Автор: Метелева Раиса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" пгт Юрья
Населённый пункт: Кировская область Юрьянский район, пгт Юрья
Наименование материала: статья
Тема: Технология исследовательской деятельности как средство формирования детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Технология исследовательской деятельности как
средство формирования детской инициативы и
самостоятельности у детей дошкольного возраста
Выступление подготовила:
Метелева Раиса Васильевна
воспитатель подготовительной группы
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации
российского
образования»,
в
Законе
Российской
Федерации
«Об
Образовании»
и
других
нормативных
документах
РФ
сформулирован
социальный
заказ
государства
системе
образования:
воспитание
инициативного,
ответственного
человека,
готового
самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним
из
основных
принципов
дошкольного
образования
является
поддержка
самостоятельности и инициативы детей в различных видах деятельности.
Я хочу рассказать о технологии исследовательской деятельности как
средстве формирования детской инициативы и самостоятельности у детей
дошкольного
возраста.
Самостоятельность
ребенка
–
это
осуществление
самим ребенком какой-либо деятельности, практического процесса. Тогда как
инициатива
–
это
почин,
внутреннее
побуждение
к
новым
формам
деятельности.
Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим
ребенком.
В деятельности экспериментирования мои дети самостоятельно
воздействуют различными способами на окружающие их предметы и явления
с целью более полного их познания.
Для организации активной самостоятельной экспериментальной
деятельности, я прежде всего:
*знакомлю детей с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;
*демонстрирую проведение опыта или провожу опыт вместе с ребенком;
*даю возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это
безопасно для его здоровья).
Моя роль в этом процессе сводится к тому, чтобы сконструировать
многоуровневую,
многофункциональную
развивающую
среду,
создавать,
специальные
объекты
или
ситуации,
стимулирующие
познавательную
активность
ребенка
и
способствующие
детскому
экспериментированию.
Считаю, что ППС - это система материальных объектов деятельности ребенка,
обладающая
признаками
неисчерпаемости,
информативности
и
уд о вл е т в о р я ю щ а я
п от р е б н о с т ь
в
н о в и з н е ,
п р е о б р а з о в а н и и ,
экспериментировании.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в нашей
группе
имеется
«Центр
Экспериментирования»
(центр
«Маленький
ученый»).
Основная цель центра – поддержать и развить в ребенке интерес к
исследованиям, открытиям, сформировать интерес детской инициативы и
самостоятельности,
создать
необходимые
для
этого
условия.
Из
цели
вытекают следующие задачи:
*Развить первичные естественно – научные представления,
наблюдательность, любознательность, активность мыслительных операций
(анализ, сравнение, умозаключения и т.д.).
*Сформировать умения комплексно обследовать предмет.
*Развить исследовательские умения и навыки (анализировать объект или
явление, выделять существенные связи, отбирать материалы для
самостоятельной деятельности).
*Развить личностные характеристики (проявление инициативы,
самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать
свою точку зрения).
*Сформировать первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Создавая в своей группе центр экспериментирования, я опиралась на свою
авторскую программу «Маленький ученый», лицензированную в ИРО КО.
Процесс
экспериментирования
строю
по
трем
взаимосвязанным
направлениям:
1.Живая природа – характерные особенности сезонов, приспособленность
живых организмов к окружающей среде.
2.Неживая природа – воздух, вода, почва, магнит, электричество, свет, цвет.
3.Человек – функционирование организма.
Учитывала следующие параметры:
*содержательно – насыщенный: насыщенность среды соответствует возрасту
детей и содержанию программы;
*трансформируемость пространства: предполагает возможность изменений
от
образовательной
ситуации
и
меняющихся
интересов
и
возможностей
детей;
*полифункциональность:
предполагает
возможность
разнообразного
использования различных материалов (модули, ширмы, мебель);
*вариативность: предполагает наличие различных материалов, игр, игрушек,
природного материала, сменяемость материала, появление новых предметов,
с т и м ул и р у ю щ и х
и г р о ву ю ,
д в и г ат е л ь н у ю ,
п о з н а в а т е л ь н у ю ,
исследовательскую деятельность;
*доступность: предполагает свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям,
материалам
для
детской
деятельности,
исправность
и
сохранность
материалов;
*безопасность: предполагает соответствие всем требованиям по обеспечению
надежности и безопасности использования.
*здоровъесбережение:
направленной
на
сохранение
психического
и
физического здоровья детей;
*эстетическая привлекательность: созданная эстетическая среда вызывает у
детей
чувство
радости,
эмоционально
–
положительное
отношение
к
детскому саду, желание посещать его, побуждает к активной творческой
деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Все материалы для проведения опытов в центре экспериментирования
меняются в соответствии с интересами детей, планом работы, совместно с
детьми группы.
Все
пространство
центра
экспериментирования
разделено
на
определенные компоненты, которые при желании и необходимости легко
трансформируются
(компонент
дидактический,
компонент
оборудования,
стимулирующий компонент).
В нашем центре экспериментирования есть:
*схемы, таблицы, алгоритмы опытов;
*серии картинок с изображением природных сообществ;
*иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты;
*книги познавательного характера, справочная, природоведческая
литература, атласы;
*тематические альбомы;
*коллекции;
*разные виды часов;
*изделия из камня;
*технические материалы: гайки, гвозди, шурупы, скрепки и др.
*разные виды бумаги;
*медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши,
шприцы без игл, сито, воронки;
*прочие материалы: зеркала, цветные стекла, изделия из пластмассы, дерева,
фарфора;
*правила поведения в уголке экспериментирования, составленные самими
детьми;
*совместно с детьми разработанные условные обозначения, разрешающие и
запрещающие знаки.
Основное требование к такому центру - функциональность. Самое
главное правило, которого я придерживалась: все инструменты и рабочие
материалы
расположила
на
виду,
доступны
детям.
Для
хранения
инструментов
и
материалов
мы
используем
пищевые
контейнеры.
Контейнеры небольшого размера располагаются на полке, на уровне глаз
детей, это позволяет нам держать нужные вещи в поле зрения, доступности.
В нашей группы есть зона коллекционирования разных экспонатов
(редких предметов, ракушек, кристаллов, перьев, камней, открыток и др.);
определено место для хранения разных материалов: бросового, природного и
др.; место для проведения опытов, место для хранения неструктурированных
материалов: песка, воды, опилок, стружки деревянной, металлической.
Учитывая интересы детей, желание заниматься самостоятельно
исследовательской деятельностью постоянно обновляется мини – стенд: «О
чем
хочу
узнать?»
(как
хочу
узнать,
откуда
могу
узнать).
Здесь
дети
самостоятельно, по интересам записывают, делают зарисовки интересующих
их объекты исследования.
Для тематических выставок мы вместе с детьми оформляем мини – музеи
камня, фарфора, стекла, цветочный островок и др. Хочу поделиться тем, как
мы вместе с детьми оформили мини – музей камня. В нем разместили разные
виды
камней:
речные,
морские,
керамзит;
по
размеру:
большие
и
маленькие;
по
структуре:
гладкие,
шероховатые.
Дети
сами
собирали
материалы для коллекции, приносили из дома, у каждого материала
своя
история. В ходе экспериментальной деятельности дети проводили
разные
исследования:
взвешивали,
проверяли
на
звук,
тонут
не
тонут.
Делали
выводы, умозаключения. За информацией обращались в детскую библиотеку,
пользовались
интернет
ресурсом,
читали
художественную
литературу,
энциклопедии и другие издания. Совместно с родителями изготовили книжки
самиздат: «Сказки о камнях», «Стихи», «Легенды о камнях» и др.
Создавая вместе с детьми мини – музей «Фарфоровый секрет китайцев»,
дети заинтересовались предметами из фарфора. Приносили из дома разные
статуэтки,
посуду,
вазы
из
фарфора.
Знакомились
с
историей
стекла
и
фарфора;
научились
называть
свойства
стекла
(прозрачное,
гладкое,
холодное,
хрупкое,
звенящее,
ребристое
и
т.д.)
и
фарфора:
белый,
перламутровый, гладкий, звенящий. Узнали, что впервые фарфор изобрели
китайцы.
Секрет
изготовления
фарфоровой
посуды
китайцы
держали
в
глубокой тайне. Позднее производство фарфора наладили в России. Первый
фарфоровый завод построили близ Санкт – Петербурга.
Мини-музей «Цветочный островок» служит не только украшением нашей
группы, но и местом саморазвития. Создавая данный мини - музей дети
приносили «живых питомцев» из дома. Ухаживая за ними, наблюдали
за
ро стом,
развитием,
цветением
комнатных
растений.
В
ход е
экспериментальной
деятельности
дети
посредством
проведения
опыта
и
анализируя,
делали
выводы,
умозаключения,
самостоятельно
овладевали
представлением о том или ином законе или явлении: без полива, без воды
растения вянут, светолюбивые растения лучше растут на окне, тенелюбивые
бояться прямых солнечных лучей.
Поддерживая детский интерес, инициативу я обогащаю представления
об
объектах
неживой
природы,
встречающейся
в
ближайшем
окружении
через
проведение
экспериментов и опытов с ветром, воздухом, водой,
глиной, снегом, льдом.
Большую радость детям доставляет знакомство со свойствами воздуха,
его движением, а помогают нам в этом такие эксперименты, как: «Помашем
веером», «Воздух
есть
везде»,
«Сколько
весит
воздух», «Движение
и
давление воздуха».
Выявить свойства воды нам помогают игры-эксперименты: «Волшебная
водица», «Льдинка-невидимка», «Тёплая
-холодная», «Плавает
-
тонет»,
«Измерение
температуры
воды»,
«Из
чего
сделаны
облака,
можно
ли
потрогать небо?», «Как добыть воду для питья?», «Почему сосульки растут
вниз?» и др. Для данного вида экспериментов мои дети самостоятельно
отбирают оборудование, материалы.
Получить знания об истории бумаги, о ее создании, назначении,
качестве (цвет,
гладкость,
толщину) и свойствах (мнётся, рвётся, режется,
размокает) помогли
следующие эксперименты: «Сомни
бумагу», «Бумага
намокает», «На чём мы рисуем», «Намочи бумагу». Такие эксперименты дети
самостоятельно
организуют
и
проводят
в
свободное
время,
режимные
моменты.
Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов,
нам помогли эксперименты с огнем: «Горит – не горит», «Живая тень» и др.
Через проведение опытов, экспериментов с магнитом, дети получили
знания о явлении земного магнетизма. В этом нам помогают такие опыты, как
«Танцующие скрепки», «Летающая бабочка», «Сила притяжения магнитов» и
др.
Через поведение таких опытов, как «Как появляются горы?», «Радуга в
небе», «Почему не тонут корабли?», «Почему не тонут айсберги?», «Что
такое молния?» мои дети получили научные знания с помощью педагога.
Через самостоятельно проведенные опыты дети проявляли интерес, свою
любознательность.
А
что
может
быть
лучше,
чем познание
через
исследование, а в ходе экспериментов они получают самые прочные знания.
Именно такие знания позволяют детям познать мир и иметь собственное
творческое мышление.
Я считаю, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя
успешно решить без близкого контакта с семьей. Свое общение с семьей я
строю на основе сотрудничества, которое сближает, позволяет открыть какие
– то новые стороны личности своего ребенка. Работа с семьей помогает
нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости,
любознательности. Это помогает вовлечь родителей в сотрудничество: дети
выполняют совместные задания – опыты, рассказывают о своих открытиях,
просят найти новые сведения по теме, что – то изобретают вместе. Родители
с
интересом
изготовляют
альбомы,
плакаты,
информационные
листы
по
интересующей детей теме.
Хочется отметить, что дети моей группы активно действуют в центре
экспериментирования
в
режимные
моменты,
объединяясь
подгруппами,
парами,
по
одному,
интересуются
окружающими предметами.
Многие
проявляют
настойчивость
в
достижении
результата
своих
действий,
а
я
старюсь
поддерживать
у
них
этот
интерес
через
создание развивающей
предметно-пространственной
среды.
Считаю,
что
роль
взрослого
в
этот
период не спешить помогать малышу, тем более действовать за него. А дать
возможность «поэкспериментировать», попробовать
разные
варианты
действия
с предметами.
Именно
от
особенностей
стимулирования
и организации предметно пространственной среды зависит успех в развитии
ребенка.
Таким образом, организация экспериментирования – это одна из
прогрессивных форм развития интеллекта детей. Правильно организованная
предметная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной
практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями
развития
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
экспериментальной
деятельности, поддержания и развития детской познавательной активности.
Свое выступление закончу словами В.Сухомлинского:
Прежде,
чем
давать
знания,
надо
научить
думать,
воспринимать,
наблюдать.