Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 22
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема "Царица Зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Подготовительная логопедическая группа
Тема: «Царица зима»
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках
зимы.
Закрепить
умение
находить
и
узнавать
зимующих
птиц,
учить
видеть
особенности
их
поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать детям знания о помощи людей
растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, бережное
отношение к ней. Помочь детям понять, что лес – это единая экосистема, в которой важен каждый,
даже самый маленький элемент.
Активизировать и расширить словарный запас детей за счёт слов-
действий,
слов-признаков.
Совершенствовать
грамматический
строй
речи,
формировать
навыки
словоизменения и словообразования.
Материалы и оборудование: Обстановка зимнего леса в группе. Деревья, вырезанные из
бумаги: березы, сосны, ели. Картинки с изображением животных и птиц, фигурки животных и птиц,
Репродукции картин известных художников с изображением зимней природы. Мяч, снежок. Пихтовое
масло. Кормушки для птиц.
Ход образовательной деятельности
Минутки вхождения в день: педагог приглашает детей в круг.
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.
Садитесь, скорей на свои места.
(Нашли письмо.)
Педагог: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.
Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного
письма.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица
Белоока¸ белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
(Зима)
Педагог: О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме.
Педагог: Правильно! О зиме-царице, которая прилетела на тройке скакунов. Что это за тройка
скакунов?
Дети: Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами?
Специально для вас Зима в группе спрятала снежинки с заданиями, нам с вами нужно выполнить её
задания. Готовы?!
Дети: Готовы!
Педагог:
Ребята
вот
первая
снежинка
и
задание
«Расскажите
как
меняется
зимой
природа?»
(Показывает
сюжетные
картинки
с
изображением
зимних
пейзажей)
Вот
она,
зимушка-зима,
красавица, Царица!
Прежде чем мы начнем отвечать на вопросы зимы, давайте немного разомнем наши язычки:
Упражнения артикуляционной гимнастики:
1) «Трубочка» - «Заборчик»
2) «Лопатка»
3) «Горка» (рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними
зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается).
Вопросы к детям:
- Как изменилась природа зимой?
- Какая природа зимой?
- Как зимуют растения?
- Почему зимой мы не встречаем насекомых?
- Почему не слышно птиц зимой?
- Как называют птиц, которые улетели в теплые края? (Перелетные)
- Почему улетели птицы? (Нет насекомых, нечем питаться)
- Как называют птиц, которые остались зимовать? (Зимующие)
- Как готовятся к зиме дикие животные? (Рассказать о медведе, волке, лисе, зайце, белке, еже)
- Как люди заботятся о птицах и зверях зимой?
Педагог обобщает ответы детей, обращая их внимание на сюжетные картинки «Животный мир
зимой»:
Зимой самые короткие дни и длинные ночи, солнце светит, но не греет, небо часто серое, в
ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки и озера покрываются льдом, подо льдом живут
рыбы, они уходят спать на дно, лягушка прячется в тину и там спит. Деревья и кустарники без
листьев, только сосны и ели остаются зеленые. Под снегом зимуют смена трав, корни деревьев.
Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листьями в земле. Птицы перебираются
к жилью человека. Люди подкармливают птиц. По-разному живут звери. Зайцы и белки поменяли
свои шубки на зимние, белка делает себе запасы на зиму. Медведь, барсук, еж, накопив жир, спят.
Педагог: А вот и вторая снежинка с заданием от Зимушки-зимы: вокруг себя вы обернитесь и в
снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»)
Упражнение «Танец снежинок» (музыкальное сопровождение)
Вот пришла к нам зима,
( Поднимают руки вверх)
Кружатся пушинки.
(Фонарики)
На кусты, на дома
(Плавно опускают руки),
Падают снежинки.
(делая мягкие движения кистями)
Землю побелили,
замели тропинки,
(Плавно качают руками перед собой из стороны в сторону)
Все поля укрыли
Белые снежинки.
(Кружатся и приседают на последний такт)
Педагог: Молодцы ребята. А вот и следующая снежинка с заданием от Царицы зимы:
«Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые (снежинки).
На посёлки, на лужок.
Всё спускается (снежок).
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик.
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта девочка - (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Педагог: И с этим заданием вы справились. Я думаю, матушка зима очень обрадуется, когда узнает
о ваших знаниях и успехах. А вот у меня в раках еще одна снежинка с заданием. И вот как оно
звучит:
«Снег кружится над землёй -
Тихий и несмелый.
- Почему он не цветной?
Почему он белый?»
Ребята, а вы знаете почему снег белый?
Опыт «Почему снег белый?»:
Педагог: Сейчас я вам покажу один интересный опыт. У меня в руках лист пленки. Если смотреть на
одну снежинку, то мы определим, что она прозрачная, как эта пленка. Для наглядности я приложу
этот лист к кусочку цветной бумаги, мы смотрим и видим какого цвета бумага. Посмотрите, что я
делаю: я разрезаю пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладываю друг на
друга. Ребята, а теперь можно что-нибудь через получившуюся стопку из кусков пленки.
Дети: Можно, но они тоже прозрачные.
Педагог: Сейчас я разрежу куски пленки на мелкие полоски и раздам вам. А теперь давайте
поместим все наши полоски в этот прозрачный стакан (дети складывают полоски пленки в один
стакан). Что мы видим? Какого цвета содержимое стакана?
Дети: Белого.
Педагог: Ребята, возьмите в руку одну полоску из стакана и проверьте: осталась ли она прозрачной?
Дети: Да, осталась.
Педагог: Делаем вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок
получилась
непрозрачная
горка.
Точно
также
из
множества
маленьких
прозрачных
снежинок
получается белый снег.
Педагог: (проводит следующую часть занятия за столами у доски) Ребята нам осталось выполнить
еще одно задание Царицы зимы. А вот и снежинка с заданием – «Игра «Снежки». Но для этой игры
нам понадобится ловкость, сноровка и меткость, поэтому сначала давайте немного разомнем наши
руки и пальчики.
Пальчиковая игра «Зимние забавы»:
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идем» по столу указательным и средним пальцем)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
На катке потом катались,
(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись,
(Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложки, руки под щеки)
Игра «Снежки»:
Педагог: Ребята, посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать
«снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Вы по первым
звукам (в названиях картинок) должны отгадать слова.
Сорока, ножницы, енот, гусь, орехи, волк, индюк, коньки – СНЕГОВИК.
Медведь, орехи, ремень, орехи, зебра - МОРОЗ.
Сорока, автобус, ножницы, коньки, индюк – САНКИ.
Педагог:
Молодцы
ребята!
Справились
со
всеми
заданиями
Царицы
зимы.
Теперь
она
точно
останется
у
нас
погостить
и
порадовать
нас
зимними
забавами
и
праздничными
новогодними
деньками. А скажите, какими еще словами можно назвать зиму?
Дети: Царица, волшебница, чародейка, красавица, матушка.
Педагог:
Почему
зиму
называют
царицей?
Как
вы
думаете,
подходят
ли
зиме
определения
«белокожа», «светлолица». Почему?
Итог занятия:
Педагог: - Понравилось ли вам наше занятие?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что нового и интересного вы узнали для себя?
Упражнение на релаксацию (развитие воображения):
Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь
представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.