Автор: Гоманенко Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: план-конспект воспитательного мероприятия
Тема: тренинг "Мы-команда"
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект урока-тренинга: «Мы-команда».
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания
комфортного
микроклимата
в
коллективе.
Групповой
сплоченности
способствуют:
положительное
эмоциональное
состояние,
дружеская
располагающая
атмосфера
в
группе;
позитивные
взаимоотношения
и
симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в
группе
создан
комфортный
микроклимат,
ее
участники
обретают
уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива
– один из эффективных способов создания такой атмосферы.
Цель:
создание
условий
для
сплочения
коллектива
через
развитие
навыков совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
- познакомить группу с новыми участниками;
-
выявить
составляющие
сильной
команды:
лидер,
общее
дело,
взаимопонимание, взаимоуважение;
- снятие напряжения, создание тёплой, дружеской обстановки.
- получение обучающимися удовольствия от результатов тренинга.
Оборудование: помещение,
посадочные
места
(по
количеству
участников), листы бумаги или салфетки (по количеству участников), игра
«Элиас» или «Крокодил», карточки для завершения предложения.
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Ход урока:
1.
Орг. Момент. Приветствие.
2.
Совместная постановка целей и задач
3.
Совместное определение правил работы в группе (например:
давать возможность высказываться всем участникам команды,
уважать мнение каждого, говорить искренне и т.п.)
4.
Знакомство
Участники группы по очереди представляются и по 10 бальной шкале
определяют уровень настроения, (где 1 –плохое настроение, 10- отлично) и
объясняют причину выбранного ими количества баллов.
Рефлексия: участники высказываются, сложно ли им оценить себя,
проверяют, соблюдались ли правила, которые они назвали.
5.
Выявление лидера (лидеров)
Для следующего упражнения участники команды встают, берутся за руки с
замкнутыми руками выстроить:
- Круг
- треугольник
- квадрат
- сердце
При этом ведущие ничего не подсказывают, наблюдают, кто из участников
берет на себя роль руководителя группы, выстраивает всю команду.
Рефлексия: Что было сложного в данном упражнении? Без чего вы бы не
смогли выстроить фигуры? Кто взял на себя роль лидера? Если бы в группе
не было лидера, можно было бы выстроить геометрические фигуры? А если
бы каждый стал лидером? Помогли ли Вам те качества, которые вы называли
в начале занятия (взаимоуважение, взаимопонимание, сплоченность)?
6.
Индивидуальность, уважение друг к другу.
Каждому участнику выдают по одной салфетке, которую они складывают в
несколько раз. Участникам необходимо оторвать от салфетки верхний правый
угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетки разворачивают. Участникам
команды предлагается найти одинаковые салфетки.
Рефлексия: Подвести студентов к мысли, что все мы разные и салфетки
разные, но мы все живем в мире и согласии. У нас всех получились разные
салфетки,
мы
все
разные,
мы
по-разному
говорим,
мыслим
чувствуем.
Иногда, это основная причина, почему мы не умеем работать в команде.
Команда состоит из разных людей, порой эти люди не совместимы друг с
другом,
но
у
них
получается
работать
сообща,
все
потому,
что
каждый
понимает и принимает человека, и главное слышит и слушает оппонента.
Если у нас у всех получились разной формой салфетки, это не значит, что вы
не команда. Нужно учитывать индивидуальные особенности человека.
7.
Взаимопонимание.
Команда
играет
в
игру
«Элиас»
или
«Крокодил»,
в
которых
участнику
команды
необходимо
за
одну
минуту
объяснить
товарищам
как
можно
больше слов, написанных на карточках. При этом объясняющий не должен
называть однокоренное слово или напрямую указывать на предмет.
Рефлексия: ребята подводят итог, оценивают, насколько сложно или легко
понять
друг
друга,
оценивают,
присутствует
ли
в
их
команде
взаимопонимание.
8.
Совместное решение проблемы внутри команды.
Для следующего упражнения команда объединяется в 2 группы. Каждой
выдается кейс, т.е. проблема, жизненная ситуация. В течение 5 минут группы
обсуждают поставленную проблему и разыгрывают ситуацию, предлагая по
одному решению. Неправильных решений нет, оценивается умение решать
конфликтные ситуации в коллективе.
Рефлексия:
совместное
обсуждение
проблемы
и
других
возможных
вариантов решения.
9.
Общее дело.
Участники команды выполняют порученное им общественно-значимое дело.
Рефлексия: итоги совместной работы, ребята высказываются, соблюдались
ли правила работы в команде, которые они озвучили в начале.
10. Подведение итогов тренинга.
Как в начале занятия участники оценивают свое настроение по шкале от 1 до
10,
объясняя
причину
выбора.
Ведущим
прослеживается
динамика
увеличения или уменьшения количества баллов.
Затем каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей
окончания. Без всякой предварительной подготовки каждый участник должен
продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним, если
остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать
еще одну карточку.
11. Завершение занятия.
Приложение 1. Кейсы для решения проблем внутри коллектива
Кейс №1
В коллективе есть человек, считающий себя «душой компании» — он
постоянно
шутит,
не
всегда
уместно,
рассказывает
анекдоты
собирая
большую часть группы. Большинству такое поведение кажется неуместным
— мало того, что шутки балагура далеко не всегда смешные, при этом он еще
и
отвлекает
других
от
работы.
Однако
напрямую
попросить
весельчака
умерить свой пыл коллектив стесняется. Что следует предпринять?
Кейс №2
Староста группы регулярно нагружает остальных своей работой, а сам
большую часть рабочего времени сидит в социальных сетях, отлучается
личным делам и подолгу обедает. Однако итоговый результат совместной
работы он преподносит как свою личную заслугу, за что регулярно получает
от благодарности, в то время как остальные остаются в тени. Как выйти из
этой ситуации?
Приложение №2 Содержание карточек для подведения итогов
тренинга:
Сегодня я приобрел(а)…
Самым сложным сегодня для меня было…
Сегодня я действительно почувствовал(а)…
Сегодня я усвоил(а)…
Хочу сказать спасибо…
Этот тренинг мне помог понять…
Я раньше никогда не задумывался(лась)…
Этот день стал для меня…
Для себя я сегодня понял(а)…
Мне сегодня очень понравилось…
Мне сегодня не понравилось…, но…
Я верю, что…
После этого тренинга я…
Оказывается…
Я хотел(а) бы повторить этот день, чтобы…