Автор: Коврова Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ДС "Берёзка" ГБОУ СОШ с.Майское
Населённый пункт: с.Майское, Пестравский район, Самарская область
Наименование материала: Маршрутная игра "Колесо истории"
Тема: "Флаг, герб и гимн России: история и современость"
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа с.Майское муниципального района Пестравский Самарской
области структурное подразделение детский сад «Берёзка»
Маршрутная игра «Колесо истории»
«Флаг, герб и гимн России:
история и современность»
Подготовила
воспитатель высшей категории
Светлана Павловна Коврова
2019 год
Маршрутная игра «Колесо истории»
«Флаг, герб и гимн России: история и современность»
Маршрутная игра «Колесо истории» - путешествие семейных команд по
карте, оформленной в виде колеса от телеги. Проходя по маршруту,
участники попадают на станции, где выполняют различные задания и
демонстрируют знания истории государственной символики. Победители
конкурсных заданий получают жетоны.
Участники: дети подготовительной к школе группы и их родители.
Цель. Познакомить дошкольников и родителей с историей происхождения
символики нашей страны, способствовать развитию интереса к истории
страны, воспитания чувства патриотизма и гражданственности у детей.
Оборудование и материалы: медали для награждения; воздушные шары
трех цветов (красные, синие, белые) для оформления зала, интерактивная
доска, ноутбук для демонстрации презентаций и клипов, разрезные картинки
с изображением герба, клей, бумажные полоски трёх цветов для изготовления
модели флага.
Предварительная работа: разучить стихи о родине, пословицы и поговорки
о родине; провести занятия, беседы по ознакомлению детей с
государственной символикой; подготовить заготовки для аппликации.
Ход мероприятия
Воспитатель. Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя -
Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно
красивая природа, красивые города, удивительные люди.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Посмотрите на карту (воспитатель показывает детям Россию). Когда на одном
конце нашей страны люди ложатся спать, на другом - начинается утро. На
одном конце страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Границы России проходят и на суше, и на воде.
История нашей страны – это история постоянной борьбы страны с врагами.
Это нашло отражение в символах страны. Символы государства – это и
история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности
исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко
всем существовавшим и ныне существующим символам государства
необходимо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и
достояние современности.
Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в маршрутную игру «Колесо
истории» .
Пришло времечко с детским садом проститься
И в путь дороженьку пустится.
Ждет вас немало испытаний в пути,
Желаю достойно их все пройти.
А чтобы в дороге не заблудились, я вам дам карту заветную, которая проведет
вас по станциям (вручает карту в форме колеса от телеги, где указаны
направления движения от станции к станции)
Воспитатель. Произнесём все вместе слова:
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
Чтобы люди знать могли
О государственных символах России!
Станция «Россия-родина моя»
Странички из истории
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много-много
лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых
мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в них
жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши
предки – восточные славяне. Славяне были очень гостеприимными: когда к
ним заходил какой-либо странник, они ласково его принимали и хорошо
угощали. Этот обычай остался до сих пор.
Жили славяне в небольших избушках. Самым главным у них был князь.
Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья
очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но
когда на них нападали враги из других стран, то князья объединялись вместе
и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся
навсегда, а не только на время, то они будут намного сильнее. Вместе им
будет легче не только воевать, то и трудиться, помогать друг другу, и тогда
никто не сможет их победить.
Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III. Все остальные
князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было
большим и сильным.
Воспитатель. Много разных стран на Земле, но Россия – единственная,
необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что
такое Родина? (ответы команд)
Конкурс 1 «Литературное творчество»
Воспитатель. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине.
Предлагаю прочесть.
Конкурс 2 «Пословица – во всех делах помощница»
Русский народ придумал много красивых умных пословиц и поговорок о
Родине, её защите, о любви к ней. В старину на Руси писали на бересте. До
сих пор учёные находят берестяные грамоты. Только прочитать их не всегда
удаётся. На этих грамотах (показывает) записаны пословицы о родине, но со
временем береста разломилась. Попробуйте эти грамоты восстановить.
Команды получают листы бумаги (берестяные грамоты), на которых
написано начало поговорок и пословиц о родине, карточки с их окончанием и
клей-карандаш. Родители поочерёдно читают начало пословицы, дети
озвучивают их окончание и наклеивают карточки на берестяные грамоты.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всякому мила своя сторона.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дома и стены помогают.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Береги Родину, как зеницу ока.
Станция «Российский флаг»
Воспитатель. У каждой страны есть отличительные знаки – государственные
символы: флаг, гимн, и герб. Есть они и у России. Поговорим на этой станции
об одном из них - о флаге.
Странички из истории
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо
флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы или
веток, конский хвост, окрашенный в яркий цвет. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для
защиты своей земли, села, города. Стяг взметался ветром, придавая
уверенность и мужество воинам. Потом стяги стали делать из ткани и над
ними появилось железный острожник. Постепенно размеры полотнища
увеличивались, на них вышивали или рисовали краской изображения святых
– “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово “знамя”. Они имели
разные цвета. И в старые времена и сейчас цвету придается особый смысл.
Предлагаю проверить ваши знания.
Конкурс 1 «Найди флаг России» (на слайде флаги разных стран)
Воспитатель. Ребята, поднимите карточку с цифрой, обозначающей флаг
России. Дети находят флаг России, поднимают цифры.
Воспитатель. Из каких частей состоит флаг? Покажите. (Дети называют и
показывают древко, полотнище.)
Воспитатель. Какие цвета мы видим на полотнище российского флага?
( Белый, синий, красный.)
Воспитатель. Что означают цвета на флаге нашей страны? (белый цвет –
чистота и миролюбие, синий цвет – это вера и верность своей Отчизне,
красный цвет - честь и отвага.
Конкурс 2 «Русский флаг» (аппликация)
Воспитатель. Я приготовила для вас разноцветные полоски, с помощью
которых вы создадите модель русского флага. Будьте внимательны и
соблюдайте правильное расположение цветов (команды создают модели
флага).
Воспитатель. Возьмите свои флаги в руки, встаньте в круг, посмотрите, все
ли правильно выполнили задание?
Станция «Российский герб»
Воспитатель. Второй символ нашего государства - это герб. Герб -
отличительный знак государства.
Немного из истории
История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши
предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях.
Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?
(меч, палица, булава) А что защищало воина? (Доспехи, щит) Флаг помогал
воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один
у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи, и
было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари
придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на
шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и
рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только
рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом.
Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя
сравнивал, на которого был похож. Например, изображение льва говорило,
что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована
ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари очень дорожили
своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и
старались его не опозорить.
Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но
гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района
Предлагаю проверить ваши знания о гербе Российской Федерации.
Конкурс 1. «Найди герб России»
Воспитатель. Команды должны найти российский герб среди других гербов
и рассказать, что изображено на нашем гербе?
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой
лапой орел сжимает скипетр. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой
резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава.
Держава-золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и
держава служили знаками царской власти. Сегодня эти символы напоминают
нам об истории, о прошлом нашей Родины. Крылья орла похожи на
солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла красный
щит с изображением всадника. Этот всадник-святой Георгий Победоносец.
Он на белом коне, а за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у
него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный,
черный змей-это символ зла. И Георгий Победоносец победил его. Верный
конь воина топчет дракона копытами. Поэтому можно сказать, что герб
России говорит нам о красоте, справедливости, победе добра над злом.
Воспитатель. Ребята, расскажите, где можно встретить изображение герба?
(На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных
наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках,
открытках, значках).
Конкурс 2. «Собери герб России»
Воспитатель. Команды должны собрать герб Российской Федерации из
частей по образцу.
Станция «Гимн России»
Воспитатель. У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Странички из истории
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные
песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские
гимны. Празднование побед сопровождалось виватными кантами, среди
которых были такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся,
российский орле двоеглавый». При Петре I появился также военный марш,
который стал первым национальным гимном России.
В 1942 году И.В.Сталин предложил создать гимн, который должен был
содействовать сплочению народа в защите Отечества от фашистских полчищ,
звать к новым подвигам и свершениям. В общей сложности 40 композиторов
и 50 поэтов представили свои варианты. Предпочтение было отдано тексту
С.В.Михалкова, автором музыки был композитор А.В.Александров.
Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных
случаях, во время праздников и других важных событиях. При исполнении
гимна все встают, а мужчины снимают головные уборы.
Звучит «Государственный гимн России» музыка А.Александрова, слова
С.Михалкова.
Конкурс 1. «Гимн России»
Воспитатель. В гимне есть такие слова: «Родная страна мы гордимся
тобой!». Вопрос командам: скажите, почему мы гордимся своей страной?
(Россия самая большая страна; Россия богата лесом, полезными
ископаемыми; первый космонавт на земле – россиянин; Россия победила
фашистов во время войны; в России много знаменитых людей и т.д.)
Конкурс 2. «Вопросы и ответы»
Воспитатель. Давайте подведём итоги нашей игры. Я буду говорить начало
предложения, а вы его закончите.
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый
орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется самая известная река в России? (Волга)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо
торжественных случаях? (Гимн)
В конце игры подводится итог. Побеждает та команда, которая набрала
больше жетонов. Награждение победителей.
Воспитатель. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга,
улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень
мудрый, терпеливый и добрый. Давайте все вместе скажем: «Если дружба
велика – будет Родина крепка!»