Напоминание

Рефлексия как этап мастер класса


Автор: Светкина Светлана Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУДО "Дворца детского (юношеского) творчества"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Рефлексия как неотъемлемый этап мастер класса
Тема: Рефлексия как этап мастер класса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рефлексия как неотъемлемый этап мастер класса

Светкина Светлана Александровна,

МБОУ ДО «ДД(Ю)Т» г.Пензы

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью

Задачи: - Познакомить коллег с понятием рефлексии

- Дать представление о классификации рефлексии

- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на мастер –

классах.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается, но любая

деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь

от первых трудностей до первых успехов значительно короче!

В результате процесса рефлексии происходит расширение возможностей человека

воспринимать,

понимать,

помнить

и

чувствовать.

В

личной

сфере

человека

рефлексия

охватывает

коммуникативные

процессы,

так

и

проце ссы

самоосмысления , самосознания .

Что же такое рефлексия? Рефлексия в переводе с латинского reflexio – обращение

назад.

Словарь

иностранных

слов

определяет

рефлексию

как размышление

о

своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый

словарь

русского

языка

трактует

рефлексию

как самоанализ.

В

современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и

её результатов.

Рефлексивная культура представляет собой интегративное, динамическое

образование личности, включающее в себя овладение комплексом рефлексивных

знаний и умений, способов самопознания, самооценки, выработку установки на

ценностное

отношение

к

предстоящей

профессиональной

деятельности

и

на

развитие профессионально личностных качеств.

Рефлексия является одним из

двигателей

саморазвития

личности,

помогающая

эмоционально

пересмотреть,

«пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности.

Рефлексивные процессы в самосознании педагога

Важнейшей

сферой

рефлексивного

анализа

педагога

является

е го

профессиональное самосознание. Способность педагога анализировать и оценивать

свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их

соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической

зрелости.

Основным

условием

возникновения

рефлексии

являются

затруднения

в

деятельности. Преодолеть затруднения возможно только при его вычленении и

осознании.

В

педагогической

профессии

рефлексия

занимает

одну

из

важных

ролей.

Постоянный

рефлексивный

обзор

своей

теоретической

базы

с

позиции

ежедневной профессиональной практики позволяет педагогу стать компетентным в

своем профессиональном деле.

Компоненты профессиональной компетентности педагога:

- мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности,

ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии;

предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

-

функциональный

(от

лат.

functio

исполнение)

компонент

в

общем

случае

проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых

учителю

для

проектирования

и

реализации

той

или

иной

педагогической

технологии;

-

коммуникативный

(от

лат.

communico

связываю,

общаюсь)

компонент

компетентности

включает

умения

ясно

и

четко

излагать

мысли,

убеждать,

аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения,

передавать

рациональную

и

эмоциональную

информацию,

устанавливать

межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать

оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и

поддерживать диалог;

-

рефлексивный

компонент

проявляется

в

умении

сознательно

контролировать

результаты

своей

деятельности

и

уровень

собственного

развития,

личностных

достижений;

сформированность

таких

качеств

и

свойств,

как

креативность,

инициативность,

нацеленность

на

сотрудничество,

сотворчество,

склонность

к

самоанализу.

Рефлексивный

компонент

является

регулятором

личностных

достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а

также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования

мастерства,

смыслотворческой

деятельности

и

формирования

индивидуального

стиля работы.

Роль рефлексии значима и в осмыслении педагогом своего профессионального

опыта, так как используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.

Ушинский). Соединение опыта профессионала и его рефлексии дает, по мнению Д.

Познера, ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия =

развитие».

Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и

самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному

анализу

процесса

творческой

самореализации,

самоконтролю

эффективности

собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности

п е д а г о г а

к

р а б о т е

н а д

с о б о й .

Структура современного занятия (мастер класса) обязательно включает в себя

такой

этап

как

рефлексия. Почему же этот этап нам так важен?

В результате

сосредоточения педагога на самом себе, на своем опыте, рефлексируя, педагог

становится

способным

развиваться.

Кроме

того,

рефлексия

является

одним

из

механизмов развития профессиональной деятельности, которое может происходить

в

процессе

профессиональной

подготовки.

Ориентация

человека

на

развитие

профессиональной деятельности или ее изменение происходит лишь в результате

рефлексивного анализа предыдущего опыта.

Именно рефлексия как способность индивида занять исследовательскую позицию

по

отношению

к

своей

деятельности

и

к

себе

как

к

субъекту

позволяет

анализировать,

осмысливать

и

оценивать

ее

эффективность,

прогнозировать

дальнейшее развитие.

Именно в рамках мастер – класса часто этот этап заключительный, но на самом

деле рефлексия

может

осуществляться

не

только

как

итог

занятия,

но

и

как

обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных

этапах мастер класса

Рефлексивность. позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки

преподавания, которые выработаны им в собственном опыте.

Таким

образом,

рефлексия

-

это

не

только

этап

занятия,

но

и

эффективная

педагогическая

технология,

способствующая

развитию

важных

качеств

специалиста,

которые

потребуются

ему

в

профессиональной

деятельности,

овладение педагогом культурой рефлексивного анализа своего профессионального

опыта способствует его профессиональной и личностной зрелости.

Классификация рефлексии.

По содержанию:

– Устная рефлексия (имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее

соотнесение с мнениями других людей)

– Письменная рефлексия

По форме деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

По цели:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с

целью

установления

эмоционального

контакта

с

группой

в

начале

и в

конце

занятия

для

закрепления

его

благоприятного

исхода

деятельности.

Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу

чувств:

разноцветные

карточки,

изображения,

отражающие

спектр

эмоций,

карточки

с

изображением

лиц, (например,

зеленый

цвет

будет

обозначать

гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый – спокойное и

ровное, красный – тревожное).

2. Рефлексия деятельности

Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить

активность каждого на разных этапах мастер класса, используя например прием

«лестницы успеха». Участник сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался

в результате деятельности во время занятия, т.е. оценить достигнутые результаты.

3.

Рефлексия

содержания

(используется

для

выявления

уровня

осознания

содержания пройденного материала.

По форме деятельности:

– Индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь

оценить свою работу; беседа с учащимся по результатам самооценки – почему

выбран тот или иной уровень)

– Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для

достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

Рефлексия выполняет определенные функции. ЕЕ наличие:

- позволяет педагогу сознательно планировать, регулировать и контролировать свое

мышление (связь с саморегуляцией мышления);

-

позволяет

оценивать

не

только

истинность

мыслей,

но

и

их

логическую

правильность;

- рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не

поддаются.

Наиболее общими способами рефлексирования являются: выражение

уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии

активизируются

при

условии

создания

установки

наблюдать

и

анализировать

собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Рефлексия в конце урока. Это уже, как говорится, классика жанра. Педагогу

который проводил мастер класс важно не только узнать и понять эмоциональное

состояние участников в конце мастер класса , но и то, насколько продуктивным для

него он был. Участники должны оценить свою активность на данном мастер

классе, его полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность, и

коллективную работу.

В заключении хочется отметить что, процесс рефлексии должен быть

многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого

себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это

совместная деятельность педагога и других участников мастер класса.



В раздел образования