Автор: Светкина Светлана Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУДО "Дворца детского (юношеского) творчества"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Рефлексия как неотъемлемый этап мастер класса
Тема: Рефлексия как этап мастер класса
Раздел: дополнительное образование
Рефлексия как неотъемлемый этап мастер класса
Светкина Светлана Александровна,
МБОУ ДО «ДД(Ю)Т» г.Пензы
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью
Задачи: - Познакомить коллег с понятием рефлексии
- Дать представление о классификации рефлексии
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на мастер –
классах.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается, но любая
деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь
от первых трудностей до первых успехов значительно короче!
В результате процесса рефлексии происходит расширение возможностей человека
воспринимать,
понимать,
помнить
и
чувствовать.
В
личной
сфере
человека
рефлексия
охватывает
коммуникативные
процессы,
так
и
проце ссы
самоосмысления , самосознания .
Что же такое рефлексия? Рефлексия в переводе с латинского reflexio – обращение
назад.
Словарь
иностранных
слов
определяет
рефлексию
как размышление
о
своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый
словарь
русского
языка
трактует
рефлексию
как самоанализ.
В
современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и
её результатов.
Рефлексивная культура представляет собой интегративное, динамическое
образование личности, включающее в себя овладение комплексом рефлексивных
знаний и умений, способов самопознания, самооценки, выработку установки на
ценностное
отношение
к
предстоящей
профессиональной
деятельности
и
на
развитие профессионально личностных качеств.
Рефлексия является одним из
двигателей
саморазвития
личности,
помогающая
эмоционально
пересмотреть,
«пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности.
Рефлексивные процессы в самосознании педагога
Важнейшей
сферой
рефлексивного
анализа
педагога
является
е го
профессиональное самосознание. Способность педагога анализировать и оценивать
свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их
соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической
зрелости.
Основным
условием
возникновения
рефлексии
являются
затруднения
в
деятельности. Преодолеть затруднения возможно только при его вычленении и
осознании.
В
педагогической
профессии
рефлексия
занимает
одну
из
важных
ролей.
Постоянный
рефлексивный
обзор
своей
теоретической
базы
с
позиции
ежедневной профессиональной практики позволяет педагогу стать компетентным в
своем профессиональном деле.
Компоненты профессиональной компетентности педагога:
- мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности,
ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии;
предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;
-
функциональный
(от
лат.
functio
–
исполнение)
компонент
в
общем
случае
проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых
учителю
для
проектирования
и
реализации
той
или
иной
педагогической
технологии;
-
коммуникативный
(от
лат.
communico
–
связываю,
общаюсь)
компонент
компетентности
включает
умения
ясно
и
четко
излагать
мысли,
убеждать,
аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения,
передавать
рациональную
и
эмоциональную
информацию,
устанавливать
межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать
оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и
поддерживать диалог;
-
рефлексивный
компонент
проявляется
в
умении
сознательно
контролировать
результаты
своей
деятельности
и
уровень
собственного
развития,
личностных
достижений;
сформированность
таких
качеств
и
свойств,
как
креативность,
инициативность,
нацеленность
на
сотрудничество,
сотворчество,
склонность
к
самоанализу.
Рефлексивный
компонент
является
регулятором
личностных
достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а
также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования
мастерства,
смыслотворческой
деятельности
и
формирования
индивидуального
стиля работы.
Роль рефлексии значима и в осмыслении педагогом своего профессионального
опыта, так как используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.
Ушинский). Соединение опыта профессионала и его рефлексии дает, по мнению Д.
Познера, ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия =
развитие».
Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и
самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному
анализу
процесса
творческой
самореализации,
самоконтролю
эффективности
собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности
п е д а г о г а
к
р а б о т е
н а д
с о б о й .
Структура современного занятия (мастер класса) обязательно включает в себя
такой
этап
как
рефлексия. Почему же этот этап нам так важен?
В результате
сосредоточения педагога на самом себе, на своем опыте, рефлексируя, педагог
становится
способным
развиваться.
Кроме
того,
рефлексия
является
одним
из
механизмов развития профессиональной деятельности, которое может происходить
в
процессе
профессиональной
подготовки.
Ориентация
человека
на
развитие
профессиональной деятельности или ее изменение происходит лишь в результате
рефлексивного анализа предыдущего опыта.
Именно рефлексия как способность индивида занять исследовательскую позицию
по
отношению
к
своей
деятельности
и
к
себе
как
к
субъекту
позволяет
анализировать,
осмысливать
и
оценивать
ее
эффективность,
прогнозировать
дальнейшее развитие.
Именно в рамках мастер – класса часто этот этап заключительный, но на самом
деле рефлексия
может
осуществляться
не
только
как
итог
занятия,
но
и
как
обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных
этапах мастер класса
Рефлексивность. позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки
преподавания, которые выработаны им в собственном опыте.
Таким
образом,
рефлексия
-
это
не
только
этап
занятия,
но
и
эффективная
педагогическая
технология,
способствующая
развитию
важных
качеств
специалиста,
которые
потребуются
ему
в
профессиональной
деятельности,
овладение педагогом культурой рефлексивного анализа своего профессионального
опыта способствует его профессиональной и личностной зрелости.
Классификация рефлексии.
По содержанию:
– Устная рефлексия (имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее
соотнесение с мнениями других людей)
– Письменная рефлексия
По форме деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
По цели:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с
целью
установления
эмоционального
контакта
с
группой
в
начале
и в
конце
занятия
для
закрепления
его
благоприятного
исхода
деятельности.
Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу
чувств:
разноцветные
карточки,
изображения,
отражающие
спектр
эмоций,
карточки
с
изображением
лиц, (например,
зеленый
цвет
будет
обозначать
гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый – спокойное и
ровное, красный – тревожное).
2. Рефлексия деятельности
Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить
активность каждого на разных этапах мастер класса, используя например прием
«лестницы успеха». Участник сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался
в результате деятельности во время занятия, т.е. оценить достигнутые результаты.
3.
Рефлексия
содержания
(используется
для
выявления
уровня
осознания
содержания пройденного материала.
По форме деятельности:
– Индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь
оценить свою работу; беседа с учащимся по результатам самооценки – почему
выбран тот или иной уровень)
– Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для
достижения максимального результата в решении поставленной задачи)
Рефлексия выполняет определенные функции. ЕЕ наличие:
- позволяет педагогу сознательно планировать, регулировать и контролировать свое
мышление (связь с саморегуляцией мышления);
-
позволяет
оценивать
не
только
истинность
мыслей,
но
и
их
логическую
правильность;
- рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не
поддаются.
Наиболее общими способами рефлексирования являются: выражение
уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии
активизируются
при
условии
создания
установки
наблюдать
и
анализировать
собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.
Рефлексия в конце урока. Это уже, как говорится, классика жанра. Педагогу
который проводил мастер класс важно не только узнать и понять эмоциональное
состояние участников в конце мастер класса , но и то, насколько продуктивным для
него он был. Участники должны оценить свою активность на данном мастер
классе, его полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность, и
коллективную работу.
В заключении хочется отметить что, процесс рефлексии должен быть
многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого
себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это
совместная деятельность педагога и других участников мастер класса.