Напоминание

Ценности и ценностные отношения как социально-педагогический феномен


Автор: Попова Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31
Населённый пункт: село Раменки
Наименование материала: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в воспитании у дошкольников ценностного отношения к понятиям «красота» и «добро».
Тема: Ценности и ценностные отношения как социально-педагогический феномен
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ценности и ценностные отношения как социально-педагогический

феномен

Ценности

представляют

собой

фундамент

любого

общества,

ими

обуславливаются

возможности

по

его

успешному

функционированию,

ценности - основа воспитательных целей и идеалов. В любом обществе

первостепенная задача - передать ценности подрастающему поколению, такая

задача обуславливает передачу ценностей как одну из функций системы

образования,

потому

что

противоречия

общественного

устройства

отражаются в первую очередь на нравственных основах детей и подростков.

Федеральные

государственные

стандарты

дошкольного

образования

подчеркивают значимость передачи ценностей подрастающему поколению,

документ

заявляет

ориентацию

развития

личности

непосредственно

на

усвоение ценностей, принятых в обществе.

Ценности выступают как ориентиры из прошлого в будущее, потому

что содержат в себе опыт прошлого, актуальные идеи собственного времени,

ценности

определяют

стратегию

развития

общества.

Ценности

личности

претерпевают изменения в связи с развитием общества.

Проблемы

этического

развития,

или

вопросы

по

формированию

нравственных ценностей, перед педагогами стояли всегда. Большое число

исследований

в

этой

области

связано

с

проблемами

по

становлению

моральных и нравственных ценностей личности, их истоков, развития.

Вопросы по поводу решающей роли ценностных ориентаций развития

и формирования личности в педагогике ставились с древнейших времен. Они

уходят корнями еще в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали

человека

прекрасного

физически

и

нравственно.

Так,

Сократ,

бывший

философом - идеалистом (469 - 399 г.г. до н.э.), отмечал, что можно выделить

всеобщие

и

неизменные

нравственные

понятия,

всеобщие

и

неизменные

ценности.

Целью

воспитания,

по

его

словам,

является

не

процессы

исследования

природы

вещей,

а

процессы

познания

самих

себя,

совершенствования нравственности.

Философом Платоном (427 – 347 г.г. до н.э.) отмечалось, что главное в

приближении

к

высшим

ценностям,

высшим

идеям

блага

это

осуществление пути воспитания, важнейшая часть которого – нравственное

поведение, наличие ценностей. Платон высказывал в отношении ценностей в

воспитании, их значимости серию важнейших мыслей, он отмечал важность

общественных

ценностей

в

последовательной

государственной

системе

воспитания,

выдвигал

требования

к

воспитанию

путем

освоения

положительных примеров [7].

Аристотелем (384 – 322 г.г. до н.э.), учеником Платона, крупнейшим

философом

и

ученым

Древней

Греции,

также

определялась

важность

ценностей в обучении детей. Основой воспитания, как он считал, является

деятельное, волевое начало, серьезное значение он придавал нравственному

поведению,

ориентации

на

общественные

ценности,

упражнениям

в

нравственных

поступках.

И

были

названы

следующие

источника

нравственного воспитания: развивать навыки (часта повторять необходимые

действия, приучать), развивать природные задатки, развивать разум.

Поздней

Я.

А.

Каменский

(1592

1670)

в

трактате

«Наставление

нравов» приводил изречение философа Сенеки: «Научись сперва добрым

нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». В этом

же трактате он цитирует и изречение народное: «Кто успевает в науках, но

отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [14].

Проблемы ценностей, нравственного воспитания дальнейшее развитие

получают в трудах известнейших зарубежных педагогов - Ж.Ж. Руссо, И.Г.

Песталоцци, Д. Локка, Р. Оуэна и т.п.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен

также

уделяли

серьезное

внимание

вопросам

ценностей

в

воспитании,

ценностным

отношения

как

социально-педагогическому

феномену,

нравственному воспитанию, которое ими рассматривалось как необходимое

условие для гармонического развития личности детей.

Если

говорить

об

отечественных

педагогах-классиках

прошлого,

то

здесь

роль

нравственного

воспитания

наиболее

полно

и

ярко

охарактеризована К.Д. Ушинским. В своей статье «О нравственном элементе

в воспитании» Ушинский отметил: «Убеждены в том, что нравственность не

есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще

убеждены

в

том,

что

влияние

нравственное

составляет

главную

задачу

воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение

головы познаниями… « [18]

Большое

внимание

вопросы

нравственного

воспитания

занимают

у

современных педагогов и психологов. Так, исследования таких авторов, как

О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова, Л.И. Романова,

говорят

о

том,

что

во

многом

эффективность

нравственного

воспитания

связана

с

правильной

организацией

деятельности

детей

основном,

коллективно),

с

умелым

сочетанием

такой

деятельности

с

методами

убеждения,

накоплением

положительного

морального

о п ы т а .

Исследователями подчеркивается важность воспитания нравственных чувств

у детей, развитие нравственных отношений.

Л.С.

Выготским,

Р.И.

Жуковской,

И.Г.

Яновской

в

исследованиях

отмечается,

что

позитивное

влияние

на

воспитание

нравственности

оказывает игровая деятельность детей (в частности, ролевые, творческие

игры). Задачей нравственного воспитания выступает следующая: моральные

ценности, называемые общечеловеческими (честь, долг, достоинство и т.д.)

должны

выступать

как

внутренние

стимулы

в

развитии

формирующейся

личности.

На

данный

момент

существуют

установки

для

создания

правового

общества, имеющего высокую культуру отношений между людьми. Основой

для

подобных

отношений

должна

стать

социальная

справедливость,

дисциплинированность,

совесть.

В

подобном

обществе

существует

необходимость в нравственной воспитанности каждого ее члена. В обществе

нравственность поддерживается при помощи силы общественного мнения,

выражения общественных оценок поступков моральных и аморальных. В

нравственном

развитии

личности

большим

значением

обладает

непосредственно ее собственное отношение к поступкам и действиям, к

соблюдениям

моральных

требований,

установленных

в

обществе.

Необходимым

условием

является,

чтобы

личность

сама

стремилась

к

нравственности, к соблюдению моральных норм и правил в силу своего

внутреннего желания, понимания их необходимости [19].

Существующие

в

области

морального

и

нравственного

развития

исследования отечественных психологов условно возможно отнести к двум

различных и фактически не пересекающимся направлениям:

1.

В о з м о ж н о

н а з в а т ь нормативно-ориентированное.

Исследователями подчеркивается, что никакие формы сознания, в том числе

и мораль, не даются людям от рождения. Моральные качества индивидом

приобретаются в процессе его социального развития. В этих качествах детей

происходит кристаллизация моральных и нравственных норм, существующих

в

общественном

сознании.

В

соответствии

с

этим

можно

сказать,

что

моральное и нравственное развитие личности выступает процессом усвоения

детей

правил

и

норм

общественного

поведения при условии совместной

деятельности и активного общения.

Это положение легло в основу проведения исследований психологов,

где главным условием и источником этического развития детей выступало

усвоение и присвоение (т.е. превращение в собственные) моральных норм.

2.

Вторым направлением является так называемое эмоционально-

ориентированное. Исследователями ставятся на первый план не усвоения

поведенческих

норм

и

не

формирование

нравственных

представлений,

в

первую очередь, речь идет о развитии нравственных чувств и социальных

эмоций, прежде всего, сюда относят сочувствие и сопереживание.

Основной метод формирования эмоций и социальных чувств детей в

данном случае выделяют следующий: понимание и осознание переживаний

другого человека либо литературного персонажа. Научение в данном случае

производится через узнавание эмоций по картинкам и фотографиям, чтение

рассказов, их обсуждение и т.д. [36]

Педагог, таким образом, раскрывает перед ребенком внутренний мир

сверстников или взрослых, формируя крайне важное с социальной точки

зрения нравственное миропонимание. Выражаться такое понимание будет

через

возможность

понимания

другого,

через

видение

нравственного

поступка в определенных действиях, умения дать этому поступку объяснение

с точки зрения правил и норм, ощутить самому переживания другого.

В целом можно сказать, что при помощи понимания художественных

произведений дети должны учиться сопереживанию другим людям, а также

правильно оценивать поступки как других людей, так и свои. Возможный

метод формирования моральных оценок и нравственных чувств, в данном

случае - обучение детей решению социально-нравственных, смысловых зада

Вопросы нравственности, а также нравственного воспитания и духовного

становления личности не только являются актуальными на данный момент,

они

всегда,

в

любые

периоды

развития

общества,

являлись

предметом

рассмотрения в психологии, философии, педагогике.

Идеи

нравственного

воспитания

основывались

на

мыслях

таких

древнегреческих философов, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель о

важности нравственного становления человека. Их мысли развивали такие

исследователи, как И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, В. Мономах, М. Монтень,

И.Г.

Песталоцци,

Э.

Роттердамский,

Витторино

да

Фельтре

,

все

это

постепенно создало множественные предпосылки для становления теории

нравственного воспитания.

В

целом,

в

исследованиях

отмечено,

что

ценности

признаются

источником

индивидуальной

мотивации,

они

рассматриваются

как

«положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира

для

людей,

социальных

групп,

в

целом

общества,

определяемую

не

их

свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой

жизнедеятельности,

интересов

и

потребностей,

социальных

отношений;

критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных

принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [18, с. 1330].

Ценность личности базируется на ценностях общества, на ценностной

системе общества, функционирование ценностей будет успешным в случаях,

если они усвоены членами общества и если они находят в их деятельности и

поведении реальное воплощение. Передача и усвоение ценностей выступает

процессом закономерным, именно им в мире обеспечивается устойчивость с

прогрессом.

Для

нашего

исследования

важным

является

понятие

транслятора

ценностей - это может быть семья, культура, общественные и религиозные

организации,

система

образования

всех

уровней,

включая

дошкольный.

Отметим, что значимость подрастающему поколению передачи ценностей

подчеркивается

в

Федеральных

государственных

стандартах

дошкольного

образования,

где

развитие

личности

ребенка

ориентировано

на

усвоение

ценностей, принятых в обществе.

Передачу

подрастающему

поколению

ценностей

рассматривают

в

своих исследованиях педагоги Б.Т. Лихачев, Е.А. Князев, Н.Д. Никандров,

В.А.Сластенин и др. Они определяют ее как важнейшую задачу образования

для гармонизации отношений поколений в их преемственности в усвоении

ценностей

общества.

Но

ученые

отмечают,

что

социокультурная

среда

межпоколенных отношений способна либо сократить дистанцию поколений,

либо привести к кризисному дистанционированию.

В

соответствии

с

культурно

исторической

концепцией

развития

личности,

представленной

Л.С.

Выготским,

источники

с

детерминантами

развития

личности

находится

в

исторически

развившейся

культуре.

Значимость связи традиционной культурой народа с системой воспитания

подрастающего

поколения

подчеркивалась

К.Д.

Ушинским,

отмечающим

отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

народным, должно быть пронизано народностью.

Исследователь

А.Н.

Леонтьев

отмечал:

«…суть

духовного,

психического

развития

ребенка

состоит

в

том,

что

он

как

бы

богатеет

богатством,

накопленным

предшествующими

поколениями

людей.

Он

наследует

подлинно

человеческое.

Но

не

биологически,

не

в

порядке

простого созревания его организма, а социально, то есть в ходе развития его

жизни в условиях общества» [29].

Это

положение

ориентируется

на

значимость

в

развитии

личности

ребенка традиционной народной культуры. Б.Т. Лихачев отмечает, что без

учета закона исторической и психологической преемственности ценностей в

педагогической

деятельности

и

общественном

сознании

формирование

морального

потенциала

личности

невозможно.

В

соответствии

с

этим

законом,

общественное

и

индивидуальное

сознание

прочно

сохраняет

накопленные за историю существования народа духовные ценности, которые

передаются

из

поколения

в

поколение.

Именно

духовные

ценности

выступали

всегда

как

тот

самый

идеал,

к

которому

стремились

лучшие

представители человечества.

Многие

исследователи

(В.В

Абраменкова,

А.М.

Булынин,

А.Г.

Гогоберидзе, В.С. Костелов, Н.Г. Попов, Л.М., Ратанова, Р.М. Рогова) писали

о том, что одно из средств сохранить преемственность поколений, осваивать

проблемы культуры, как способ нравственного самовоспитания и развития

личности, выступает освоение личностью ценностных категорий общества.

Любые

общества

имеют

собственные

системы

ценно стей,

определяющие направление в его развитии. Выделяется большое количество

подходов и классификаций ценностей. Работы современных отечественных

авторов

(Е.В.

Аверьянова,

С.С.

Бубнова,

Д.А.

Леонтьев

,

В.В.

Козлов,

Е.И.Сухова, Е.Б. Фанталова, Н.П. Фетискин, М.С. Яницкий и т .д.) передают

неоднозначность критериев ранжирования ценностей в соответствии с их

значимостью для общества и в целом человечества либо

субъективной

важности, насущности и т.п.

Проблема ценностей, фундаментально в области образования, была

разработана

Б.Т.

Лихачевым,

которым

проанализирована

сущность

и

основные

содержания

категории

«ценности»

и

выявлены

источники

ценностей

в

воспитательной

системе.

Б.Т.Лихачев

определяет

воспитательные ценности как «представления о том, каким нужно быть в

этом мире, какими качествами обладать, что делать, чего добиваться в этой

жизни и к чему стремиться, чтобы стать, по крайней мере, благополучным»,

своеобразные ориентиры в педагогической деятельности.

В

целом

можно

сказать,

что

ценностные

ориентации

являются

результатом

по

присвоению

(интериоризации)

личностью

ценностей

общества. Личность в своем онтогенезе постепенно усваивает различные

социальные ценности, преобразует их в творческих процессах ценностного

самоопределения.

Ценностным

подходом

характеризуется

новый

этап

в

развитии

педагогики, ее теории и практики, его особенность - проведение научного

обоснования деятельности субъектов образования на базе аксиологических

принципов и смыслов. Ценностный подход предполагает внесение на всех

уровнях содержания образования ценностного компонента. Основа отбора и

структурирования в содержании образования с позиций ценностного подхода

-

наличие

ценностной

картины

мира.

В

качестве

средств

формирования

ценностного

сознания

выступает

аксиологическая

среда

с

ценностно-

смысловой коммуникацией. Аксиологическая среда является основной для

становления

ценностно-ориентированной

личности,

которая

обладает

нравственными

качествами,

способная

к

самореализации

в

условиях

современной действительности.

В

различных

аспектах

теоретические

основы

ценностного

подхода

изучаются

в

трудах

многочисленных

отечественных

педагогов.

Вопросы

педагогических

ценностей

рассмотрены

в

трудах

В.И.

Андреева,

В.А.

Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова), исследованием

ценностных

ориентаций

занимались

А.В.

Кирьякова,

В.А.

Ядов,

вопро сы

общечеловеческих ценностей стояли в центре работа В.А. Караковского, Н.Д.

Никандрова, орбазовательные ценности – исследований З.И. Равкина и т.д.

И.В. Бабуровой рассматривается воспитание ценностных отношений в

образовательном

процессе,

выделяются

различные

его

механизмы

-

подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия. Исследователь отмечает

существование особенной роли примера как возможной модели ценностного

выбора, когда в процессе формирования ценностных отношений школьников

осуществляется активная «трансляция» мира ценностей педагога.

Своими исследованиями она доказала, что деятельностный подход в

воспитании

ценностных

отношений

реализуется

через

общую

жизнедеятельность воспитанников. Как критерии воспитанности ценностных

отношений , автором предлагается когнитивный компонент (степень развития

ценностного

сознания

личности),

поведенческий

компонент

(характер

конкретных

проявлений

ценностного

отношения

к

объекту

мира),

эмоционально-оценочный

компонент)

эмоциональное

со стояние,

сопровождающее реализацию отношения).

В целом, проведение анализа исследований, посвященных ценностям и

ценностным

отношениям

как

социально-педагогическому

феномену,

показывает,

что

механизмы

по

формированию

ценностных

ориентиров

представляют собой сложный социально-исторический феномен, имеющий

большое

количество

аспектов.

Что

касается

дошкольного

возраста,

здесь

формирование ценностных ориентиров личности связано с приобщением

дошкольников к общечеловеческим ценностям.



В раздел образования