Напоминание

"Хоровой класс"


Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: пдо хормейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 7
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Хоровой класс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7»

городского округа Самара

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.04.ХОРОВОЙ КЛАСС

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

г. Самара

2016

«Одобрено»

Методическим советом

МБУ ДО ДШИ № 7

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Араксина Светлана Семеновна

______________

(подпись)

дата утверждения

Составитель – Лебедева Инесса Владимировна, преподаватель по хору

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного

предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

III.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

IV.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

V.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка

1.

Роль

учебного

предмета

«Хоровой

класс»

в

образовательном

процессе

и

его

характеристика.

Данная программа «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов

музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом

обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре

на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших

факторов

развития

слуха,

музыкальности

детей,

помогает

формированию

интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на

любом музыкальном инструменте.

. Обучение хоровому пению осуществляется на

основе

единства

вокального,

общего

музыкального

и

художественного

развития

учащихся.

В

результате

этого

процесса

у

учащихся

воспитывается

осознанное,

творческой отношение к музыке и хоровому искусству, обеспечивается приобретение

устойчивых певческих навыков в сочетании с артистизмом и выразительностью,

происходит освоение разнообразного хорового репертуара. В процессе обучения у

учащихся вырабатывается умение использовать средства музыкальной выразительности,

понимать

и

доносить

до

слушателей

содержание

исполняемых

произведений,

прививается навык публичных выступлений.

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний,

умений

и

навыков

в

области

хорового

пения,

на

эстетическое

воспитание

и

художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

2. Срок реализации учебного предмета«Хоровой класс»

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в

образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6,5лет до 9 лет, составляет 8

лет(с1 по8 классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:

Индекс

предметно

й

области,

наименова

ние

учебного

предмета

Объем учебной

нагрузки

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель аудиторных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

ПО.01

УП.04

Максимальная

477

48

49,5

49,5

66

66

66

66

66

Аудиторная

345,5

32

33

33

49,5

49,5

49,5

49,5

49,5

Самостоятельная

131,5

16

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Консультации

(сводный хор) 60

4

8

8

8

8

8

8

8

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или

мелкогрупповая (от 4 до10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими

группами:

младший хор: 1-3 классы

старший хор: 4-8 классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы

занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность

более

продуктивно

прорабатывать

хоровые

партии,

а

также

уделять

внимание

индивидуальному развитию каждого ребенка.

5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»

Цель:

развитие

музыкально-творческих

способностей

обучающегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового искусства

Задачи: формирование навыков певческой установки;

разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых

представлений;

• формирование музыкальной памяти;

• обучение

использованию

при

пении

мягкой

атаки,

смешенного

звучания;

развития

гибкости и подвижности мягкого нёба;

• формирование

стереотипа

координации

в

деятельности

голосового

аппарата

с

основными свойствами

певческого

голоса

-

звонкостью,

полётностью,

вибратностью,

мягкостью

при

условии

сохранения

индивидуальности

звучания

здорового

детского

голоса

• формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;

• формирование вокальной артикуляции; развитие певческого дыхания;

• расширение диапазона голоса;

• обеспечения роста выносливости голосового аппарата.

На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков:

• пение без сопровождения;

• многоголосное пение;

• умение выстраивать звучание,

• развитие интереса к классической хоровой музыке и музыкальному творчеству;

• обучение навыкам самостоятельной работы с вокальным материалом и чтению нот с

листа;

• приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных

выступлений.

Формирование личностных качеств.

Развитие мышления певца хора - одна из основных задач. В хоровом коллективе должна

быть

создана

атмосфера

творчества,

взаимопомощи,

ответственности

каждого

за

результат общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка,

помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, а именно в этом

залог высоких художественных результатов хора.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»

Обоснованием

структуры

программы

являются

федеральные

государственные

требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

"Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач данной программы

используются следующие методы обучения:

-

музыкально-дидактическая игра, как метод обучения в младшем хоре (повышает

заинтересованность детей и активизирует учебный процесс);

-

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

-

сенсорно-моторный(песни-иллюстрации,

хлопки,

различные

виды

отстукивания

ритмических рисунков);

-

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения

на

более

мелкие

части

для

подробной

проработки

и

последующая организация целого, репетиционные занятия);

-

прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

-

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Указанные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной

программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и

задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся

традициях хорового исполнительства.

8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

«Хоровой класс»

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школах должны быть

созданы те необходимые материально- технические условия, которые благотворно влияют

на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса Для реализации

программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие

материально-технические условия:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано;

-подставками для хора;

- пультами и звукотехническим оборудованием;

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс»

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II. Содержание учебного предмета

1.

Сведения о затратах учебного времени

Предусмотрено на освоение учебного предмета «Хоровой класс»:

- на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в

рамках

реализации

предпрофессиональной

программы

«Фортепиано»:

аудиторные

занятия: 1 – 3 класс – 1 час

в неделю; с 4 - 8 класс– 1,5 часа в неделю;

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс– 0,5 часа в неделю.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,

творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения

проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в

счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с

учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет

федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному

предмету

определяется

с

учетом

сложившихся

педагогических

традиций,

целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение филармоний, театров, концертных залов и др.;

-

участие

обучающихся

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции

для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде

музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-

досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-

массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее

количество произведений: младший хор инструментальных отделений– 10-12, старший

хор инструментальных отделений– 8-10 (в том числе a capella).

Основные репертуарные принципы:

1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-

художественного кругозора детей).

2. Решение учебных задач.

3. Классическая музыка в основе(русская и зарубежная в сочетании с современными

композиторами и народными песнями различных жанров).

4. Содержание произведения.

5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-

эмоционального смысла).

6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

7. Разнообразие:

а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.

Вокально-хоровые навыки

Младший хор

Название темы

Содержание учебного материала

1

Зарядка-релаксация

Правая рука вверху левая внизу. Растягиваем позвоночник.

Затем сбрасываем с себя усталость или сонное состояние.

2

Певческая установка

Дыхание

Следить за положением корпуса и головы. Стоять прямо не

сутулясь. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и

начало

пения.

Различный

характер

дыхания

перед

началом пения в зависимости от характера исполняемого

произведения.

Смена

дыхания

в

процессе

пения.

Различные

приемы

(короткое

и

активное

дыхание

в

быстром темпе, спокойное и активное в медленном).

Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

( Элементы дыхательной гимнастики Т.Стрельниковой)

3

Звукообразование

Звуковедение

Дикция

Очень

важно

выработать

у

хористов

единое

звукообразование. Для этого берется ряд гласных: А, О, У –

широкие

устойчивые,

И,

Е-

узкие.

(Используем

артикуляционные жесты и стихи).

Естественный, свободный звук без крика и напряжения

(форсировки).

Преимущественно

мягкая

атака

звука.

Округление

гласных,

способы

их

формирования

в

различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы–

mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их

роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в

пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему

слогу. (Используем артикуляционную гимнастику)

4

Вокально-ладовая

работа

Используем короткие попевки из 3х, 5-ти звуков. Пение гамм

с ладовыми жестами. Пение гамм каноном, пение Т53, уст. и

неуст. ступеней, с задержанием одного из голосов.

5

Ансамбль и строй

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости

в

умеренных

темпах

при

соотношении

простейших

длительностей,

соблюдение

динамической

ровности

при

произнесении

текста.

Выразительное

интонирование

ступеней мажора и минора Постепенное расширение задач:

выразительное

интонирование

ступеней

мажора

и

минора

нтонирование произведений в различных видах мажора и

минора, ритмической устойчивости в более быстрых и

медленных

темпах

с

более

сложным

ритмическим

рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии

при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия

с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен

без сопровождения.

6

Формирование

исполнительских

навыков

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное

чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор

тонального плана, ладовой структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение

формы.

Фразировка,

вытекающая из музыкального и текстового содержания.

Различные виды динамики.

Старший хор

Название темы

Содержание учебного материала

1

Зарядка-релаксация

См. раздел «младший хор»

2

Певческая установка

Дыхание

Следить за положением корпуса и головы. Стоять прямо не

сутулясь. Навыки пения сидя и стоя.

Закрепление

навыков,

полученных

в

младшем

хоре.

Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками

без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков

«цепного» дыхания: на длинных фразах, на длинных звуках

или

аккордах

в

несколько

тактов.

Развитие

навыков

хорового исполнительства и артистизма.

3

Звукообразование

Звуковедение

Дикция

Очень

важно

выработать

у

хористов

единое

звукообразование. Для этого берется ряд гласных: А, О, У –

широкие

устойчивые,

И,

Е-

узкие.

(Используем

артикуляционные жесты и стихи). Способы формирования

гласных в различных регистрах.

Закрепление навыков, полученных в

младшем

хоре

Естественный свободный звук без крика и напряжения на

опоре.

Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата

за счет активизации работы губ и языка. Выработка

навыка активного и четкого произношения согласных.

Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных

темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p

и pp. Дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

4

Вокально-ладовая

работа

Пение гамм каноном, пение Т53, уст. и неуст. ступеней, с

задержанием одного из голосов. Пение кадансовых оборотов

в мелодическом и гармоническом изложении.

5

Ансамбль и строй

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях

более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка

чистой

интонации

при

двух-,

трехголосном

пении.

Владение навыками пения без сопровождения.

6

Формирование

исполнительских

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное

чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор

навыков

тонального плана, ладовой структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение

формы.

Фразировка,

вытекающая из музыкального и текстового содержания.

Различные виды динамики. Многообразие агогических

возможностей исполнения произведений: пение в строго

размеренном

темпе,

сопоставление

двух

темпов,

замедление

в

конце

произведения,

замедление

и

ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуарный список

Младший хор

Западная классика

И.С.Бах «Волынка», «За рекой старый дом», «Мелькнет за часом час»

И.Гайдн «Мы дружим с музыкой», «Разноцветная песенка», «Старый добрый клавесин»

К.Глюк «Праздник хора»

Г.Ф.Гендель «Ария» (из оперы «Альцина»)

Ж.Векерлен «Приди поскорее, весна,» «Менуэт экзоде»

Э.Григ «Детская песенка»

В.А.Моцарт «Детские игры», «Цветы», «Тоска по весне», Хор «Послушай, как чудно…»

из оперы «Волшебная флейта», «Канон», «Aveverum»

Л.Бетховен

«Майский

день»,

«Малиновка»,

«Сурок»

«Пастушья

песенка»,

«Сурок»,

«Счастливый человек», «Восхваление природы человеком»

И.Брамс «Колыбельная»

Р.Шуман «Веселый крестьянин»

Ф.Груббер «Тихая ночь» (Рождественская песня)

Э.Хумпердинк «Стоит мал человечек в лесу»

Л.Маренцио «Давай споем, приятель»

Н.Ваккаи «Гамма», «Квинты»

Русская классика

А.Аренский «Спи, дитя мое, усни», «Расскажи, мотылек»

А.Ройтерштейн «Вечерины», «Про ежа»

М.Ипполитов-Иванов «Славим солнце» (канон), «Утро»

А. Лядов « Сорока», « Забавная»

П.Чайковский

«Старинная

французская

песня»,

«Мой

лизочек»,

Детский

альбом

(«Итальянская песенка», «Утренняя молитва», «Камаринская»)

Ц.Кюи «Весенняя песенка», «Омывшись на заре», «Всюду снег», «Майский день»

М.Глинка «Ты, соловушко, умолкни»

М.Мусоргский «Сказочка про то и про се»

В.Ребиков «Воробушек-воробей», «Отцвела уже фиалка»

А.Гречанинов «Из города в деревню», «Козел Васька», «Капля дождевая»

С.Танеев «Горные вершины», «Колыбельная»

Р.Глиэр «Здравствуй, гостья зима!»

Песни народов мира

Русские народные песни: «Пойду ль я, выйду ль я да», «У меня ль во садочке», «Дрема»,

«Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Ах ты, улица, широкая», «Со двора, со

дворика», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Пошла млада», «В

чистом поле тропина»

Белорусская народная песня «Перепелка»

Болгарская народная песня «В горах»

Украинские народные песни: «Вышли в поле косари», «Веснянка»

Литовские народные песни: «Солнышко вставало»

Латышская народная песня «Что за черемуха»

Словацкие народные песни «Певчая птичка», «Спи, моя милая»

Туркменская народная песня «Мотылек»

Японская народная песня «Вишенка»

Грузинская народная песня «Мчит Арагва вдаль», «Дели, о дели, о дела»

Немецкая народная песня «Милый Генрих»

Норвежская народная песня «Камертон» (канон)

Шведская народная песня «Песня о Даларне»

Американская народная песня «Бубенчики»

Эстонская народная песня «У каждого свой инструмент»

Польская народная песня «Вы не прячьтесь, музыканты!»

Английская народная песня «Спи, засыпай»

Французская народная песня «В Авиньоне на мосту»

Силезская народная песня «Певец» (acapella)

Произведения современных композиторов

А.Арутюнов «Круглый год» (вокальный цикл: «лето», «Осень, «Зима», «Весна»), «Я эту

песню вам дарю», «Лампа Аладдина», «Носорог», «Волшебные сказки»

А.Парцхаладзе «Ветер», «Отчизна моя»

Ю.Чичков «Восемь поросят»

В.Гаврилин «Мама», «С.Никитин Джеймс»

В.Казенин «Песня о дружбе», «Песенка цветных карандашей»

О.Шаповаленко «Два веселых пирата»

М.Славкин «Старушка и пират», «Нелепый случай»

В.Плешак «Песня об учителе», «Золотой ключик», «Новенькая», «Рождественская песня»

Н.Михуткина «Сказочная страна»

Л.Захлевный «Радостная песенка»

И.Лученок «Солнечная песенка»

И.Кошмина «Пасхальный благовест», «Христос воскрес»

Е.Крылатов «Колыбельная медведицы», «Ты-человек», «Хоть глазочком», «Школьный

романс»

Л.Марченко «Колыбельная маме», «Старая кукла»

С.Соснин «Три капельки весны», «Веселая поездка»

Е.Зарицкая «Светлячок», «Музыканты»

В.Кикта «Баба –яга»

С.Баневич «Солнышко проснется», «Лети, лети воздушный змей»

С.Струве «Стрекотунья – белобока», «Матерям погибших героев», «Бабушкины сказки»

А.Журбин «Когда окончится война»

В.Беляев «Паучок», «Осьминог», «Старые игрушки», «Творите добрые дела»

Ж.Металлиди

«Грибной

дождь»,

«В

лесу»,

«Добрый

дедушка

туман»

«Улетели

сегодня

стрижи»,

«Тихий

час»,

«Песня

медвежонка»,

«Ноты»,

«На

Горизонтских островах», «Оркестр», «Капитан Джонатан»

Р.Паулс

«Восковой

замок»,

«Плачущее

небо»,

«Колыбельная»,

«Сонная

песенка»,

«Неразумное желание»

Я.Дубравин «Дорогою героев любимых книг», «Песня о земной красоте», «Луг-лужок»,

«До свиданья, птицы!», «Разговор с волной», «Спасибо вам, учителя!», «Сочиненье о

весне», «Сыны полков»

В.Добрынин «Волшебные слова»

Е.Зарицкая «Земля полна чудес»

Е.Веврик «Отвага – наш девиз»

А.Лепина «Учительница»

В.Герчик «Осень пришла»

Л.Мариенко «Весенние страдания»

Р.Бойко «Утро»

А.Хачатурян «Мелодия»

Ю.Гурьев «Школьный диктант»

В.Семенов «47 минут у телефона», «Звездная река»

А.Озолинь «Лес раскинулся дремучий (acapella)

Ю.Чичков «Россия, Россия…», «Учителя, вы в нашем детстве остаетесь»

О.Хромушин «Радуга»

Е.Брицин «Наше детство»

М.Красев «Весна»

П.Песков «Дорога в школу»

Д.К.Реттино «Рождество-это время любить»

С.Красин «О Русь…»

А.Пахмутова «Добрая сказка», «Птицы певчие», «Дарите людям радость»

Старший хор

Западная классика

В.А.Моцарт «Зимний сон сковал поля» (канон), «Закат солнца» (a capella), «Весенняя

песня» (a capella), «Славим мир» (a capella), «Репетиция концерта»

Неизвестный композитор XVв. «Фиалка» (a capella)

Г.Ф.Гендель «Dignare», «Мир проснется любовью согрет»

И.С.Бах «Восток зарей горит», «Желяанный час», «Иди всегда вперед!», «Не печалься, не

грусти» (a capella), «Утренняя молитва» (a capella)

Д.Каччини «AveMaria»

А.Банкьери «Виланелла»

Д.М.Мелли «Пастораль»

Д.Перголези « StabatMater» (1, 13, 14)

Н.Ваккаи «Школа вокального мастерства» («Гамма», «Терции», «Квинты», «Сексты»,

«Октавы»)

О.Лассо «Тик-так»

Л.Керубини «Веселый канон», «Колыбельная песня»

А.Сальери «Песню звонкую поем» (канон)

И.Гайдн «Светлый день»

Х.Хасслер «Танец» (acapella)

К.Сен – Санс «Ave Maria»

Ф.Шуберт« StabatMater» №1, «Шарманщик», «Музыкальный момент», «Весенняя песня»

(a capella)

Г.Шютц «Маленький духовный концерт»

Ф.Мендельсон Мотет «VeniDomine» ор.39, №1, «Воскресный день»

Д.Христв «Тропарь на Рождество»

А.Дворжак «Детская песня» (a capella)

Ф.Лист «Веселые игры»

Э.Григ «Сердце поэта», «Колыбельная Сольвейг»

Русская классика

А.Аренский «Цветики, цветочки»

М.Глинка «Венецианская ночь», «Патриотическая песня», «Полька», «Славься» (a capella)

П.Чесноков «Вечери твоея» (a capella), «Господи, спаси» (a capella)

В.Ребиков «Поздняя осень» (a capella)

П.Чайковский «Вторая песня Леля», «Рассвет»

С.Рахманинов «Ночка»

А. Рубинштейн «Гномы»

Д.Бортнянский «Слава отцу. Единородный сыне», «Gloria»

А.Гречанинов «Весна», «Гимн свободной России»

В.Варламов «Ангел»

С.Танеев «В дымке-неведимке»

А.Даргомыжский «Хор русалок» из оперы «Русалка»

Н.Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты»

Д.Бортнянский «Отче наш», «Тебе поем»

М.Ипполитов-Иванов «Крестьянская пирушка»

Ц.Кюи «Весеннее утро» (a capella), «Всюду снег» (a capella), «Гроза» (a capella), «Птицы»,

«Пусть смятенья и громы»

Р.Глиэр «Вечер»

А.Егоров «Песня» (a capella)

А.Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»

Песни народов мира

Русские народные песни: «Как на дубе» (a capella), «Как по морю» (a capella)

«Во лузях», «Дубравушка», «Ай во поле липенька»

Северная скоморошина «Во зеленом во бору» (a capella)

Литовская народная песня «Вечер» (a capella)

Казачья песня «Колыбельная» (a capella)

Литовская народная песня «Ой ты, мой дубочек» (a capella)

Грузинская народная песня «Привет вам, птички»

Еврейская народная песня «Эвейну шалом алейхем»

Чешская народная песня «По ягоды»(a capella)

Финская народная песня «Над озером»

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Тирольская народная песня «Кукушка»

Произведения современных композиторов

И.Анухина «Молитва» (a capella), «Пошли мне, господи, терпенья»

А.Арутюнов «Северная сказка», «Синяя птица»

М.Фрадкин «Прощайте, голуби», «За того парня»

А.Пахмутова «Вера», «Раненая птица», «Мы молодые!», «Поезд юности», «Поклонимся

великим тем годам»

Р.Паулс «Мы твои, Родина!»

В.Семенов «Акварель»

Т.Хренников «Колыбельная»

В.Дорохов «тайны самарских ночей»

А.Морозов «В горнице» (a capella)

О.Хромушин «Цветок на камне», «Небо школьной весны», «За что сражались деды»,

«Урок рок-н-ролла»

Е.Крылатов «Будь со мною», «Колокола», «Песня о надежде»

Е.Зарицкая «Школный романс»

А.Зацепин «Ты слышишь, море?»

Б.Кравченко «Бедный Макар»(a capella), «Филя-простофиля» (a capella)

И.Бычков «Мечта о небе»

Я.Дубравин «Россия Россией останется», «Ночной полет»

Г.Струве «Буря», «Храни меня, мой талисман», «Спасем наш мир», «Моя Россия», «океан

улыбок»

Л.Кутумова «Самарский вальс»

С.Красин «Весна»

Г.Бриттен «Ребенок бедный»

Дж.Леавитт «Kyrie»

Ж.Металлиди «Колокольный звон России», «Улетают на юг»

Р.Хэндерсон «Прощай, черная птица!

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования

к

уровню подготовки

обучающихся

разработаны

в

соответствии

с ФГТ.

Результатом освоения учебной программы «Хор» является приобретение обучающимися

следующих знаний, умений, навыков:

-

знание

основ

хорового

искусства,

вокально-хоровых

особенностей

хоровых

партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; - знание

профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью

органического

сочетания

слова

и

музыки;

-

навыки

коллективного

хорового

исполнительского

творчества,

в

том

числе

отражающие

взаимоотношения

между

солистом и хоровым коллективом

- наличие у обучающихся интереса к хоровому исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей

хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание репертуара включающего произведения различных эпох, стилей, жанров,

направлений и форм;

- знания характерных особенностей хорового пения вокально-хоровых жанров и

основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

-

умения

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального

произведения;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в

составах хорового и вокального коллективов;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа не сложных вокально-хоровых произведений;

- навык по восприятию слухового контроля и транспонированию;

-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности

в вокально-хоровых произведениях, первичные навыки в области теоретического анализа

исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений;

-

наличие

творческой

инициативности,

сформированных

представлений

о

методике

разучивания

музыкальных

произведений

и

приемах

работы

над

исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического, мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыка репетиционно-концертной работы в хоровом коллективе в

качестве солиста;

- умение передавать авторский замысел музыкальных произведений с помощью

органического сочетания слова и музыки.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания

учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и

итоговую аттестацию обучающихся.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных

формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

-

оценка за работу в классе;

-

текущая сдача партий;

-

контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих

занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых

партий.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового

коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее

выявленный

им

уровень

подготовленности

каждого

ребенка,

прежде

всего,

анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания,

всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

-

оценка годовой работы ученика;

-

оценка на зачете (академическом концерте);

-

другие выступления ученика в течение учебного года.

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена, в 8 классе в

мае

месяце.

Экзамены

проводятся

за

пределами

аудиторных

учебных

занятий.

По

завершении

изучения

учебного

предмета

по

итогам

промежуточной

аттестации

обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании

Детской школы искусств.

2.Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или

зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без

уважительных причин, знание своей партии во всех

произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная

эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых

концертах коллектива. Если учащийся держит точно

интонационный строй, правильно распределяет дыхание в

мелодии, выдерживает от начала до конца ритмический

рисунок, может выдержать выразительно свою партию в

ансамбле на протяжении всего музыкального произведения.

4 («хорошо»)

Регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без

уважительных причин, активная работа в классе, сдача

партии всей хоровой программы при недостаточной

проработке трудных технических фрагментов вокально-

интонационная неточность, неточность распределения

дыхания в мелодии, в ритмическом рисунке, но при этом

выдерживает свою партию в ансамбле на протяжении всего

музыкального произведения. Участие в концертах .

3 («удовлетворительно»)

Нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных

причин,

пассивная

работа

в

классе,

незнание

наизусть

некоторых партитур при сдаче партий, если ученик неточно

интонирует

мелодию,

не

совсем

правильно

расходует

дыхание, воспроизводит неточный ритмический рисунок и

плохо выдерживает свою партию в ансамбле.

Участие в обязательном отчетном концерте хора.

2

(«неудовлетворительно»)

Пропуски хоровых занятий без уважительных причин,

неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур

всей программы, недопуск к выступлению на отчетный

концерт .

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на

данном

этапе

обучения,

соответствующий

программным

требованиям.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В

зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения

и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена

системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление

учащегося.

График промежуточной аттестации

Вид аттестации

Сроки

Содержание

6 класс

промежуточная

май

Сдача

вокально

хоровых

партий

7 класс

промежуточная

май

Сдача

вокально

хоровых

партий

8 класс

промежуточная

май

Сдача

вокально

хоровых

партий

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных

выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся

выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в

области музыкального хорового искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Серьезное

вокально-хоровое

воспитание

обязательно

основывается

на

знании

руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем

школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у более

старших

детей.

В

младшем

возрасте

детскому

голосу

свойственен

так

называемый

фальцет, при котором происходит неполное смыкание голосовой щели, таким образом

вибрируют

только

края

голосовых

связок.

Такое

голосообразование

определяется

отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется только к 11-12 годам. И хотя дети,

особенно мальчики, могут иметь при фальцетном пении большую звонкость, но своего

расцвета детский голос достигает лишь тогда, когда появляется у них грудной регистр.

Этот регистр получается при полном смыкании голосовой щели и вибрации всей массы

связок.

Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому

пению,

сформировать

необходимые

навыки

и

выработать

потребность

в

систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее

доступный вид подобной деятельности.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки

сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам

помогает

учащимся

воспринимать

музыкальные

произведения

сознательно,

значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с

пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной

памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием

важнейших

вокально-хоровых

навыков

учащихся

(дыханием,

звуковедением,

ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон

певческих возможностей детей.

Отбирая

репертуар,

педагог

должен

помнить

о

необходимости

расширения

музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение–мощное

средство

патриотического,

художественно-эстетического,

нравственного

воспитания

учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с

произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой,

формой

всего

произведения,

над

умением

почувствовать

и

выделить

кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-

хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся

знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.

Краткие

пояснительные

беседы

к

отдельным

произведениям

используются

руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных

композиторов,

музыкального

языка

различных

эпох.

Такие

беседы

способствуют

обогащению

музыкального

кругозора

учащихся,

помогают

формировать

их

художественную культуру.

Для

учащихся

инструментальных

отделений

хоровой

класс

является

одним

из

обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного

музицирования.

Всемерно

используя

возможности

групповых

занятий,

предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор –

это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над

всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в

школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных

форм

занятий,

координируя

их

с

групповыми,

мелкогрупповыми

и

даже

индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной

работе хорового класса как исполнительского коллектива.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат

на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы

основного

общего

образования),

с

опорой

на

педагогические

традиции

и

методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового

пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в

систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в

хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий

произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий

должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой

фактуры без сопровождения. Дополнительно обучающиеся должны быть нацелены на

активное усвоение практического материала, а также дополнять его самостоятельной

работой

по

изучению

рекомендованной

литературы,

прослушиванию

аудиозаписей,

просмотру видеоматериалов.

Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

должно

контролироваться

преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,

клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемых нотных сборников

1.

Аренский

А.

«Детские

песни»

на

стихи

В.Ребикова.

Сост.

Бекетова

В.

М.,

«Музыка» 1996

2.

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966

3.

Бах И.С. «Избранные духовные песни, арии, хоралы». Сост. Халабузарь П. М.,

«Музыка» 2003

4.

Баневич С. «Я песню сочинил» Песни для детей. СПб, «Композитор» 2004

5.

Беляев В. «Творите добрые дела» Песни для детей. М., «Музыка» 2004

6.

«Весна идет». Песни, романсы и хоры на стихи русских поэтов. Сост. Соболева Э.

М., «Музыка» 1976

7.

Гречанинов А. «Ай, дуду!» Шесть песен на народный текст. Сост. Филановский Б.

СПб «Композитор» 1996

8.

«Духовные

песни

и

арии»

из

нотной

тетради

Анны

Магдалены

Бах.

Сост.

Халабузарь П. М., «Музыка» 2003

a.

Дубравин Я. «Песни героев любимых книг» Вокально – поэтический цикл

для детей. Сост. Элик М. Л. «Композитор» 1978

9.

Дубравин

Я.

«Огромный

дом»

Песни

и

хоры

для

детей.

Сост.

Кий

Т.

СПб

«Композитор» 1996

10.

Дубравин

Я.

«Ищу

в

природе

красоту»

Женские

хоры.

Сост

Кий

Т.

СПб

«Композитор» 1997

11.

Дубравин Я. «Музыка для детского хора» Сост Кий Т. СПб «Композитор» 2004

12.

Дубравин Я. «Музыка в лесу» Песни для детей младшего возраста. Сост Кий Т.

СПб «Композитор» 2007

13.

«Зарубежная

музыка»

вып.

1,2,3.

Сост.

Стоянова

Л,

Савельева

Е.

СПб,

«Композитор» 2004

14.

«Зарубежная хоровая музыка» Сост. Халабузарь П. М., «Музыка» 2003

15.

«Западная классика» Сост. Дяденко И. М., «Музыка» 2003

16.

«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

17.

«Композиторы – классики для детского хора» вып. 1, 2, 5. Сост. Бекетова В. М.,

«Музыка», 2002

18.

«Когда тебе 16…» Лирические песни для старшеклассников. Сост. Грибков С. СПб

«Композитор» 1988

19.

Красин С. «Здравствуй, детский фестиваль» вып.1 Сост. Красин С.

20.

«Лирический альбом» для хора, солистов и вокальных дуэтов. Сост. Халабузарь П.

СПб «Композитор» 2004. М., «Музыка» 2003

21.

«Малыши

поют

классику»,

вып.1.

Зарубежная

музыка.

Сост.

Л.Афанасьева

Шешукова. СПб, «Композитор» 1998

22.

«Малыши

поют

классику»,

вып.2.

Русская

музыка.

Сост.

Л.Афанасьева

Шешукова. СПб, «Композитор» 1998

23.

Марченко Л. «Детства рай» Песни для детей» СПб «Композитор» 2005

24.

Металлиди Ж. «Петь по всякому могу!» Песни для детей младшего возраста. Сост

Кий Т. СПб «Композитор» 2004

25.

Металлиди Ж. «На горизонтских островах» Песни и хоры на стихи русских и

зарубежных поэтов. Сост Кий Т. СПб «Композитор» 2004

26.

Металлиди Ж. «Чудеса в решете» Песни для детей младшего возраста. Сост Кий Т.

СПб «Композитор» 1998

27.

Металлиди

Ж.

«Унеси

меня,

мой

змей!»

Песни

для

детского

хора

СПб

«Композитор» 2000

28.

Металлиди Ж. «Игры на радуге» Цикл песен на стихи О.Сердобольского для

детского хора. СПб «Композитор» 2006

29.

«Нам на нужна война» Хоры. Сост. Дубравин Я. СПб «Композитор» 2005

30.

Пахмутова А. «Звездопад» Песни для детей и юношества. Сост. Григоренко В. М.,

«Музыка» 2002

31.

Пахмутова А. «Избранные песни» Сост. Гурьев Ю. М., «Музыка» 1989

32.

Паулс Р. «Птичка на ветке» Песни для детей. Сост. Жиркова Л. СПб «Композитор»

2009

33.

Песни о ВОВ «Великой Победе» Сост. Кий. Т. СПб «Композитор» 2005

34.

«Потешки и забавы» Песни для малышей. Вып. 1. Сост. Комальков Ю., Соболева

Э. «Музыка» 1988

35.

«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и

зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

36.

Плешак В. «Желаем вам!» Детские песни. Сост Кий Т. СПб «Композитор» 2006

37.

«Песни молодых» вып.2 Сост. Дубравин Я. «Композитор» 1985

38.

«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

39.

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М.,

2002

40.

«По страницам русской хоровой музыки» XIX – XX вв. Сост. Халабузарь П. М.,

«Музыка» 2004

41.

«Поет детский хор» Сост. Ходош Э. Р-н-Д. 1998

42.

«Поет детская хоровая студия «Веснянка». Сост. Дуганова Л., Алдакова Л. . М.,

«Музыка» 2002

43.

«Русские песни и романсы». Сост. Баранова Г.

44.

«Русская музыка», вып. 4 Сост. Стоянова Л, Савельева Е. СПб, «Композитор» 2004

45.

«Русская хоровая музыка» Сост. Халабузарь П. М., «Музыка» 2003

46.

«Сборник произведений для детского или женского хора» Вып. 1 Сост. Прокопова

С. . М., «Музыка» 2000

47.

Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969

48.

Струве Г. «Вечная Русь» Хоры для детского хора. М., «Музыка» 2002

49.

Струве Г. «Романсы и песни» Сост. Струве Л. М., «Музыка» 2003

50.

Струве Г. «Школьный корабль» Сост. Струве Г. М., «Музыка» 2002

51.

«Светлячок» песни для детей младшего школьного возраста. Сост. Дунаевский М.

СПб, «Композитор» 1989

52.

Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание.

53.

«Современная музыка», 2009

54.

«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов.

Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965

55.

Хромушин

О.

«Зачем

зайцу

хвост?»

Песни

для

детей.

Сост.

Кий

Т.

СПб.

Композитор, 2002

56.

Хромушин О. «Зачем остывать костру?» Песни для детей. Сост. Кий Т. СПб.

Композитор, 2004

57.

Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995

58.

Чичков Ю. «Избранные песни для детей» Сост. Плотица Э. М., «Музыка» 1988

2. Список рекомендуемой методической литературы

1.

Абелян Л.М. Как организовать школьный хор. – М.: Просвещение,1989

2.

Абдулин Э., Николаева Е. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004

3.

Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:Владос, 2000

4.

Верб Л. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981

5.

Виноградов К. Работа над дикцией в хоре М., 1967

6.

ЕмельяновВ. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Композитор, 2003

7.

Живов В. Хоровое исполнительство. – М.: Владос, 2003

8.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000

9.

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

10.

Казачков С. От урока к концерту. Изд-е Казанского ун-та, 1990

11.

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,

«Академия развития», 1997

12.

Никольская Береговская К. Русская вокально-хоровая школа 19-20 веков. Учебное

пособие. –М.: Владос, 2003

13.

Осеннева М. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.: Академия, 2003

14.

Подгайц,

Е.

Полезный

совет.

Песни

и

хоры

для

детей

среднего

и

старшего

школьного возраста в сопровождении фортепиано / Е. Подгайц. - М. : Композитор,

1994.

15.

Равикович Л., Краевая Л. Вокальная работа в детском хоре. –Красноярск, 2004

16.

Санникова М. Организация хоровой студии в ООШ. Искусство в школе №6 1999

17.

Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-

хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

18.

Струве Г. Школьный хор. М.,1981

19.

Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое

пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

20.

Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –

Санкт-Петербург, 2000

21.

Халабузарь

П.,

Попов

В.,

Добровольская

Н.

Методика

музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990

22.

Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

23.

Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

24.

Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. М.,1988

25.

Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961



В раздел образования