Напоминание

Технология исследовательской деятельности как средство формирования детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста


Автор: Метелева Раиса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" пгт Юрья
Населённый пункт: Кировская область Юрьянский район, пгт Юрья
Наименование материала: статья
Тема: Технология исследовательской деятельности как средство формирования детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология исследовательской деятельности как

средство формирования детской инициативы и

самостоятельности у детей дошкольного возраста

Выступление подготовила:

Метелева Раиса Васильевна

воспитатель подготовительной группы

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации

российского

образования»,

в

Законе

Российской

Федерации

«Об

Образовании»

и

других

нормативных

документах

РФ

сформулирован

социальный

заказ

государства

системе

образования:

воспитание

инициативного,

ответственного

человека,

готового

самостоятельно

принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним

из

основных

принципов

дошкольного

образования

является

поддержка

самостоятельности и инициативы детей в различных видах деятельности.

Я хочу рассказать о технологии исследовательской деятельности как

средстве формирования детской инициативы и самостоятельности у детей

дошкольного

возраста.

Самостоятельность

ребенка

это

осуществление

самим ребенком какой-либо деятельности, практического процесса. Тогда как

инициатива

это

почин,

внутреннее

побуждение

к

новым

формам

деятельности.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим

ребенком.

В деятельности экспериментирования мои дети самостоятельно

воздействуют различными способами на окружающие их предметы и явления

с целью более полного их познания.

Для организации активной самостоятельной экспериментальной

деятельности, я прежде всего:

*знакомлю детей с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;

*демонстрирую проведение опыта или провожу опыт вместе с ребенком;

*даю возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это

безопасно для его здоровья).

Моя роль в этом процессе сводится к тому, чтобы сконструировать

многоуровневую,

многофункциональную

развивающую

среду,

создавать,

специальные

объекты

или

ситуации,

стимулирующие

познавательную

активность

ребенка

и

способствующие

детскому

экспериментированию.

Считаю, что ППС - это система материальных объектов деятельности ребенка,

обладающая

признаками

неисчерпаемости,

информативности

и

уд о вл е т в о р я ю щ а я

п от р е б н о с т ь

в

н о в и з н е ,

п р е о б р а з о в а н и и ,

экспериментировании.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в нашей

группе

имеется

«Центр

Экспериментирования»

(центр

«Маленький

ученый»).

Основная цель центра – поддержать и развить в ребенке интерес к

исследованиям, открытиям, сформировать интерес детской инициативы и

самостоятельности,

создать

необходимые

для

этого

условия.

Из

цели

вытекают следующие задачи:

*Развить первичные естественно – научные представления,

наблюдательность, любознательность, активность мыслительных операций

(анализ, сравнение, умозаключения и т.д.).

*Сформировать умения комплексно обследовать предмет.

*Развить исследовательские умения и навыки (анализировать объект или

явление, выделять существенные связи, отбирать материалы для

самостоятельной деятельности).

*Развить личностные характеристики (проявление инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать

свою точку зрения).

*Сформировать первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Создавая в своей группе центр экспериментирования, я опиралась на свою

авторскую программу «Маленький ученый», лицензированную в ИРО КО.

Процесс

экспериментирования

строю

по

трем

взаимосвязанным

направлениям:

1.Живая природа – характерные особенности сезонов, приспособленность

живых организмов к окружающей среде.

2.Неживая природа – воздух, вода, почва, магнит, электричество, свет, цвет.

3.Человек – функционирование организма.

Учитывала следующие параметры:

*содержательно – насыщенный: насыщенность среды соответствует возрасту

детей и содержанию программы;

*трансформируемость пространства: предполагает возможность изменений

от

образовательной

ситуации

и

меняющихся

интересов

и

возможностей

детей;

*полифункциональность:

предполагает

возможность

разнообразного

использования различных материалов (модули, ширмы, мебель);

*вариативность: предполагает наличие различных материалов, игр, игрушек,

природного материала, сменяемость материала, появление новых предметов,

с т и м ул и р у ю щ и х

и г р о ву ю ,

д в и г ат е л ь н у ю ,

п о з н а в а т е л ь н у ю ,

исследовательскую деятельность;

*доступность: предполагает свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям,

материалам

для

детской

деятельности,

исправность

и

сохранность

материалов;

*безопасность: предполагает соответствие всем требованиям по обеспечению

надежности и безопасности использования.

*здоровъесбережение:

направленной

на

сохранение

психического

и

физического здоровья детей;

*эстетическая привлекательность: созданная эстетическая среда вызывает у

детей

чувство

радости,

эмоционально

положительное

отношение

к

детскому саду, желание посещать его, побуждает к активной творческой

деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Все материалы для проведения опытов в центре экспериментирования

меняются в соответствии с интересами детей, планом работы, совместно с

детьми группы.

Все

пространство

центра

экспериментирования

разделено

на

определенные компоненты, которые при желании и необходимости легко

трансформируются

(компонент

дидактический,

компонент

оборудования,

стимулирующий компонент).

В нашем центре экспериментирования есть:

*схемы, таблицы, алгоритмы опытов;

*серии картинок с изображением природных сообществ;

*иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты;

*книги познавательного характера, справочная, природоведческая

литература, атласы;

*тематические альбомы;

*коллекции;

*разные виды часов;

*изделия из камня;

*технические материалы: гайки, гвозди, шурупы, скрепки и др.

*разные виды бумаги;

*медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши,

шприцы без игл, сито, воронки;

*прочие материалы: зеркала, цветные стекла, изделия из пластмассы, дерева,

фарфора;

*правила поведения в уголке экспериментирования, составленные самими

детьми;

*совместно с детьми разработанные условные обозначения, разрешающие и

запрещающие знаки.

Основное требование к такому центру - функциональность. Самое

главное правило, которого я придерживалась: все инструменты и рабочие

материалы

расположила

на

виду,

доступны

детям.

Для

хранения

инструментов

и

материалов

мы

используем

пищевые

контейнеры.

Контейнеры небольшого размера располагаются на полке, на уровне глаз

детей, это позволяет нам держать нужные вещи в поле зрения, доступности.

В нашей группы есть зона коллекционирования разных экспонатов

(редких предметов, ракушек, кристаллов, перьев, камней, открыток и др.);

определено место для хранения разных материалов: бросового, природного и

др.; место для проведения опытов, место для хранения неструктурированных

материалов: песка, воды, опилок, стружки деревянной, металлической.

Учитывая интересы детей, желание заниматься самостоятельно

исследовательской деятельностью постоянно обновляется мини – стенд: «О

чем

хочу

узнать?»

(как

хочу

узнать,

откуда

могу

узнать).

Здесь

дети

самостоятельно, по интересам записывают, делают зарисовки интересующих

их объекты исследования.

Для тематических выставок мы вместе с детьми оформляем мини – музеи

камня, фарфора, стекла, цветочный островок и др. Хочу поделиться тем, как

мы вместе с детьми оформили мини – музей камня. В нем разместили разные

виды

камней:

речные,

морские,

керамзит;

по

размеру:

большие

и

маленькие;

по

структуре:

гладкие,

шероховатые.

Дети

сами

собирали

материалы для коллекции, приносили из дома, у каждого материала

своя

история. В ходе экспериментальной деятельности дети проводили

разные

исследования:

взвешивали,

проверяли

на

звук,

тонут

не

тонут.

Делали

выводы, умозаключения. За информацией обращались в детскую библиотеку,

пользовались

интернет

ресурсом,

читали

художественную

литературу,

энциклопедии и другие издания. Совместно с родителями изготовили книжки

самиздат: «Сказки о камнях», «Стихи», «Легенды о камнях» и др.

Создавая вместе с детьми мини – музей «Фарфоровый секрет китайцев»,

дети заинтересовались предметами из фарфора. Приносили из дома разные

статуэтки,

посуду,

вазы

из

фарфора.

Знакомились

с

историей

стекла

и

фарфора;

научились

называть

свойства

стекла

(прозрачное,

гладкое,

холодное,

хрупкое,

звенящее,

ребристое

и

т.д.)

и

фарфора:

белый,

перламутровый, гладкий, звенящий. Узнали, что впервые фарфор изобрели

китайцы.

Секрет

изготовления

фарфоровой

посуды

китайцы

держали

в

глубокой тайне. Позднее производство фарфора наладили в России. Первый

фарфоровый завод построили близ Санкт – Петербурга.

Мини-музей «Цветочный островок» служит не только украшением нашей

группы, но и местом саморазвития. Создавая данный мини - музей дети

приносили «живых питомцев» из дома. Ухаживая за ними, наблюдали

за

ро стом,

развитием,

цветением

комнатных

растений.

В

ход е

экспериментальной

деятельности

дети

посредством

проведения

опыта

и

анализируя,

делали

выводы,

умозаключения,

самостоятельно

овладевали

представлением о том или ином законе или явлении: без полива, без воды

растения вянут, светолюбивые растения лучше растут на окне, тенелюбивые

бояться прямых солнечных лучей.

Поддерживая детский интерес, инициативу я обогащаю представления

об

объектах

неживой

природы,

встречающейся

в

ближайшем

окружении

через

проведение

экспериментов и опытов с ветром, воздухом, водой,

глиной, снегом, льдом.

Большую радость детям доставляет знакомство со свойствами воздуха,

его движением, а помогают нам в этом такие эксперименты, как: «Помашем

веером», «Воздух

есть

везде»,

«Сколько

весит

воздух», «Движение

и

давление воздуха».

Выявить свойства воды нам помогают игры-эксперименты: «Волшебная

водица», «Льдинка-невидимка», «Тёплая

-холодная», «Плавает

-

тонет»,

«Измерение

температуры

воды»,

«Из

чего

сделаны

облака,

можно

ли

потрогать небо?», «Как добыть воду для питья?», «Почему сосульки растут

вниз?» и др. Для данного вида экспериментов мои дети самостоятельно

отбирают оборудование, материалы.

Получить знания об истории бумаги, о ее создании, назначении,

качестве (цвет,

гладкость,

толщину) и свойствах (мнётся, рвётся, режется,

размокает) помогли

следующие эксперименты: «Сомни

бумагу», «Бумага

намокает», «На чём мы рисуем», «Намочи бумагу». Такие эксперименты дети

самостоятельно

организуют

и

проводят

в

свободное

время,

режимные

моменты.

Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов,

нам помогли эксперименты с огнем: «Горит – не горит», «Живая тень» и др.

Через проведение опытов, экспериментов с магнитом, дети получили

знания о явлении земного магнетизма. В этом нам помогают такие опыты, как

«Танцующие скрепки», «Летающая бабочка», «Сила притяжения магнитов» и

др.

Через поведение таких опытов, как «Как появляются горы?», «Радуга в

небе», «Почему не тонут корабли?», «Почему не тонут айсберги?», «Что

такое молния?» мои дети получили научные знания с помощью педагога.

Через самостоятельно проведенные опыты дети проявляли интерес, свою

любознательность.

А

что

может

быть

лучше,

чем познание

через

исследование, а в ходе экспериментов они получают самые прочные знания.

Именно такие знания позволяют детям познать мир и иметь собственное

творческое мышление.

Я считаю, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя

успешно решить без близкого контакта с семьей. Свое общение с семьей я

строю на основе сотрудничества, которое сближает, позволяет открыть какие

– то новые стороны личности своего ребенка. Работа с семьей помогает

нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости,

любознательности. Это помогает вовлечь родителей в сотрудничество: дети

выполняют совместные задания – опыты, рассказывают о своих открытиях,

просят найти новые сведения по теме, что – то изобретают вместе. Родители

с

интересом

изготовляют

альбомы,

плакаты,

информационные

листы

по

интересующей детей теме.

Хочется отметить, что дети моей группы активно действуют в центре

экспериментирования

в

режимные

моменты,

объединяясь

подгруппами,

парами,

по

одному,

интересуются

окружающими предметами.

Многие

проявляют

настойчивость

в

достижении

результата

своих

действий,

а

я

старюсь

поддерживать

у

них

этот

интерес

через

создание развивающей

предметно-пространственной

среды.

Считаю,

что

роль

взрослого

в

этот

период не спешить помогать малышу, тем более действовать за него. А дать

возможность «поэкспериментировать», попробовать

разные

варианты

действия

с предметами.

Именно

от

особенностей

стимулирования

и организации предметно пространственной среды зависит успех в развитии

ребенка.

Таким образом, организация экспериментирования – это одна из

прогрессивных форм развития интеллекта детей. Правильно организованная

предметная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной

практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями

развития

детской

инициативы

и

самостоятельности

в

экспериментальной

деятельности, поддержания и развития детской познавательной активности.

Свое выступление закончу словами В.Сухомлинского:

Прежде,

чем

давать

знания,

надо

научить

думать,

воспринимать,

наблюдать.



В раздел образования