Автор: Ляпина Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №58"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ
Тема: "Вода нужна всегда"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 58»
Советского района
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
«Вода нужна всегда»
Группа №5 «Солнышко»
Воспитатель: Ляпина Л.В.
г. Воронеж 2017
Программное содержание: закрепить знания детей о воде как среде
обитания живых организмов; продолжать знакомить детей со свойствами
воды и ее признаками; формировать желание заботиться о природе.
Материалы и оборудование: стеклянная банка с водой, пустой стакан, лист
чистой белой бумаги, поднос с предметами (пуговица, шар, кубик,), банки
разной формы и размера; картинки с изображением рака, рыбы, кита.
Конспект
Воспитатель загадывает детям загадки и предлагает найти отгадки на
картинках:
1.
Не кузнец, а с клещами. (Рак)
2.
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
3.
Через море-океан плывет чудо-великан.
Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Воспитатель. Ребята, а что объединяет рыбу, рака, кита?
Дети. Они живут в воде.
Воспитатель. Если сказать другими словами, их объединяет среда обитания
(место, где они живут)
Воспитатель. А где можно увидеть воду?
Дети. В кране, в ручейке, в реке, в аквариуме, в море, в океане.
Воспитатель. Как человек использует воду? Для чего она нужна?
Дети. Вода нужна для умывания, стирки, мытья посуды, полива растений,
приготовления пищи.
Воспитатель. Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему
живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и
животных вода – это среда обитания.
Воспитатель. А сейчас мы узнаем: имеет ли вода цвет, вкус, и запах?
(Воспитатель ставит на стол стакан с водой. Рядом кладет лист чистой белой
бумаги.)
Воспитатель. Какого цвета бумага?
Дети. Белого
Воспитатель. А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Дети. Нет.
Воспитатель. Есть ли цвет у воды?
Дети. Нет.
Вывод: вода бесцветная.
Воспитатель. А теперь давайте в стакан с водой поместим пуговицу. Видна
пуговица?
Дети. Да
Вывод: вода прозрачна.
Далее воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Вывод: у воды нет запаха.
Воспитатель предлагает попробовать воду на вкус. Выясняется, что вода не
имеет вкуса.
Воспитатель. А скажите, что такое вода?
Дети. Это жидкость.
Воспитатель. Что умеет делать вода?
Дети. Она течет. Ее можно во что-нибудь налить. Можно вылить, перелить из
одного сосуда в другой.
Воспитатель. Давайте поиграем с водой. (Воспитатель наливает, переливает
воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода –
жидкость, ее можно наливать и переливать.)
Воспитатель. Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у
них форма?
Дети. Это кубик, и шар.
Воспитатель. Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили
они свою форму?
Дети. Нет.
Воспитатель. А сейчас я налью воду в круглую емкость. Что с ней
произошло?
Дети. Вода внутри круглой емкости стала круглой.
Воспитатель. Другими словами, она приняла форму этой емкости. А если я
эту же воду вылью вот в эту емкость (в форме куба), что с ней произошло?
Дети. Она стала кубиком.
Воспитатель. Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды форма?
Дети. Нет, вода формы не имеет.
Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму того сосуда, в который
налита.
Воспитатель. Давайте сделаем заключительный вывод о воде.
Вывод: вода-это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни
вкуса.
Воспитатель. Мы многое узнали о воде, а также поняли, что без воды жизни
нет, и ее надо беречь и охранять. А сейчас послушайте стих о воде.
Берегите воду.
Вода-это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить!
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода.
И жизнь на планете затихнет тогда.
(С.Олегова.)