Напоминание

Консультация для родителей :"Роль дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста".


Автор: Мамедова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Листвянский детский сад".
Населённый пункт: Рязанская область .поселок Листвянка.
Наименование материала: Методическая разроботка.
Тема: Консультация для родителей :"Роль дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Роль дидактической игры на развитие речи детей

дошкольного возраста».

Одной

из

ведущих

задач,

которую

решают

дошкольные

образовательные

учреждения,

является

развитие

речи

детей.

Хорошая

речь

важнейшее

условие

всестороннего

полноценного

развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче

ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется

его

психическое

развитие.

Поэтому

так

важно

заботиться

о

своевременном формировании речи детей.

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом

для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность,

накапливается

словарь.

Удлиняются

и

усложняются

речевые

высказывания,

превращаясь

в

рассказы,

совершенствуется

их

грамматическое

оформление,

возрастает

роль

речи

как

средства

регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети

хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире

начинают

использовать

прилагательные,

наречия,

предлоги.

Появляются

зачатки

монологической

речи.

Малыши

могут

с

небольшой

помощью

взрослых

передать

содержание

хорошо

знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая

игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных

им формах. Основная особенность дидактических игр определена их

названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях

воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно

является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети,

играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи

как

форма

обучения

детей

содержит

два

начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Задача

воспитателя

заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать

такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой

словарь.

Кроме

того,

дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной

активности,

она

активизирует

психические

процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует

развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к

процессу

познания.

Дидактические

игры

развивают

речь

детей:

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение,

развивается

связная

речь,

умение

правильно

выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены

так,

чтобы

научить

детей

самостоятельно

составлять

рассказы

о

предметах,

явлениях

в

природе

и

в

общественной

жизни.

Так

развивается монологическая речь ребенка.

Уникальность

дидактической

игры

состоит

так

же

в

том,

что

это

универсальное средство, которое может включать в себя несколько

образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд»,

где

детям

предлагается

двигаться

за

воспитателем,

выполняя

его

поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая

культура»,

«Речевое

развитие»,«Познавательное

развитие».

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на

активное

использование

слов

в

речи,

составление

сложных

предложений

(«Познавательное

развитие»,

«Здоровье»,

«Речевое

развитие»).

Дидактическая

игра

«Оркестр»,

в

которой

детям

предлагалось

отгадать

загадку

о

музыкальном

инструменте,

кто

первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается

оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области:

«Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие».

В своей работе по развитию речи детей мы используем следующие

игры:

Игры

путешествия

призваны

усилить

впечатление,

обратить

внимание

детей

на

то,

что

находится

рядом.

В

этих

играх

используются многие способы раскрытия познавательного содержания

в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение

способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности –

короче.

В

основе

их

лежат

действия

с

предметами,

игрушками,

словесные

поручения

(н-р:

«Волшебная

коробочка»,

«Весёлые

пальчики»)

Игры

предположения

(«что

было

бы,

если…

»).

Перед

детьми

ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления

последующего

действия.

При

этом

активизируется

мыслительная

деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является

непосредственность

переживаний,

з а и н т е р е с о в а н н о с т ь ,

доброжелательность.

Такая

игра

предъявляет

требования

к

активизации

эмоциональных

и

мыслительных

процессов.

Она

воспитывает

умение

слушать

вопросы

и

ответы,

сосредоточить

внимание

на

содержании,

дополнять

сказанное,

высказывать

суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр

должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным,

чтобы

вызвать

интерес

детей.

Познавательный

материал

определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою

очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

- формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо

было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать

признаки

предмета;

«Кто

больше

скажет

о

профессии»

(учить

соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить

детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни

команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета)

и др.

- развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные

инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по

его

звучанию;

«Кто

лучше

слышит»,

где

детям

предлагалось

разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая

начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в

барабан и др., задача первой команды - отгадать все звуки, затем

команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки,

артикуляционные

гимнастики

«В

гости

к

бабушке

и

дедушке»,

«Заборчик»,

«Часики»,

«Лошадка»,

направленные

на

развитие

артикуляционной моторики и др.

- развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» -

дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой

это предмет; в игре «Где наши ручки? » дети учатся образовывать

формы родительного падежа множественного числа существительных;

дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в

речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось

найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры:

воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать

спрятанный предмет.

- для развития связной речи (монологической и диалогической) я

использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» -

составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было

бы если? », где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение

по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы

все дети ели только одни конфеты? ». Сюжетно-дидактические игры. В

которых

дети

выполняют

определенные

роли:

роль

доктора

и

пациента

в

игре

«Больничка»,

продавца

и

покупателя

в

игре

«Магазин»

и

др.

В

этих

играх

дети

не

только

учатся

свободно

общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и

нормы поведения.

Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры,

можно не только развивать умственные способности детей и хорошую

речь, но и уточнять знания об окружающем мире.



В раздел образования