Напоминание

Конспект открытого интегрированного НОД в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»


Автор: Габдульманова Лидия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: с.Целинное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого интегрированного НОД в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Целинный детский сад №1 «Ромашка»

общеразвивающего вида

Конспект открытого

интегрированного НОД в старшей группе

«Знакомство

со свойствами песка»

Направление: познавательно-исследовательское

Образовательная область: познавательное развитие

Воспитатель: Габдульманова

Лидия Васильевна

С. Целинное

Цель: Совершенствование знаний детей об объектах неживой природы (о песке)

Задачи:

1.Образовательные :

- создать условия для экспериментальной деятельности детей;

- познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком;

- продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;

- формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно

делать выводы.

2.Развивающие:

- развитие наглядно-образное мышление, диалогическую речь;

- развитие мелкой моторики рук, посредством развития тактильной чувствительности;

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру, учить испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной

работы;

- формировать навык самоконтроля.

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, лупа, песочные картины.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: словесный – диалог, пояснение; наглядный- экспериментирование; игровой – физ.минутка.

Технологии: Здоровьесберегающие: песочная терапия - песок способен «заземлять» отрицательную энергию, при

взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.

Материалы

и

оборудование: Мультимедийная

доска,

ноутбук,

песочный

планшет

(песочная

терапия),

ложки,

тарелочки, лупы, банка с песком, насос, стаканчики, палочки, емкости с песком.

Для рисования: Баночки с цветным песком, трафареты, коробки с бархатной бумагой, салфетки влажные.

I этап. Организационный момент

Проблемная ситуация:путешествие в волшебную песочную страну, чтобы больше узнать о свойствах песка.

Организация внимания: загадка про песок, картинки о природе на экране мультимедийной доски.

Игровая ситуация: беседа о песке, его использовании людьми.

Цель: организовать детей, активизировать внимание, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи: создать условия для экспериментальной деятельности детей;развивать связную речь; учить отвечать навопросы; отгадывать

загадки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; уточнить у детей представления о песке, вызвать желание больше

узнать о нём.

Методы и приёмы: словесный - чтение стихотворения, загадывание загадки, вопросы к детям, беседа; наглядный – показ картин.

Этапы НОД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Приветствие

Эмоциональный

настрой на

предстоящую работу

Дети входят в группу,

выстраиваются полукругом.

- Здравствуйте! (дети улыбаются

друг другу, здороваются с гостями)

Слушают стихотворение,

смотрят на экран.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Улыбнитесь друг

другу! Поздоровайтесь с гостями! А сейчас, обратите внимание

на экран. (Идут слайды, воспитатель читает стихотворение).

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родной, ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой ведь на свете – нету!

Загадывание загадки

Создание проблемной

ситуации

Отгадывают загадку.

- Песок.

- Песок - это полезное

ископаемое, которое образуется

при разрушении горных пород

гранита и кварца, который

состоит из мелких частиц разного

размера.

-

В

песочнице,

на

стройке,

у

реки , у моря, в пустыне.

-

П е с о к

и с п о л ь з у ю т

п р и

с т р о и т е л ь с т в е

д о р о г ;

е г о

добавляют

в

раствор,

которым

скрепляют

кирпичи,

камни

при

строительстве

зданий;

п р и

тушении

пожара;

в

гололед

-

посыпают дороги; для игр.

- Да!

- Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в

волшебной стране на нашей планете. А вкакой вы узнаете, если

отгадаете загадку:

Он желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей

Если хочешь – можешь брать,

Целый день в него играть.

Что это?

- Правильно, песок. И мы с вами отправляемся в песочную

страну.

- Как вы думаете, что такое песок?

- Где можно встретить песок?

- Где его используют люди?

- Дети, а вы хотите больше узнать о песке?

IIэтап. Основная часть НОД

Цель: совершенствовать представление детей о свойствах песка, полученные в результате собственных наблюдений и

экспериментирования, развивать навыки рисования предмета, используя песок разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.

Задачи:

учить

детей

пользоваться

трафаретами,

заполняя

контур

цветным

песком;

развивать

мелкую

моторику

пальцев;

развивать

внимание, логическое мышление, усидчивость; познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком; продолжать знакомить детей со

свойствами сухого и мокрого песка; формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно делать выводы.

Методы и приёмы: наглядный - показ способов действия; практический – опытно-экспериментальная деятельность; игровой–физминутка

«Весёлые песчинки»; словесный – диалог, пояснение.

Разрешение

проблемной ситуации

Игровая ситуация

«Мы волшебники».

Постановка цели.

Активизация словаря

знакомство со

- Да!

Дети рассаживаются за столы.

- Да!

Повторяют

все

действия

за

воспитателем.

- Легко.

- Сыпучий.

- Шершавый

-

Песок

сыпучий,

рассыпчатый,

на ощупь – шершавый.

- Лупа, увеличительное стекло

- Из песчинок.

-

Маленькие,

круглые,

белые,

желтые, прозрачные.

- По цвету, по размеру, по форме)

-Пе сок

со стоит

из

м е л к и х

песчинок, которые имеют разную

форму, размер, окраску.

-

о н и

р а з л е т е л и с ь ,

л е г к о

двигаются.

Дети, а вы хотите больше узнать о песке?

-

Тогда

я

приглашаю

вас

в

лабораторию,

где

вы

станете

учеными, волшебниками, художниками.

- Все готовы?

-

В

песке

находятся

песочная

пыль,

поэтому

мы

должны

защищать себя, аккуратно работать, чтобы пыль не попала в

глаза.

- Проведём первый опыт №1.

Возьмем

ложку

и

аккуратно

насыплем

немного

песка

в

тарелочку.

- Легко ли высыпался песок?

- Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыплется?

- Потрогайте песок пальцами, какой он на ощупь?

Вывод: Песок сыпучий, рассыпчатый, на ощупь – шершавый.

- А сейчас возьмите влажные салфетки и протрите руки.

Опыт №2 - Теперь берём вот такой предмет (показываю лупу).

Кто знает, как он называется?

- Внимательно рассмотрите, из чего состоит песок?

- Какие они?

- Чем отличаются друг от друга?

Давайте сделаем вывод. Что можно сказать о песке из этого

опыта?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые имеют

разную форму, размер, окраску.

- Проведем еще один опыт №3.

- У меня в банке песок, я сейчас создам игрушечный ветер.

(насосом)

свойствами сухого и

мокрого песка

Указание

последовательности

работы

Порядковый счёт до

десяти

знакомство со

свойствами сухого и

мокрого песка

- Нет.

-

Песок

стал

влажный

и

тяжелый.

-

Сухие

песчинки

сдуваются,

а

мокрые нет.

Дети

выполняют

у ка з а н и я

воспитателя.

-

В

мокром

песке

песчинки

слиплись,

соединились

друг

с

другом.

-

сухой

-

светлый, мокрый –

темный.

- мокрый - имеет запах, сухой –

нет.

-

Просочилась

вглубь,

и

уютно

устроилась между песчинками.

- Сухой. Потому что он сыпучий,

а мокрый – плотный, твёрдый.

-

и

з мокрого.

- При попадании воды в песок, он

меняет свои свойства: становится

плотным, темным, вязким.

-

Да.

-

песок.

- Что происходит с песчинками?

- Теперь, я полью воду, чтобы смочить песок, и опять создам

ветер.

- Песчинки сдуваются или нет?

- Почему?

- Какой можно из этого сделать вывод?

Вывод: Сухие песчинки сдуваются, а мокрые нет.

- Следующий опыт №4.

- Возьмите два пустых стаканчика и насыпьте в них по 5 ложек

песка.

- В один стаканчик налейте немного воды.

- Потрогайте сухой и мокрый песок.

- Чем отличаются?

- А по цвету?

- Давайте понюхаем сухой и мокрый песок. Что почувствовали?

- Куда исчезла вода? - Возьмите палочки, и поместите одну в

сухой песок, а другую в мокрый.

- В какой песок легче вошла палочка? В сухой или мокрый?

- Почему?

- Из какого песка можно лепить кулич? (из мокрого)

Из этого следует вывод.

Вывод: При попадании воды в песок, он меняет свои свойства:

становится плотным, темным, вязким.

- Понравилось вам проводить опыты?

- Что мы сегодня исследовали?

Напоминание цели

Применение

здоровьесберегающе

й технологии –

«песочная терапия».

Рисование на

песочном планшете

пальчиками.

Заполнение контура

трафарета цветным

песком. Цель:

развитие мелкой

моторики пальцев.

Презентация

результатов

деятельности детей

- проводили опыты.

- лупы, воды, палочек.

- Сыпучий, рыхлый,

рассыпчатый, может пропускать

воду, двигаться, изменяет свои

свойства под воздействием воды.

Дети под музыку бегают

врассыпную. При смене музыки

собираются в «комок»

- разлетается.

- останется на месте.

Дети рисуют пальчиками на

песочном планшете вместе с

воспитателем.

- Да.

Дети выполняют указания

воспитателя.

Рассматривают рисунки.

- Как исследовали?

- С помощью чего?

Заключение: Давайте

с

вами

сделаем

общее

заключение.

Какими свойствами обладает песок?

Сыпучий,

рыхлый,

рассыпчатый,

может

пропускать

воду,

двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.

Физ.минутка. А теперь мы поиграем.

Мало-подвижная игра. «Весёлые песчинки» . Все вы будете

песчинками, а вместе кучей песка.

- Подул ветер – что станет с песком? (разлетается)

Дети летают по залу (звучит музыка ветра). Затем пошёл дождь

(музыка дождя) – все песчинки собираются в кучу, и песок

слипается.

- Затем опять поднялся ветер.

- Что произойдет с песком?

Художественное

творчество. -

С

песком

можно

не

только

играть

и

делать

опыты.

Оказывается,

песком

можно

еще

рисовать.

Мы

с

вами

попробуем

создать

из

песка

картины.

Подойдите

ко

мне.

Это

песочный

планшет.

На

нём

рисуют

пальчиками.

Давайте

попробуем

с

вами.

Понравилось?

Но

можно рисовать и по другому. Я приготовила вам цветной песок

и трафареты.

- Положите трафареты в коробочки. Возьмите щепоткой песок,

тонким

слоем

насыпайте

песок

в

прорези

трафарета.

Когда

насыплете,

трафареты

с

излишками

песка,

стряхните

в

тарелочки.

- Посмотрите, какие интересные картины у вас получились.

- Давайте пройдем по нашей песочной галерее. У кого что

получилось?

IIIэтап. Заключительная часть НОД

Цель: учить детей анализировать понравившиеся работы.

Задачи: воспитывать желание доводить начатое дело до конца, радоваться своим работам.

Методы и приёмы: словесный – беседа о проделанной работе, характеристика детских работ; наглядный – рассматривание работ;

практический – наведение порядка на рабочем месте; игровой – экскурсия по песочной галерее.

Мониторинг -

Обсуждение

впечатлений от НОД,

Анализ детских работ

Сюрпризный момент

- Да!

- Рисовать цветным песком,

проводить опыты.

- Понравилось ли вам занятие?

- Кому что больше понравилось?

- Спасибо, я вами очень довольна. Вы очень дружно работали,

умело ставили опыты, делали правильные выводы, проявили

старание, находчивость и смекалку. За это я вам дарю цветной

песок. Вы будете рисовать новые картины.



В раздел образования