Напоминание

"Тропинка к своему Я"


Автор: Марина Валерьевна Гурьянова
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ НАО
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ, п. Искателей
Наименование материала: Программа внеурочной работы (кружок)
Тема: "Тропинка к своему Я"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа работы кружка

по курсу психологии

«Тропинка к своему Я»

в 1-4 классах.

Цель:

Помочь

младшим

школьникам

научиться

понимать

себя,

взаимодействовать

со

сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни и социуме.

Пояснительная записка.

Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые

сосредотачивают

свои

усилия

только

на

том,

чтобы

натренировать

учебные

умения:

чтение, письмо, счёт. При этом они забывают, что ребёнок в школе не только пишет и

считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых.

Цель работы учителя: создать условия, при которых ребёнок сможет успешно

адаптироваться в школьной среде и максимально реализовать свои способности.

Задача педагога в данном случае направлена на то, чтобы помочь ребёнку понять

самого

себя

и

своего

места

в

школьной

жизни,

во

взаимодействии

с

ребятами

и

взрослыми. Ему надо помочь в поиске своих скрытых ресурсов, утверждении веры в себя

и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. При плановой

правильно построенной работе над этой проблемой ребёнок научится в школе познавать

не только внешний мир, но и самого себя.

Программа по реализации поставленной цели рассчитана на четыре учебных года и

представлена в виде блоков занятий с определённой тематикой.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Класс.

Тема блока занятий.

Количество часов

по теме.

1 класс

Я – школьник.

10

Мои чувства.

15

2 класс

Вспомним чувства.

4

Чем люди отличаются друг от друга?

12

Какой Я – Какой Ты?

9

3класс

Я – фантазёр.

7

Я и моя школа.

5

Я и мои родители.

3

Я и мои друзья.

4

Что такое сотрудничество?

6

4класс

Кто я? мои силы, мои возможности.

9

Я расту. Я изменяюсь.

3

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

3

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого

нужно?

4

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

6

Планирование работы в 1 классе.

Есть ли у первоклассника проблемы? Несомненно! И особенность этих проблем

заключается

в

первичном

осознании

позиции

школьника

через

новые

обязанности,

которые ребёнок учится выполнять. У него присутствует острое желание быть успешным

в учёбе, что для ребёнка значит то же, что быть хорошим и любимым.

С поступлением

ребёнка в школу наступает переломный и очень ответственный период не только для

него, но и для его родителей:

Родители жалуются на плохое, неряшливое письмо ребёнка. Они говорят о том,

что у малыша ничего не получается.

Родители сетуют на то, что ребёнку трудно жить в атмосфере постоянного

контроля

и

требовательности.

Ребёнок

нуждается

в

помощи

взрослых

при

выполнении домашних заданий.

Родителям приходится жертвовать своим личным временем и досугом, мало

времени

остаётся

на

домашние

дела.

Переход

ребёнка

в

школу

является

настоящим испытанием для родителей.

Родители, не приучившие ребёнка к самообслуживанию и соблюдению режима

дня,

страдают

гораздо

больше

тех,

чьи

дети

полностью

готовы

к

самостоятельной жизни. Вот почему родители зачастую винят учителя и школу

в целом во всех проблемах, связанных с учением ребёнка.

Позиция первоклассников:

Они быстро утрачивают праздничное настроение, школьные уроки тяготят их,

они жалуются на трудности и скуку.

Ребёнок убеждён в том, что у него должно всё получаться хорошо, поэтому

тяжело переживает неудачу.

На групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям.

В которых каждый ребёнок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную

ценность и значимость.

Ребёнок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит её, но и

видит её наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый предмет.

В

групповые

занятия

должны

включаться

игровые

и

двигательные

моменты.

Учебная деятельность наиболее эффективна в условиях игры, при наличии элементов

соревнования.

Всему перечисленному должны сопутствовать похвала учителя и родителей, а

также

дружелюбие

одноклассников.

Направленность

тем,

рассматриваемых

данной

программой, поможет ребёнку понять себя, товарищей, а также правильно реализовать

свои возможности.

Распределение материала по темам в течение учебного года.

Дата

Тема занятия.

Содержание работы.

Страницы

пособия для

учителя.

Тема 1: «Я – школьник». 10 часов.

Цели:

-содействовать осознанию позиции школьника;

-способствовать созданию дружеских отношений в классе;

-развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1.

Знакомство. Введение в мир

психологии.

-что изучает психология

-игра с рисованием «Рисунок имени»

28-29

2.

Как зовут ребят моего класса.

-ролевая гимнастика

-игра «Я – солнышко»

30-31

3.

Зачем мне нужно ходить в школу.

-ролевая гимнастика

-игра «Закончи предложение»

-работа по сказке «Про Колю»

(Н.Селезнёва)

-рисование «Я в школе»

31-35

4.

Мой класс.

-ролевая гимнастика

-решение ситуативных задач с помощью

сказочного героя

-чтение сказки и работа по её

содержанию

35-40

5.

Какие ребята в моём классе.

-ролевая гимнастика

-закончи предложение

-о хороших поступках и о том, что любят

дети

-работа по сказке «Кто самый лучший»

Е.Жаровой

41-43

6.

Мои друзья в классе

-ролевая гимнастика

-отношение к делу

-закончи предложение

-игра сердец «Тропинка к сердцу»

Работа по сказке «Про Белоцветик»

Н.Овечкиной

43-47

7.

Мои друзья в классе. Продолжение.

-ролевая разминка

-игры «Изобрази предмет», «Буквы на спине»,

«Спасибо, что помог!», «Ниточки тепла»

-работа по сказке «Фло» П.Дидык

47-50

8.

Мои друзья в классе. Продолжение.

-ролевая разминка

-закончи предложение

-игры «Как можно помириться, «Да», «У кого

самое лучшее зрение»

Работа по сказке «Снежинка» А. Пугачёвой

50-52

9.

Мои успехи в школе.

-ролевая разминка

-закончи предложение

-игры

-работа по сказке «Яшок и «Звёздная болезнь»

И.Самойлова

52-56

10

Моя «учебная сила».

-ролевая разминка

-игры на развитие учебной мотивации

-сказка «Козлёнок Хрюпигаев» Е.Елпидинская

56-59

Тема 2: «Мои чувства». 15 часов.

Цели:

-рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

-помочь детям осознать относительность оценки чувств;

-способствовать снижению уровня страхов.

11

Радость. Что такое мимика.

-разминка

-закончи предложение

-игры «Радость», «Рисунок радости»

59-60

12

Радость. Как её доставить другому

человеку.

-разминка

-игровая деятельность

-радость не бывает без добра

60-62

13

Жесты.

-разминка

-игровая деятельность

-работа по сказке «Когда молочные зубы

сменились постоянными» (Е.Фатеева)

62-65

14

Радость можно передать

прикосновением.

-разминка

-игровая деятельность

-практическая работа

-работа по сказке «О муравьишке,

который пошёл в школу» (Е.Катынская)

66-71

15

Радость можно подарить взглядом.

-разминка

-контактная работа (глаза в глаза)

-работа по сказке «Нужная вещь»

(Р.Иванова)

71-74

16

Грусть.

-разминка

-закончи предложение

-игровая деятельность

-работа по сказке «Сказка про котёнка

Ваську» (К.Ступницкая)

74-77

17

Страх.

-разминка

-смысловые игры

-работа по сказкам «Девочка с мишкой»

(Е.Зубарева), «Темноландия»

(Р.Масленикова)

77-81

18

Страх, его относительность.

-разминка

-игровая деятельность

-закончи предложение

-работа со сказкой «Мы просто очень

боялись за вас»

82-84

19

Как справиться со страхом.

-разминка

-рисование по заданию

-работа со сказкой «Маленькая Луна»

(А.Серебрякова)

84-86

20

Страх и как его преодолеть.

-разминка

-игра «Страшная маска»

-работа по сказке «Сказка звёзд»

87-90

21

Гнев. С какими чувствами он

дружит?

-разминка

-работа по сказке «О мальчике Серёже,

который всего боялся, и потому дрался»

-работа по сказке «Как ромашки с

васильками поссорились» (Е.Вишнева)

90-94

22

Может ли гнев принести пользу?

-разминка

-закончи предложение

-работа по сказке «О путнике и его беде»

(С.Кондратенков)

94-99

23

Обида.

-разминка

-закончи предложение

-деловые игры

-работа по сказке «Обида»

(Е.Карабашева)

99-104

24

Разные чувства.

-разминка

-закончи предложение

-игровая деятельность

104-106

25

Итоговое занятие «Пойми меня».

-разминка

-КВН

-выставка рисунков

-воспоминания, общение

106-107

Планирование работы кружка во 2 классе.

Во 2 классе происходит активное освоение учебной деятельности.

Здесь

дети должны

получить

полное

представление

о

своих

индивидуальных

способностях

и

возможностях,

о

собственных

достоинствах

и

недостатках.

Ребёнок

с

помощью

взрослых учится

оценивать

причины

своих

достижений

и

неудач

(развивает

познавательную рефлексию).

Нельзя

допустить

занижение

самооценки,

например:

«Я

плохой,

потому что я плохо пишу».

Нельзя

допустить,

чтобы

действие

по

образцу

способствовало

снижению

творческих

способностей,

исчезновению

стремления

фантазировать.

У

второклассников развивается

воля:

он

учится

сдерживать

свои

непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают

развиваться произвольные внимание и память.

Внимание зависит не только от воли ребёнка, но и от его темперамента.

Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти

и

учебного

года, поэтому

не

стоит

требовать

идеального

послушания

и

дисциплины от детей именно в эти временные периоды.

У

вто р о к л а с с н и ко в начинает

развиваться

способность

к

сотрудничеству в играх и учёбе.

Дети учатся договариваться, уступать

друг

другу,

распределять

задания

без

помощи

взрослых,

хотя

это

получается у них с трудом.

Наблюдается сильное стремление к лидерству, между некоторыми

детьми возникает соперничество.

Ребёнок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между

родителями и глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

У

второклассников основное

внимание

постепенно

начинает

смещаться

с

учебной

деятельности

на

отношения,

которые

в

ней

проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Вот

почему на

занятиях

большое

внимание

надо

уделять

именно

формированию

взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не

только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.

Всего – 25 часов.

Распределение материала по темам курса.

Дата

Тема занятия.

Содержание работы.

Страницы

пособия для

учителя.

Тема 1: «Вспомним чувства» - 4 ч.

Цель:

-актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

1

Мы рады встрече

-разминка

-чувства-воспоминания

-рисунок радости

110

2

Понимаем чувства другого

-разминка

-игровые задания

110-111

3

Мы испытываем разные чувства

-разминка

-игра «Лишнее слово»

-рисуем режим

-читаем сказку и обсуждаем

111-115

4

Мы испытываем разные чувства

(продолжение)

-разминка

-пластилиновое чувство

-палитра чувств

116-117

Тема 2: «Чем люди отличаются друг от друга» - 12 ч.

Цели:

-ознакомить детей с понятием «качества людей»

-помочь детям исследовать свои качества

5

Люди отличаются друг от друга

своими качествами

-разминка

-качества

-в чём твоя сила?

-сердце класса

-работа со сказкой

118-120

6

Хорошие качества людей

-разминка

-три качества

-пять хороших качеств

-качество в подарок

-работа со сказкой «Я не такой, как все!»

121-123

7

Самое важное хорошее качество

-разминка

-кто любит людей?

-поделимся любовью

-работа со сказкой «Хвостатик»

124-126

8

Кто такой сердечный человек?

-разминка

-пять моих хороших качеств

-упражнение «Мягкое сердце»

126-128

9

Кто такой доброжелательный

человек?

-разминка

-практика «Поделимся любовью»

-всё о вежливом человеке

-работа со сказкой «Маленький котёнок»

128-131

10

Трудно ли быть

доброжелательным человеком?

-разминка

-дети представляют «Я хотел бы стать

более…»

-игра «Золотой ключик»

-работа со сказкой «Часы»

131-136

11

Я желаю добра ребятам в классе

-разминка

-практика «Как ведёт себя человек»

-упражнение «Я желаю тебе добра»

-работа со сказкой «О подзорной трубе»

136-137

12

Очищаем своё сердце

-разминка

-игра «Шифровальщики»

-практика «Чистое сердце»

-работа со сказкой «Сказка про

гусеничку» (А. Котова)

137-140

13

Какие качества нам нравятся друг

в друге?

-разминка

-игра «Угадайка»

-практика «Снежная королева»

Работа со сказкой «Кузя» (М. Полунина)

140-144

14

Какими качествами мы похожи и

чем отличаемся

-разминка

-практика «Ладошка»

-игра «Мы похожи – мы отличаемся»

-работа со сказкой «Туча» (Н. Мишин)

144-148

15

Люди отличаются друг от друга

своими качествами

-разминка

-психологическая загадка

-практика «Джунгли»

-практика «Звёздочка»

-работа со сказкой «Цветок по имени

Незабудка»

148-151

16

В каждом человеке есть светлые и

тёмные качества

-разминка

-практика «Тёмные и светлые мешочки»

-игра «Светофорчик»

-работа со сказкой «Перчатка»

151-156

Тема 3: «Какой я – Какой ты?» - 9 ч.

Цели:

-помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

-учить детей находить положительные качества во всех людях

17

Какой Я?

-разминка

-психологическая разгадка

-игра «Цыганка»

-работа со сказкой «Сказка про дружбу»

156-160

18

Какой ты?

-разминка

-игра «Цыганка»

-практика «Заяц – Хваста»

160-161

19

Какой ты?

-разминка

-практика «Я задумал мальчика»

-игра «Интервью»

161-163

20

Трудности второклассника в

школе, дома, на улице

-разминка

-практика «Крылатые качели»

-игры

163-164

21

Школьные трудности

-разминка

-игры

-работа со сказкой «В одном лесу жила-

была…»

164-168

22

Школьные трудности

-разминка

-игры

-работа со сказкой «Про львёнка Пашу»

168-171

23

Домашние трудности

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О муравьишке»

171-174

24

Домашние трудности

-разминка

-практика «Изобразите ситуацию»

-работа со сказкой «Вернуть и стараться»

174-176

25

Итоговое занятие

176

Планирование работы кружка в 3 классе.

К началу 3 класса у ребёнка уже сформирован отчётливый образ

хорошего ученика. Он ясно знает, что надо делать, чтобы соответствовать

этому

образу,

но

в

результате

утрачивается

детская

непосредственность,

стираются

индивидуальные

особенности

ребёнка,

снижаются

творческие

возможности. Всё это ослабляет его контакт с очень важной составляющей

личности, которую психологи называют «внутренним ребёнком».

Важнейшая тема в психологическом становлении личности ребёнка в

3

классе

развитие его фантазии, суть которой и ценность необходимо

утвердить в глазах взрослых и самих детей.

Вторая важная задача и особенность этого возраста – качественные

изменения

во

взаимоотношениях

детей

со

значимыми

для

них

взрослыми – учителями и родителями.

Важной остаётся тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы

и сотрудничества в классе.

Дата

Тема занятия.

Содержание работы.

Страницы

пособия для

учителя.

Тема 1

«Я – фантазёр» - 7 ч

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

- развивать креативные способности детей.

1

Я – третьеклассник

-разминка

-игры

-практика

179-180

2

Кого можно назвать фантазёром?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Цветик-семицветик»

180-188

3

Я умею фантазировать

-разминка

-игры

-практика

183-184

4

Мои сны

-разминка

-игры

-практика

184-185

5

Я умею сочинять!

-разминка

-игры

-практика

186-187

6

Мои мечты

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Сказка о голубой

мечте»

187-191

7

Фантазии и ложь

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Лживый мальчик»

191-194

Тема 2

«Я и моя школа» - 5 ч

Цели:

- помочь детям осознать особенности позиции ученика;

- предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

- помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

8

Я и моя школа

-разминка

-игры

-практика

194-195

9

Что такое лень?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О ленивой звёздочке»

196-199

10

Я и мой учитель

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О девочке и строгой

учительнице»

199-202

11

Я и мой учитель

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О мальчике Вале»

202-204

12

Как справляться с «Немогучками»

-разминка

-игры

-практика

- работа со сказкой «Малыш-Облачко»

204-207

Тема 3

«Я и мои родители» - 3 ч

Цели:

- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями

и желаниями;

- обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

13

Я и мои родители

-разминка

-игры

-практика

208-209

14

Я умею просить прощения

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Принц Этгар»

210-213

15

Почему родители наказывают

детей?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Простить маму»

213-216

Тема 4

«Я и мои друзья» - 4 ч

Цели:

-помочь детям осознать качества настоящего друга;

- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

16

Настоящий друг

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Неожиданная

встреча»

216-220

17

Умею ли я дружить?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Про маленькую Бабу

Ягу»

220-223

18

Трудности в отношениях с

друзьями

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О Спиногрызкине»

224-226

19

Ссора и драка

-разминка

-игры

-практика

227-228

Тема 5

«Что такое сотрудничество?» - 6 ч

Цель:

- дать детям представление о понятии «сотрудничество».

20

Что такое сотрудничество?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Добрая память»

228-234

21

Я умею понимать другого

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Путевые заметки

Оле-Лукойе»

234-237

22

Я умею договариваться с людьми

разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Чтобы тебя любили»

238-240

23

Мы умеем действовать сообща

разминка

-игры

-практика

240-241

24

Что такое коллективная работа?

разминка

-игры

-практика

241-242

25

Итоговое занятие

разминка

-игры

-практика

242

Планирование работы кружка в 4 классе.

Главная

особенность

этого

возраста

проявление

глубокого

внимания

к

своему

внутреннему

миру.

Дети

в

этом

возрасте легко

включаются

в

беседы

о

прошлом

и

будущем,

пытаются

анализировать

происходящие

в

них

изменения,

размышляют

о

своих

способностях

и

возможностях.

Для

них на первом месте стоит не учёба, а признание

окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души.

Д е т и легко

впускают

в

свой

внутренний

мир

взрослых,

которым

надо

помнить

о

том,

что это

последний

возрастной

период,

когда

ребёнок

настолько открыт.

Именно сейчас можно эффективно помогать ребёнку в

решении его проблем, влиять на него. Поэтому в программу занятий 4 класса

введены беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.

4 класс – последний в начальной школе, поэтому ребёнок уже сейчас

внутренне готовится к переходу в среднее звено, к более самостоятельной

жизни,

к

новому

этапу

взросления.

Некоторые

дети

уже

в

этот

период

приближаются к стадии препубертата (отрочества, подросткового возраста).

Их поведение заметно меняется: дети требуют подчёркнутого уважения к

себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя

обязанности.

Вот

почему

надо

уделять

много

внимания

теме

«Права

и

обязанности, помогающей детям уяснить необходимость равновесия в правах

и обязанностях в жизни человека.

К окончанию 4 класса дети должны обогатить представления о своих

собственных

способностях

и

возможностях,

составить

определённый

личностный

идеал,

приобрести

способность

делать

осознанный

выбор

в

сложных ситуациях. Ребёнок ощущает всю долю ответственности за всё, что

с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем

общения и в школьных делах. Некоторые дети в каких-то ролевых занятиях,

играх берут на себя роль ведущего. Многие дети любят принимать участие в

делах

друзей,

стараясь

помочь

им

в

трудной

ситуации,

оказать

психологическую

поддержку.

Поэтому в

4

классе

необходимо

больше

внимания

уделять

детской

инициативе,

отводить

детям

активную

роль

в

организации

занятий,

предоставлять

свободный

выбор

форм

и

приёмов

работы.

Распределение материала по темам курса

Дата

Тема занятия.

Содержание работы.

Страницы

пособия для

учителя.

Тема 1

«Кто я? Мои силы и мои возможности» - 9 ч

Цели:

-помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и

возможности;

-помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.

1

Моё лето

-разминка

-игры

-практика

244-245

2

Кто я?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказками «Федунчик» и

«Сказка о Маше и её человечках»

246-250

3

Какой я – большой или

маленький?

-разминка

-игры

-практика

250-251

4

Мои способности

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Сказка о скрипке»

251-254

5

Мой выбор, мой путь

-разминка

-игры

-практика

254-255

6

Мой внутренний мир

-разминка

-игры

-практика

256-257

7

Уникальность моего внутреннего

мира, уникальность твоего

внутреннего мира

-разминка

-игры

-практика

258

8

Кого я могу впустить в свой

внутренний мир?

-разминка

-игры

-практика

259-260

9

Что значит верить?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Тайна другого

берега»

260-263

Тема 2

«Я расту, я изменяюсь» - 3 ч

Цели:

-помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

-помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

10

Моё детство

-разминка

-игры

-практика

264-265

11

Моё детство

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Сундук, который

помог царю»

266-269

12

Я изменюсь

-разминка

-игры

-практика

270-271

Тема 3 «

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?» - 3 ч

Цели:

Дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться сконструировать его, обсудить

возможные варианты будущего;

-помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

-ввести понятие «жизненный выбор».

13

Моё будущее

-разминка

-игры

-практика

272-273

14

Моё будущее

-разминка

-игры

-практика

273-274

15

Хочу вырасти здоровым

человеком!

-разминка

-игры

-практика

274-277

Тема 4 «

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?» - 3 ч

Цель:

-помочь осознать понятие «интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

16

Кто такой интеллигентный

человек?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Я иду к своей звезде»

277-280

17

Хочу вырасти интеллигентным

человеком

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Жила-была

девочка…»

280-282

18

Что такое идеальное Я?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Я умею жалеть»

283-285

Тема 5 «

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?» - 6 ч

Цели:

-помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им осознать, что свобода часто связана с обязанностями;

-помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

19

Кто такой свободный человек?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «О свободном

человеке Иване Гаврикове и несвободной

мухе»

285-287

20

Права и обязанности школьника

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Про великана Гришку

и недобрую фею»

287-290

21

Что такое «право на уважение»?

-разминка

-игры

-практика

291-292

22

Права и обязанности

-разминка

-игры

-практика

292-293

23

Нарушение прав других людей

может привести к конфликтам

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Друг Великана»

293-296

24

Как разрешать конфликты мирным

путём?

-разминка

-игры

-практика

-работа со сказкой «Лети вверх, Соня»

297-299

25

Итоговое занятие

299

Литература.

О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. уроки психологии в начальной школе (1-4). М.:

Генезис, 2011.



В раздел образования