Напоминание

Имена существительные собственные и нарицательные.


Автор: Максимова Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ начальная общеобразовательная школа № 300
Населённый пункт: г .Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.
Раздел: начальное образование





Назад





Максимова Галина Сергеевна,

учитель начальных классов

ГБОУ НОШ 300

Центрального района

Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока по русскому языку (УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина).



Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные» 2класс Тип урока: «Изучение нового материала»

Цель урока: Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными.

Задачи:
 Активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов);  Познакомить учеников с понятиями «собственное» и «нарицательное»;  Развивать практические навыки по определению имён существительных собственных и нарицательных;  Формировать умение написания имён существительных собственных и нарицательных;  Развивать чёткость, выразительность речи учащихся;  Воспитывать речевую культуру.
Планируемые результаты (урока)

Предметные
 объяснять отличительные особенности имён собственных и нарицательных  анализировать и делать выводы  выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
Метапредметные
 учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи  выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения  искать разные способы решения творческой задачи
Личностные
 проявлять интерес к изучению предмета  анализировать и оценивать своё поведение и поступки  освоить роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
 расширять лексический запас учащихся  слушать собеседника и вести диалог  взаимодействовать с учителем  работать по аналогии  проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний
Межпредметные связи: предметы курса, задания, направленные на формирование умений организации трудовой деятельности:

постановка цели, планирование, распределение рабочего времени, выполнение инструкций. Урок построен в рамках развития

критического мышления через чтение и письмо с использованием учебного и дополнительного материала.

Ресурсы урока

Для учителя
 Средства ИКТ (компьютер, экран, проектор)  Доска  Технологическая карта  Распечатки заданий  Распечатка правила  Учебник  Электронная презентация
Для учащихся
 Маркеры  Распечатка правила  Распечатки заданий  Учебник  Рабочая тетрадь
Ход мероприятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

На доске слова:
Воробей, ученик, имя, собака Приставка, корень, суффикс, существительное, окончание.
Задание:
 Найдите лишние слова из первой строчки. Почему?  Найдите лишние слова из второй строчки. Почему?  Что получилось?
Имя существительное.
Предлагает вспомнить, что известно об имени существительном.
Блиц-опрос
 Находят лишние слова, аргументируют свой выбор, проявляя при этом наблюдательность, умение ориентироваться в своей системе знаний.  Учащиеся под руководством учителя собирают кластер об имени существительном.  Выполняют задание коллективно, отвечают на вопросы.
 Имя существительное обозначает признак предмета?  Имя существительное отвечает на вопрос что делает?  Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?  Одушевлённые существительные отвечают на вопрос что?  Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Вызов
На
слайде №1

задание:


Москва, город, Новгород, Ярославль Роза, Аня, имя, Ваня река, Нева, Волга, Москва Минск, Киев, Баку, столица  Прочитайте слова.  Чем похожи слова? (все имена существительные).  Почему? (отвечают на вопросы кто? что?).  Распределите их на группы.  Назовите «лишнее слово» в каждой строчке, обоснуйте свой выбор. Проверка по слайду -
слайд № 2.
Попробуем сформулировать
тему урока.
Ваши предположения.
Имена существительные собственные и нарицательные -слайд №3.
Молодцы. А теперь предлагает открыть тетради, записать число, классная работа, тему урока.
Речевая разминка
с терминами «собственный», «нарицательный»
слайд

№3,№4.
 Дети обосновывают свой выбор, выписывают слова, распределяя их на группы  Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками, слушают собеседника, ведут диалог, выдвигают свои предположения (Имена собственные и нарицательные).  Пробуют сформулировать тему урока, высказывают свои предположения.  Дети слушают сообщение о происхождении терминов собственный и нарицательный.  Варианты ответов детей.
 Формулируем цель урока: с чем должны познакомиться, чему научиться?  Что нам поможет достичь цели?
Объявляет цель урока
. «
Мозговой штурм»
 Что вы знаете об именах собственных?  Об именах нарицательных?  Чем они отличаются друг от друга?  Как же проверить наши предположения? Предлагает прочитать правило.  План, по которому мы будем работать.  Высказывают свои предположения, некоторые дети затрудняются ответить на вопросы.
Выявление причины затруднения

Стадия осмысления (объяснение нового материала)

Маркировка текста правила- слайд№5.
(Каждому ребёнку предоставляется распечатка правила).  Предлагает промаркировать текст, поработать с текстом.
Текст.

Имена существительные
собственные и нарицательные. В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, озёр, людей, животных. Река, тигр, тетрадь-это
существительные
нарицательные.
Они

являются названиями
однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название.
Существительные
собственные и
являются названиями
единичных предметов. Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей),у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг. К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных  Читают текст, знакомятся с правилом об именах собственных и нарицательных, маркируют текст, выделяют нужную информацию.
Памятка для каждого ученика:

«7»-знал (а).

«+»-новая информация.

« ?»-есть вопросы.

«!»-это важно.
 Высказывают своё мнение.  Под руководством учителя отличают новое от уже известного, добывают новые знания, находят ответы на вопросы учителя, используя текст.
произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?»
 Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да)  Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)  Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет)  Подтверждают ответы текстом правила.
Гимнастика для глаз.
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Смотрит вверх и смотрит вниз. Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу) И с него свалилась вниз (глаза в пол). Повторить 2-3 раза.
Построение проекта выхода из затруднения
Предлагает составить
таблицу:
Нарицательные имена сущ. Собственные имена сущ. -
слайд №6.

Проблемный диалог
 Каковы ваши предположения по поводу определения группы имён существительных, собственных и нарицательных? Выясняет, что
обозначает слово собственное
? Ваши варианты.  Высказывают своё мнение, строят предположения.  Варианты ответов учащихся:  Собственное - это значит находиться в собственности.  Это слово обозначает – моё (учебник ,имя).
 Где можно узнать точно ответ на этот вопрос? . У каждого человека есть собственные имена существительные.  Как вы думаете, какие?
Прикрепляет табличку.
 А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?  Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?  А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, сёл, деревень и т.д.
Прикрепляет табличку.
 Так как же пишутся собственные имена существительные?  Какие слова называются нарицательными? Придумайте свои нарицательные имена существительные.
Прикрепляет табличку.
 Отвечают, что об этом можно узнать в словаре, в интернете, спросить у взрослых.  Варианты ответов учащихся:  это имя, фамилия, отчество.  Чтобы люди не путали друг друга.  Чтобы было различие между людьми. .  Клички животных, названия городов, рек, сёл. деревень и т.д.  Это географические названия и их можно встретить на картах, в речи, в письмах, в книгах.  Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.  Те существительные, которых много.  Все несобственные имена существительные.
Реализация построенного проекта
Предлагает составить алгоритм нахождения собственных и нарицательных имён существительных-
слайд №7.

Алгоритм

1.Прочитать слово.
 Под руководством учителя проговаривают последовательность действий, планируют свои действия, создают алгоритм нахождения собственных и нарицательных имён существительных.

2.Подумать над значением.

3.Определить, с какой буквы должно быть написано слово

(заглавной или строчной).

4.Определить, собственное или нарицательное.
Молодцы. Предлагает выполнить
задание:


Распределите слова на две группы -
слайд№8.
Шар. Гагарин. Реки. Ира. Ракета. Галина Ивановна. Город. Собака. Шарик.  Назовите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.  Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы. Предлагает оценить свою работу.  У кого есть вопросы по теме урока? Предлагает поискать ответы на них и сделать вывод, достаточно ли хорошо вы усвоили новую тему.  Хватило ли вам одного задания для усвоения новой темы?  Учащиеся самостоятельно выполняют задание в соответствии с алгоритмом, проверяют свою работу по эталону.  Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками: «+»-справился; «?»-сомневался; «_»-не справился.  Делают выводы.  Нет. Надо потренироваться
Первичное закрепление во внешней речи
Предлагает объяснить написание похожих слов, с данными словами придумать и записать словосочетания. Чёрное-чёрное Тихий-тихий Орёл-орёл
Проверка-слайд №9.
 Выполняют задание, закрепляют орфографический навык использования заглавной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных.  Осуществляют самооценку результатов своей работы.

Самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает составить и написать предложения с данными словами, подчеркнуть грамматическую основу-
слайд №10.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов. Вася. У. Рыбаков. Был. Рыбаков.
Проверка по слайду.


 Выполняют учебное задание в соответствии с правилом, формулируют понятные высказывания.  Осуществляют самооценку результатов своей работы.
Физкультминутка

Включение в систему знаний и повторение
Организует работу с учебником. Предлагает поработать в парах. Предлагает темы синквейна на выбор: Нева, Родина, Санкт- Петербург-
слайд № 11
. Проверка и анализ синквейнов.  Работа в парах. Выполняют упр.108..стр.82.. Выписывают собственные имена существительные, находят орфограммы, подбирают проверочные слова. Вспоминают правила работы в парах.  Взаимопроверка.Упр.109.стр.82.  Осуществляют самооценку.  Самостоятельная работа. Учащиеся называют в своём синквейне имена собственные и нарицательные.
Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог урока
Наш урок заканчивается.  Над какой темой мы сегодня работали?  На какие две группы можно разделить имена существительные?  Какие из них пишутся с заглавной буквы?  Как вы думаете, мы всё узнали об этих именах  .С помощью учителя учащиеся делают выводы, умеют пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», осознанно различают имена собственные и нарицательные.  Учащиеся начинают ответ со слов: «Я узнал, что …» «Я понял, что …»
существительных?  Какую задачу мы поставим перед собой?
Домашнее задание:
1.Выучить правило (текст, напечатанный синим шрифтом) 2.Учебник.Упр.110.стр.83. «Я запомнил, что …»


В раздел образования