Автор: Филиппова Мария Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья, презентация
Тема: Детская служба примирения как один из форматов службы школьной медиации
Раздел: полное образование
Детская служба
Детская служба
примирения как один
примирения как один
из форматов службы
из форматов службы
школьной медиации:
школьной медиации:
цели, задачи, организация,
деятельность
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО И КАК ОНО
РАБОТАЕТ?
Процессы криминализации и
Процессы криминализации и
маргинализации в школе сейчас
маргинализации в школе сейчас
очень сильны!
очень сильны!
Освоение подростками криминальной культуры
(языка, принципов, отношений, статусов).
Причины: 1). подросток не может позитивным
путем удовлетворить свои потребности в
безопасности, признании и самореализации.
2). Стремление подростков объединяться в
группы, которым свойственна отгороженность от
внешнего мира.
3). Процесс отторжения некоторых подростков
(маргиналы - категория учащихся, которая
желает получить более высокий статус
(аутсайдеры, изгои).
Продолжительность и последствия
Продолжительность и последствия
любого конфликта между
любого конфликта между
подростками:
подростками:
•
Депрессивные реакции обеих сторон – 2 дня;
•
Устойчивое личное противостояние – 4 дня;
•
Вовлечение в конфликт близкого окружения – 6 дней;
•
«Разборки» в т.ч. с применением силы – на 7-8 день;
•
Раскол статистического коллектива – на 8-9 день;
•
Соревновательный эффект в отношениях
«коллективов-осколков» - около 15 дней;
•
Придание конфликту статуса «причины» для будущих
противостояний – по истечении 2-х недель;
•
Обоснованный отказ от сотрудничества – далее
всегда…
Причины демонстративно-негативного,
Причины демонстративно-негативного,
конфликтообразующего поведения у
конфликтообразующего поведения у
подростков:
подростков:
Стремление завоевать статус и его финансовое
обеспечение в школе путем противоправных действий
(родители не могут защитить и финансово обеспечить)-
привычка «легких денег».
Возможность повысить авторитет определенной
категории подростков.
Мода на правонарушение как некое испытание.
Способ разрешения собственных проблем без участия
взрослых и принятия более справедливого решения.
Тактика разрушения связей является предметов активной
социальной пропаганды.
Детская служба примирения (ДСП)
Детская служба примирения (ДСП)
Группа подростков с руководителем-
взрослым (педагог, родитель, выпускник – у
нас педагог), организационно
вписывающаяся в структуру школы.
Целью ее деятельности является содействие
профилактике правонарушений и
социальной реабилитации участников
конфликтных и криминальных ситуаций на
основе принципов примиряющего и
восстановительного общественного
правосудия.
Детская служба примирения
Детская служба примирения
(ДСП)
(ДСП)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДСП:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДСП:
проведение восстановительных программ по
зафиксированным обращениям и в ситуациях,
носящих потенциально криминальный
характер.
обучение школьников методам урегулирования
конфликтов некриминальными неконфликтными
способами.
Принципы деятельности ДСП
Принципы деятельности ДСП
«Принцип добровольности» (добровольное
участие медиаторов в проекте, обязательное
согласие сторон, вовлеченных в конфликт и их
доверителей).
«Принцип конфиденциальности».
«Принцип нейтральности» (ШСП не выясняет
вопрос о виновности/невиновности сторон,
является независимым посредником).
Алгоритм создания ДСП:
Алгоритм создания ДСП:
Проведение обучающих семинаров для
команды специалистов – психолога,
социального педагога.
Разработка, утверждения положения и пакета
документов.
Проведение обучающих программ примирения,
тренингов.
Проведение информационных встреч с
подростками о внедрении новой службы.
Проект «ТЫ и ТВОЙ МИР».
Алгоритм создания ДСП:
Алгоритм создания ДСП:
Работа службы по разрешению конфликтов.
Реклама ее работы
Привлечение и отбор в службу подростков, по
своим психологическим качествам пригодным к
медиационной деятельности и имеющих к ней
желание.
Обучение подростков навыкам медиации по
отраслям.
Проведение разнообразных программ примирения
среди подростков и статистических групп.
Создание «волонтерских ступеней» при развитии
проекта.
Организация деятельности ДСП.
Организация деятельности ДСП.
ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ:
ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ:
СП по согласованию с администрацией школы предоставляется
помещение для работы, а также возможность использовать иные
ресурсы школы.
Сайт школы распространяет информацию о деятельности службы среди
педагогов и школьников.
СП имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога
и других специалистов школы по надобности.
Администрация школы содействует службе примирения в организации
взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
Родительская общественность может принимать участие в отдельных
видах восстановительных программ по согласованию с другими
участниками.
Работа службы со школьным
Работа службы со школьным
сообществом.
сообществом.
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.
Урегулирование конфликтных ситуаций, перевод
их из «острых» в «пассивные».
Привлечение лидеров подростковых групп, в том
числе экстремистского порядка, реорганизация
этих групп.
Привлечение детей и подростков группы
социального риска.
Оказание поддержки: кураторство старших
школьников над младшими, выпускников над
школьниками.
ИЗ КОГО СОСТОИТ ДЕТСКАЯ СЛУЖБА
ИЗ КОГО СОСТОИТ ДЕТСКАЯ СЛУЖБА
ПРИМИРЕНИЯ?
ПРИМИРЕНИЯ?
Учащиеся 8-11 классов, прошедшие обучение
проведению примирительных программ –
«волонтеры-альфа».
Руководитель службы: социальный
педагог, психолог или иной
педагогический работник, может быть
выпускник.
«Волонтеры – бета» (обучаются 2-й год) из 6-7
классов и «волонтеры- юниоры» из 4-5 классов,
обучаются 1-й год.
Порядок работы службы
Порядок работы службы
примирения
примирения
СП получает информацию о случаях от педагогов, учащихся,
администрации школы, членов службы примирения.
СП принимает решение о возможности примирительной
программы в каждом конкретном случае самостоятельно.
Примирительная программа начинается в случае согласия сторон на
участие, при необходимости необходимо согласие родителей,
согласование с ОВД. Переговоры с проводит руководитель СП.
СП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы.
Результаты фиксируются в примирительном договоре.
СП осуществляет контроль над выполнением договора, но не несет
ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств СП помогает
сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
Состав ДСП:
Состав ДСП:
Типы программ. КОНФЕРЕНЦИЯ
Типы программ. КОНФЕРЕНЦИЯ
Предназначена для нормализации отношений
внутри большой статистической группы (класса,
кружка, команды).
Реализуется путем проведения в коллективе
социоориентированной дискуссии по поводу
сложившейся ситуации с анализом предпосылок
к ней.
Направлена на устранение причин конфликта, а
не его последствий.
Типы программ. ЦЕЛЕВАЯ
Типы программ. ЦЕЛЕВАЯ
МЕДИАЦИЯ.
МЕДИАЦИЯ.
Восстановительный процесс по образцу социо-
психологического тренинга между двумя
сторонами и их доверителями.
Каковы последствия криминальной или
конфликтной ситуации для ОБЕИХ сторон, и какие
чувства они иcпытывают по поводу
случившегося?
Какими средствами и инструментами данная
ситуация может быть разрешена?
Как сделать так, чтобы она не повторилась?
Типы программ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
Типы программ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
Типы программ.
Типы программ.
ЦЕЛЕВАЯ МЕДИАЦИЯ.
ЦЕЛЕВАЯ МЕДИАЦИЯ.
•
интересы сторон,
•
их потребности,
•
чувства, возникшие у них в связи с произошедшей
ситуацией,
•
в о з м о ж н о с т ь
в о з м е щ е н и я
у щ е р б а
с а м и м
нарушителем,
•
способы
предупреждения
подобных
ситуаций
в
будущем,
•
то, каким образом сообщество может в дальнейшем
участвовать в судьбе сторон конфликта.
Типы программ. КРУГ ЗАБОТЫ.
Типы программ. КРУГ ЗАБОТЫ.
Проводится в случае угрозы социального сиротства, а так
же ситуаций проживания утраты, насилия, травли,
игнорирования, психологического давления.
Создается круг людей, которые могут оказать ребенку
поддержку, распределяется ответственность между ними.
Составляется реабилитационная программа.
Проводится вводная медиация с участием всех включенных
в процесс сторон, медиации повторяются не реже 1 раза в
месяц, пока не появится устойчиво-позитивная динамика в
урегулировании ситуации
.
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНИМАЕТСЯ СЛУЖБА?
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНИМАЕТСЯ СЛУЖБА?
1.
Пропаганда законопослушного поведения и
знания законов РФ;
2. Пропаганда ЗОЖ;
3. Пропаганда различных форм разрешения
межличностных конфликтов;
4. Пропаганда корректных детско-родительских
отношений;
5. Пропаганда тесного общения людей разных
поколений;
6. Пропаганда этнотолерантного отношения к
людям.
ИЗ ПЕРСОНАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСИЙ
ИЗ ПЕРСОНАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСИЙ
МЕДИАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ
МЕДИАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ
ПРОГРАММ:
ПРОГРАММ:
-
Я НАУЧИЛАСЬ СМОТРЕТЬ НА СОБЫТИЯ МИМО
РОЗОВЫХ И ЧЕРНЫХ ОЧКОВ… ЖИЗНЬ СЛОЖНЕЕ,
ЧЕМ КАЖЕТСЯ! И ЗАМЕТИЛА, ЧТО Я САМА СОВСЕМ НЕ
ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, МНОГО ЧТО ДЕЛАЮ НЕ ТАК!
ВООБЩЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ
ТАК ТРУДНО! БОИШЬСЯ ЗА НИХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА СЕБЯ…
ОСОБЕННО, КОГДА ВСЕ КАК-ТО УЖЕ НАЧИНАЕТ У НИХ
ВЫПРАВЛЯТЬСЯ! ХОДИШЬ, ДУМАЕШЬ: «ТОЛЬКО БЫ НЕ
СОРВАЛИСЬ!»
-
ЕСЛИ БЫ ТОГДА В НАШИ С Т.М. ДЕЛА ВЛЕЗЛИ УЧИТЕЛЯ,
РОДИТЕЛИ ТАМ, ТОЧНО МЫ БЫ УЖЕ ВРАГАМИ СТАЛИ НА ВСЮ
ЖИЗНЬ, У ВЗРОСЛЫХ ЖЕ СВОИ ПРАВИЛА… А ТУТ НАШУ ССОРУ
РАЗРУЛИЛИ ПО ДЕЛУ, ВСЕ ПРАВИЛЬНО СКАЗАЛИ, ЧТО МЫ
«ВОЗДУХ ДЕЛИМ», ССОРИМСЯ ПО ВСЯКОЙ ЕРУНДЕ.