Автор: Мамедова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Листвянский детский сад".
Населённый пункт: Рязанская область .поселок Листвянка.
Наименование материала: Методическая разроботка.
Тема: Консультация для родителей :"Роль дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Роль дидактической игры на развитие речи детей
дошкольного возраста».
Одной
из
ведущих
задач,
которую
решают
дошкольные
образовательные
учреждения,
является
развитие
речи
детей.
Хорошая
речь
–
важнейшее
условие
всестороннего
полноценного
развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется
его
психическое
развитие.
Поэтому
так
важно
заботиться
о
своевременном формировании речи детей.
Дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом
для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность,
накапливается
словарь.
Удлиняются
и
усложняются
речевые
высказывания,
превращаясь
в
рассказы,
совершенствуется
их
грамматическое
оформление,
возрастает
роль
речи
как
средства
регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети
хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире
начинают
использовать
прилагательные,
наречия,
предлоги.
Появляются
зачатки
монологической
речи.
Малыши
могут
с
небольшой
помощью
взрослых
передать
содержание
хорошо
знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая
игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных
им формах. Основная особенность дидактических игр определена их
названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно
является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети,
играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи
как
форма
обучения
детей
содержит
два
начала:
учебное
(познавательное)
и
игровое
(занимательное).
Задача
воспитателя
заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать
такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой
словарь.
Кроме
того,
дидактическая
игра
является
ценным
средством
воспитания
умственной
активности,
она
активизирует
психические
процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует
развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к
процессу
познания.
Дидактические
игры
развивают
речь
детей:
пополняется
и
активизируется
словарь,
формируется
правильное
звукопроизношение,
развивается
связная
речь,
умение
правильно
выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены
так,
чтобы
научить
детей
самостоятельно
составлять
рассказы
о
предметах,
явлениях
в
природе
и
в
общественной
жизни.
Так
развивается монологическая речь ребенка.
Уникальность
дидактической
игры
состоит
так
же
в
том,
что
это
универсальное средство, которое может включать в себя несколько
образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд»,
где
детям
предлагается
двигаться
за
воспитателем,
выполняя
его
поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая
культура»,
«Речевое
развитие»,«Познавательное
развитие».
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на
активное
использование
слов
в
речи,
составление
сложных
предложений
(«Познавательное
развитие»,
«Здоровье»,
«Речевое
развитие»).
Дидактическая
игра
«Оркестр»,
в
которой
детям
предлагалось
отгадать
загадку
о
музыкальном
инструменте,
кто
первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается
оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области:
«Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие».
В своей работе по развитию речи детей мы используем следующие
игры:
Игры
–
путешествия
призваны
усилить
впечатление,
обратить
внимание
детей
на
то,
что
находится
рядом.
В
этих
играх
используются многие способы раскрытия познавательного содержания
в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение
способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности –
короче.
В
основе
их
лежат
действия
с
предметами,
игрушками,
словесные
поручения
(н-р:
«Волшебная
коробочка»,
«Весёлые
пальчики»)
Игры
–
предположения
(«что
было
бы,
если…
»).
Перед
детьми
ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления
последующего
действия.
При
этом
активизируется
мыслительная
деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является
непосредственность
переживаний,
з а и н т е р е с о в а н н о с т ь ,
доброжелательность.
Такая
игра
предъявляет
требования
к
активизации
эмоциональных
и
мыслительных
процессов.
Она
воспитывает
умение
слушать
вопросы
и
ответы,
сосредоточить
внимание
на
содержании,
дополнять
сказанное,
высказывать
суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр
должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным,
чтобы
вызвать
интерес
детей.
Познавательный
материал
определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою
очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
- формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо
было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать
признаки
предмета;
«Кто
больше
скажет
о
профессии»
(учить
соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить
детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни
команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета)
и др.
- развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные
инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по
его
звучанию;
«Кто
лучше
слышит»,
где
детям
предлагалось
разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая
начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в
барабан и др., задача первой команды - отгадать все звуки, затем
команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки,
артикуляционные
гимнастики
«В
гости
к
бабушке
и
дедушке»,
«Заборчик»,
«Часики»,
«Лошадка»,
направленные
на
развитие
артикуляционной моторики и др.
- развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» -
дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой
это предмет; в игре «Где наши ручки? » дети учатся образовывать
формы родительного падежа множественного числа существительных;
дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в
речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось
найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры:
воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать
спрятанный предмет.
- для развития связной речи (монологической и диалогической) я
использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» -
составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было
бы если? », где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение
по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы
все дети ели только одни конфеты? ». Сюжетно-дидактические игры. В
которых
дети
выполняют
определенные
роли:
роль
доктора
и
пациента
в
игре
«Больничка»,
продавца
и
покупателя
в
игре
«Магазин»
и
др.
В
этих
играх
дети
не
только
учатся
свободно
общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и
нормы поведения.
Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры,
можно не только развивать умственные способности детей и хорошую
речь, но и уточнять знания об окружающем мире.