Авторы: Кумукова Мадина Ильясовна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: студент кафедры ГМУ, старший преподаватель кафедры ГМУ
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие личности
Раздел: высшее образование
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Кумукова Мадина Ильясовна
Студент института Экономики и управления, кафедры государственного и
муниципального управления, специальность управление персоналом
38.03.03,
Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь
Грузинова Ирина Сергеевна – соавтор
Старший преподаватель института Экономики и управления, кафедры
государственного и муниципального управления,
Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь
Аннотация. Развитие
личности
–
это
развитие
организованной
модели
поведения и отношений, которая делает человека отличительным. Развитие
личности происходит благодаря постоянному взаимодействию темперамента,
характера и окружающей среды.
К л юч е в ы е
с л о в а : личность,
характер,
темперамент,
поведение,
социализация.
Личность
–
это
то,
что
делает
человека
уникальным
человеком,
и
это
узнаваемо
вскоре
после
рождения.
Личность
ребенка
имеет
несколько
компонентов: темперамент, окружение и характер. Темперамент – это набор
генетически
детерминированных
черт,
которые
определяют
отношение
ребенка к миру и то, как он узнает о мире. Нет генов, определяющих черты
личности,
но
некоторые
гены
контролируют
развитие
нервной
системы,
которая, в свою очередь, контролирует поведение.
Второй компонент личности происходит от адаптивных моделей, связанных с
конкретной средой ребенка. Большинство психологов сходятся во мнении,
что эти два фактора – темперамент и окружающая среда – больше всего
влияют на развитие личности человека.
Несмотря на то, что все еще существуют противоречия относительно того,
какой фактор занимает более высокое место в влиянии на развитие личности,
все
эксперты
сходятся
во
мнении,
что
качественное
воспитание
играет
решающую роль в развитии личности ребенка. Когда родители понимают, как
1
их
ребенок
реагирует
на
определенные
ситуации,
они
могут
предвидеть
проблемы, которые могут быть трудными для восприятия их ребенка. Они
могут подготовить ребенка к сложившейся ситуации, а в некоторых случаях
они
могут
вообще
избежать
потенциально
сложной
ситуации.
Родители,
которые знают, как адаптировать свой родительский подход к конкретному
темпераменту
своего
ребенка,
могут
наилучшим
образом
обеспечить
руководство и обеспечить успешное развитие личности своего ребенка.
Наконец,
третьим
компонентом
личности
является
характер
–
набор
эмоциональных, когнитивных и поведенческих паттернов, извлеченных из
опыта, который определяет, как человек думает, чувствует и ведет себя.
Характер человека продолжает развиваться на протяжении всей жизни, хотя
многое зависит от врожденных черт и раннего опыта. Характер также зависит
от нравственного развития человека.
В
1956
году
психиатр
Эрик
Эриксон
подробно
рассказал
о
том,
как
развивается личность, основываясь на своем обширном опыте психотерапии
с детьми и подростками из низшего, высшего и среднего классов. Согласно
Эриксону, процесс социализации индивида состоит из восьми фаз, каждая из
которых сопровождается «психосоциальным кризисом», который необходимо
решить,
если
человек
хочет
удовлетворительно
управлять
следующей
и
последующей фазами. Этапы существенно влияют на развитие личности,
причем пять из них происходят в младенчестве, детстве и подростковом
возрасте.
Младенчество – в течение первых двух лет жизни ребенок проходит первый
этап: обучение основному, доверию или недоверию. Хорошо воспитанный и
любимый, ребенок развивает доверие, безопасность и оптимизм. Ребенок, с
которым плохо обращались становится неуверенным и чаще испытывает
недоверие к окружающему миру.
Раннее детство – вторая стадия происходит в раннем детстве, от года до двух
лет и от трех до четырех лет. Это касается обучения самостоятельности и
самоопределения. Хорошо развивающийся, ребенок выходит из этой стадии с
2
уверенностью в себе, воодушевленным своими умениями, приобретенным
навыкам. Ранняя часть этой стадии может также включать бурные истерики,
упрямство и негативизм, в зависимости от темперамента ребенка.
Дошкольный – третий этап происходит во время «игрового возраста», или
более
поздних
дошкольных
лет
–
от
трех
до
поступления
в
школу.
Развивающийся ребенок проходит через учебу, достигая цели и проявляю
инициативу. Ребенок учится использовать воображение; расширяет навыки
посредством активной игры и фантазии; сотрудничает с другими детьми. В
случае неудачи ребенок начинает бояться, не может вступать в группы и
испытывает
чувство
вины.
Ребенок
чрезмерно
зависит
от
взрослых
и
ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.
Школьный возраст – четвертый этап, «Индустрия обучения», происходит в
школьном возрасте. Ребенок учится осваивать более формальные навыки:
- отношения со сверстниками в соответствии с установленными правилами;
- переход от свободной игры к игре, которая структурирована по правилам и
требует командной работы (командные виды спорта);
-
изучение
базовых
интеллектуальных
навыков
(чтение,
арифметика,
коммуникация).
На этом этапе потребность в самодисциплине возрастает с каждым годом.
Ребенок, который благодаря своему успешному прохождению через более
ранние
стадии
доверяет,
независим
и
полон
инициативности,
быстро
научится быть трудолюбивым и будет легко преодолевать любые жизненные
трудности. Однако недоверчивый ребенок будет сомневаться в будущем и
будет чувствовать себя неполноценным, хуже других.
Подростковый возраст – пятая стадия, обучение идентичности, происходит в
подростковом возрасте с 13 или 14 лет. В это время начинает развиваться
зрелость; молодой человек приобретает уверенность в себе в отличие от
детской
неуверенности
в
себе
и
экспериментирует
с
различными
конструктивными
ролями,
а
не
принимает
отрицательную
идентичность,
такую
как
девиантное
поведение.
Хорошо
приспособленный
подросток
3
действительно надеется на достижение, и в более позднем подростковом
возрасте
устанавливается
четкая
общая
идентичность.
Подросток
ищет
лидера (кого-то, чтобы вдохновить его или ее), и постепенно развивает набор
навыков, умений, чтобы коммуницировать.
Институт развития ребенка справедливо указывает на то, что имеется очень
мало знаний о типе конкретной среды, которая приведет, например, к тому,
что черты доверия будут более развиты в личности человека. Помочь ребенку
на
разных
этапах
эмоционального
и
личностного
развития
–
сложная
и
трудная задача. Поиск лучших способов решения этой задачи составляет
большую
часть
исследований,
проводимых
сегодня
в
области
развития
ребенка.
Известный психолог Карл Роджерс подчеркнул, как опыт детства влияет на
развитие
личности.
Многие
психологи
считают,
что
существуют
определенные критические периоды в развитии личности – периоды, когда
ребенок будет более чувствительным к определенным факторам окружающей
среды. Большинство экспертов считают, что опыт ребенка в семье важен для
развития его или ее личности, хотя и не совсем так, как описано на этапах
Эриксона, но в хорошем согласии с важностью того, как потребности ребенка
должны удовлетворяться в семейной среде.
Другим
важным
фактором
окружающей
среды
является
культура.
Исследователи, сравнивающие культурные группы для определенных типов
личности, нашли некоторые важные различия. Например, страны Северной
Европы
и
США
имеют
индивидуалистическую
культуру,
которая
делает
больший акцент на индивидуальных потребностях и достижениях. В отличие
от
этого,
азиатские,
африканские,
центральноамериканские
и
южноамериканские
страны
характеризуются
в
большей
степени
ориентированными на сообщества культурами, которые сосредоточены на
принадлежности к более широкой группе, такой как семья или нация. В этих
культурах
сотрудничество
считается
более
важной
ценностью,
чем
конкурентоспособность, что обязательно повлияет на развитие личности.
4
Младенцы, которым всего несколько недель, показывают различия между
собой в том, насколько они активны, насколько они реагируют на изменения,
насколько они раздражительны. Некоторые дети постоянно плачут, в то время
как
другие
кажутся
счастливыми
и
остаются
довольно
спокойными,
умиротворенными. Исследование развития ребенка, проведенное институтом
развития
ребенка,
выявило
девять
характерных
черт,
которые
могут
способствовать развитию личности ребенка как сложной или трудной:
- уровень активности (насколько активен ребенок в целом);
-
отвлекаемость
(степень
концентрации
внимания,
когда
ребенок
заинтересован чем-либо);
- интенсивность (насколько громкий ребенок);
- регулярность (предсказуемость биологических функций, таких как аппетит
и сон);
-
сенсорный
порог
(насколько
ребенок
чувствителен
к
физическим
раздражителям: осязание, вкус, обоняние, звук, свет);
-
отражение
(характерные
реакции
ребенка
на
новую
ситуацию
или
на
незнакомцев);
-
адаптивность
(насколько
легко
ребенок
адаптируется
к
переходам
и
изменениям, таким как переход к новому занятию);
- настойчивость (упрямство, неспособность сдаться);
- настроение (склонность реагировать на мир преимущественно позитивно
или негативно).
Темпераментные
черты
являются
устойчивыми
л и ч н о с тн ы м и
характеристиками, которые не являются ни «хорошими», ни «плохими». На
раннем этапе родители могут работать с темпераментными чертами ребенка,
а
не
противостоять
им.
Позже,
когда
ребенок
вырастет,
родители
могут
помочь
ребенку
адаптироваться
к
миру,
несмотря
на
врожденный
темперамент.
Большинство
детей
испытывают
здоровое
развитие
личности.
Однако
некоторые родители беспокоятся о том, имеет ли их ребенок или подросток
5
расстройство
личности.
Родители
обычно
первыми
признают,
что
у
их
ребенка есть проблемы с эмоциями или поведением, которые могут указывать
на расстройство личности.
Детям с расстройствами личности очень трудно общаться с другими людьми.
Они
имеют
тенденцию
быть
негибкими,
асоциальными
и
неспособными
реагировать на изменения и обычные жизненные стрессы, им очень трудно
участвовать
в
общественной
деятельности.
Когда
эти
характеристики
присутствуют у ребенка до крайности, когда они постоянны и когда они
мешают
здоровому
развитию,
рекомендуется
диагностическая
оценка
с
лицензированным врачом или специалистом по психическому здоровью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: М.: МПСИ, 2017. -
342с.
2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск: Модус,
2016. - 324с.
3. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М.: МГУ, 2016. - 141с.
4. Крайг Г. Психология развития. /Пер. с англ. - СПБ.: Питер, 2017. - 240с.
5. Майерс Д. Социальная психология. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. -
564с.
6. Москаленко В.В. Социализация личности. К.: Высш. шк., 2018. - 202с.
7. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2015. - 304с.
6
8. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск: КГУ, 2016. - 196с.
9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. /Пер. с англ. -
СПб.: Питер, 2017. - 368с.
7