Автор: Попова Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31
Населённый пункт: село Раменки
Наименование материала: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в воспитании у дошкольников ценностного отношения к понятиям «красота» и «добро».
Тема: Ценности и ценностные отношения как социально-педагогический феномен
Раздел: дошкольное образование
Ценности и ценностные отношения как социально-педагогический
феномен
Ценности
представляют
собой
фундамент
любого
общества,
ими
обуславливаются
возможности
по
его
успешному
функционированию,
ценности - основа воспитательных целей и идеалов. В любом обществе
первостепенная задача - передать ценности подрастающему поколению, такая
задача обуславливает передачу ценностей как одну из функций системы
образования,
потому
что
противоречия
общественного
устройства
отражаются в первую очередь на нравственных основах детей и подростков.
Федеральные
государственные
стандарты
дошкольного
образования
подчеркивают значимость передачи ценностей подрастающему поколению,
документ
заявляет
ориентацию
развития
личности
непосредственно
на
усвоение ценностей, принятых в обществе.
Ценности выступают как ориентиры из прошлого в будущее, потому
что содержат в себе опыт прошлого, актуальные идеи собственного времени,
ценности
определяют
стратегию
развития
общества.
Ценности
личности
претерпевают изменения в связи с развитием общества.
Проблемы
этического
развития,
или
вопросы
по
формированию
нравственных ценностей, перед педагогами стояли всегда. Большое число
исследований
в
этой
области
связано
с
проблемами
по
становлению
моральных и нравственных ценностей личности, их истоков, развития.
Вопросы по поводу решающей роли ценностных ориентаций развития
и формирования личности в педагогике ставились с древнейших времен. Они
уходят корнями еще в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали
человека
прекрасного
физически
и
нравственно.
Так,
Сократ,
бывший
философом - идеалистом (469 - 399 г.г. до н.э.), отмечал, что можно выделить
всеобщие
и
неизменные
нравственные
понятия,
всеобщие
и
неизменные
ценности.
Целью
воспитания,
по
его
словам,
является
не
процессы
исследования
природы
вещей,
а
процессы
познания
самих
себя,
совершенствования нравственности.
Философом Платоном (427 – 347 г.г. до н.э.) отмечалось, что главное в
приближении
к
высшим
ценностям,
высшим
идеям
блага
–
это
осуществление пути воспитания, важнейшая часть которого – нравственное
поведение, наличие ценностей. Платон высказывал в отношении ценностей в
воспитании, их значимости серию важнейших мыслей, он отмечал важность
общественных
ценностей
в
последовательной
государственной
системе
воспитания,
выдвигал
требования
к
воспитанию
путем
освоения
положительных примеров [7].
Аристотелем (384 – 322 г.г. до н.э.), учеником Платона, крупнейшим
философом
и
ученым
Древней
Греции,
также
определялась
важность
ценностей в обучении детей. Основой воспитания, как он считал, является
деятельное, волевое начало, серьезное значение он придавал нравственному
поведению,
ориентации
на
общественные
ценности,
упражнениям
в
нравственных
поступках.
И
были
названы
следующие
источника
нравственного воспитания: развивать навыки (часта повторять необходимые
действия, приучать), развивать природные задатки, развивать разум.
Поздней
Я.
А.
Каменский
(1592
–
1670)
в
трактате
«Наставление
нравов» приводил изречение философа Сенеки: «Научись сперва добрым
нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». В этом
же трактате он цитирует и изречение народное: «Кто успевает в науках, но
отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [14].
Проблемы ценностей, нравственного воспитания дальнейшее развитие
получают в трудах известнейших зарубежных педагогов - Ж.Ж. Руссо, И.Г.
Песталоцци, Д. Локка, Р. Оуэна и т.п.
Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен
также
уделяли
серьезное
внимание
вопросам
ценностей
в
воспитании,
ценностным
отношения
как
социально-педагогическому
феномену,
нравственному воспитанию, которое ими рассматривалось как необходимое
условие для гармонического развития личности детей.
Если
говорить
об
отечественных
педагогах-классиках
прошлого,
то
здесь
роль
нравственного
воспитания
наиболее
полно
и
ярко
охарактеризована К.Д. Ушинским. В своей статье «О нравственном элементе
в воспитании» Ушинский отметил: «Убеждены в том, что нравственность не
есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще
убеждены
в
том,
что
влияние
нравственное
составляет
главную
задачу
воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение
головы познаниями… « [18]
Большое
внимание
вопросы
нравственного
воспитания
занимают
у
современных педагогов и психологов. Так, исследования таких авторов, как
О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова, Л.И. Романова,
говорят
о
том,
что
во
многом
эффективность
нравственного
воспитания
связана
с
правильной
организацией
деятельности
детей
(в
основном,
коллективно),
с
умелым
сочетанием
такой
деятельности
с
методами
убеждения,
накоплением
положительного
морального
о п ы т а .
Исследователями подчеркивается важность воспитания нравственных чувств
у детей, развитие нравственных отношений.
Л.С.
Выготским,
Р.И.
Жуковской,
И.Г.
Яновской
в
исследованиях
отмечается,
что
позитивное
влияние
на
воспитание
нравственности
оказывает игровая деятельность детей (в частности, ролевые, творческие
игры). Задачей нравственного воспитания выступает следующая: моральные
ценности, называемые общечеловеческими (честь, долг, достоинство и т.д.)
должны
выступать
как
внутренние
стимулы
в
развитии
формирующейся
личности.
На
данный
момент
существуют
установки
для
создания
правового
общества, имеющего высокую культуру отношений между людьми. Основой
для
подобных
отношений
должна
стать
социальная
справедливость,
дисциплинированность,
совесть.
В
подобном
обществе
существует
необходимость в нравственной воспитанности каждого ее члена. В обществе
нравственность поддерживается при помощи силы общественного мнения,
выражения общественных оценок поступков моральных и аморальных. В
нравственном
развитии
личности
большим
значением
обладает
непосредственно ее собственное отношение к поступкам и действиям, к
соблюдениям
моральных
требований,
установленных
в
обществе.
Необходимым
условием
является,
чтобы
личность
сама
стремилась
к
нравственности, к соблюдению моральных норм и правил в силу своего
внутреннего желания, понимания их необходимости [19].
Существующие
в
области
морального
и
нравственного
развития
исследования отечественных психологов условно возможно отнести к двум
различных и фактически не пересекающимся направлениям:
1.
В о з м о ж н о
н а з в а т ь нормативно-ориентированное.
Исследователями подчеркивается, что никакие формы сознания, в том числе
и мораль, не даются людям от рождения. Моральные качества индивидом
приобретаются в процессе его социального развития. В этих качествах детей
происходит кристаллизация моральных и нравственных норм, существующих
в
общественном
сознании.
В
соответствии
с
этим
можно
сказать,
что
моральное и нравственное развитие личности выступает процессом усвоения
детей
правил
и
норм
общественного
поведения при условии совместной
деятельности и активного общения.
Это положение легло в основу проведения исследований психологов,
где главным условием и источником этического развития детей выступало
усвоение и присвоение (т.е. превращение в собственные) моральных норм.
2.
Вторым направлением является так называемое эмоционально-
ориентированное. Исследователями ставятся на первый план не усвоения
поведенческих
норм
и
не
формирование
нравственных
представлений,
в
первую очередь, речь идет о развитии нравственных чувств и социальных
эмоций, прежде всего, сюда относят сочувствие и сопереживание.
Основной метод формирования эмоций и социальных чувств детей в
данном случае выделяют следующий: понимание и осознание переживаний
другого человека либо литературного персонажа. Научение в данном случае
производится через узнавание эмоций по картинкам и фотографиям, чтение
рассказов, их обсуждение и т.д. [36]
Педагог, таким образом, раскрывает перед ребенком внутренний мир
сверстников или взрослых, формируя крайне важное с социальной точки
зрения нравственное миропонимание. Выражаться такое понимание будет
через
возможность
понимания
другого,
через
видение
нравственного
поступка в определенных действиях, умения дать этому поступку объяснение
с точки зрения правил и норм, ощутить самому переживания другого.
В целом можно сказать, что при помощи понимания художественных
произведений дети должны учиться сопереживанию другим людям, а также
правильно оценивать поступки как других людей, так и свои. Возможный
метод формирования моральных оценок и нравственных чувств, в данном
случае - обучение детей решению социально-нравственных, смысловых зада
Вопросы нравственности, а также нравственного воспитания и духовного
становления личности не только являются актуальными на данный момент,
они
всегда,
в
любые
периоды
развития
общества,
являлись
предметом
рассмотрения в психологии, философии, педагогике.
Идеи
нравственного
воспитания
основывались
на
мыслях
таких
древнегреческих философов, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель о
важности нравственного становления человека. Их мысли развивали такие
исследователи, как И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, В. Мономах, М. Монтень,
И.Г.
Песталоцци,
Э.
Роттердамский,
Витторино
да
Фельтре
,
все
это
постепенно создало множественные предпосылки для становления теории
нравственного воспитания.
В
целом,
в
исследованиях
отмечено,
что
ценности
признаются
источником
индивидуальной
мотивации,
они
рассматриваются
как
«положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира
для
людей,
социальных
групп,
в
целом
общества,
определяемую
не
их
свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой
жизнедеятельности,
интересов
и
потребностей,
социальных
отношений;
критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных
принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [18, с. 1330].
Ценность личности базируется на ценностях общества, на ценностной
системе общества, функционирование ценностей будет успешным в случаях,
если они усвоены членами общества и если они находят в их деятельности и
поведении реальное воплощение. Передача и усвоение ценностей выступает
процессом закономерным, именно им в мире обеспечивается устойчивость с
прогрессом.
Для
нашего
исследования
важным
является
понятие
транслятора
ценностей - это может быть семья, культура, общественные и религиозные
организации,
система
образования
всех
уровней,
включая
дошкольный.
Отметим, что значимость подрастающему поколению передачи ценностей
подчеркивается
в
Федеральных
государственных
стандартах
дошкольного
образования,
где
развитие
личности
ребенка
ориентировано
на
усвоение
ценностей, принятых в обществе.
Передачу
подрастающему
поколению
ценностей
рассматривают
в
своих исследованиях педагоги Б.Т. Лихачев, Е.А. Князев, Н.Д. Никандров,
В.А.Сластенин и др. Они определяют ее как важнейшую задачу образования
для гармонизации отношений поколений в их преемственности в усвоении
ценностей
общества.
Но
ученые
отмечают,
что
социокультурная
среда
межпоколенных отношений способна либо сократить дистанцию поколений,
либо привести к кризисному дистанционированию.
В
соответствии
с
культурно
–
исторической
концепцией
развития
личности,
представленной
Л.С.
Выготским,
источники
с
детерминантами
развития
личности
находится
в
исторически
развившейся
культуре.
Значимость связи традиционной культурой народа с системой воспитания
подрастающего
поколения
подчеркивалась
К.Д.
Ушинским,
отмечающим
отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
народным, должно быть пронизано народностью.
Исследователь
А.Н.
Леонтьев
отмечал:
«…суть
духовного,
психического
развития
ребенка
состоит
в
том,
что
он
как
бы
богатеет
богатством,
накопленным
предшествующими
поколениями
людей.
Он
наследует
подлинно
человеческое.
Но
не
биологически,
не
в
порядке
простого созревания его организма, а социально, то есть в ходе развития его
жизни в условиях общества» [29].
Это
положение
ориентируется
на
значимость
в
развитии
личности
ребенка традиционной народной культуры. Б.Т. Лихачев отмечает, что без
учета закона исторической и психологической преемственности ценностей в
педагогической
деятельности
и
общественном
сознании
формирование
морального
потенциала
личности
невозможно.
В
соответствии
с
этим
законом,
общественное
и
индивидуальное
сознание
прочно
сохраняет
накопленные за историю существования народа духовные ценности, которые
передаются
из
поколения
в
поколение.
Именно
духовные
ценности
выступали
всегда
как
тот
самый
идеал,
к
которому
стремились
лучшие
представители человечества.
Многие
исследователи
(В.В
Абраменкова,
А.М.
Булынин,
А.Г.
Гогоберидзе, В.С. Костелов, Н.Г. Попов, Л.М., Ратанова, Р.М. Рогова) писали
о том, что одно из средств сохранить преемственность поколений, осваивать
проблемы культуры, как способ нравственного самовоспитания и развития
личности, выступает освоение личностью ценностных категорий общества.
Любые
общества
имеют
собственные
системы
ценно стей,
определяющие направление в его развитии. Выделяется большое количество
подходов и классификаций ценностей. Работы современных отечественных
авторов
(Е.В.
Аверьянова,
С.С.
Бубнова,
Д.А.
Леонтьев
,
В.В.
Козлов,
Е.И.Сухова, Е.Б. Фанталова, Н.П. Фетискин, М.С. Яницкий и т .д.) передают
неоднозначность критериев ранжирования ценностей в соответствии с их
значимостью для общества и в целом человечества либо
субъективной
важности, насущности и т.п.
Проблема ценностей, фундаментально в области образования, была
разработана
Б.Т.
Лихачевым,
которым
проанализирована
сущность
и
основные
содержания
категории
«ценности»
и
выявлены
источники
ценностей
в
воспитательной
системе.
Б.Т.Лихачев
определяет
воспитательные ценности как «представления о том, каким нужно быть в
этом мире, какими качествами обладать, что делать, чего добиваться в этой
жизни и к чему стремиться, чтобы стать, по крайней мере, благополучным»,
своеобразные ориентиры в педагогической деятельности.
В
целом
можно
сказать,
что
ценностные
ориентации
являются
результатом
по
присвоению
(интериоризации)
личностью
ценностей
общества. Личность в своем онтогенезе постепенно усваивает различные
социальные ценности, преобразует их в творческих процессах ценностного
самоопределения.
Ценностным
подходом
характеризуется
новый
этап
в
развитии
педагогики, ее теории и практики, его особенность - проведение научного
обоснования деятельности субъектов образования на базе аксиологических
принципов и смыслов. Ценностный подход предполагает внесение на всех
уровнях содержания образования ценностного компонента. Основа отбора и
структурирования в содержании образования с позиций ценностного подхода
-
наличие
ценностной
картины
мира.
В
качестве
средств
формирования
ценностного
сознания
выступает
аксиологическая
среда
с
ценностно-
смысловой коммуникацией. Аксиологическая среда является основной для
становления
ценностно-ориентированной
личности,
которая
обладает
нравственными
качествами,
способная
к
самореализации
в
условиях
современной действительности.
В
различных
аспектах
теоретические
основы
ценностного
подхода
изучаются
в
трудах
многочисленных
отечественных
педагогов.
Вопросы
педагогических
ценностей
рассмотрены
в
трудах
В.И.
Андреева,
В.А.
Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова), исследованием
ценностных
ориентаций
занимались
А.В.
Кирьякова,
В.А.
Ядов,
вопро сы
общечеловеческих ценностей стояли в центре работа В.А. Караковского, Н.Д.
Никандрова, орбазовательные ценности – исследований З.И. Равкина и т.д.
И.В. Бабуровой рассматривается воспитание ценностных отношений в
образовательном
процессе,
выделяются
различные
его
механизмы
-
подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия. Исследователь отмечает
существование особенной роли примера как возможной модели ценностного
выбора, когда в процессе формирования ценностных отношений школьников
осуществляется активная «трансляция» мира ценностей педагога.
Своими исследованиями она доказала, что деятельностный подход в
воспитании
ценностных
отношений
реализуется
через
общую
жизнедеятельность воспитанников. Как критерии воспитанности ценностных
отношений , автором предлагается когнитивный компонент (степень развития
ценностного
сознания
личности),
поведенческий
компонент
(характер
конкретных
проявлений
ценностного
отношения
к
объекту
мира),
эмоционально-оценочный
компонент)
эмоциональное
со стояние,
сопровождающее реализацию отношения).
В целом, проведение анализа исследований, посвященных ценностям и
ценностным
отношениям
как
социально-педагогическому
феномену,
показывает,
что
механизмы
по
формированию
ценностных
ориентиров
представляют собой сложный социально-исторический феномен, имеющий
большое
количество
аспектов.
Что
касается
дошкольного
возраста,
здесь
формирование ценностных ориентиров личности связано с приобщением
дошкольников к общечеловеческим ценностям.