Автор: Марина Валерьевна Гурьянова
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ НАО
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ, п. Искателей
Наименование материала: Программа внеурочной работы (кружок)
Тема: "Тропинка к своему Я"
Раздел: начальное образование
Программа работы кружка
по курсу психологии
«Тропинка к своему Я»
в 1-4 классах.
Цель:
Помочь
младшим
школьникам
научиться
понимать
себя,
взаимодействовать
со
сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни и социуме.
Пояснительная записка.
Как помочь ребёнку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые
сосредотачивают
свои
усилия
только
на
том,
чтобы
натренировать
учебные
умения:
чтение, письмо, счёт. При этом они забывают, что ребёнок в школе не только пишет и
считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых.
Цель работы учителя: создать условия, при которых ребёнок сможет успешно
адаптироваться в школьной среде и максимально реализовать свои способности.
Задача педагога в данном случае направлена на то, чтобы помочь ребёнку понять
самого
себя
и
своего
места
в
школьной
жизни,
во
взаимодействии
с
ребятами
и
взрослыми. Ему надо помочь в поиске своих скрытых ресурсов, утверждении веры в себя
и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. При плановой
правильно построенной работе над этой проблемой ребёнок научится в школе познавать
не только внешний мир, но и самого себя.
Программа по реализации поставленной цели рассчитана на четыре учебных года и
представлена в виде блоков занятий с определённой тематикой.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Класс.
Тема блока занятий.
Количество часов
по теме.
1 класс
Я – школьник.
10
Мои чувства.
15
2 класс
Вспомним чувства.
4
Чем люди отличаются друг от друга?
12
Какой Я – Какой Ты?
9
3класс
Я – фантазёр.
7
Я и моя школа.
5
Я и мои родители.
3
Я и мои друзья.
4
Что такое сотрудничество?
6
4класс
Кто я? мои силы, мои возможности.
9
Я расту. Я изменяюсь.
3
Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
3
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого
нужно?
4
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
6
Планирование работы в 1 классе.
Есть ли у первоклассника проблемы? Несомненно! И особенность этих проблем
заключается
в
первичном
осознании
позиции
школьника
через
новые
обязанности,
которые ребёнок учится выполнять. У него присутствует острое желание быть успешным
в учёбе, что для ребёнка значит то же, что быть хорошим и любимым.
С поступлением
ребёнка в школу наступает переломный и очень ответственный период не только для
него, но и для его родителей:
Родители жалуются на плохое, неряшливое письмо ребёнка. Они говорят о том,
что у малыша ничего не получается.
Родители сетуют на то, что ребёнку трудно жить в атмосфере постоянного
контроля
и
требовательности.
Ребёнок
нуждается
в
помощи
взрослых
при
выполнении домашних заданий.
Родителям приходится жертвовать своим личным временем и досугом, мало
времени
остаётся
на
домашние
дела.
Переход
ребёнка
в
школу
является
настоящим испытанием для родителей.
Родители, не приучившие ребёнка к самообслуживанию и соблюдению режима
дня,
страдают
гораздо
больше
тех,
чьи
дети
полностью
готовы
к
самостоятельной жизни. Вот почему родители зачастую винят учителя и школу
в целом во всех проблемах, связанных с учением ребёнка.
Позиция первоклассников:
Они быстро утрачивают праздничное настроение, школьные уроки тяготят их,
они жалуются на трудности и скуку.
Ребёнок убеждён в том, что у него должно всё получаться хорошо, поэтому
тяжело переживает неудачу.
На групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям.
В которых каждый ребёнок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную
ценность и значимость.
Ребёнок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит её, но и
видит её наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый предмет.
В
групповые
занятия
должны
включаться
игровые
и
двигательные
моменты.
Учебная деятельность наиболее эффективна в условиях игры, при наличии элементов
соревнования.
Всему перечисленному должны сопутствовать похвала учителя и родителей, а
также
дружелюбие
одноклассников.
Направленность
тем,
рассматриваемых
данной
программой, поможет ребёнку понять себя, товарищей, а также правильно реализовать
свои возможности.
Распределение материала по темам в течение учебного года.
№
Дата
Тема занятия.
Содержание работы.
Страницы
пособия для
учителя.
Тема 1: «Я – школьник». 10 часов.
Цели:
-содействовать осознанию позиции школьника;
-способствовать созданию дружеских отношений в классе;
-развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
1.
Знакомство. Введение в мир
психологии.
-что изучает психология
-игра с рисованием «Рисунок имени»
28-29
2.
Как зовут ребят моего класса.
-ролевая гимнастика
-игра «Я – солнышко»
30-31
3.
Зачем мне нужно ходить в школу.
-ролевая гимнастика
-игра «Закончи предложение»
-работа по сказке «Про Колю»
(Н.Селезнёва)
-рисование «Я в школе»
31-35
4.
Мой класс.
-ролевая гимнастика
-решение ситуативных задач с помощью
сказочного героя
-чтение сказки и работа по её
содержанию
35-40
5.
Какие ребята в моём классе.
-ролевая гимнастика
-закончи предложение
-о хороших поступках и о том, что любят
дети
-работа по сказке «Кто самый лучший»
Е.Жаровой
41-43
6.
Мои друзья в классе
-ролевая гимнастика
-отношение к делу
-закончи предложение
-игра сердец «Тропинка к сердцу»
Работа по сказке «Про Белоцветик»
Н.Овечкиной
43-47
7.
Мои друзья в классе. Продолжение.
-ролевая разминка
-игры «Изобрази предмет», «Буквы на спине»,
«Спасибо, что помог!», «Ниточки тепла»
-работа по сказке «Фло» П.Дидык
47-50
8.
Мои друзья в классе. Продолжение.
-ролевая разминка
-закончи предложение
-игры «Как можно помириться, «Да», «У кого
самое лучшее зрение»
Работа по сказке «Снежинка» А. Пугачёвой
50-52
9.
Мои успехи в школе.
-ролевая разминка
-закончи предложение
-игры
-работа по сказке «Яшок и «Звёздная болезнь»
И.Самойлова
52-56
10
Моя «учебная сила».
-ролевая разминка
-игры на развитие учебной мотивации
-сказка «Козлёнок Хрюпигаев» Е.Елпидинская
56-59
Тема 2: «Мои чувства». 15 часов.
Цели:
-рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
-помочь детям осознать относительность оценки чувств;
-способствовать снижению уровня страхов.
11
Радость. Что такое мимика.
-разминка
-закончи предложение
-игры «Радость», «Рисунок радости»
59-60
12
Радость. Как её доставить другому
человеку.
-разминка
-игровая деятельность
-радость не бывает без добра
60-62
13
Жесты.
-разминка
-игровая деятельность
-работа по сказке «Когда молочные зубы
сменились постоянными» (Е.Фатеева)
62-65
14
Радость можно передать
прикосновением.
-разминка
-игровая деятельность
-практическая работа
-работа по сказке «О муравьишке,
который пошёл в школу» (Е.Катынская)
66-71
15
Радость можно подарить взглядом.
-разминка
-контактная работа (глаза в глаза)
-работа по сказке «Нужная вещь»
(Р.Иванова)
71-74
16
Грусть.
-разминка
-закончи предложение
-игровая деятельность
-работа по сказке «Сказка про котёнка
Ваську» (К.Ступницкая)
74-77
17
Страх.
-разминка
-смысловые игры
-работа по сказкам «Девочка с мишкой»
(Е.Зубарева), «Темноландия»
(Р.Масленикова)
77-81
18
Страх, его относительность.
-разминка
-игровая деятельность
-закончи предложение
-работа со сказкой «Мы просто очень
боялись за вас»
82-84
19
Как справиться со страхом.
-разминка
-рисование по заданию
-работа со сказкой «Маленькая Луна»
(А.Серебрякова)
84-86
20
Страх и как его преодолеть.
-разминка
-игра «Страшная маска»
-работа по сказке «Сказка звёзд»
87-90
21
Гнев. С какими чувствами он
дружит?
-разминка
-работа по сказке «О мальчике Серёже,
который всего боялся, и потому дрался»
-работа по сказке «Как ромашки с
васильками поссорились» (Е.Вишнева)
90-94
22
Может ли гнев принести пользу?
-разминка
-закончи предложение
-работа по сказке «О путнике и его беде»
(С.Кондратенков)
94-99
23
Обида.
-разминка
-закончи предложение
-деловые игры
-работа по сказке «Обида»
(Е.Карабашева)
99-104
24
Разные чувства.
-разминка
-закончи предложение
-игровая деятельность
104-106
25
Итоговое занятие «Пойми меня».
-разминка
-КВН
-выставка рисунков
-воспоминания, общение
106-107
Планирование работы кружка во 2 классе.
Во 2 классе происходит активное освоение учебной деятельности.
Здесь
дети должны
получить
полное
представление
о
своих
индивидуальных
способностях
и
возможностях,
о
собственных
достоинствах
и
недостатках.
Ребёнок
с
помощью
взрослых учится
оценивать
причины
своих
достижений
и
неудач
(развивает
познавательную рефлексию).
Нельзя
допустить
занижение
самооценки,
например:
«Я
плохой,
потому что я плохо пишу».
Нельзя
допустить,
чтобы
действие
по
образцу
способствовало
снижению
творческих
способностей,
исчезновению
стремления
фантазировать.
У
второклассников развивается
воля:
он
учится
сдерживать
свои
непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают
развиваться произвольные внимание и память.
Внимание зависит не только от воли ребёнка, но и от его темперамента.
Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти
и
учебного
года, поэтому
не
стоит
требовать
идеального
послушания
и
дисциплины от детей именно в эти временные периоды.
У
вто р о к л а с с н и ко в начинает
развиваться
способность
к
сотрудничеству в играх и учёбе.
Дети учатся договариваться, уступать
друг
другу,
распределять
задания
без
помощи
взрослых,
хотя
это
получается у них с трудом.
Наблюдается сильное стремление к лидерству, между некоторыми
детьми возникает соперничество.
Ребёнок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между
родителями и глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
У
второклассников основное
внимание
постепенно
начинает
смещаться
с
учебной
деятельности
на
отношения,
которые
в
ней
проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Вот
почему на
занятиях
большое
внимание
надо
уделять
именно
формированию
взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не
только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.
Всего – 25 часов.
Распределение материала по темам курса.
№
Дата
Тема занятия.
Содержание работы.
Страницы
пособия для
учителя.
Тема 1: «Вспомним чувства» - 4 ч.
Цель:
-актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
1
Мы рады встрече
-разминка
-чувства-воспоминания
-рисунок радости
110
2
Понимаем чувства другого
-разминка
-игровые задания
110-111
3
Мы испытываем разные чувства
-разминка
-игра «Лишнее слово»
-рисуем режим
-читаем сказку и обсуждаем
111-115
4
Мы испытываем разные чувства
(продолжение)
-разминка
-пластилиновое чувство
-палитра чувств
116-117
Тема 2: «Чем люди отличаются друг от друга» - 12 ч.
Цели:
-ознакомить детей с понятием «качества людей»
-помочь детям исследовать свои качества
5
Люди отличаются друг от друга
своими качествами
-разминка
-качества
-в чём твоя сила?
-сердце класса
-работа со сказкой
118-120
6
Хорошие качества людей
-разминка
-три качества
-пять хороших качеств
-качество в подарок
-работа со сказкой «Я не такой, как все!»
121-123
7
Самое важное хорошее качество
-разминка
-кто любит людей?
-поделимся любовью
-работа со сказкой «Хвостатик»
124-126
8
Кто такой сердечный человек?
-разминка
-пять моих хороших качеств
-упражнение «Мягкое сердце»
126-128
9
Кто такой доброжелательный
человек?
-разминка
-практика «Поделимся любовью»
-всё о вежливом человеке
-работа со сказкой «Маленький котёнок»
128-131
10
Трудно ли быть
доброжелательным человеком?
-разминка
-дети представляют «Я хотел бы стать
более…»
-игра «Золотой ключик»
-работа со сказкой «Часы»
131-136
11
Я желаю добра ребятам в классе
-разминка
-практика «Как ведёт себя человек»
-упражнение «Я желаю тебе добра»
-работа со сказкой «О подзорной трубе»
136-137
12
Очищаем своё сердце
-разминка
-игра «Шифровальщики»
-практика «Чистое сердце»
-работа со сказкой «Сказка про
гусеничку» (А. Котова)
137-140
13
Какие качества нам нравятся друг
в друге?
-разминка
-игра «Угадайка»
-практика «Снежная королева»
Работа со сказкой «Кузя» (М. Полунина)
140-144
14
Какими качествами мы похожи и
чем отличаемся
-разминка
-практика «Ладошка»
-игра «Мы похожи – мы отличаемся»
-работа со сказкой «Туча» (Н. Мишин)
144-148
15
Люди отличаются друг от друга
своими качествами
-разминка
-психологическая загадка
-практика «Джунгли»
-практика «Звёздочка»
-работа со сказкой «Цветок по имени
Незабудка»
148-151
16
В каждом человеке есть светлые и
тёмные качества
-разминка
-практика «Тёмные и светлые мешочки»
-игра «Светофорчик»
-работа со сказкой «Перчатка»
151-156
Тема 3: «Какой я – Какой ты?» - 9 ч.
Цели:
-помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;
-учить детей находить положительные качества во всех людях
17
Какой Я?
-разминка
-психологическая разгадка
-игра «Цыганка»
-работа со сказкой «Сказка про дружбу»
156-160
18
Какой ты?
-разминка
-игра «Цыганка»
-практика «Заяц – Хваста»
160-161
19
Какой ты?
-разминка
-практика «Я задумал мальчика»
-игра «Интервью»
161-163
20
Трудности второклассника в
школе, дома, на улице
-разминка
-практика «Крылатые качели»
-игры
163-164
21
Школьные трудности
-разминка
-игры
-работа со сказкой «В одном лесу жила-
была…»
164-168
22
Школьные трудности
-разминка
-игры
-работа со сказкой «Про львёнка Пашу»
168-171
23
Домашние трудности
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О муравьишке»
171-174
24
Домашние трудности
-разминка
-практика «Изобразите ситуацию»
-работа со сказкой «Вернуть и стараться»
174-176
25
Итоговое занятие
176
Планирование работы кружка в 3 классе.
К началу 3 класса у ребёнка уже сформирован отчётливый образ
хорошего ученика. Он ясно знает, что надо делать, чтобы соответствовать
этому
образу,
но
в
результате
утрачивается
детская
непосредственность,
стираются
индивидуальные
особенности
ребёнка,
снижаются
творческие
возможности. Всё это ослабляет его контакт с очень важной составляющей
личности, которую психологи называют «внутренним ребёнком».
Важнейшая тема в психологическом становлении личности ребёнка в
3
классе
– развитие его фантазии, суть которой и ценность необходимо
утвердить в глазах взрослых и самих детей.
Вторая важная задача и особенность этого возраста – качественные
изменения
во
взаимоотношениях
детей
со
значимыми
для
них
взрослыми – учителями и родителями.
Важной остаётся тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы
и сотрудничества в классе.
№
Дата
Тема занятия.
Содержание работы.
Страницы
пособия для
учителя.
Тема 1
«Я – фантазёр» - 7 ч
Цели:
- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;
- развивать креативные способности детей.
1
Я – третьеклассник
-разминка
-игры
-практика
179-180
2
Кого можно назвать фантазёром?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Цветик-семицветик»
180-188
3
Я умею фантазировать
-разминка
-игры
-практика
183-184
4
Мои сны
-разминка
-игры
-практика
184-185
5
Я умею сочинять!
-разминка
-игры
-практика
186-187
6
Мои мечты
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Сказка о голубой
мечте»
187-191
7
Фантазии и ложь
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Лживый мальчик»
191-194
Тема 2
«Я и моя школа» - 5 ч
Цели:
- помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- помочь детям принять учителя таким, какой он есть.
8
Я и моя школа
-разминка
-игры
-практика
194-195
9
Что такое лень?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О ленивой звёздочке»
196-199
10
Я и мой учитель
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О девочке и строгой
учительнице»
199-202
11
Я и мой учитель
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О мальчике Вале»
202-204
12
Как справляться с «Немогучками»
-разминка
-игры
-практика
- работа со сказкой «Малыш-Облачко»
204-207
Тема 3
«Я и мои родители» - 3 ч
Цели:
- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями
и желаниями;
- обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.
13
Я и мои родители
-разминка
-игры
-практика
208-209
14
Я умею просить прощения
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Принц Этгар»
210-213
15
Почему родители наказывают
детей?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Простить маму»
213-216
Тема 4
«Я и мои друзья» - 4 ч
Цели:
-помочь детям осознать качества настоящего друга;
- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
16
Настоящий друг
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Неожиданная
встреча»
216-220
17
Умею ли я дружить?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Про маленькую Бабу
Ягу»
220-223
18
Трудности в отношениях с
друзьями
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О Спиногрызкине»
224-226
19
Ссора и драка
-разминка
-игры
-практика
227-228
Тема 5
«Что такое сотрудничество?» - 6 ч
Цель:
- дать детям представление о понятии «сотрудничество».
20
Что такое сотрудничество?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Добрая память»
228-234
21
Я умею понимать другого
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Путевые заметки
Оле-Лукойе»
234-237
22
Я умею договариваться с людьми
разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Чтобы тебя любили»
238-240
23
Мы умеем действовать сообща
разминка
-игры
-практика
240-241
24
Что такое коллективная работа?
разминка
-игры
-практика
241-242
25
Итоговое занятие
разминка
-игры
-практика
242
Планирование работы кружка в 4 классе.
Главная
особенность
этого
возраста
–
проявление
глубокого
внимания
к
своему
внутреннему
миру.
Дети
в
этом
возрасте легко
включаются
в
беседы
о
прошлом
и
будущем,
пытаются
анализировать
происходящие
в
них
изменения,
размышляют
о
своих
способностях
и
возможностях.
Для
них на первом месте стоит не учёба, а признание
окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души.
Д е т и легко
впускают
в
свой
внутренний
мир
взрослых,
которым
надо
помнить
о
том,
что это
последний
возрастной
период,
когда
ребёнок
настолько открыт.
Именно сейчас можно эффективно помогать ребёнку в
решении его проблем, влиять на него. Поэтому в программу занятий 4 класса
введены беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.
4 класс – последний в начальной школе, поэтому ребёнок уже сейчас
внутренне готовится к переходу в среднее звено, к более самостоятельной
жизни,
к
новому
этапу
взросления.
Некоторые
дети
уже
в
этот
период
приближаются к стадии препубертата (отрочества, подросткового возраста).
Их поведение заметно меняется: дети требуют подчёркнутого уважения к
себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя
обязанности.
Вот
почему
надо
уделять
много
внимания
теме
«Права
и
обязанности, помогающей детям уяснить необходимость равновесия в правах
и обязанностях в жизни человека.
К окончанию 4 класса дети должны обогатить представления о своих
собственных
способностях
и
возможностях,
составить
определённый
личностный
идеал,
приобрести
способность
делать
осознанный
выбор
в
сложных ситуациях. Ребёнок ощущает всю долю ответственности за всё, что
с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем
общения и в школьных делах. Некоторые дети в каких-то ролевых занятиях,
играх берут на себя роль ведущего. Многие дети любят принимать участие в
делах
друзей,
стараясь
помочь
им
в
трудной
ситуации,
оказать
психологическую
поддержку.
Поэтому в
4
классе
необходимо
больше
внимания
уделять
детской
инициативе,
отводить
детям
активную
роль
в
организации
занятий,
предоставлять
свободный
выбор
форм
и
приёмов
работы.
Распределение материала по темам курса
№
Дата
Тема занятия.
Содержание работы.
Страницы
пособия для
учителя.
Тема 1
«Кто я? Мои силы и мои возможности» - 9 ч
Цели:
-помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и
возможности;
-помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.
1
Моё лето
-разминка
-игры
-практика
244-245
2
Кто я?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказками «Федунчик» и
«Сказка о Маше и её человечках»
246-250
3
Какой я – большой или
маленький?
-разминка
-игры
-практика
250-251
4
Мои способности
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Сказка о скрипке»
251-254
5
Мой выбор, мой путь
-разминка
-игры
-практика
254-255
6
Мой внутренний мир
-разминка
-игры
-практика
256-257
7
Уникальность моего внутреннего
мира, уникальность твоего
внутреннего мира
-разминка
-игры
-практика
258
8
Кого я могу впустить в свой
внутренний мир?
-разминка
-игры
-практика
259-260
9
Что значит верить?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Тайна другого
берега»
260-263
Тема 2
«Я расту, я изменяюсь» - 3 ч
Цели:
-помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;
-помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.
10
Моё детство
-разминка
-игры
-практика
264-265
11
Моё детство
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Сундук, который
помог царю»
266-269
12
Я изменюсь
-разминка
-игры
-практика
270-271
Тема 3 «
Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?» - 3 ч
Цели:
Дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться сконструировать его, обсудить
возможные варианты будущего;
-помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;
-ввести понятие «жизненный выбор».
13
Моё будущее
-разминка
-игры
-практика
272-273
14
Моё будущее
-разминка
-игры
-практика
273-274
15
Хочу вырасти здоровым
человеком!
-разминка
-игры
-практика
274-277
Тема 4 «
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?» - 3 ч
Цель:
-помочь осознать понятие «интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.
16
Кто такой интеллигентный
человек?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Я иду к своей звезде»
277-280
17
Хочу вырасти интеллигентным
человеком
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Жила-была
девочка…»
280-282
18
Что такое идеальное Я?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Я умею жалеть»
283-285
Тема 5 «
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?» - 6 ч
Цели:
-помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;
-помочь им осознать, что свобода часто связана с обязанностями;
-помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.
19
Кто такой свободный человек?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «О свободном
человеке Иване Гаврикове и несвободной
мухе»
285-287
20
Права и обязанности школьника
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Про великана Гришку
и недобрую фею»
287-290
21
Что такое «право на уважение»?
-разминка
-игры
-практика
291-292
22
Права и обязанности
-разминка
-игры
-практика
292-293
23
Нарушение прав других людей
может привести к конфликтам
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Друг Великана»
293-296
24
Как разрешать конфликты мирным
путём?
-разминка
-игры
-практика
-работа со сказкой «Лети вверх, Соня»
297-299
25
Итоговое занятие
299
Литература.
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. уроки психологии в начальной школе (1-4). М.:
Генезис, 2011.