Автор: Ильинова Наталья Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №204
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: Краткосрочный творческий проект
Тема: "Ладушки-Ладошки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №204
« Детский сад общеразвивающего вида »
Краткосрочный творческий проект
в первой младшей группе на тему:
«Ладушки-ладошки»
Выполнила воспитатель:
Ильинова Н.С.
г. Кемерово 2019 г.
Среднесрочный творческий проект
«Ладушки-Ладошки»
Актуальность проекта
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической.
В соответствии с ФГОС одним из направлений речевого развития детей
является приобщение дошкольников к художественной литературе.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста
выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством,
тем раньше ребёнок научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными
произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей
раннего возраста необходимо включать чтение потешек, сказок, колыбельных
песенок, вводя их в повседневный разговор.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой
материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и
совместной деятельности с детьми. Целенаправленное и систематическое
использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить
фундамент психофизического благополучия ребёнка, который предопределит
успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.
Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления
о произведениях художественной литературы вслушиваясь в слова потешек,
пословиц, закличек, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки,
притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не
только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовать их
поведение. С помощью народных песенок, потешек, у малышей
воспитывается положительное отношение к режимным моментам:
умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т.д.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период
адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает
установить контакт с малышом, пробудить у него чувства симпатии.
Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до трёх
лет – уникальное средство, позволяющее ребёнку познавать окружающий
мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Цель: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной
литературе посредством малых форм фольклора.
Задачи:
1) воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
2) формировать представление детей о культурных ценностях и народных
традициях средствами народного фольклора;
3) развивать слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной
речи, активизировать слова ребёнка;
4) систематизировать работу по использованию произведений устного
народного творчества для приобщения малышей к произведения
художественной литературы;
5) составить перспективный план работы с детьми с использованием
произведений малого фольклорного жанра;
6) создать лепбук «Фольклор малышам» ;
7) пополнить уголок мишки произведениями и иллюстрациями к русским
народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам;
8) объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах приобщения
детей к художественной литературе средствами фольклора.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1) Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение;
2) Анкетирование родителей;
3) Выявление уровня заинтересованности детей произведениями малых форм
фольклора;
4) Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
5) Оформление информационного уголка для родителей на темы: «Любимые
книги наших малышей», «Фольклор в жизни ребёнка», «Семь секретов
воспитания интереса к чтению», «Домашняя библиотечка ребёнку 2-3 лет»;
6) Пополнение РППС группы произведениями малых форм фольклора и
наглядно дидактическим материалом;
7) Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего
возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора;
8) Создание уголка книжки.
2 этап – основной
1) Внедрение перспективного плана работы с детьми с использованием
произведений малого фольклорного жанра;
2) Игровая деятельность «Русские народные, подвижные игры»;
3) Заучивание потешек, закличек, песенок, прибауток;
4) Прослушивание аудиозаписей песенок, потешек с элементами фольклора;
5) Прослушивание русских народных сказок;
6) Чтение и рассматривание иллюстраций произведений малых форм
фольклора;
7) Организация режимных моментов с использованием фольклорных
произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;
8) Обыгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок, колыбельных и
т.д ;
9) Пополнение уголка книжки и пальчикового театра совместно с
родителями;
10) Создание лепбука «Фольклор малышам»
3 этап – заключительный
Итоговые мероприятия по теме проекта:
1) Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба» с
использованием пальчикового театра;
2) Анализ, обобщение опыта работы по результатам проекта на
образовательных интернет-сайтах;
3) Фотоотчёт.
Формы проведения:
Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие,
речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально –
коммуникативное.
Продукт проекта:
1) Создание лепбука «Фольклор малышам»;
2) Создание картотеки пальчиковых и речевых игр;
3) Акция «Подари книжку»;
4) Итоговое мероприятие: инсценирование русской народной сказки
«Курочка ряба» с использованием пальчикового театра.
Предварительная работа:
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения
детей к устному народному творчеству и народной культуре.
Создала в группе уголок в русском народном стиле.
В соответствии с возрастом детей составила картотеку потешек, сказок,
колыбельных песенок, закличек, прибауток, пальчиковых игр.
Подбор иллюстративного, наглядного дидактического материала.
Взаимодействие с родителями, рекомендации
Создание лепбука «Фольклор малышам»
Совместная деятельность с детьми:
Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек, закличек и т.д;
Беседы по содержанию потешек, песенок, сказок;
Рассматривание иллюстраций «потешки»;
Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живёт?»,
«Угадай и собери», «Развивающее лото», «Игрушки» и т.д;
Чтение потешек: «Солнышко – вёдрышко», «Оладушки», «Как у нашего
кота», «Еду – еду к бабе, к деду», «Киска, брысь…», и т.д;
Пальчиковые игры на основе малых форм фольклора;
Рисование пальчиками: «Следы», «Снежинки как пушинки»;
Театральная деятельность – обыгрывание эпизодов потешек, русских
народных сказок, колыбельных песенок и т.д.
Совместная деятельность с родителями:
Чтение произведений форм фольклора детям дома;
Заучивание стишков, потешек вместе с детьми;
Пополнение уголка книжки произведениями устного народного творчества;
Оказание помощи в оснащении РППС группы предметами и произведениями
малых форм фольклора наглядно – дидактическим материалом;
Создание лепбука «Фольклор малышам» совместно с родителями;
Создание картотеки пальчиковых и речевых игр;
Акция «Подари книжку».
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется интерес к устному народному творчеству,
художественной литературе;
Активизируется словарь детей, разовьётся слуховое внимание,
звукоподражание, понимание фольклорной речи;
У детей возникнет положительное отношение к РОД и режимным моментам,
сформируется система работы по использованию произведений устного
народного творчества для приобщения детей к произведениям
художественной литературы.
Итоги проекта:
В результате проектной деятельности по приобщению детей к
художественной литературе посредством малых форм фольклора у
воспитанников группы появился интерес и желание слушать доступные им
по содержанию стихи, сказки, потешки, заклички. Дети с удовольствием
проговаривают небольшие фразы, звукоподражания, рассматривают
иллюстрации и узнают персонажей знакомых произведений фольклора.
Опыт работы по проекту показал что детей раннего возраста привлекают
произведения фольклора, которые легко воспринимаются детским сознанием.
Таким образом, тема приобщения детей к художественной литературе
посредством малых форм фольклора очень интересна и многогранна, она
помогает не только воспитать любовь к художественной литературе и
устному народному творчеству, но и развить в детях творческую личность.