Авторы: Кумукова Мадина Ильясовна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: студент кафедры ГМУ, старший преподаватель кафедры ГМУ
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Лидерство в организации
Раздел: высшее образование
ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ
Кумукова Мадина Ильясовна
Студент института Экономики и управления, кафедры государственного и
муниципального управления, специальность управление персоналом
38.03.03,
Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь
Грузинова Ирина Сергеевна – соавтор
Старший преподаватель института Экономики и управления, кафедры
государственного и муниципального управления,
Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь
Аннотация.
Лидерство
–
это
тип
управленческого
взаимодействия,
основанный
на
наиболее
эффективном
для
данной
ситуации
сочетании
различных
источников
власти
и
направленный
на
побуждение
людей
к
достижению общих целей.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том,
чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди
делали правильные вещи.
Ключевые
слова: лидерство,
управление,
организация,
организационное
лидерство, проблемы.
Лидерство
и
управление
–
это
термины,
которые
часто
считаются
синонимами. Важно понимать, что лидерство является неотъемлемой частью
эффективного управления. Как важнейший компонент управления лидерское
поведение делает упор на построение среды, в которой каждый сотрудник
формируется и развивается. Лидерство определяется как потенциал, чтобы
влиять и направлять групповые усилия на достижение целей. Это влияние
может
исходить
от
официальных
руководящих
должностей,
так
и
неформальных лидеров в организации.
У менеджера должны быть качества лидера, то есть он должен обладать
лидерскими
качествами.
Лидеры
разрабатывают
и
начинают
стратегии,
которые
создают
и
поддерживают
конкурентное
преимущество.
Организациям требуется надежное руководство и надежное управление для
оптимальной организационной эффективности.
Лидерство отличается от управления/руководства (Таблица 1) тем:
-
Как
менеджеры
выстраивают
структуру,
делегируют
полномочия
и
ответственность, лидеры обеспечивают качественное руководство, развивая
организационное видение и доводя его до сведения сотрудников, вдохновляя
их на его достижение.
-
Как
управление
включает
в
себя
сосредоточение
на
планировании,
организации,
набором,
подбором
персонала,
руководстве
и
контроле;
лидерство в основном является частью руководящей функции управления.
Лидеры
сосредотачиваются
на
том,
чтобы
выслушивать,
выстраивать
отношения,
работать
в
команде,
вдохновлять,
мотивировать
и
убеждать
последователей. В то время как лидер получает свой авторитет от своих
последователей, менеджер получает свой авторитет в силу своего положения
в организации.
-
Как
менеджеры
следуют
политике
и
процедурам
организации,
лидеры
следуют своему инстинкту.
Менеджмент – это больше наука, так как менеджеры точны, постоянны,
логичны, у них всё спланированно, они требуют большего. Лидерство, с
другой стороны, это искусство. В организации требуются и менеджеры, и
лидеры.
Редко
эти
качества
встречаются
в
одном
человеке.
Тогда
это
самородок, который будет успешен и востребован на бирже труда.
В
то
время
как
руководство
имеет
дело
с
техническим
аспектом
в
организации или содержанием работы; лидерство имеет дело с людьми в
организации.
Управление больше основано на письменном общении, а лидерство – на
устном общении.
Организации,
которые
находятся
под
некомпетентным
руководством,
не
соответствуют требованиям. Лидерство в сопровождении руководства задает
новое
направление
и
эффективно
использует
ресурсы
для
достижения
лучших
результатов.
И
лидерство,
и
управление
необходимы
для
индивидуального, а также организационного успеха.
Таблица 1 – Основные отличия менеджера от лидера
Менеджер
Лидер
1. Администратор
1. Инноватор
2. Поручает
2. Вдохновляет
3. Работает по целям других
3. Работает по своим целям
4. Использует доводы
4. Использует эмоции
5. Контролирует
5. Доверяет
6. Профессионален
6. Энтузиаст
7. Принимает решения
7. Превращает решения в реальность
8. Делает дело правильно
8. Делает правильное дело
9. Уважаем
9. Обожаем
10. План-основа действий
10. Видение-основа действий
11.Полагается на систему
11. Полагается на людей
12. Поддерживает движение
12. Дает импульс движению
Сущность лидерства – умение справляться с проблемами.
Почему компании увольняют своих старших руководителей? Очевидно, есть
много причин. Существует также всеобъемлющий принцип: те, кто уволены,
со
временем
демонстрируют,
что
они
не
в
состоянии
справиться
с
серьезными проблемами, которые от них ожидают решить. Неспособность
решить
проблемы
компании
становится
очевидным
доказательством
некомпетентности специалиста.
Успешное решение проблем – это не просто требование для лидеров бизнеса.
Это проблема, с которой все сталкиваются. Поскольку почти все действия
связаны с проблемами, успешная работа с ними, пожалуй, является одним из
самых важных видов деятельности.
В «Путеводителе для недоумевающих» философ и экономист Э.Ф. Шумахер
пишет: «Жить – значит справляться с ситуацией, бороться с ней и идти в ногу
со
многими
обстоятельствами,
многим
нелегко.
Трудные
обстоятельства
создают
проблемы,
и
можно
сказать,
что
жизнь
означает,
прежде
всего,
решение проблем».
Почти все, что говорит или делает лидер, так или иначе связано с проблемной
ситуацией.
И,
по
словам
консультанта
Майка
Маятта,
наиболее
важные
лидерские навыки для работников, связаны с организационными проблемами,
которые
мешают
успеху,
и
с
тем,
как
с
ними
успешно
справляются.
В
колонке, опубликованной в «Форбс», под названием «Проблема № 1 – та,
которая есть у каждого лидера, но о которой он не подозревает». Пишет
Майатт: «Давайте перейдем прямо к погоне – самая большая проблема, с
которой сталкиваются все лидеры, – это решение самой проблемы. Нужно
выбрать любую проблему лидерства и все сводится к решению сложившейся
ситуации
–
ни
больше,
ни
меньше.
Проблемы,
связанные
с
талантами,
финансами, государственной политикой, операциями, социальными целями,
исполнением, конкуренцией, судебными процессами и т.д., – это просто
проблемы, которые необходимо решить».
Эффективное лидерство в большой организации – чрезвычайно сложное и
интересное
дело.
Ни
один
лидер
не
может
полностью
увидеть,
что
происходит в его фирме, не говоря уже о том, чтобы предпринять лишь
правильные шаги. Но успешные лидеры, которые не увольняются, а даже
остаются и продвигаются по карьерной лестнице, являются теми, кто может
определить
наиболее
важные
проблемные
ситуации,
с
которыми
они
сталкиваются, потратить время и усилия, чтобы понять их, решить, почему
они важны, а затем руководить, чтобы внести изменения, которые решат
проблемные
ситуации.
Хотя
существует
тенденция
видеть
все
проблемы
одинаковыми, не все они таковыми являются.
Советы по эффективному организационному лидерству:
- Лидер должен руководить собой, только тогда он может вести других. Он
должен быть преданным на личном и профессиональном фронте и должен
нести ответственность. Лидер должен быть образцом подражания для других
и подавать хороший пример.
- Лидеру стоит уметь поддержать моральный дух сотрудников. Он должен
хорошо
мотивировать
их,
чтобы
они
были
преданы
организации.
Ему
надлежит быть хорошо с ними знакомым, заботиться о них и побуждать их
проявлять
инициативу.
Это
приведет
к
повышению
эффективности
и
результативности сотрудников и обеспечит организационный успех.
- Лидер обязан работать с командой. Он должен всегда поддерживать свою
команду и уважать их, не причинив боль физическую или моральную ни
одному сотруднику.
- Настоящий лидер не должен быть слишком властным. Ему стоит понимать,
что он является частью организации.
Организационное лидерство включает в себя все процессы и возможные
результаты, которые приводят к развитию и достижению организационных
целей.
Оно
включает
вовлечение
сотрудников,
понимание,
эффективное
взаимодействие и общение с работниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов, В. Г. Рост и прорыв в лидеры. Практикум по преодолению
кризиса / В.Г. Балашов, В.А. Ириков, С.И. Иванова. - Москва: Высшая школа,
2017. - 336 c.
2. Бауэр, Марвин Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе
управления компанией / Марвин Бауэр. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 198
c.
3. Берн, Эрик Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп /
Эрик Берн. - Москва: Наука, 2019. - 320 c.
4.. Бехар, Говард Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks / Говард
Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 190 c.
5.
Дж.,
Роберт
Клинтон
Становление
лидера.
Уроки
и
этапы
развития
лидерства / Дж. Роберт Клинтон. - М.: Центр "Нарния", 2018. - 288 c.
6. Маслова, В.М. Управление персоналом: толковый словарь / В.М. Маслова.
- М.: Дашков и К, 2018. - 120 c.
7. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. -
М.: КноРус, 2017. - 624 c.