Напоминание

информационно-творческий проект "Поздняя осень"


Автор: Гришина Оксана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "общеразвивающего вида № 12"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: информационно-творческий проект "Поздняя осень"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад

общеразвивающего вида " №12

г. Сергиев Посад

Проект

с детьми старшего дошкольного возраста

«Поздняя осень»

Подготовила воспитатель: Гришина О.Б.

ноябрь 2018 г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Поздняя осень».

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: информационный, творческий.

Автор проекта: воспитатель - Гришина О.Б.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Актуальность проекта

На сегодняшний день, экологическая грамотность, бережное отношение к природе

стали

залогом

выживания

человека

на

нашей

планете.

Кроме

того,

экологическое

образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Мир

природы – не

может

не

тронуть

человека

любознательного,

открытого

к

прекрасному.

Наша

задача – помочь

ребёнку-дошкольнику

открыть

мир

окружающей

природы.

Любой проект – это

плод

раздумий

и

поисков

интересных

форм

совместной

деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том

числе творческого и экологического.

Развитие

творческих

способностей,

воображения,

развитие

мелкой

моторики

у

дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект, который

будет направлен на развитие познавательного интереса детей к природе.

Проблема: у детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о

правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Цель проекта: обогащать представление детей о многообразии природного мира.

Задачи проекта:

Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить

видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за

живыми объектами и явлениями неживой природы.

Совершенствовать

изобразительные

навыки

и

умения,

развивать

умение

видеть

красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Активизировать

речь

детей,

пополнить

и

обогатить

знания

детей

по

лексическим темам: «Осень», «Птицы» , «Животные».

Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к

природе.

Этапы проекта:

I - Подготовительный этап

II - Основной этап

III - Результативный этап.

Формы реализации проекта:

– беседы с детьми;

– игровая деятельность;

– познавательно-исследовательская деятельность;

– творческая деятельность;

– коммуникативная деятельность.

Предполагаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках.

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения

представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами,

пословицами, загадками осенней тематик.

Применение

сформированных

навыков

связной

речи

в

различных

ситуациях

общения.

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах

деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Этапы проекта

I этап проекта

- составление плана деятельности;

- сотрудничество с родителями;

- изучение методической литературы и сбор художественной литературы;

- сбор информации об осени (стихи, песни, плакаты, фотографии, репродукции

картин художников, книги);

- сбор материала для организации в группе выставки «Осенняя пора».

II этап проекта

Работа с родителями:

Консультация «Профилактика

простудных

заболеваний

у

детей

(ОРВИ).

Как

избежать простуды?».

Советы «Как одеть ребёнка на прогулку».

Изготовление поделок на тему «Осенняя пора»;

Организация деятельности детей в рамках проекта

проведение ООД «Поздняя осень»;

– знакомство с приметами осени;

– развивающая образовательная ситуация «У природы нет плохой погоды»;

– опыт «какие перья лучше летают в воздухе», «замерзание жидкостей (воды)».

Социально коммуникативное развитие

– с/р. игра «Путешествие в осенний лес»;

– дидактическая игра: «Деревья и кустарники», «Времена года», «Угадай с какого

дерева лист и плод»;

– ситуация общения «Погода осенью», «Как одеться осенью?»;

– работа трудового десанта по лечению деревьев.

Развитие речи

– беседа по вопросам: «За что мы любим осень?»;

– разучивание стихов: А. Фета «Осенняя пора», А. Некрасова «Славная осень»;

– чтение и обсуждение пословиц на тему: «Осень»;

– составление рассказа из личного опыта на тему: «Осенние заботы!».

Художественно - эстетическое развитие

– слушание отрывков из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского;

– создание альбома детских рисунков «Осенние мотивы»;

– создание выставки «Осенняя пора»;

– рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;

– этюд «Покажи, как увядает листок»;

– лепка (пластилинография) на тему: «Дерево поздней осенью».

Физическое развитие

– игра с мячом «Лето или осень»;

– подвижная игра «Перелёт птиц»;

– физкультминутка: «Скачет шустрая синичка», «Птицы».

– подвижная игра «Покажи листопад»,

III этап проекта

Выставка рисунков «Осенний лес»;

Проведение обобщающего занятия «Поздняя

осень»;

Выставка поделок на тему «Осенняя пора».

Результаты проекта:

Систематизированы знания детей об осени.

Сформировано

бережное

отношение

к

природе,

желание активно изучать природный мир.

Список литературы:

1. Интернет - ресурсы.

2.

Н.С.

Голицина

-

Конспекты

комплексно

тематических занятий (подготовительная к школе

группа).

Москва

Издатнльство

Скрипторий

2003.

2013 г.

3.

Е.А.

Бабенкова,

Т.М.

Параничева

-

Подвижные игры на прогулке - 2 изд. испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

4. Программа дошкольного образования - От рождения до школы / под ред. Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 336 с.

Приложение 1

Консультация для родителей

«Профилактика простудных заболеваний у детей (ОРВИ).

Как избежать простуды?»

С наступлением холодного периода года (зимой) как никогда актуальным становится вопрос

профилактики

простудных

заболеваний.

Каждую

маму

волнует

вопрос,

как

избежать

простудных

заболеваний вообще или минимизировать длительность и интенсивность простуды.

Итак, вот несколько важным моментов, которые помогут Вам предупредить простуду:

Наш друг – правильная температура.

Температура воздуха в комнате должна быть не выше +22.

Также ребёнка на улицу одеваем по погоде. Не кутайте в 33 одёжки, но и не допускайте попадания

холодного воздуха под одежду.

Если за окном морозно, не забудьте одеть тёплый носочек в сапожек.

Увлажнение и доступ свежего воздуха в квартире

В холодное время года особо актуальна тема увлажнения воздуха. Так как различные обогреватели,

батареи, как и кондиционер впрочем, высушивают воздух, а это в свою очередь приводит к сухости

слизистой оболочки носоглотки и прямому попаданию микробов внутрь организма. Поэтому крайне

важно увлажнять воздух в квартире: регулярно проветривать помещение, спать с открытой форточкой,

делать влажную уборку (при этом избавиться от вещей, активно собирающих пыль) и использовать

увлажнитель воздуха. Также рекомендуется промывать носик ребёнка солевым раствором.

Прогулки на улице. Гулять с ребёнком на улице нужно как можно чаще. Пусть это даже будут

короткие прогулки по 30-40минут, но пусть за день их будет 2-3. Прохладный воздух и контраст

температур

оказывают

положительное

влияние

на

детский

организм.

Только

при

этом,

конечно,

одевайтесь по погоде.

Закаливание. В

качестве

профилактики

простудных

заболеваний

также

можно

использовать

закаливание. Правда, начинать закаливание нужно намного раньше и стартовать с периода абсолютного

здоровья малыша., делайте это постепенно. Например, начните с обливания водой с температурой +36

(температура

тела)

и

через

каждые

три-четыре

дня

снижайте

температуру

воды

на

1-2

градуса.

Желательно остановиться на пороге 12-13 градусов и далее обливаться именно такой водичкой.

Витамины и лекарства. Правильное питание - лучший способ обеспечить витаминам ребёнка. А

вот кормить однообразной пищей и компенсировать недостаток витаминов медицинскими витаминными

препаратами не стоит. Старайтесь давать ребёнку как можно меньше лекарств и никогда не занимайтесь

самолечением.

Из народных методов используйте натуральные компоты из сухофруктов, варенье (всем известна

польза малинового варенья), отвары из целебных трав. Помните о витамине С, он крайне важен в качестве

профилактики простуды.

Основные правила по профилактике ОРВИ:

мойте руки с мылом, особенно после высмаркивания, перед едой или перед ее приготовлением;

старайтесь лишний раз не дотрагиваться руками до глаз, носа и рта;

чихая и кашляя, прикрывайте рот;

сморкайтесь в бумажные носовые платки и сразу выкидывайте их;

старайтесь пользоваться индивидуальной чашкой, стаканами и столовыми приборами;

избегайте тесного контакта с больными ОРВИ.

Профилактика простудных заболеваний у детей

Профилактика простудных заболеваний без применения специальных медикаментов у детей и

взрослых - актуальная мера в предверии зимнего периода. Каждая мама знает, как нелегко бывает

справиться с простудой, и насколько сложно переносится детьми ангина или грипп, да и простой насморк

никому не доставляет удовольствия. Что же можно предпринять, чтобы уменьшить риск простудных

заболеваний у ребенка и избежать их последствий?

На самом деле это очень просто, нужно только составить небольшой план профилактических

мероприятий для вашего ребенка, а еще лучше включиться в их выполнение всей семьей, и тогда забота о

здоровье ребенка так же и вам пойдет на пользу и избавит от сезонных болезней.

Первый пункт - плавание - это универсальное закаливание для всех. Даже если у ребенка нет

возможности заниматься другими видами спорта, часто бывать на свежем воздухе, достаточно отдыхать,

то, поверьте, плавания будет достаточно. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для

растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует

росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста

выдерживает

высокие

нагрузки.

Кроме

того,

для

дошкольников

посещение

бассейна

становится

универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.

Второй пункт - приучите ребенка к чесноку, который не обязательно есть в чистом виде, а можно

просто мелко нарезать свежий чеснок и посыпать его в тарелку с супом,

и, кроме того, поставить раздавленный чеснок в блюдце возле кровати ребенка или на столе, где он

проводит наибольшее время, то эти меры будут ничуть не хуже препаратов из аптеки защищать ребенка от

вирусных инфекций и к тому же будут абсолютно безвредны. И еще, приобретите в аптеке богатый

витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как

самостоятельный напиток, разводя в теплой воде. Вы практически обеспечите своему ребенку не только

хороший иммунитет, но еще и бодрость, так как сироп шиповника способствует повышению активности и

дает хороший заряд энергии.

Третий пункт плана здоровой зимы - учим ребенка заботится о своем здоровье.

Вирусные

инфекции

обычно

легче

всего

подхватить

в

многолюдных

местах.

Не

стоит

ограничивать общение ребенка со сверстниками, но все же объясните ребенку как уберечься от вирусных

инфекций. Что необходимо мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, стараться не находиться очень

близко от кашляющих и чихающих людей, не пользоваться чужими носовыми платками и посудой.

Четвертое

- одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное

требование: чтобы не было переохлаждения, а ноги были сухими и теплыми, и потому хорошая обувь -

залог здоровья вашего ребенка. И само собой голову тоже нужно держать в тепле, в этом поможет

правильно выбранная вами шапка. Также, обязательно предусмотрите наличие капюшона в зимней

одежде ребенка.

Берегите себя и своих детей!

Приложение 2

Советы родителям

«Как одеть ребёнка на прогулку»

Осенняя погода

очень

переменчива,

поэтому

тщательно

готовьтесь

к

походу

в

детский сад:

продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто

не

помешает

ребенку

знакомиться

с

прелестями осенней

п о г о д ы,

е с л и одежда будет

правильной и комфортной.

Правильная одежда легко и быстро снимается и

одевается, что позволяет развивать самостоятельность

и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных

застежек и шнурков, а также соответствует погодным

условиям, росту и размеру.

Одежда не

должна

плотно

облегать

тело (за

исключением майки, водолазки).

Во-первых,

небольшая

воздушная

прослойка

между

тканью

и

кожей

хорошо

сохраняет тепло.

Во-вторых,

слишком

тесные

вещи

сковывают

движения

и

ухудшают

кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а

свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям.

Хлопчатобумажные

и

шерстяные

вещи

теряют

вид

намного

быстрее,

чем

синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и

дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект,

влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить

насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй

слой

трикотажная

кофточка и

легкий

свитер

(для

активного

ребенка,

шерстяной свитер (для малоподвижного). Колготы или лёгкие брюки, штаны на лямках с

высокой талией из непромокаемой ткани на подкладке защитят ребёнка от дождя и ветра,

так

как

дети

часто

приседают

или

наклоняются

в

процессе

игры

и

часть

спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем.

Третий

слой

куртка

на

подкладке

из

мягкого

флиса

сделает

прогулку

очень

комфортной.

Хороша осеняя куртка

из

плотного

и

непромокаемого

материала,

что

обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши

и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани ребёнку не будет жарко, но у нее

должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.

Важная

часть осенней экипировки

обувь

и

варежки.

Дело

в

том,

что

в

конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые

легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем

другие части тела.

Выбирайте

обувь

из

натуральной

кожи

с

пропиткой.

Подошва

должна

быть

утолщенной, но гибкой. Такая обувь не потрескается и обеспечит стопе физиологическое

положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопасны, сложны и

трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте

прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко

можно вытащить и посушить (например, на липучке).

Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который

пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших

решений

в осенний морозец

многослойная одежда.

Например,

водолазка,

свитер

крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки,

рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний

комбинезон с утеплителем.

У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и

дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло не выход. Это ничуть не менее

опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально

замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить ребёнка, нужно надеть под

обычную одежду,

плотно

прилегающую

футболку

с

длинным

рукавом

и

колготы.

Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.

Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью дети носятся

и резвятся. Главное - обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни

промокнуть.

Уважаемые родители помните!

Ежедневные

прогулки

очень

важны,

они

укрепляют

ребенка

и

способствуют

хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и

самочувствие в течении дня.

Приложение 3

Конспект ООД «Коммуникация» - развитие речи.

Тема: «Поздняя осень»

Интеграция

образовательных

областей:

«Познание»(формирование

целостной

картины мира), «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды

детской

деятельности:

игровая,

коммуникативная,

познавательно-

исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть

отличительные черты поздней осени от «золотой», прививать любовь к окружающему

миру.

Планируемые результаты: Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку

зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при заучивании

стихотворения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в

решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: Сюжетная картинка на тему «Поздняя осень», запись

пьесы «Ноябрь» П.Чайковского (из детского альбома).

Активизация словаря: Моросящие дожди, тучи без конца, первый снег.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Организационный момент. Повторение стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2. Беседа по вопросам.

- Как называется первый осенний месяц?

- А второй?

- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

- На улице тепло или холодно?

- Солнце часто светит?

- Дожди часто идут?

- Трава растёт или засыхает?

- Что происходит с листьями на деревьях?

- Какую одежду носят люди?

3. Сравнение.

Задание:

а)Закончи предложения:

В октябре было тепло, а сейчас - …(холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас- … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас- …(все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - …( не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - …(часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает -…(первый снег).

б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом небо светлое, а…

Летом день длинный, а…

Летом деревья зелёные, а…

Летом люди одеваются легко, а…

Летом колхозники растят урожай, а…

в) Найдите ошибки:

В ноябре дети носят лёгкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.

4. Описание поздней осени.

Воспитатель - Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет.

Небо

серое,

хмурое.

Часто

идут

холодные,

моросящие

дожди.

Деревья

сбрасывают

последние

листья.

Трава

засохла,

цветы

завяли.

Последние

птицы

улетают

на

юг.

Животные готовятся к зиме. Люди надели тёплую одежду. В ноябре наступают первые

заморозки, выпадает снег.

Дети по образцу описывают осень.

5. Заучивание стихотворения.

У берега несмело

Ложится хрупкий лёд.

Печально туча серая

По дну пруда плывёт.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

(Г. Ладонщиков).

Приложение 4

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится

(прыжки на левой ноге)

Прыг - скок, прыг - скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо - влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень

(прыжки на месте на двух ногах).

Приложение 5

Опыт - экпериментирование (подготовительная группа).

«Замерзание жидкостей».

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах

их замерзания.

Материалы

и

оборудование:

Емкости

с

одинаковым

количеством

обычной

и

соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм деятельности.

Хо д : Дети

рассматривают

жидкости,

определяют

различия

и

общие

свойства

жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Затем с помощью педагога,

по алгоритму дети приготавливают раствор соленой воды, заливают соленый раствор и

обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки,

рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.

Результат: Жидкости

замерзают

с

разной

скоростью,

некоторые

не

замерзают

вообще.

Вывод:

Одни

жидкости

замерзают

быстрее,

другие

-

медленнее.

Чем

больше

плотность жидкости (чем жидкость гуще), тем ниже температура замерзания – длительное

время замерзания.

Опыт «Замерзание воды»

Цели:

развивать

познавательный

интерес

в

процессе

экспериментирования

с

жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта: Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить,

почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Приложение 6

Фотоматериал

Рисование

«Осенний лес»

Лепка (пластилтнография)

«Осенний лес»



В раздел образования