Автор: Марченко Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование театрализованных игр в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы.
ТЕМА: «Использование театрализованных игр в преодолении ОНР у
детей старшего дошкольного возраста»
В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной
вид
деятельности
ребёнка
–
игра.
Это
источник
его
нравственного
и
умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков
общения. Именно в игре наиболее эффективно осуществлять коррекционное
воздействие на речь и личность ребёнка.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит
игра.
Разностороннее
влияние театрализованной деятельности на речь
ребёнка,
позволяет
использовать
её
как
одно
из
эффективных
средств
в
логопедической работе, именно благодаря театральным играм мне удалось
достигнуть значительных результатов в преодолении ОНР у дошкольников
Значение театрализованных игр:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире,
- развиваются все психические процессы,
-стимулируются мыслительные операции,
- происходит развитие различных анализаторов,
-совершенствуется
моторика,
координация,
плавность,
переключаемость,
целенаправленность движений,
-развивается эмоционально-волевая сфера,
-происходит коррекция поведения,
-
развивается
чувство
коллективизма,
ответственности
друг
за
друга,
формируется опыт нравственного поведения,
-
стимулируется
развитие
творческой,
поисковой
акти вн о сти ,
самостоятельности.
Театрализованные игры дают возможность:
-обеспечить
психологический
комфорт
и
развитие
эмоционально-волевой
сферы детей во время занятий,
- повысить речевую мотивацию,
- компенсировать недостаточность фонематического слуха,
- повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование,
-
активизировать
и
совершенствовать
словарный
запас,
грамматический
строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи,
темп и выразительность,
- автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого
количества речевого материала.
Обратиться в своей работе к данным видам игр заставила важная проблема. В
период психологической адаптации ребёнка к школе у 70% первоклассников
возникают
страхи,
срывы,
заторможенность.
Ребёнок,
даже
с
богатым
духовным содержанием, оказывается
замкнутым, стеснительным. Он не
может свободно высказаться, речь его бедна, эмоционально не выразительна.
Он избегает публичных выступлений, теряется в присутствии незнакомых
лиц. Особо усугубляется это положение у детей, имеющих ОНР и нарушения
в звукопроизношении.
Задача логопеда состоит не только в коррекции речи ребёнка, но и в развитии
его личности, творческого потенциала, способностей и интересов.
Исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека.
Поэтому, преодолевая трудности – ребёнок должен играть. Задача взрослого –
окружить ребёнка игрой, чтобы он не заметил, что на самом деле занят
тяжелой работой.
Свою
коррекционную
деятельность
я
строю
на
основе
следующих
принципов:
Принципы работы:
1.Преемственность в работе детского сада и семьи.
2. Комплексность эмоционально-позитивного общения.
3.Личностно-ориентированное взаимодействие.
4.Постепенное
усложнение
содержания
с
учётом
возрастных
и
психологических особенностей.
Многолетний опыт учителей – логопедов показывает, что при преодолении
ОНР
у
дошкольников,
недостаточно
только
логопедических
приёмов
–
необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность
ребёнка.
Задача, которую я поставила перед собой, состоит в том, чтобы, используя
театрализованную
деятельность
на
логопедических
занятиях
и
в
свободное время, преодолеть ОНР у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной задачи, все мои занятия строятся по принципу игры,
перевоплощения
в
другой
образ,
где
рождается
с п о с о б н о с т ь
взаимопонимания, сочувствия и соучастия.
Условно все занятия я разделила на три этапа:
Этапы коррекционной работы:
1 этап - РАЗМИНКА
2 этап – УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
3 этап – ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1 ЭТАП - РАЗМИНКА
Задачи:
1.
Переключить внимание детей на процесс творческих занятий.
2.
Снять психофизическое напряжение.
3.
Развивать слуховую и зрительную координацию.
4.
Формировать фонематический слух.
5.
Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
6.
Развивать мелкую моторику.
7.
Укреплять лицевую мускулатуру.
8.
Активизировать работу мышц губ и языка.
Цель игровой разминки состоит в том, чтобы переключить внимание детей на
процесс
творческих
занятий
или
наоборот
–
снять
психофизическое
напряжение.
Предлагаются
игры
на
внимание:
«Слушай
хлопки
и
звуки»,
«Четыре
стихии». Игры с мячом (исполнение выразительных интонаций совокупно с
двигательной активностью). На данном этапе используются игры на развитие
мелкой моторики (пальчиковые игры).
На
1
этапе
также
уделяю
внимание
постановке
правильного
речевого
дыхания, четкой, не напряженной артикуляции, что является основой для
звучного голоса. Речевой материал от занятия занятию усложняется.
Кроме этого, идёт целенаправленная работа по развитию лицевых мышц и
мышц
языка.
Дети
с
большим
интересом
откликаются
на
элементы
психогимнастики.
2 ЭТАП - УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
Основная
задача:
Работа
над
преодолением
ОНР
и
исправлением
неправильного звукопроизношения.
Задачи:
1.Раскрыть возможности, способности, таланты самого ребёнка.
2.Развивать
наблюдательность,
творческую
фантазию
и
воображение,
внимание и эмоциональную память, ассоциативное и образное мышление,
чувство ритма.
На
втором
этапе
(учебная
часть)-
основное
внимание
я
уделяю
совершенствованию речи детей.
Наибольший интерес представляют –
1.Игры импровизации (где дети, при помощи мимики и жестов, создают
живые
образы).
Это
этюды
на
выражение
внимания,
страха,
радости,
удовольствия.
2.Постепенно
перехожу
на
развитие
двигательных
навыков,
используя
имитационные
движения.
Нужно
самостоятельно
выбрать
и
представить
какое-нибудь животное, птицу в определённом состоянии.
3. Затем мы плавно переходим к решению основной задачи - развитию всех
компонентов речевой деятельности. Для этого подходит обыгрывание малых
речевых
форм:
потешек,
прибауток,
авторских
стихов.
Большой
эффект
имеют
книжки-игры.
Читая
такие
книги,
дети
запоминают
содержание
произведений и жесты героев книги (по иллюстрациям). После того как дети
разучат
стихотворение,
они
рассказывают
его,
с о п р о в ож д а я
соответствующими выразительными движениями.
4.Особое
внимание
детей
я
обращаю
на
связь
между
настроением
и
особенностями вербальной и невербальной выразительности(силой голоса,
темпом,
интонационными
и
логическими
ударениями).
Для
этого
используются «Говорящие картинки»- рассказы по схематичным рисункам,
когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребёнок
рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных
средств выразительности.
5.Огромную радость дети испытывают, когда я провожу с ними занятия по
кукловедению. Работая с куклой, говоря за неё, ребёнок по иному относится
к собственной речи. Кукла отвлекает ребёнка от речевых трудностей. Когда у
ребёнка не получается что-либо, то делается замечание не ему, а кукле. Для
предупреждения
торопливой,
невнятной
речи,
я
надеваю
на
руку
куклу,
которая отрицательно качает головой и закрывает уши руками. Говоря за
веселого
человечка,
я
показываю,
как
следует
плавно
и
длительно
произносить
гласные
звуки
на
выдохе.
Очень
помогает
в
работе
артикулирующая кукла (при постановке звуков, их автоматизации)
6.Дети, овладевая техникой вождения куклы, развивают мелкую и общую
моторику.
3 ЭТАП - ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Беседы об искусстве.
- Обсуждение спектаклей и выставок.
- Выполнение специальных творческих заданий (импровизаций)
- Репетиции спектаклей.
Третий этап занятий имеет несколько вариантов:
- Беседы об искусстве.
- Обсуждение спектаклей и выставок.
- Выполнение специальных творческих заданий (импровизаций)
-Репетиции спектаклей.
- Организация выставок детских работ
Для
постановок
мы
используем
мини
-
кукольные
спектакли.
Мы
разыгрываем
знакомые
потешки,
прибаутки,
сказки.
Именно
эти
произведения
позволяют
научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными средствами в их сочетании.
Хочется отметить согласованную работу всех узких специалистов детского
сада: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя,
которые
составляют
план
и
ведут
целенаправленную
деятельность по его реализации.
Особое
удовлетворение
вызывает
установившееся
по зит ив но е
взаимодействие с родителями воспитанников, возросшая активность семьи в
вопросах организации театрализованных представлений.
Анализ использования театрализованных игр в коррекционной работе
показал, что большинство детей максимально проявляют себя в
организационном общении, проявляют игровое творчество в реализации
замыслов, используя для этого мимику, жест, речевую интонацию,
комментирующую и оценочную речь.
Результатом моей работы является не только чистая грамотная связная речь,
но и сам процесс, путь поиска, по которому пойдет
взрослый и ребёнок.
Поэтому
нужно
творить
вместе
с
детьми,
искать
ответы
на
волнующие
вопросы, а главное - не бояться их задавать. Только в этом случае возможен
положительный
результат
и
творческий
процесс
в
коррекционном
воспитании и обучении дошкольников.