Автор: Купченко Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие по грамоте в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Занятие
по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Зимняя викторина»
Подготовила: воспитатель ВКК
МБДОУ № 2
г. Ростов-на-Дону
Купченко О.А.
Программное содержание:
развивать
речь детей посредством дидактических игр и упражнений;
пополнять словарный запас существительными, относящимися к данному
действию и обозначающими предметы;
закреплять умение подбирать антонимы к словам;
активизировать словарь детей;
воспитывать взаимовыручку, желание и умение работать в коллективе,
поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование:
микрофон, конверт с письмом, 5 снежинок с заданиями (на
обратной стороне буквы М, О, Р, О, З), доски Воскобовича, кассы с буквами,
6 листов бумаги для графического изображения предложения, 6 листов с
зашифрованными словами о зиме, 12 карандашей для письма, корзинка с
орехами, магниты для доски, снежинки цветные (красные, желтые и
голубые), магнитная доска.
Ход занятия:
Дети заходят и выстраиваются полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, давайте проведем игру- викторину,
чтобы вы могли показать свои знания и умения. Готовы?
Тогда предлагаю начать с мини-интервью: нужно назвать свое
полное имя и фамилию, возраст и домашний адрес.
(дети рассказывают о себе в микрофон, раздается стук в окно).
Воспитатель: Ребята! Вы слышите? Кто это стучит к нам в окно? (выглядывает)
Странно, никого нет… а это что за письмо? Очень интересно,
давайте его прочитаем.
(читает) «Здравствуйте, ребята! Я заглянула к вам в окно и мне очень
понравилось, как вы рассказывали о себе.
Мне интересно, друзья, чему вы научились в детском саду,
поэтому я оставила для вас снежинки с заданиями в группе,
которые нужно найти и выполнить. Удачи вам, ребята!
Зимушка - зима.»
Вот это да! Оказывается, это Зимушка постучала к нам в окно,
чтобы мы нашли ее письмо. Ну что, ребята, выполним задания Зимушки?
Тогда давайте их найдем.
Далее дети находят в группе снежинки с заданиями и по очереди их выполняют.
1 снежинка. Графический диктант.
Задание выполняется за столами.
Дети составляют предложение со словом ЗИМА и графически записывают его на
листе. Один ребенок выполняет задание на интерактивной доске.
2 снежинка. Игра «Наоборот».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч и говорит словосочетание, а ребенок
придумывает словосочетание противоположного значения
(например, сахар сладкий – лимон кислый, огонь горячий – лед холодный,
папа высокий – сын низкий, сосна большая – елочка маленькая и т.д.)
3 снежинка. Задание «Выложи слово».
Задание выполняется за столами.
Воспитатель загадывает загадку: шустрый маленький зверек вверх по елке скок
да скок.
Дети должны выложить отгадку – слово БЕЛКА на досках Воскобовича,
в кассах с буквами, один пишет слово на интерактивной доске.
Физминутка «Орешки»
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием и белочка прислала вам корзину
орешков, да не простых, а золотых!
Дети берут по одному орешку из корзины, катают их в ладонях круговыми
движениями, перекладывают из одной руки в другую, проговаривая слова:
Мы научимся орехи
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы разные писать!
4 снежинка. Задание «Шифровальщики».
Задание выполняется за столами.
Детям раздают листы с заданием: слова СНЕЖОК, КОНЬКИ, САНКИ, КАТОК,
ЛЫЖНЯ, ВЬЮГА, в которых буквы перепутаны, но каждая имеет свой номер.
Задание детям: расставить все буквы по порядку и прочитать слово.
5 снежинка. Игра «Кто больше назовет слов».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках снежок (бутафорский).
Воспитатель: Сейчас я буду называть слово – действие, а вы должны придумать к
нему слово, обозначающее кто или что может это действие выполнять и
быстро передать снежок следующему, чтобы снежок не растаял. Готовы?
Тогда начнем!
- летит (стрела, самолет, пух, бабочка, птица, стрекоза и т.д.)
- бежит (река, мальчик, человек, лошадь, мышка, кошка, бегун и т.д.)
- плывет (плот, корабль, лодка, катер, рыба, дельфин, утка, крокодил и т.д.)
- прыгает (кенгуру, кузнечик, заяц, мячик, девочка и т.д.)
- стоит (дерево, дом, мост, человек, стол, стул, шкаф, книга и т.д.)
Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями Зимушки.
Посмотрите, на другой стороне снежинок написаны буквы, как
вы думаете, для чего? Что можно сделать? (дети: составить слово
из этих букв).
Дети выкладывают буквы на магнитную доску и читают слово МОРОЗ.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы показали, что многому научились, Зимушка
наверняка довольна вами. А вам понравилась наша игра?
Не трудно было выполнять задания? Это мы сейчас проверим.
Посмотрите, здесь лежат снежинки разного цвета.
Красная снежинка означает, что было трудно при выполнении всех
заданий.
Желтая – иногда затруднялся при выполнении задания.
Голубая – все было легко, со всем справился.
Я предлагаю вам взять сейчас одну снежинку, соответствующую
вашему ощущению.