Напоминание

"Методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол".


Автор: Скворцова Ольга Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: БОУ СОШ №30
Населённый пункт: Динской район стюНововеличковская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол".
Раздел: среднее образование





Назад




Методика обучения младших

школьников элементам игры в

баскетбол.

Выполнила: учитель физической культуры

Скворцова Ольга Владимировна

БОУ СОШ №30 МО Динской район

ст.Нововеличковская

2016-2017гг.

Содержание

Введение.

Глава 1.Теоретические основы обучения младших школьников игре в баскетбол……1

1.1 Особенности обучения физкультурным упражнениям в младшем школьном возрасте

1.2 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол………………3

Глава 2.Педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол …5

2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол.

Глава 3.Экспериментальное исследование создания педагогических условий при обучении

младших школьников элементам игры в баскетбол.........................................................6

Заключение..................................................................................................... …………….7

Список литературы.............................................................................................................7

Приложение.........................................................................................................................8-11

Введение

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко

представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального

образования.

Роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном

диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей

здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование,

направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей

физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры

личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно

реализуемых в здоровом стиле жизни.

Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет

важную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической

подготовленности.

На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется

через проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять

большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол. Это и является

актуальностью нашей работы.

Тема нашей работы «Методика обучения игре в баскетбол»

Объект: обучение младших школьников элементам игры в баскетбол.

Предмет: методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.

Цель исследования: изучить создание педагогических условий для обучения младших

школьников элементам игры в баскетбол.

Задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу обучения младших

школьников элементам игры в баскетбол.

2. определить эффективность создания педагогических условий при обучении игре в

баскетбол.

3. выявить влияние педагогических условий на обучение младших школьников элементам

игры в баскетбол.

4. разработать комплект упражнений обучения игре в баскетбол.

Гипотеза: качество овладения элементами игры в баскетбол у младших школьников будет

высоким, если учитель:

1. использует различные приемы при обучении игре в баскетбол;

2. осуществляет организацию внеурочной деятельности;

3. организует работу по взаимодействию с родителями.

Метод игровой с использованием различных методик.

Глава 1.Теоретические основы обучения младших школьников игре в

баскетбол

1.1 Особенности обучения физкультурным упражнениям в младшем школьном

возрасте.

Важное место в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста

занимает действие с мячом. Упражнения в бросании, катание мячей способствует

развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В

играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится

в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель,

расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию

умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска,

согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую

пространственную ориентировку.

Упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения

благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Создают

условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития

ребенка семилетнего возраста. Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и

способствуют выработке хорошей осанки. Способствуют совершенствованию

двигательной реакции детей, точности воспроизведения движений во времени и

пространстве.

Огромное влияние на развитие детей младшего школьного возраста оказывают движения,

физические упражнения, игра в баскетболДвигательная активность стимулирует обмен

веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его

работоспособность, что достигается при игре в баскетбол.

Двигательная активность способствует усвоению информации, которая поступает из

внешней среды, через сенсорные системы.

У ребенка данного возраста развиваются и совершенствуются основные естественные

движения, в частности, рабочие движения кисти и пальцев. Меняется и отношение к

движениям. Прежний интерес к самому процессу движения сменяется все большей

заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляет не

только сама двигательная деятельность, но и достижение цели при определенном

действии. Движения становятся все более точными, координированными.

В 7 – 8 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков его увеличение более

прогрессивно, чем у девочек. Точность движений у 7 – 8-летних детей развита

недостаточно.

Ошибки при воспроизведении движений заданных параметров составляют 45 – 50%.

Систематические физические упражнения с применением методов, облегчающих

воспроизведении движений определенных пространственно – временных параметров

приводят к улучшению точности движений по пространственным характеристикам на 45 –

50%, временным – на 30%, силовым – на 35%. К 7 - 8 годам вырабатывается нормальная

поза прямостояния. У детей этого возраста поза прямостояния при смещении опоры

сохраняется лучше, чем у подростков.

Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность. Дети

часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности

показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в

восприятии элементов и деталей движений.

Стр

. 1

Дети в 7 – 10 лет недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие

промежутки времени они обычно недооценивают. Много затруднений вызывает у них и

ориентировка в самом пространстве зала, площадки. Они путают правую и левую

стороны. Поэтому рекомендуется систематически тренировать детей в этих достаточно

сложных для них процессах. В баскетболе создаются благоприятные условия для

воспитания положительных нравственно – волевых черт ребенка. Такие игры приучают

детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто

приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более

благоприятные условия для успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков

команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения

считаться с другими, помогать им.

Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим

значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол –

спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической

подготовке игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных

тренировок ,а также при соблюдении определенной последовательности. Проводить

обучение нужно в несколько этапов, используя различные упражнения. В начале обучения

основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с

мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Не

рекомендуется уже с первых занятий начинать освоение техники. В начале надо добиться,

чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и

с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровни груди,

пальцы должны быть расставленными, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук

расставлены. Важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку

баскетболиста.

После того как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадки,

можно учить их ловить мяч обеими руками. Выполнение ловли мяча и других элементов

баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствует

совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно

применять его в игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей и передачи мяча двумя руками от

груди с места. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа его

двумя руками на уровне груди.

На первых порах при передаче мяча большинство детей старается толкать его обеими

руками, широко разводя локти в сторону. В процессе обучения передачи мяча необходимо

напоминать детям, что локти следует опустить около туловища; стараться бросать на

уровне груди партнера; мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Одним из наиболее важных действий с мячом является ведение. Оно позволяет игроку,

владея мячом, перемещаться по площадке. На начальном этапе обучения детям

семилетнего возраста были доступны ведение мяча с высоким отскоком. При этом ребенок

научится держать спину. После этого появляется возможность «посадить ребенка на

ноги», т.е. научить его передвигаться на полусогнутых ногах. В дальнейшем ребенок легко

усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой и с изменением направления.

Наиболее распространенным недостатком ведения мяча на начальном этапе обучения

является стремление детей семи лет бить по мячу расслабленной ладонью, не включая в

работу предплечье. Рука с согнутыми пальцами ударяет по мячу сверху. В результате

систематического обучения ведения мяча у детей вырабатывается умение успешно

управлять мячом даже без зрительного контроля, передвигаясь приставным шагом,

изменяя темп бега.

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре

движениями. Поэтому обучение броскам мяча следует ограничить этими же способами –

Стр

. 2

бросками двумя руками от груди и одной рукой от груди. С самого начала обучения надо

обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке,

прицеливаясь, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в стороны.

Цель углубленного разучивания заключается в формировании полноценного

двигательного умения. Здесь следует уточнить двигательное действие, как в основе, так и

в деталях техники передвижений, ведения, передач мяча. На этом этапе используется

комплекс разнообразных средств: применяются упражнения для закрепления мышечной

системы с учетом особенностей техники баскетбола; используют подводящие упражнения,

которые позволяют подготовить детей к освоению основного действия.

Подводящие упражнения представляют собой «игру по овладению мячом», техникой:

ведение мяча, бросание партнеру команды, бросание в стену, в цель, кидания в кольца.

Когда школьники овладеют техникой баскетбола нужно переходить к этапу закрепления и

дальнейшего совершенствования. Цель этого этапа – двигательное умение перевести в

навык. Эта цель решается с помощью следующих задач: добиться стабильности,

автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом. Довести до

необходимой степени совершенства основные элементы техники передач, ведения мяча.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых условиях.

Процесс обучения строится последовательно от простого к сложному, в порядке,

зависящем от изучения технических приемов того или иного раздела техники игры.

1.2 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол

Процесс обучения младших школьников в баскетбол направлен на вооружение учеников

знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование,

формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии, тактики, правил игры и

т.п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом

знаний об игре.

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда

управление ими осуществляется автоматизировано.

Обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти

параллельно. В начале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем

изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и

более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты.

В процессе формирования двигательного навыка выделяют самостоятельные стадии,

которым соответствует тот или иной этап обучения. Принято выделять 3 стадии:

1. формирование начального умения, когда ученик овладеет основами движения, его

структурой;

2. уточнение системы движений;

3. совершенствование навыка.

Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач,

необходимо чтобы, прежде всего:

- освоили исходное положение, из которого выполняются движения;

- знали, какие части тела принимают участие в этих движениях, и каковы их

направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;

- выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;

- сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;

- приступили к совершенствованию движений.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы

сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. При овладении

двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а

одновременно, когда один становится фоном другого (например, передача мяча во время

Стр

. 3

бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений, часто для этой цели

используют подводящие упражнения.

При освоении тактики игры ставят цели:

- научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с

другими игроками в зависимости от обстановки;

- научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока,

позволяющие ему действовать более эффективно.

Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо

последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на

физиологической природе формирования двигательных навыков.

Ознакомление с приемом. Оно начинается с создания представления о нем. Занимающиеся

должны иметь перед собой образец, который следует воспроизвести. Для этого им нужно

не только сообщить сведения о приеме, о его месте и значении в игре, но и дать

возможность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении

движений. В задачу обучения на данном этапе входит:

- выявление знаний ученика об изучаемом предмете, а также ощущений, имеющихся в

его двигательном опыте;

- сообщение предварительных сведений об изучаемом приеме – его месте и значении в

игре, основном назначении и наиболее эффективном применении и т.п.

- создание зрительного и двигательного представления о правильных движениях и их

последовательности.

Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного

выполнения упражнений.

Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание

наглядных и словесных методов обучения, давать показ всего упражнения с объяснением;

частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное

воспроизведение упражнение и его описание детьми, затем показ всего упражнения с

пояснением отдельных сторон.

Стр

. 4

Глава 2.Педагогические условия обучения младших школьников игре в

баскетбол

2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол .

В современной школе для активизации и интенсификации учебного процесса используют

игры.

С раннего детства игра является основным видом деятельности; и в младшем школьном

возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя основной их деятельностью становиться

ученье. Для них характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость

вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую,

самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами.

Важно учитывать это стремление детей к игре и использовать при обучении на уроках

физической культуры. При обучении баскетболу младших школьников обязательно

должна присутствовать игра [1]

В ролевых играх и эмпатия, и рефлексия также являются важнейшими характеристиками,

определяющими успешность игрового процесса. Это важно при обучении игре в

баскетбол. Находясь в воображаемой роли, необходимо чувствовать ролевые переживания

напарника, что благоприятно сказывается на команде играющей сплоченно.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на

реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения

путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.

Игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения младших

школьников игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя

допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку

удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей

двигательные задания, игровые образы. В педагогической практике наиболее

распространены виды занятий, в которых игры и упражнения сочетаются. Занятия по

обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм проведения. На начальном

этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры

детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке.

Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот

ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе»,

«Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).

Таким образом, игровой метод служит необходимым условием при обучении игре в

баскетбол.

Через игру учитель может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше

осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.

Насколько интересно увлеченно будет игра, настолько сплоченнее, качественнее будут

играть в баскетбол дети.

При обучении младших школьников игре в баскетбол учитель должен хорошо

разбираться в вопросах физического воспитания детей, не перегружать их двигательной

деятельностью, при показе упражнений выполнять 60-80 движений.

Учитель должен уметь быстро переключать внимание, распределять его по спортивному

залу, чтобы не один ребенок не остался без внимания. Это необходимо при обучении ловле

мяча, передаче, так как возможны травмы, формирование неточных умений. Также важно

чувство времени, двигательная реакция, ориентация в пространстве и т.д.

Педагог должен сам показывать детям правильный образец изучаемого движения при

обучении баскетболу, возможные способы действия в игровых ситуациях, в

соревновательных условиях. Движение воспитателя – эталон для ребенка, и ребенок

Стр

. 5

старается подражать педагогу, воспроизводит движения. Поэтому для педагога очень

важно постоянно быть в хорошей спортивной форме.

Успех при обучении игре в баскетбол зависит от того, в какой мере сформированы

методические умения преподавателя: объяснить и провести упражнения в сочетании с

правилами игры; подобрать подводящие упражнения для совершенствования для

совершенствования движений; использовать подвижные игры как средство обучения;

организовать и провести соревнования.

Таким образом, правильные взаимоотношения между воспитателем и детьми должны

строиться на основе высокой требовательности педагога в сочетании с глубоким

уважением к ребенку. Преподавателю необходимо умение создавать правильные

взаимоотношения между детьми в игровых ситуациях и соревнованиях. Игра в баскетбол

станет здоровьеоберегающей, развивающей игрой для детей.

Глава 3.Экспериментальное исследование создания педагогических

условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол

Данное экспериментальное исследование по изучаемой проблеме было проведено на базе

«Средней образовательной школы№30».

Целью экспериментального исследования было создание педагогических условий при

обучении младших школьников элементам игры в баскетбол. А также на практике

предстояло проверить влияние специально созданных условий на развитие навыков

работы с мячом.

Выявление склонности детей к игре в баскетболе, работе с мячом явилось первым этапом

нашего исследования.

Целью методики является выявление интересов детей к игре в баскетбол, подвижным

играм с мячом.

В эксперименте участвовали учащиеся 3 «В» класса.

На основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за умением детей

работать в группах с мячом, выявила способности детей, те способности, которые нужно

развивать, которые хорошо развиты, нужно совершенствовать.

Получила следующие результаты:

15 учащихся умели вести мяч одной рукой;

6 – попадали в кольцо, передавали мяч;

4 – владеют передачей мяча;

Остальные мало владели мячом.

Первый этап исследования показал, что дети имеют различные задатки, способности

играть в группе с мячом, спортивные игры, в частности баскетбол.

На втором этапе эксперимента проводилась работа по созданию педагогических условий

для успешного развития имеющихся задатков, вообще способностей играть в баскетбол.

Для того чтобы данные навыки имели свое развитие, мною были организованы различные

виды деятельности на уроке физкультуры: ведение мяча, эстафеты с мячом, игры в

группах с мячом, броски по кольцу, игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Борьба за мяч»,

«К кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Передал – садись», «Перестрелка».

Данная работа проводилась в течение недели.

Как видно из данного списка игр, упражнений, период времени наша совместная

деятельность была направлена на обучение детей младших школьников элементам игры в

баскетбол.

При повторном исследовании я заметила, что произошли качественные изменения: из 28

человек 20 вели мяч отлично, 5 передавали из-за головы, 3 – не смог вести мяч, но у него

хорошо получались броски в кольца. Таким образом было доказано, что если опираться на

Стр

. 6

навыки детей, стремление играть в группах с мячом и создавать педагогические условия

можно ускоренно обучать детей элементам игры в баскетбол.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что создавая педагогические условия,

процесс обучения элементам игры в баскетбол улучшается.

Заключение

Изучая различные подходы исследования способностей к игре в баскетбол, узнала о том,

что у детей имеются способности по ведению мяча, броскам по кольцу, передаче мяча.

Отсутствие способностей не является проблемой, так как, создавая педагогические

условия, можно научить детей элементам игры в баскетбол.

Формирование умений происходит в игровой деятельности. Именно игра является тем

условием, которое влияет, развивает, укрепляет способности.

Для выявления способностей использовала игровой метод. С помощью. Этого метода

сделала следующие выводы:

Развивать способности ребенка по работе с мячом, вовлекая его в игру.

В своем исследовании доказала, что если создать определенные педагогические условия

можно ускоренно обучать младших школьников элементам игры в баскетбол.

Список литературы

1.

Безруких М.М. Возрастная физиология. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр

Академия,2001 -520с.

2.

Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие

для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.

3.

Найминова Э.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. -

Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.

4.

Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б. Кофмана-М.:

Физкультура и спорт, 1998.-496с.

5.

8.Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов.

Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001

-520с.

6.

Педагогика: Учебное пособие для студенов пед.институтов . Под

ред.Ю.К.Бабанского.-М.:Просвещение,2000. - 608 с.

7.

Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга

для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.

8.

Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.

– сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и

спорт, 2001. – 496 с.

9.

Автор – составитель: Нийминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры.

Книга для учителя. – Ростов – н /Д: «Феникс», 2001. – 256 с.

10. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие

для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова,

М.М.Самодурова; под ред С.А.Козловой. – М.: изд. центр «Академия».2002. – 320

с.

11.

Стр

. 7

Приложение.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч,

передвигаться по площадке. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на

уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от

пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча

одновременно с передачей его двумя руками от груди

При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание

мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте

правой и левой рукой, ведение на месте поочередно, то правой, то левой рукой и т. д.,

которые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч.

После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно

уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Вначале

осваивается ведение мяча по прямой, затем — с изменением направления, скорости

передвижения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передачи мяча.

Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно провести подготовительное

упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Целесообразно

постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого удобна стойка с изменяющейся

высотой кольца.

Упражнения

1. Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После

сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.

2. Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону,

указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.

3. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

4. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

5. Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.

6. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

7. Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

8. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

9. Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) .

10. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

11. Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

12. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

13. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении).

14. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).

15. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной

колонны.

16. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

17. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

18. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

19. Ведение на месте правой (левой) рукой.

20. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя

руками (произвольным способом).

21. Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.

22. Ведение мяча вокруг себя.

23. Ведение мяча, продвигаясь шагом.

25. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

26. Ведение мяча, остановка и передача его.

27. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка

(произвольным способом).

Стр

. 8

Рис. 37

28. Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте.

29. Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или

сетку.

30. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

31. Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).

32. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

Подвижные игры

За мячом. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего.

Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2—3

м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне

ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив

стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки

возвратятся на свои места, а мячи — водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее

заканчивает игру.

Поймай мяч. Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на

расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и

старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется

местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-

либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Кого назвали, тот ловит мяч. Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в

руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен

поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо

не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Борьба за мяч. Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке

для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети

стараются быстрее выполнить 5—10 передач между своими игроками. За каждую

передачу команда получает очко (счет ведет воспитатель). Игра продолжается 5—8 мин.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Игроки каждой команды имеют отличительные знаки определенного цвета.

У кого меньше мячей. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по

нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена

сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см). Дети обеих команд после сигнала

воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает

команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей .

Мяч ведущему. Дети делятся на 4—5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4—5

м. В центре каждого круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают

мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его образно. Когда мяч

обойдет всех игроков круга (1—3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает

команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в

стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу начинают

перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его водящий,

бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в воздухе, на

земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, он меняется местами с

игроком, который последний держал мяч в руках.

Передал — садись. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана.

Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в

руках становится напротив своей команды на расстоянии 2—3 м от нее.

По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит

его, передает обратно капитану и приседает (рис. 39). Капитан таким же образом передает

мяч второму, затем — третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи

Стр

. 9

мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан

поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда,

которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним

сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Перестрелка. В середине площадки проводят линию, делящую ее пополам. В 15—20

шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен).

Играющие делятся на две команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле.

Руководитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та

команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда

стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на

сторону противника).

Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не

считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него,

отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При

нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого

надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не

переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается

на свое место.

Правила игры в баскетбол

Цель игры. Цель команды в игре — забросить как можно больше мячей в корзину

соперника, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из пяти играющих на

площадке и нескольких запасных. Один из игроков — капитан. Игроки команд должны

иметь отличительные знаки, которые надевают

на майки спереди и сзади.

Судейство. Воспитатель следит за выполнением правил игры: дает сигналы при

нарушениях правил игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, решает спорные

мячи, контролирует время игры.

Время игры. Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается

пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во

время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжитель-

ностью 3—4 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Счет игры. При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может

закончиться победой одной из команд или ничьей.

Правила проведения игры

Правила замены. Воспитатель может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего

это делается во время перерыва. Но при необходимости (усталость,

недисциплинированность игроков) можно заменять детей, даже останавливая игру, когда

мяч находится в игре.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую или лицевую линию, считается

вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересек

линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока,

который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последний

коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не

более трех шагов. После этого он должен вести мяч, или передать своему партнеру, или

бросить в кольцо. После того как он получит очередную передачу (или перехватит мяч у

противника), он снова имеет право на ведение мяча.

Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним.

Нарушение правил и наказание за них. Нарушением является несоблюдение правил

игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч выбрасывается в игру членом

пострадавшей команды. Вбрасывание мяча всегда производится из-за боковой линии

Стр

. 10

против того места на площадке, где было совершено нарушение. За грубые нарушения

правил игрок удаляется с площадки (с правом его замены) на 1—3 мин.

Начало игры и розыгрыш начального и спорного бросков. Розыгрыш начального и

спорного бросков производится: при начале каждого периода; при задержке мяча, когда

два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из

игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель

сомневается, от кого вышел мяч; когда мяч застревает в корзине; когда игроками

совершена обоюдная ошибка. При розыгрыше начального и спорного бросков воспитатель

подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками, и, после того как мяч достигает

наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и спорного бросков

производится в центральном круге.

Правила поведения. В игре в баскетбол игроки должны всегда быть корректными. Детей,

которые ведут себя недисциплинированно или грубо, необходимо временно вывести из

игры. Игрокам запрещается тянуть соперников за одежду, за руки, толкаться и т. д.

Стр

. 11



В раздел образования