Напоминание

Развитие личности


Авторы: Кумукова Мадина Ильясовна, Грузинова Ирина Сергеевна
Должность: студент кафедры ГМУ, старший преподаватель кафедры ГМУ
Учебное заведение: Северо-Кавказский Федеральный Университет
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие личности
Раздел: высшее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Кумукова Мадина Ильясовна

Студент института Экономики и управления, кафедры государственного и

муниципального управления, специальность управление персоналом

38.03.03,

Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь

Грузинова Ирина Сергеевна – соавтор

Старший преподаватель института Экономики и управления, кафедры

государственного и муниципального управления,

Северо-Кавказский Федеральный Университет г. Ставрополь

Аннотация. Развитие

личности

это

развитие

организованной

модели

поведения и отношений, которая делает человека отличительным. Развитие

личности происходит благодаря постоянному взаимодействию темперамента,

характера и окружающей среды.

К л юч е в ы е

с л о в а : личность,

характер,

темперамент,

поведение,

социализация.

Личность

это

то,

что

делает

человека

уникальным

человеком,

и

это

узнаваемо

вскоре

после

рождения.

Личность

ребенка

имеет

несколько

компонентов: темперамент, окружение и характер. Темперамент – это набор

генетически

детерминированных

черт,

которые

определяют

отношение

ребенка к миру и то, как он узнает о мире. Нет генов, определяющих черты

личности,

но

некоторые

гены

контролируют

развитие

нервной

системы,

которая, в свою очередь, контролирует поведение.

Второй компонент личности происходит от адаптивных моделей, связанных с

конкретной средой ребенка. Большинство психологов сходятся во мнении,

что эти два фактора – темперамент и окружающая среда – больше всего

влияют на развитие личности человека.

Несмотря на то, что все еще существуют противоречия относительно того,

какой фактор занимает более высокое место в влиянии на развитие личности,

все

эксперты

сходятся

во

мнении,

что

качественное

воспитание

играет

решающую роль в развитии личности ребенка. Когда родители понимают, как

1

их

ребенок

реагирует

на

определенные

ситуации,

они

могут

предвидеть

проблемы, которые могут быть трудными для восприятия их ребенка. Они

могут подготовить ребенка к сложившейся ситуации, а в некоторых случаях

они

могут

вообще

избежать

потенциально

сложной

ситуации.

Родители,

которые знают, как адаптировать свой родительский подход к конкретному

темпераменту

своего

ребенка,

могут

наилучшим

образом

обеспечить

руководство и обеспечить успешное развитие личности своего ребенка.

Наконец,

третьим

компонентом

личности

является

характер

набор

эмоциональных, когнитивных и поведенческих паттернов, извлеченных из

опыта, который определяет, как человек думает, чувствует и ведет себя.

Характер человека продолжает развиваться на протяжении всей жизни, хотя

многое зависит от врожденных черт и раннего опыта. Характер также зависит

от нравственного развития человека.

В

1956

году

психиатр

Эрик

Эриксон

подробно

рассказал

о

том,

как

развивается личность, основываясь на своем обширном опыте психотерапии

с детьми и подростками из низшего, высшего и среднего классов. Согласно

Эриксону, процесс социализации индивида состоит из восьми фаз, каждая из

которых сопровождается «психосоциальным кризисом», который необходимо

решить,

если

человек

хочет

удовлетворительно

управлять

следующей

и

последующей фазами. Этапы существенно влияют на развитие личности,

причем пять из них происходят в младенчестве, детстве и подростковом

возрасте.

Младенчество – в течение первых двух лет жизни ребенок проходит первый

этап: обучение основному, доверию или недоверию. Хорошо воспитанный и

любимый, ребенок развивает доверие, безопасность и оптимизм. Ребенок, с

которым плохо обращались становится неуверенным и чаще испытывает

недоверие к окружающему миру.

Раннее детство – вторая стадия происходит в раннем детстве, от года до двух

лет и от трех до четырех лет. Это касается обучения самостоятельности и

самоопределения. Хорошо развивающийся, ребенок выходит из этой стадии с

2

уверенностью в себе, воодушевленным своими умениями, приобретенным

навыкам. Ранняя часть этой стадии может также включать бурные истерики,

упрямство и негативизм, в зависимости от темперамента ребенка.

Дошкольный – третий этап происходит во время «игрового возраста», или

более

поздних

дошкольных

лет

от

трех

до

поступления

в

школу.

Развивающийся ребенок проходит через учебу, достигая цели и проявляю

инициативу. Ребенок учится использовать воображение; расширяет навыки

посредством активной игры и фантазии; сотрудничает с другими детьми. В

случае неудачи ребенок начинает бояться, не может вступать в группы и

испытывает

чувство

вины.

Ребенок

чрезмерно

зависит

от

взрослых

и

ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.

Школьный возраст – четвертый этап, «Индустрия обучения», происходит в

школьном возрасте. Ребенок учится осваивать более формальные навыки:

- отношения со сверстниками в соответствии с установленными правилами;

- переход от свободной игры к игре, которая структурирована по правилам и

требует командной работы (командные виды спорта);

-

изучение

базовых

интеллектуальных

навыков

(чтение,

арифметика,

коммуникация).

На этом этапе потребность в самодисциплине возрастает с каждым годом.

Ребенок, который благодаря своему успешному прохождению через более

ранние

стадии

доверяет,

независим

и

полон

инициативности,

быстро

научится быть трудолюбивым и будет легко преодолевать любые жизненные

трудности. Однако недоверчивый ребенок будет сомневаться в будущем и

будет чувствовать себя неполноценным, хуже других.

Подростковый возраст – пятая стадия, обучение идентичности, происходит в

подростковом возрасте с 13 или 14 лет. В это время начинает развиваться

зрелость; молодой человек приобретает уверенность в себе в отличие от

детской

неуверенности

в

себе

и

экспериментирует

с

различными

конструктивными

ролями,

а

не

принимает

отрицательную

идентичность,

такую

как

девиантное

поведение.

Хорошо

приспособленный

подросток

3

действительно надеется на достижение, и в более позднем подростковом

возрасте

устанавливается

четкая

общая

идентичность.

Подросток

ищет

лидера (кого-то, чтобы вдохновить его или ее), и постепенно развивает набор

навыков, умений, чтобы коммуницировать.

Институт развития ребенка справедливо указывает на то, что имеется очень

мало знаний о типе конкретной среды, которая приведет, например, к тому,

что черты доверия будут более развиты в личности человека. Помочь ребенку

на

разных

этапах

эмоционального

и

личностного

развития

сложная

и

трудная задача. Поиск лучших способов решения этой задачи составляет

большую

часть

исследований,

проводимых

сегодня

в

области

развития

ребенка.

Известный психолог Карл Роджерс подчеркнул, как опыт детства влияет на

развитие

личности.

Многие

психологи

считают,

что

существуют

определенные критические периоды в развитии личности – периоды, когда

ребенок будет более чувствительным к определенным факторам окружающей

среды. Большинство экспертов считают, что опыт ребенка в семье важен для

развития его или ее личности, хотя и не совсем так, как описано на этапах

Эриксона, но в хорошем согласии с важностью того, как потребности ребенка

должны удовлетворяться в семейной среде.

Другим

важным

фактором

окружающей

среды

является

культура.

Исследователи, сравнивающие культурные группы для определенных типов

личности, нашли некоторые важные различия. Например, страны Северной

Европы

и

США

имеют

индивидуалистическую

культуру,

которая

делает

больший акцент на индивидуальных потребностях и достижениях. В отличие

от

этого,

азиатские,

африканские,

центральноамериканские

и

южноамериканские

страны

характеризуются

в

большей

степени

ориентированными на сообщества культурами, которые сосредоточены на

принадлежности к более широкой группе, такой как семья или нация. В этих

культурах

сотрудничество

считается

более

важной

ценностью,

чем

конкурентоспособность, что обязательно повлияет на развитие личности.

4

Младенцы, которым всего несколько недель, показывают различия между

собой в том, насколько они активны, насколько они реагируют на изменения,

насколько они раздражительны. Некоторые дети постоянно плачут, в то время

как

другие

кажутся

счастливыми

и

остаются

довольно

спокойными,

умиротворенными. Исследование развития ребенка, проведенное институтом

развития

ребенка,

выявило

девять

характерных

черт,

которые

могут

способствовать развитию личности ребенка как сложной или трудной:

- уровень активности (насколько активен ребенок в целом);

-

отвлекаемость

(степень

концентрации

внимания,

когда

ребенок

заинтересован чем-либо);

- интенсивность (насколько громкий ребенок);

- регулярность (предсказуемость биологических функций, таких как аппетит

и сон);

-

сенсорный

порог

(насколько

ребенок

чувствителен

к

физическим

раздражителям: осязание, вкус, обоняние, звук, свет);

-

отражение

(характерные

реакции

ребенка

на

новую

ситуацию

или

на

незнакомцев);

-

адаптивность

(насколько

легко

ребенок

адаптируется

к

переходам

и

изменениям, таким как переход к новому занятию);

- настойчивость (упрямство, неспособность сдаться);

- настроение (склонность реагировать на мир преимущественно позитивно

или негативно).

Темпераментные

черты

являются

устойчивыми

л и ч н о с тн ы м и

характеристиками, которые не являются ни «хорошими», ни «плохими». На

раннем этапе родители могут работать с темпераментными чертами ребенка,

а

не

противостоять

им.

Позже,

когда

ребенок

вырастет,

родители

могут

помочь

ребенку

адаптироваться

к

миру,

несмотря

на

врожденный

темперамент.

Большинство

детей

испытывают

здоровое

развитие

личности.

Однако

некоторые родители беспокоятся о том, имеет ли их ребенок или подросток

5

расстройство

личности.

Родители

обычно

первыми

признают,

что

у

их

ребенка есть проблемы с эмоциями или поведением, которые могут указывать

на расстройство личности.

Детям с расстройствами личности очень трудно общаться с другими людьми.

Они

имеют

тенденцию

быть

негибкими,

асоциальными

и

неспособными

реагировать на изменения и обычные жизненные стрессы, им очень трудно

участвовать

в

общественной

деятельности.

Когда

эти

характеристики

присутствуют у ребенка до крайности, когда они постоянны и когда они

мешают

здоровому

развитию,

рекомендуется

диагностическая

оценка

с

лицензированным врачом или специалистом по психическому здоровью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: М.: МПСИ, 2017. -

342с.

2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск: Модус,

2016. - 324с.

3. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М.: МГУ, 2016. - 141с.

4. Крайг Г. Психология развития. /Пер. с англ. - СПБ.: Питер, 2017. - 240с.

5. Майерс Д. Социальная психология. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2015. -

564с.

6. Москаленко В.В. Социализация личности. К.: Высш. шк., 2018. - 202с.

7. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2015. - 304с.

6

8. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск: КГУ, 2016. - 196с.

9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. /Пер. с англ. -

СПб.: Питер, 2017. - 368с.

7



В раздел образования