Напоминание

"Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема "Царица Зима"


Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 22
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема "Царица Зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Подготовительная логопедическая группа

Тема: «Царица зима»

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках

зимы.

Закрепить

умение

находить

и

узнавать

зимующих

птиц,

учить

видеть

особенности

их

поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать детям знания о помощи людей

растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, бережное

отношение к ней. Помочь детям понять, что лес – это единая экосистема, в которой важен каждый,

даже самый маленький элемент.

Активизировать и расширить словарный запас детей за счёт слов-

действий,

слов-признаков.

Совершенствовать

грамматический

строй

речи,

формировать

навыки

словоизменения и словообразования.

Материалы и оборудование: Обстановка зимнего леса в группе. Деревья, вырезанные из

бумаги: березы, сосны, ели. Картинки с изображением животных и птиц, фигурки животных и птиц,

Репродукции картин известных художников с изображением зимней природы. Мяч, снежок. Пихтовое

масло. Кормушки для птиц.

Ход образовательной деятельности

Минутки вхождения в день: педагог приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Садитесь, скорей на свои места.

(Нашли письмо.)

Педагог: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного

письма.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой,

А в санях сидит царица

Белоока¸ белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром.

(Зима)

Педагог: О каком времени года эта загадка?

Дети: О зиме.

Педагог: Правильно! О зиме-царице, которая прилетела на тройке скакунов. Что это за тройка

скакунов?

Дети: Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль.

Педагог: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами?

Специально для вас Зима в группе спрятала снежинки с заданиями, нам с вами нужно выполнить её

задания. Готовы?!

Дети: Готовы!

Педагог:

Ребята

вот

первая

снежинка

и

задание

«Расскажите

как

меняется

зимой

природа?»

(Показывает

сюжетные

картинки

с

изображением

зимних

пейзажей)

Вот

она,

зимушка-зима,

красавица, Царица!

Прежде чем мы начнем отвечать на вопросы зимы, давайте немного разомнем наши язычки:

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1) «Трубочка» - «Заборчик»

2) «Лопатка»

3) «Горка» (рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними

зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается).

Вопросы к детям:

- Как изменилась природа зимой?

- Какая природа зимой?

- Как зимуют растения?

- Почему зимой мы не встречаем насекомых?

- Почему не слышно птиц зимой?

- Как называют птиц, которые улетели в теплые края? (Перелетные)

- Почему улетели птицы? (Нет насекомых, нечем питаться)

- Как называют птиц, которые остались зимовать? (Зимующие)

- Как готовятся к зиме дикие животные? (Рассказать о медведе, волке, лисе, зайце, белке, еже)

- Как люди заботятся о птицах и зверях зимой?

Педагог обобщает ответы детей, обращая их внимание на сюжетные картинки «Животный мир

зимой»:

Зимой самые короткие дни и длинные ночи, солнце светит, но не греет, небо часто серое, в

ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки и озера покрываются льдом, подо льдом живут

рыбы, они уходят спать на дно, лягушка прячется в тину и там спит. Деревья и кустарники без

листьев, только сосны и ели остаются зеленые. Под снегом зимуют смена трав, корни деревьев.

Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листьями в земле. Птицы перебираются

к жилью человека. Люди подкармливают птиц. По-разному живут звери. Зайцы и белки поменяли

свои шубки на зимние, белка делает себе запасы на зиму. Медведь, барсук, еж, накопив жир, спят.

Педагог: А вот и вторая снежинка с заданием от Зимушки-зимы: вокруг себя вы обернитесь и в

снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»)

Упражнение «Танец снежинок» (музыкальное сопровождение)

Вот пришла к нам зима,

( Поднимают руки вверх)

Кружатся пушинки.

(Фонарики)

На кусты, на дома

(Плавно опускают руки),

Падают снежинки.

(делая мягкие движения кистями)

Землю побелили,

замели тропинки,

(Плавно качают руками перед собой из стороны в сторону)

Все поля укрыли

Белые снежинки.

(Кружатся и приседают на последний такт)

Педагог: Молодцы ребята. А вот и следующая снежинка с заданием от Царицы зимы:

«Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые (снежинки).

На посёлки, на лужок.

Всё спускается (снежок).

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Словно в белый пуховик.

Нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Эта девочка - (снегурка).

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой (снегири).

в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Педагог: И с этим заданием вы справились. Я думаю, матушка зима очень обрадуется, когда узнает

о ваших знаниях и успехах. А вот у меня в раках еще одна снежинка с заданием. И вот как оно

звучит:

«Снег кружится над землёй -

Тихий и несмелый.

- Почему он не цветной?

Почему он белый?»

Ребята, а вы знаете почему снег белый?

Опыт «Почему снег белый?»:

Педагог: Сейчас я вам покажу один интересный опыт. У меня в руках лист пленки. Если смотреть на

одну снежинку, то мы определим, что она прозрачная, как эта пленка. Для наглядности я приложу

этот лист к кусочку цветной бумаги, мы смотрим и видим какого цвета бумага. Посмотрите, что я

делаю: я разрезаю пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладываю друг на

друга. Ребята, а теперь можно что-нибудь через получившуюся стопку из кусков пленки.

Дети: Можно, но они тоже прозрачные.

Педагог: Сейчас я разрежу куски пленки на мелкие полоски и раздам вам. А теперь давайте

поместим все наши полоски в этот прозрачный стакан (дети складывают полоски пленки в один

стакан). Что мы видим? Какого цвета содержимое стакана?

Дети: Белого.

Педагог: Ребята, возьмите в руку одну полоску из стакана и проверьте: осталась ли она прозрачной?

Дети: Да, осталась.

Педагог: Делаем вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок

получилась

непрозрачная

горка.

Точно

также

из

множества

маленьких

прозрачных

снежинок

получается белый снег.

Педагог: (проводит следующую часть занятия за столами у доски) Ребята нам осталось выполнить

еще одно задание Царицы зимы. А вот и снежинка с заданием – «Игра «Снежки». Но для этой игры

нам понадобится ловкость, сноровка и меткость, поэтому сначала давайте немного разомнем наши

руки и пальчики.

Пальчиковая игра «Зимние забавы»:

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идем» по столу указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

На катке потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись,

(Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложки, руки под щеки)

Игра «Снежки»:

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать

«снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Вы по первым

звукам (в названиях картинок) должны отгадать слова.

Сорока, ножницы, енот, гусь, орехи, волк, индюк, коньки – СНЕГОВИК.

Медведь, орехи, ремень, орехи, зебра - МОРОЗ.

Сорока, автобус, ножницы, коньки, индюк – САНКИ.

Педагог:

Молодцы

ребята!

Справились

со

всеми

заданиями

Царицы

зимы.

Теперь

она

точно

останется

у

нас

погостить

и

порадовать

нас

зимними

забавами

и

праздничными

новогодними

деньками. А скажите, какими еще словами можно назвать зиму?

Дети: Царица, волшебница, чародейка, красавица, матушка.

Педагог:

Почему

зиму

называют

царицей?

Как

вы

думаете,

подходят

ли

зиме

определения

«белокожа», «светлолица». Почему?

Итог занятия:

Педагог: - Понравилось ли вам наше занятие?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового и интересного вы узнали для себя?

Упражнение на релаксацию (развитие воображения):

Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь

представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:

Снежинки падают и весело кружатся,

Ведь им опасно в жизни лишь тепло.

Снежинки падают, им хочется смеяться,

Ведь на земле от них так будет всем светло!

Снежинки падают, зима уже крадется

И злой метелицей промчалась по полям.

Снежинки падают, и сердце громко бьется:

Идет зима, идет зима надолго к нам.



В раздел образования