моих уроках дети, слушая музыкальные шедевры, приобщаясь к классическому наследию,
приобретают
определенный
эстетико
–
художественный
опыт.
Большую
часть
этого
опыта
составляют знания музыки, о музыке и музыкантах. Мое внимание направлено на формирование
навыков слушанья и анализа произведения. Стараюсь развить в детях восприятие музыки внешнее
и
внутреннее,
т.е.
слышать
те
созвучия,
которые
музыка
оставляет
в
душе
-
это
волнения,
напряжения, рефлексии, творческие переживания, ассоциации, эмпатии.
В восприятии произведения искусства очень трудно отделить индивидуально – личностные
компоненты от эстетико – художественных. Именно поэтому слушателям часто кажется, что они
любят музыку или, что им нравится услышанное произведение, в то время, как они любят свои
собственные эмоции и им нравится вкус собственного удовольствия. Я стараюсь учитывать и
эстетико – художественные, и индивидуально – личностные составляющие восприятия.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его
индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя
и
окружающей
действительности.
В
числе
приоритетных
средств
реализации
содержания
школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого
ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию
множественности проявлений мира
Достижение этих целей способствует формированию
музыкально
–
эстетической
позиции
ученика,
его
художественного
вкуса,
иными
словами
–
способности воспринимать и ценить красоту музыки. И с помощью этих способностей уметь
приобщиться к общечеловеческой культуре, высоконравственным нормам и стилям поведения.
Такое более конструктивное и углубленное видение целей уроков музыки, способствующее не
слепому восприятию детьми учебного материала, а осознание ими необходимости этого материала
и овладение навыком поиска, добывания и анализа информации легло в основу моей работы и
методической
деятельности.
На
своих
уроках
я
стремлюсь
р аскрыть
общечеловеческие
ценности в музыке и на этой основе способствовать овладению детьми, в процессе работы
над
музыкальным
произведением,
практическими
умениями
и
навыками
восприятия,
воспроизведения, сопереживания и анализа, которые вызовут осознание значимости музыки
в жизни человека, а также познание и духовно - нравственное самосозидание себя как
личности.
Обеспечение достижения этой цели, ориентированной на формирование музыкальной
культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т. е. в
музыкальную деятельность. Опыт моей работы показал, что процесс взаимодействия ребенка с
музыкальным искусством, который строится как проникновение в факты, явления, на основе
понимания, осмысления, осознания, становится результатом познания действительности. Путь
постижения
музыкального
содержания
сопряжен
с
собственными
усилиями
человека,
его
активностью, что и дает развитие имеющихся задатков, способностей, проявление новых свойств и
качеств в ребенке.