Напоминание

«Доли. Обыкновенные дроби».


Автор: Иванова Варвара Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: конспект урока
Тема: «Доли. Обыкновенные дроби».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Доли. Обыкновенные дроби».

Цель урока: познакомить с понятием дроби и ее содержательным смыслом.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом;

2.Сформировать умения читать и записывать дробь.

Развивающие:

1.Развитие речи;

2.Формирование умений сравнивать, обобщать факты и

понятия;

3.Развитие у учащихся самостоятельности;

4.Развитие внимания.

Воспитательные:

1.Воспитание чувства само- и взаимоуважения;

2. Развитие сотрудничества при работе в парах;

3.Воспитание интереса к истории математики как науки.

Оборудование:

1.

Складная доска

2.

Компьютер

3.

Проектор

4.

3 яблока, нож

5.

Раздаточный материал: цветные круги, квадраты, ножницы

6.

Карточки с заданиями, цветные карандаши

7.

Красные и зелёные карточки для рефлексии

Ход урока:

Настрой на урок - несколько дыхательных упражнений (закрыть глаза, сделать

глубокий вдох, выдохнуть).

Здравствуйте, садитесь. Как обычно начинаем урок с устного счёта.

I. Устный счёт (на доске записан заранее)

56+14= О (70)

8000-7150= И (850)

15·4= Д (60)

912:3= Л (34)

Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочитаете тему сегодняшнего урока.

(Доли)

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока «Доли. Обыкновенные дроби»

( Открыть доску, тема заранее написана на доске).

Вернёмся к примерам устного счёта. С какими числами мы производим арифметические

действия? (Натуральными)

Относится ли число 0 к натуральным числам? (Нет)

II. Новый материал.

Мультфильм «Апельсин».

А у нас задача следующая:

« Я хочу вас угостить, но у меня только 3 яблока, а нас 12.»

Как поступить? (Ответ детей: разрезать каждое на 4 части).

Сколько достанется каждому?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам не хватает знаний. Поэтому сегодня мы покидаем

«страну» натуральных чисел и будем гостить в другой «стране» - стране дробных чисел.

Презентация «Из истории дробей»

1)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин,

площадей, углов и других величин.

Для получения более точных результатов меры стали делить на части, что

привело к появлению дробей.

2)

Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать»,

«ломать».

А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались–«ломаные

числа».

3)

В древности и в средние века учение о дробях считалось, хотя и самым

трудным, но и самым важным разделом арифметики.

Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал:

«Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

Вернёмся к нашей задаче. Разрежем яблоко на 4 равные части, каждому достанется 1

кусочек или ¼ доля. Говорят короче – 1/4 .

Если с блюдца убрать одну долю, то сколько долей яблока останется? (3/4)

Как это записать? Доли записывают с помощью двух чисел и чёрточки между ними.

На доске и в тетрадях 3/4

Опр. Записи вида 3/4 называют обыкновенными дробями.

На доске и в тетрадях

3/4 – обыкновенная дробь

В дроби 3/4 число 3 называют числителем дроби, а число 4-

знаменателем дроби, чёрточка – дробная черта.

На доске и в тетрадях

3 числитель

4 знаменатель

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей

взято.

На доске и в тетрадях

3 числитель сколько?

4 знаменатель каких?

Дополнительно на доске крепится табличка:

числитель сколько?

знаменатель каких?

Чтобы правильно читать дроби, мы записали вопросы.

Числитель дроби пишут над чертой, а знаменатель под чертой.

На доске ( написано заранее)

3/8 2/5 1/3 7/8 4/9 5/12 2/6 3/7 4/8 9/10 6/20 2/11

Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель. Объясните, как понимаете

каждую дробь. (Первую дробь читает учитель: 3/8 – целое разделили на 8 равных частей и

взяли 3 части). Чтение по цепочке.

III. Практическая работа.

У вас на парте лежат несколько фигур.

1)

Возьмите круг и разрежьте его на 2 равные части. Каждый из вас возьмите 1 часть в

руку.

Какую часть круга вы держите? (1/2)

Как иначе мы называем долю 1/2? (Половина)

Если дети затрудняются дать название дроби, то привожу пример из жизни: покупка не

целой буханки хлеба.

Сколько вторых долей в круге? (2)

2)

Разрежьте круг на 4 части. Возьмите 1 часть в руку.

Какую часть круга вы держите? (1/4)

Как иначе мы называем долю 1/4? (Четверть)

Если дети затрудняются дать название дроби: 15 минут часа.

Сколько четвёртых долей в круге? (4)

3)

Разрежьте квадрат на 3 прямоугольника. Возьмите 1 часть в руку.

Какую часть квадрата вы держите? (1/3)

Как иначе мы называем долю 1/3? (Треть)

В названии дроби уже затруднений не возникает.

Сколько третьих долей в квадрате? (3)

4)

Если мы фигуру разрежем на 5 долей, то сколько 5-х долей содержит целая

фигура? (5) А 6-х долей? (6)

5)

Неравные доли (слайд )

Какая часть фигуры закрашена?

Кто-то называет дроби, а кто-то обращает внимание, что доли на слайде не равны.

Вывод( делают дети): Когда говорим о дробях, то целое делим на равные части!

Физкультминутка (проводит один из учеников)

ученик класс

Руки - (на месте)

Ноги - (на месте)

Локти - (у края)

Спина - (прямая)

IV.

Закрепление материала.

Работа по учебнику , №884 с.140

Определите, какая часть фигуры закрашена? Объясните, что это значит.

(1/7, отрезок разделили на 7 частей и взяли 1 часть)

Аналогично по всем картинкам по цепочке (1/3; 1/4; 1/2; 2/5; 2/5; 1/3; 1/6; 4/10; 5/5; 1/2;

3/5; 7/8; 8/100)

Работа по карточкам (разноуровневые задания, см. в приложении)

Инструкция: Внимательно читайте вопросы, используя цветные карандаши, изобразите

дроби или по картинке запишите дробь.

Первичная проверка на слайде (в конце урока карточки собирает учитель и выставляет

оценки).

V. Итоги урока.

Как вы объясните, что такое дробь?

Какими должны быть части целого, когда мы говорим о дробях?

Что означает дробь 4/4?

Оценки.

Оцениваются самые активные и не допустившие ни одной ошибки по результатам

первичной проверки работы по карточкам, остальные оцениваются за работу по

карточкам.

VI. Домашнее задание: п. 23, № 925, 927.

VII. Рефлексия.

Зелёная карточка « Сегодня на уроке я всё понял. Я знаю, что такое дробь».

Красная карточка « На уроке мне было трудно выполнять задания. Я не понял, что

такое дробь».

Все дети подняли зелёные карточки, только один мальчик - две карточки вместе.

Объяснил тем, что на уроке возникали затруднения. Этот мальчик 2/3 учебного

времени пропустил по болезни.

Резерв (слайд):

1. Одна тысячная километра – это … (метр)

2. Одна триста шестьдесят пятая года – это … (день)

3. Одна двадцать четвертая суток – это … (час)

4. Одна шестидесятая часа – это … (минута)



В раздел образования