Имена существительные собственные и нарицательные.
Автор: Максимова Галина Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ начальная общеобразовательная школа № 300 Населённый пункт: г .Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по русскому языку (УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина).
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные» 2класс Тип урока: «Изучение нового материала»
Цель урока: Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными.
Задачи:
Активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных
терминов);
Познакомить учеников с понятиями «собственное» и «нарицательное»;
Развивать практические навыки по определению имён существительных собственных и нарицательных;
Формировать умение написания имён существительных собственных и нарицательных;
Развивать чёткость, выразительность речи учащихся;
Воспитывать речевую культуру.
Планируемые результаты (урока)
Предметные
объяснять отличительные
особенности имён собственных и
нарицательных
анализировать и делать выводы
выполнять задания творческого и
поискового характера, применять
знания и способы действий в
изменённых условиях
Метапредметные
учиться понимать и принимать
учебную задачу, осуществлять
решение учебной задачи
выполнять мыслительные операции
анализа и синтеза и делать
умозаключения
искать разные способы решения
творческой задачи
Личностные
проявлять интерес к изучению
предмета
анализировать и оценивать своё
поведение и поступки
освоить роль ученика на основе
выполнения правил поведения на
уроке, взаимодействия с учителем и
одноклассниками;
расширять лексический запас
учащихся
слушать собеседника и вести диалог
взаимодействовать с учителем
работать по аналогии
проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний
Межпредметные связи: предметы курса, задания, направленные на формирование умений организации трудовой деятельности:
постановка цели, планирование, распределение рабочего времени, выполнение инструкций. Урок построен в рамках развития
критического мышления через чтение и письмо с использованием учебного и дополнительного материала.
Ресурсы урока
Для учителя
Средства ИКТ (компьютер, экран, проектор)
Доска
Технологическая карта
Распечатки заданий
Распечатка правила
Учебник
Электронная презентация
Для учащихся
Маркеры
Распечатка правила
Распечатки заданий
Учебник
Рабочая тетрадь
Ход мероприятия
Содержание деятельности учителя
Виды деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
На доске слова:
Воробей, ученик, имя, собака
Приставка, корень, суффикс, существительное, окончание.
Задание:
Найдите лишние слова из первой строчки. Почему?
Найдите лишние слова из второй строчки. Почему?
Что получилось?
Имя существительное.
Предлагает вспомнить, что известно об имени существительном.
Блиц-опрос
Находят лишние слова, аргументируют свой выбор, проявляя
при этом наблюдательность, умение ориентироваться в
своей системе знаний.
Учащиеся под руководством учителя собирают кластер об
имени существительном.
Выполняют задание коллективно, отвечают на вопросы.
Имя существительное обозначает признак предмета?
Имя существительное отвечает на вопрос что делает?
Существительные бывают одушевлённые и
неодушевлённые?
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос
что?
Неодушевлённые существительные отвечают на
вопрос что?
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Вызов
На слайде №1
задание:
Москва, город, Новгород, Ярославль
Роза, Аня, имя, Ваня
река, Нева, Волга, Москва
Минск, Киев, Баку, столица
Прочитайте слова.
Чем похожи слова? (все имена существительные).
Почему? (отвечают на вопросы кто? что?).
Распределите их на группы.
Назовите «лишнее слово» в каждой строчке,
обоснуйте свой выбор.
Проверка по слайду - слайд № 2.
Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения.
Имена существительные собственные и нарицательные -слайд №3.
Молодцы. А теперь предлагает открыть тетради, записать число,
классная работа, тему урока.
Речевая разминка с терминами «собственный», «нарицательный»
слайд
№3,№4.
Дети обосновывают свой выбор, выписывают слова,
распределяя их на группы
Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками,
слушают собеседника, ведут диалог, выдвигают свои
предположения (Имена собственные и
нарицательные).
Пробуют сформулировать тему урока, высказывают свои
предположения.
Дети слушают сообщение о происхождении терминов
собственный и нарицательный.
Варианты ответов детей.
Формулируем цель урока: с чем должны познакомиться,
чему научиться?
Что нам поможет достичь цели?
Объявляет цель урока .
« Мозговой штурм»
Что вы знаете об именах собственных?
Об именах нарицательных?
Чем они отличаются друг от друга?
Как же проверить наши предположения?
Предлагает прочитать правило.
План, по которому мы будем работать.
Высказывают свои предположения, некоторые дети
затрудняются ответить на вопросы.
Выявление причины затруднения
Стадия осмысления (объяснение нового материала)
Маркировка текста правила- слайд№5.
(Каждому ребёнку предоставляется распечатка правила).
Предлагает промаркировать текст, поработать с текстом.
Текст.
Имена существительные собственные и нарицательные.
В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор,
озёр, людей, животных.
Река, тигр, тетрадь-это существительные нарицательные. Они
являются названиями однородных предметов. Для того чтобы
отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных
предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные
и являются названиями единичных предметов.
Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей),у каждого
человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия
имеются у всех книг.
К существительным собственным относятся не только имена, отчества,
фамилии людей, географические названия, названия литературных
Читают текст, знакомятся с правилом об именах собственных
и нарицательных, маркируют текст, выделяют нужную
информацию.
Памятка для каждого ученика:
«7»-знал (а).
«+»-новая информация.
« ?»-есть вопросы.
«!»-это важно.
Высказывают своё мнение.
Под руководством учителя отличают новое от уже
известного, добывают новые знания, находят ответы на
вопросы учителя, используя текст.
произведений, но и названия исторических событий, названия картин,
кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?»
Верно ли, что существительные нарицательные называют
однородные предметы? (Да)
Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)
Верно ли, что клички животных не являются существительными
собственными? (Нет)
Подтверждают ответы текстом правила.
Гимнастика для глаз.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)
И с него свалилась вниз (глаза в пол).
Повторить 2-3 раза.
Построение проекта выхода из затруднения
Предлагает составить таблицу:
Нарицательные имена сущ.
Собственные имена сущ. - слайд №6.
Проблемный диалог
Каковы ваши предположения по поводу
определения группы имён существительных,
собственных и нарицательных?
Выясняет, что обозначает слово собственное ? Ваши варианты.
Высказывают своё мнение, строят предположения.
Варианты ответов учащихся:
Собственное - это значит находиться в собственности.
Это слово обозначает – моё (учебник ,имя).
Где можно узнать точно ответ на этот вопрос?
.
У каждого человека есть собственные имена существительные.
Как вы думаете, какие?
Прикрепляет табличку.
А для чего человеку нужны имя, фамилия,
отчество?
Какие ещё собственные имена существительные
вы знаете?
А как можно короче сказать, что это за названия?
Где можно встретить названия городов, рек, сёл,
деревень и т.д.
Прикрепляет табличку.
Так как же пишутся собственные имена
существительные?
Какие слова называются нарицательными?
Придумайте свои нарицательные имена существительные.
Прикрепляет табличку.
Отвечают, что об этом можно узнать в словаре, в интернете,
спросить у взрослых.
Варианты ответов учащихся:
это имя, фамилия, отчество.
Чтобы люди не путали друг друга.
Чтобы было различие между людьми.
.
Клички животных, названия городов, рек, сёл.
деревень и т.д.
Это географические названия и их можно встретить
на картах, в речи, в письмах, в книгах.
Собственные имена существительные пишутся с заглавной
буквы.
Те существительные, которых много.
Все несобственные имена существительные.
Реализация построенного проекта
Предлагает составить алгоритм нахождения собственных и
нарицательных имён существительных- слайд №7.
Алгоритм
1.Прочитать слово.
Под руководством учителя проговаривают последовательность
действий, планируют свои действия, создают алгоритм
нахождения собственных и нарицательных имён
существительных.
2.Подумать над значением.
3.Определить, с какой буквы должно быть написано слово
(заглавной или строчной).
4.Определить, собственное или нарицательное.
Молодцы. Предлагает выполнить задание:
Распределите слова на две группы - слайд№8.
Шар. Гагарин. Реки. Ира. Ракета. Галина Ивановна. Город. Собака.
Шарик.
Назовите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с
большой буквы.
Предлагает оценить свою работу.
У кого есть вопросы по теме урока?
Предлагает поискать ответы на них и сделать вывод, достаточно ли
хорошо вы усвоили новую тему.
Хватило ли вам одного задания для усвоения новой темы?
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в соответствии
с алгоритмом, проверяют свою работу по эталону.
Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками:
«+»-справился;
«?»-сомневался;
«_»-не справился.
Делают выводы.
Нет. Надо потренироваться
Первичное закрепление во внешней речи
Предлагает объяснить написание похожих слов, с данными словами
придумать и записать словосочетания.
Чёрное-чёрное
Тихий-тихий
Орёл-орёл
Проверка-слайд №9.
Выполняют задание, закрепляют орфографический навык
использования заглавной и строчной буквы в именах
собственных и нарицательных.
Осуществляют самооценку результатов своей работы.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Предлагает составить и написать предложения с данными словами,
подчеркнуть грамматическую основу- слайд №10.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов.
Вася. У. Рыбаков. Был. Рыбаков.
Проверка по слайду.
Выполняют учебное задание в соответствии с правилом,
формулируют понятные высказывания.
Осуществляют самооценку результатов своей работы.
Физкультминутка
Включение в систему знаний и повторение
Организует работу с учебником.
Предлагает поработать в парах.
Предлагает темы синквейна на выбор: Нева, Родина, Санкт-
Петербург- слайд № 11 .
Проверка и анализ синквейнов.
Работа в парах. Выполняют упр.108..стр.82..
Выписывают собственные имена существительные, находят
орфограммы, подбирают проверочные слова.
Вспоминают правила работы в парах.
Взаимопроверка.Упр.109.стр.82.
Осуществляют самооценку.
Самостоятельная работа. Учащиеся называют в своём
синквейне имена собственные и нарицательные.
Рефлексия учебной деятельности
Подводит итог урока
Наш урок заканчивается.
Над какой темой мы сегодня работали?
На какие две группы можно разделить имена
существительные?
Какие из них пишутся с заглавной буквы?
Как вы думаете, мы всё узнали об этих именах
.С помощью учителя учащиеся делают выводы, умеют
пользоваться терминами «имена собственные», «имена
нарицательные», осознанно различают имена собственные и
нарицательные.
Учащиеся начинают ответ со слов:
«Я узнал, что …»
«Я понял, что …»
существительных?
Какую задачу мы поставим перед собой?
Домашнее задание:
1.Выучить правило (текст, напечатанный синим шрифтом)
2.Учебник.Упр.110.стр.83.
«Я запомнил, что …»