Автор: Габдульманова Лидия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: с.Целинное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого интегрированного НОД в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Целинный детский сад №1 «Ромашка»
общеразвивающего вида
Конспект открытого
интегрированного НОД в старшей группе
«Знакомство
со свойствами песка»
Направление: познавательно-исследовательское
Образовательная область: познавательное развитие
Воспитатель: Габдульманова
Лидия Васильевна
С. Целинное
Цель: Совершенствование знаний детей об объектах неживой природы (о песке)
Задачи:
1.Образовательные :
- создать условия для экспериментальной деятельности детей;
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком;
- продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно
делать выводы.
2.Развивающие:
- развитие наглядно-образное мышление, диалогическую речь;
- развитие мелкой моторики рук, посредством развития тактильной чувствительности;
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру, учить испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной
работы;
- формировать навык самоконтроля.
Активизация словаря:
Сыпучий, липкий, рыхлый, лупа, песочные картины.
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приёмы: словесный – диалог, пояснение; наглядный- экспериментирование; игровой – физ.минутка.
Технологии: Здоровьесберегающие: песочная терапия - песок способен «заземлять» отрицательную энергию, при
взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.
Материалы
и
оборудование: Мультимедийная
доска,
ноутбук,
песочный
планшет
(песочная
терапия),
ложки,
тарелочки, лупы, банка с песком, насос, стаканчики, палочки, емкости с песком.
Для рисования: Баночки с цветным песком, трафареты, коробки с бархатной бумагой, салфетки влажные.
I этап. Организационный момент
Проблемная ситуация:путешествие в волшебную песочную страну, чтобы больше узнать о свойствах песка.
Организация внимания: загадка про песок, картинки о природе на экране мультимедийной доски.
Игровая ситуация: беседа о песке, его использовании людьми.
Цель: организовать детей, активизировать внимание, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи: создать условия для экспериментальной деятельности детей;развивать связную речь; учить отвечать навопросы; отгадывать
загадки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; уточнить у детей представления о песке, вызвать желание больше
узнать о нём.
Методы и приёмы: словесный - чтение стихотворения, загадывание загадки, вопросы к детям, беседа; наглядный – показ картин.
Этапы НОД
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие
Эмоциональный
настрой на
предстоящую работу
Дети входят в группу,
выстраиваются полукругом.
- Здравствуйте! (дети улыбаются
друг другу, здороваются с гостями)
Слушают стихотворение,
смотрят на экран.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Улыбнитесь друг
другу! Поздоровайтесь с гостями! А сейчас, обратите внимание
на экран. (Идут слайды, воспитатель читает стихотворение).
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родной, ребята!
Давайте будем беречь планету!
Другой такой ведь на свете – нету!
Загадывание загадки
Создание проблемной
ситуации
Отгадывают загадку.
- Песок.
- Песок - это полезное
ископаемое, которое образуется
при разрушении горных пород
гранита и кварца, который
состоит из мелких частиц разного
размера.
-
В
песочнице,
на
стройке,
у
реки , у моря, в пустыне.
-
П е с о к
и с п о л ь з у ю т
п р и
с т р о и т е л ь с т в е
д о р о г ;
е г о
добавляют
в
раствор,
которым
скрепляют
кирпичи,
камни
при
строительстве
зданий;
п р и
тушении
пожара;
в
гололед
-
посыпают дороги; для игр.
- Да!
- Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в
волшебной стране на нашей планете. А вкакой вы узнаете, если
отгадаете загадку:
Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей
Если хочешь – можешь брать,
Целый день в него играть.
Что это?
- Правильно, песок. И мы с вами отправляемся в песочную
страну.
- Как вы думаете, что такое песок?
- Где можно встретить песок?
- Где его используют люди?
- Дети, а вы хотите больше узнать о песке?
IIэтап. Основная часть НОД
Цель: совершенствовать представление детей о свойствах песка, полученные в результате собственных наблюдений и
экспериментирования, развивать навыки рисования предмета, используя песок разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.
Задачи:
учить
детей
пользоваться
трафаретами,
заполняя
контур
цветным
песком;
развивать
мелкую
моторику
пальцев;
развивать
внимание, логическое мышление, усидчивость; познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком; продолжать знакомить детей со
свойствами сухого и мокрого песка; формировать умение анализировать результаты опытов, логично и грамотно делать выводы.
Методы и приёмы: наглядный - показ способов действия; практический – опытно-экспериментальная деятельность; игровой–физминутка
«Весёлые песчинки»; словесный – диалог, пояснение.
Разрешение
проблемной ситуации
Игровая ситуация
«Мы волшебники».
Постановка цели.
Активизация словаря
знакомство со
- Да!
Дети рассаживаются за столы.
- Да!
Повторяют
все
действия
за
воспитателем.
- Легко.
- Сыпучий.
- Шершавый
-
Песок
сыпучий,
рассыпчатый,
на ощупь – шершавый.
- Лупа, увеличительное стекло
- Из песчинок.
-
Маленькие,
круглые,
белые,
желтые, прозрачные.
- По цвету, по размеру, по форме)
-Пе сок
со стоит
из
м е л к и х
песчинок, которые имеют разную
форму, размер, окраску.
-
о н и
р а з л е т е л и с ь ,
л е г к о
двигаются.
Дети, а вы хотите больше узнать о песке?
-
Тогда
я
приглашаю
вас
в
лабораторию,
где
вы
станете
учеными, волшебниками, художниками.
- Все готовы?
-
В
песке
находятся
песочная
пыль,
поэтому
мы
должны
защищать себя, аккуратно работать, чтобы пыль не попала в
глаза.
- Проведём первый опыт №1.
Возьмем
ложку
и
аккуратно
насыплем
немного
песка
в
тарелочку.
- Легко ли высыпался песок?
- Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыплется?
- Потрогайте песок пальцами, какой он на ощупь?
Вывод: Песок сыпучий, рассыпчатый, на ощупь – шершавый.
- А сейчас возьмите влажные салфетки и протрите руки.
Опыт №2 - Теперь берём вот такой предмет (показываю лупу).
Кто знает, как он называется?
- Внимательно рассмотрите, из чего состоит песок?
- Какие они?
- Чем отличаются друг от друга?
Давайте сделаем вывод. Что можно сказать о песке из этого
опыта?
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые имеют
разную форму, размер, окраску.
- Проведем еще один опыт №3.
- У меня в банке песок, я сейчас создам игрушечный ветер.
(насосом)
свойствами сухого и
мокрого песка
Указание
последовательности
работы
Порядковый счёт до
десяти
знакомство со
свойствами сухого и
мокрого песка
- Нет.
-
Песок
стал
влажный
и
тяжелый.
-
Сухие
песчинки
сдуваются,
а
мокрые нет.
Дети
выполняют
у ка з а н и я
воспитателя.
-
В
мокром
–
песке
песчинки
слиплись,
соединились
друг
с
другом.
-
сухой
-
светлый, мокрый –
темный.
- мокрый - имеет запах, сухой –
нет.
-
Просочилась
вглубь,
и
уютно
устроилась между песчинками.
- Сухой. Потому что он сыпучий,
а мокрый – плотный, твёрдый.
-
и
з мокрого.
- При попадании воды в песок, он
меняет свои свойства: становится
плотным, темным, вязким.
-
Да.
-
песок.
- Что происходит с песчинками?
- Теперь, я полью воду, чтобы смочить песок, и опять создам
ветер.
- Песчинки сдуваются или нет?
- Почему?
- Какой можно из этого сделать вывод?
Вывод: Сухие песчинки сдуваются, а мокрые нет.
- Следующий опыт №4.
- Возьмите два пустых стаканчика и насыпьте в них по 5 ложек
песка.
- В один стаканчик налейте немного воды.
- Потрогайте сухой и мокрый песок.
- Чем отличаются?
- А по цвету?
- Давайте понюхаем сухой и мокрый песок. Что почувствовали?
- Куда исчезла вода? - Возьмите палочки, и поместите одну в
сухой песок, а другую в мокрый.
- В какой песок легче вошла палочка? В сухой или мокрый?
- Почему?
- Из какого песка можно лепить кулич? (из мокрого)
Из этого следует вывод.
Вывод: При попадании воды в песок, он меняет свои свойства:
становится плотным, темным, вязким.
- Понравилось вам проводить опыты?
- Что мы сегодня исследовали?
Напоминание цели
Применение
здоровьесберегающе
й технологии –
«песочная терапия».
Рисование на
песочном планшете
пальчиками.
Заполнение контура
трафарета цветным
песком. Цель:
развитие мелкой
моторики пальцев.
Презентация
результатов
деятельности детей
- проводили опыты.
- лупы, воды, палочек.
- Сыпучий, рыхлый,
рассыпчатый, может пропускать
воду, двигаться, изменяет свои
свойства под воздействием воды.
Дети под музыку бегают
врассыпную. При смене музыки
собираются в «комок»
- разлетается.
- останется на месте.
Дети рисуют пальчиками на
песочном планшете вместе с
воспитателем.
- Да.
Дети выполняют указания
воспитателя.
Рассматривают рисунки.
- Как исследовали?
- С помощью чего?
Заключение: Давайте
с
вами
сделаем
общее
заключение.
Какими свойствами обладает песок?
Сыпучий,
рыхлый,
рассыпчатый,
может
пропускать
воду,
двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.
Физ.минутка. А теперь мы поиграем.
Мало-подвижная игра. «Весёлые песчинки» . Все вы будете
песчинками, а вместе кучей песка.
- Подул ветер – что станет с песком? (разлетается)
Дети летают по залу (звучит музыка ветра). Затем пошёл дождь
(музыка дождя) – все песчинки собираются в кучу, и песок
слипается.
- Затем опять поднялся ветер.
- Что произойдет с песком?
Художественное
творчество. -
С
песком
можно
не
только
играть
и
делать
опыты.
Оказывается,
песком
можно
еще
рисовать.
Мы
с
вами
попробуем
создать
из
песка
картины.
Подойдите
ко
мне.
Это
песочный
планшет.
На
нём
рисуют
пальчиками.
Давайте
попробуем
с
вами.
Понравилось?
Но
можно рисовать и по другому. Я приготовила вам цветной песок
и трафареты.
- Положите трафареты в коробочки. Возьмите щепоткой песок,
тонким
слоем
насыпайте
песок
в
прорези
трафарета.
Когда
насыплете,
трафареты
с
излишками
песка,
стряхните
в
тарелочки.
- Посмотрите, какие интересные картины у вас получились.
- Давайте пройдем по нашей песочной галерее. У кого что
получилось?
IIIэтап. Заключительная часть НОД
Цель: учить детей анализировать понравившиеся работы.
Задачи: воспитывать желание доводить начатое дело до конца, радоваться своим работам.
Методы и приёмы: словесный – беседа о проделанной работе, характеристика детских работ; наглядный – рассматривание работ;
практический – наведение порядка на рабочем месте; игровой – экскурсия по песочной галерее.
Мониторинг -
Обсуждение
впечатлений от НОД,
Анализ детских работ
Сюрпризный момент
- Да!
- Рисовать цветным песком,
проводить опыты.
- Понравилось ли вам занятие?
- Кому что больше понравилось?
- Спасибо, я вами очень довольна. Вы очень дружно работали,
умело ставили опыты, делали правильные выводы, проявили
старание, находчивость и смекалку. За это я вам дарю цветной
песок. Вы будете рисовать новые картины.