Автор: Гришина Оксана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "общеразвивающего вида № 12"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: информационно-творческий проект "Поздняя осень"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад
общеразвивающего вида " №12
г. Сергиев Посад
Проект
с детьми старшего дошкольного возраста
«Поздняя осень»
Подготовила воспитатель: Гришина О.Б.
ноябрь 2018 г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Поздняя осень».
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: информационный, творческий.
Автор проекта: воспитатель - Гришина О.Б.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Актуальность проекта
На сегодняшний день, экологическая грамотность, бережное отношение к природе
стали
залогом
выживания
человека
на
нашей
планете.
Кроме
того,
экологическое
образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Мир
природы – не
может
не
тронуть
человека
любознательного,
открытого
к
прекрасному.
Наша
задача – помочь
ребёнку-дошкольнику
открыть
мир
окружающей
природы.
Любой проект – это
плод
раздумий
и
поисков
интересных
форм
совместной
деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том
числе творческого и экологического.
Развитие
творческих
способностей,
воображения,
развитие
мелкой
моторики
у
дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект, который
будет направлен на развитие познавательного интереса детей к природе.
Проблема: у детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о
правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Цель проекта: обогащать представление детей о многообразии природного мира.
Задачи проекта:
Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить
видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за
живыми объектами и явлениями неживой природы.
Совершенствовать
изобразительные
навыки
и
умения,
развивать
умение
видеть
красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Активизировать
речь
детей,
пополнить
и
обогатить
знания
детей
по
лексическим темам: «Осень», «Птицы» , «Животные».
Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к
природе.
Этапы проекта:
I - Подготовительный этап
II - Основной этап
III - Результативный этап.
Формы реализации проекта:
– беседы с детьми;
– игровая деятельность;
– познавательно-исследовательская деятельность;
– творческая деятельность;
– коммуникативная деятельность.
Предполагаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения
представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами,
пословицами, загадками осенней тематик.
Применение
сформированных
навыков
связной
речи
в
различных
ситуациях
общения.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах
деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Этапы проекта
I этап проекта
- составление плана деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- изучение методической литературы и сбор художественной литературы;
- сбор информации об осени (стихи, песни, плакаты, фотографии, репродукции
картин художников, книги);
- сбор материала для организации в группе выставки «Осенняя пора».
II этап проекта
Работа с родителями:
Консультация «Профилактика
простудных
заболеваний
у
детей
(ОРВИ).
Как
избежать простуды?».
Советы «Как одеть ребёнка на прогулку».
Изготовление поделок на тему «Осенняя пора»;
Организация деятельности детей в рамках проекта
проведение ООД «Поздняя осень»;
– знакомство с приметами осени;
– развивающая образовательная ситуация «У природы нет плохой погоды»;
– опыт «какие перья лучше летают в воздухе», «замерзание жидкостей (воды)».
Социально коммуникативное развитие
– с/р. игра «Путешествие в осенний лес»;
– дидактическая игра: «Деревья и кустарники», «Времена года», «Угадай с какого
дерева лист и плод»;
– ситуация общения «Погода осенью», «Как одеться осенью?»;
– работа трудового десанта по лечению деревьев.
Развитие речи
– беседа по вопросам: «За что мы любим осень?»;
– разучивание стихов: А. Фета «Осенняя пора», А. Некрасова «Славная осень»;
– чтение и обсуждение пословиц на тему: «Осень»;
– составление рассказа из личного опыта на тему: «Осенние заботы!».
Художественно - эстетическое развитие
– слушание отрывков из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского;
– создание альбома детских рисунков «Осенние мотивы»;
– создание выставки «Осенняя пора»;
– рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;
– этюд «Покажи, как увядает листок»;
– лепка (пластилинография) на тему: «Дерево поздней осенью».
Физическое развитие
– игра с мячом «Лето или осень»;
– подвижная игра «Перелёт птиц»;
– физкультминутка: «Скачет шустрая синичка», «Птицы».
– подвижная игра «Покажи листопад»,
III этап проекта
Выставка рисунков «Осенний лес»;
Проведение обобщающего занятия «Поздняя
осень»;
Выставка поделок на тему «Осенняя пора».
Результаты проекта:
Систематизированы знания детей об осени.
Сформировано
бережное
отношение
к
природе,
желание активно изучать природный мир.
Список литературы:
1. Интернет - ресурсы.
2.
Н.С.
Голицина
-
Конспекты
комплексно
тематических занятий (подготовительная к школе
группа).
Москва
Издатнльство
Скрипторий
2003.
2013 г.
3.
Е.А.
Бабенкова,
Т.М.
Параничева
-
Подвижные игры на прогулке - 2 изд. испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
4. Программа дошкольного образования - От рождения до школы / под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 336 с.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Профилактика простудных заболеваний у детей (ОРВИ).
Как избежать простуды?»
С наступлением холодного периода года (зимой) как никогда актуальным становится вопрос
профилактики
простудных
заболеваний.
Каждую
маму
волнует
вопрос,
как
избежать
простудных
заболеваний вообще или минимизировать длительность и интенсивность простуды.
Итак, вот несколько важным моментов, которые помогут Вам предупредить простуду:
Наш друг – правильная температура.
Температура воздуха в комнате должна быть не выше +22.
Также ребёнка на улицу одеваем по погоде. Не кутайте в 33 одёжки, но и не допускайте попадания
холодного воздуха под одежду.
Если за окном морозно, не забудьте одеть тёплый носочек в сапожек.
Увлажнение и доступ свежего воздуха в квартире
В холодное время года особо актуальна тема увлажнения воздуха. Так как различные обогреватели,
батареи, как и кондиционер впрочем, высушивают воздух, а это в свою очередь приводит к сухости
слизистой оболочки носоглотки и прямому попаданию микробов внутрь организма. Поэтому крайне
важно увлажнять воздух в квартире: регулярно проветривать помещение, спать с открытой форточкой,
делать влажную уборку (при этом избавиться от вещей, активно собирающих пыль) и использовать
увлажнитель воздуха. Также рекомендуется промывать носик ребёнка солевым раствором.
Прогулки на улице. Гулять с ребёнком на улице нужно как можно чаще. Пусть это даже будут
короткие прогулки по 30-40минут, но пусть за день их будет 2-3. Прохладный воздух и контраст
температур
оказывают
положительное
влияние
на
детский
организм.
Только
при
этом,
конечно,
одевайтесь по погоде.
Закаливание. В
качестве
профилактики
простудных
заболеваний
также
можно
использовать
закаливание. Правда, начинать закаливание нужно намного раньше и стартовать с периода абсолютного
здоровья малыша., делайте это постепенно. Например, начните с обливания водой с температурой +36
(температура
тела)
и
через
каждые
три-четыре
дня
снижайте
температуру
воды
на
1-2
градуса.
Желательно остановиться на пороге 12-13 градусов и далее обливаться именно такой водичкой.
Витамины и лекарства. Правильное питание - лучший способ обеспечить витаминам ребёнка. А
вот кормить однообразной пищей и компенсировать недостаток витаминов медицинскими витаминными
препаратами не стоит. Старайтесь давать ребёнку как можно меньше лекарств и никогда не занимайтесь
самолечением.
Из народных методов используйте натуральные компоты из сухофруктов, варенье (всем известна
польза малинового варенья), отвары из целебных трав. Помните о витамине С, он крайне важен в качестве
профилактики простуды.
Основные правила по профилактике ОРВИ:
мойте руки с мылом, особенно после высмаркивания, перед едой или перед ее приготовлением;
старайтесь лишний раз не дотрагиваться руками до глаз, носа и рта;
чихая и кашляя, прикрывайте рот;
сморкайтесь в бумажные носовые платки и сразу выкидывайте их;
старайтесь пользоваться индивидуальной чашкой, стаканами и столовыми приборами;
избегайте тесного контакта с больными ОРВИ.
Профилактика простудных заболеваний у детей
Профилактика простудных заболеваний без применения специальных медикаментов у детей и
взрослых - актуальная мера в предверии зимнего периода. Каждая мама знает, как нелегко бывает
справиться с простудой, и насколько сложно переносится детьми ангина или грипп, да и простой насморк
никому не доставляет удовольствия. Что же можно предпринять, чтобы уменьшить риск простудных
заболеваний у ребенка и избежать их последствий?
На самом деле это очень просто, нужно только составить небольшой план профилактических
мероприятий для вашего ребенка, а еще лучше включиться в их выполнение всей семьей, и тогда забота о
здоровье ребенка так же и вам пойдет на пользу и избавит от сезонных болезней.
Первый пункт - плавание - это универсальное закаливание для всех. Даже если у ребенка нет
возможности заниматься другими видами спорта, часто бывать на свежем воздухе, достаточно отдыхать,
то, поверьте, плавания будет достаточно. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для
растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует
росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста
выдерживает
высокие
нагрузки.
Кроме
того,
для
дошкольников
посещение
бассейна
становится
универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.
Второй пункт - приучите ребенка к чесноку, который не обязательно есть в чистом виде, а можно
просто мелко нарезать свежий чеснок и посыпать его в тарелку с супом,
и, кроме того, поставить раздавленный чеснок в блюдце возле кровати ребенка или на столе, где он
проводит наибольшее время, то эти меры будут ничуть не хуже препаратов из аптеки защищать ребенка от
вирусных инфекций и к тому же будут абсолютно безвредны. И еще, приобретите в аптеке богатый
витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как
самостоятельный напиток, разводя в теплой воде. Вы практически обеспечите своему ребенку не только
хороший иммунитет, но еще и бодрость, так как сироп шиповника способствует повышению активности и
дает хороший заряд энергии.
Третий пункт плана здоровой зимы - учим ребенка заботится о своем здоровье.
Вирусные
инфекции
обычно
легче
всего
подхватить
в
многолюдных
местах.
Не
стоит
ограничивать общение ребенка со сверстниками, но все же объясните ребенку как уберечься от вирусных
инфекций. Что необходимо мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, стараться не находиться очень
близко от кашляющих и чихающих людей, не пользоваться чужими носовыми платками и посудой.
Четвертое
- одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное
требование: чтобы не было переохлаждения, а ноги были сухими и теплыми, и потому хорошая обувь -
залог здоровья вашего ребенка. И само собой голову тоже нужно держать в тепле, в этом поможет
правильно выбранная вами шапка. Также, обязательно предусмотрите наличие капюшона в зимней
одежде ребенка.
Берегите себя и своих детей!
Приложение 2
Советы родителям
«Как одеть ребёнка на прогулку»
Осенняя погода
очень
переменчива,
поэтому
тщательно
готовьтесь
к
походу
в
детский сад:
продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.
Ничто
не
помешает
ребенку
знакомиться
с
прелестями осенней
п о г о д ы,
е с л и одежда будет
правильной и комфортной.
Правильная одежда легко и быстро снимается и
одевается, что позволяет развивать самостоятельность
и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных
застежек и шнурков, а также соответствует погодным
условиям, росту и размеру.
Одежда не
должна
плотно
облегать
тело (за
исключением майки, водолазки).
Во-первых,
небольшая
воздушная
прослойка
между
тканью
и
кожей
хорошо
сохраняет тепло.
Во-вторых,
слишком
тесные
вещи
сковывают
движения
и
ухудшают
кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а
свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям.
Хлопчатобумажные
и
шерстяные
вещи
теряют
вид
намного
быстрее,
чем
синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и
дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект,
влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить
насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй
слой
–
трикотажная
кофточка и
легкий
свитер
(для
активного
ребенка,
шерстяной свитер (для малоподвижного). Колготы или лёгкие брюки, штаны на лямках с
высокой талией из непромокаемой ткани на подкладке защитят ребёнка от дождя и ветра,
так
как
дети
часто
приседают
или
наклоняются
в
процессе
игры
и
часть
спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем.
Третий
слой
–
куртка
на
подкладке
из
мягкого
флиса
сделает
прогулку
очень
комфортной.
Хороша осеняя куртка
из
плотного
и
непромокаемого
материала,
что
обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши
и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани ребёнку не будет жарко, но у нее
должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Важная
часть осенней экипировки
–
обувь
и
варежки.
Дело
в
том,
что
в
конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые
легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем
другие части тела.
Выбирайте
обувь
из
натуральной
кожи
с
пропиткой.
Подошва
должна
быть
утолщенной, но гибкой. Такая обувь не потрескается и обеспечит стопе физиологическое
положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопасны, сложны и
трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте
прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко
можно вытащить и посушить (например, на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который
пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших
решений
в осенний морозец
–
многослойная одежда.
Например,
водолазка,
свитер
крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки,
рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний
комбинезон с утеплителем.
У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и
дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло не выход. Это ничуть не менее
опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально
замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить ребёнка, нужно надеть под
обычную одежду,
плотно
прилегающую
футболку
с
длинным
рукавом
и
колготы.
Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью дети носятся
и резвятся. Главное - обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни
промокнуть.
Уважаемые родители помните!
Ежедневные
прогулки
очень
важны,
они
укрепляют
ребенка
и
способствуют
хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и
самочувствие в течении дня.
Приложение 3
Конспект ООД «Коммуникация» - развитие речи.
Тема: «Поздняя осень»
Интеграция
образовательных
областей:
«Познание»(формирование
целостной
картины мира), «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Виды
детской
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть
отличительные черты поздней осени от «золотой», прививать любовь к окружающему
миру.
Планируемые результаты: Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку
зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при заучивании
стихотворения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в
решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: Сюжетная картинка на тему «Поздняя осень», запись
пьесы «Ноябрь» П.Чайковского (из детского альбома).
Активизация словаря: Моросящие дожди, тучи без конца, первый снег.
Содержание организованной деятельности детей:
1.Организационный момент. Повторение стихотворения.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
2. Беседа по вопросам.
- Как называется первый осенний месяц?
- А второй?
- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?
- На улице тепло или холодно?
- Солнце часто светит?
- Дожди часто идут?
- Трава растёт или засыхает?
- Что происходит с листьями на деревьях?
- Какую одежду носят люди?
3. Сравнение.
Задание:
а)Закончи предложения:
В октябре было тепло, а сейчас - …(холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас- … (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас- …(все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас - …( не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас - …(часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает -…(первый снег).
б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а…
Летом день длинный, а…
Летом деревья зелёные, а…
Летом люди одеваются легко, а…
Летом колхозники растят урожай, а…
в) Найдите ошибки:
В ноябре дети носят лёгкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.
4. Описание поздней осени.
Воспитатель - Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет.
Небо
серое,
хмурое.
Часто
идут
холодные,
моросящие
дожди.
Деревья
сбрасывают
последние
листья.
Трава
засохла,
цветы
завяли.
Последние
птицы
улетают
на
юг.
Животные готовятся к зиме. Люди надели тёплую одежду. В ноябре наступают первые
заморозки, выпадает снег.
Дети по образцу описывают осень.
5. Заучивание стихотворения.
У берега несмело
Ложится хрупкий лёд.
Печально туча серая
По дну пруда плывёт.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков).
Приложение 4
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится
(прыжки на левой ноге)
Прыг - скок, прыг - скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень
(прыжки на месте на двух ногах).
Приложение 5
Опыт - экпериментирование (подготовительная группа).
«Замерзание жидкостей».
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах
их замерзания.
Материалы
и
оборудование:
Емкости
с
одинаковым
количеством
обычной
и
соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм деятельности.
Хо д : Дети
рассматривают
жидкости,
определяют
различия
и
общие
свойства
жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Затем с помощью педагога,
по алгоритму дети приготавливают раствор соленой воды, заливают соленый раствор и
обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки,
рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Результат: Жидкости
замерзают
с
разной
скоростью,
некоторые
не
замерзают
вообще.
Вывод:
Одни
жидкости
замерзают
быстрее,
другие
-
медленнее.
Чем
больше
плотность жидкости (чем жидкость гуще), тем ниже температура замерзания – длительное
время замерзания.
Опыт «Замерзание воды»
Цели:
развивать
познавательный
интерес
в
процессе
экспериментирования
с
жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.
Ход опыта: Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить,
почему на подносе вода замерзнет быстрее.
Приложение 6
Фотоматериал
Рисование
«Осенний лес»
Лепка (пластилтнография)
«Осенний лес»