Напоминание

"Воспитание детского голоса. Различные подходы к проблеме."


Автор: Толстихина Лариса Владимировна
Должность: учитель хора, вокала
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ№50
Населённый пункт: город Кемерово , Кемеровская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Воспитание детского голоса. Различные подходы к проблеме."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №50”

ТОЛСТИХИНА Л. В.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА . РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ .

КЕМЕРОВО, 2019

Оглавление

Воспитание детского голоса. Различные подходы к проблеме.

1.

Воспитание детского голоса с позиции истории вопроса……...

2

2.

Возрастные особенности психофизического развития

младшего школьного и подросткового периодов……………..…

5

3.

Индивидуальные психофизические различия детей………..…

9

4.

Список литературы…………………………………………………….

11

Воспитание детского голоса. Различные подходы к проблеме.

1.Воспитание

детского

голоса

с

позиции

истории

вопроса.

Вплоть

до XIX столетия в певческих школах России пользовались

главным

образом

переводной

методической

литературой

с

французского и итальянского языков. Собственно, русская вокальная

школа складывается лишь в XIX веке и связана с именем М.И.Глинки.

Принципы

его

метода

отличаются

своей

универсальностью

и

используются для всех голосов, в том числе и детских. Его метод был

назван

«концентрическим»,

так

как

основывается

на

укреплении

средних звуков диапазона с последующим его расширением в обе

стороны. М.И.Глинка считал, что оптимальные условия для развития

детского голоса создаются при формировании звонкого, серебристого

и нежного его звучания при свободном голосообразовании, средней

с и л е

з в у к а ,

р о в н о г о

п о

т е м б р у

п о

в с е м у

д и а п а з о н у .

А.Е.Варламов, как и М.И.Глинка придавал первостепенное значение

развитию

слуха,

напевности,

недопустимости

форсировки

звука,

пению в удобной тесситуре.

Большую роль в развитии методики воспитания детского голоса

сыграла

бесплатная

музыкальная

школа,

открытая

в

1862

г.

М.И.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным. В их работах указывается на

зависимость

чистоты

интонации

от

эмоционального

состояния

поющего

и

на

необходимость

поддерживать

положительный

эмоциональный

настрой

на

занятиях,

добиваясь

ровности

звука,

спокойного дыхания.

В последующих методических работах начала XX века также

говорится о необходимости формирования легкого головного звучания

при

умеренной

силе

голоса,

в

средней

части

диапазона.

В 1914 году появился перевод методического пособия Д.Бетса., где

изложены

основные

принципы

воспитания

детского

голоса:

не

допускать

крикливости,

не

использовать

крайние

звуки

диапазона,

формировать звонкое головное звучание.

2

Таким

образом,

в

дореволюционной

России

основными

качественными

характеристиками

звучания

детского

голоса

были

следующими:

легкие

и

звонкие

по

тембру,

умеренные

по

силе,

ф а л ь ц е т н о г о

и л и

б л и з к и е

к

ф а л ь ц е т н о м у

з в у ч а н и я .

Позже,

в

результате

массовости

пения

и

соответствующего

репертуара, уровень вокального воспитания детей снизился вплоть до

массовой

порчи

детских

голосов.

Громкое,

форсированное

пение

часто в высокой тесситуре создавало перегрузку детскому голосовому

аппарату,

в

результате

чего

возникали

фонастения,

несмыкание

голосовых связок, узелковые образования на связках, связанные с

неправильным

функционированием

гортани

во

время

фонации.

Тогда в1938г. в Москве на I Методическом совещании по вокальной

работе с детьми, в котором приняли участие медики, отоларингологи,

фониатры,

вокальные

педагоги

и

музыкальные

работники

встал

вопрос

об

охране

детского

голоса.

Решение

совещания

было

следующее: «…детский голос не следует специально развивать и

тренировать, так как по мере роста всего организма будет расти и

голос»,

что

«…нужно

не

развивать

голос,

а

беречь

его,

то

есть

заниматься его охраной» (из докладов I Международного совещания

по вокальной работе с детьми. М., 1938)

Однако в 50-е и 60-е годы XX века сотрудники лаборатории музыки

и

танца

ИХВ

опубликовали

ряд

научно-методических

работ

по

воспитанию детского голоса, где на основе научно-педагогических

наблюдений

обосновывалась

целесообразность

специального

обучения детей пению и его влиянии на формирование и развитие

певческого

голоса.

Большим

достижением

ИХВ

было

создание

«щадящей» методики вокального воспитания детей, которая касалась

норм певческих нагрузок, определения режима работы голосового

аппарата,

качественных

характеристик

звучания

голоса

ребенка

в

возрастном

аспекте.

Продолжая

сложившиеся

т р а д и ц и и

дореволюционной методики и заботясь об охране детского голоса,

воспитывающегося главным образом в условиях коллективного пения,

основой звукообразования признается фальцетная манера пения для

всех детей в возрасте до 10-11 лет, т.е. до появления признаков

мутации

голоса.

Эта

точка

зрения

закрепилась

в

ряде

научно-

методических

работ

различных

авторов,

вплоть

до

90-х

годов XX

столетия.

3

Однако практика показала, что «у детей, воспитывающихся в

хорах,

где

используется

в

основном

фальцетная

манера

звукообразования, голоса развиваются слабо в отношении тембра и

динамики. В этом нас убедили наши много летние наблюдения за

работой

некоторых

детских

хоровых

студий,

где

используется

методика вокальной работы, основанная на фальцетной манере пения

в течение всего домутационного периода» ( Г.П.Стулова «Развитие

детского

голоса

в

процессе

обучения

пению»)

Видимо

поэтому,

наряду

с

издавна

сложившимся

в

мнением

о

необходимости

использования

только

фальцетного

звукообразования

у

детей

домутационного периода, в последние годы широкое распространение

получила

и

другая

точка

зрения,

основанная

на

использовании

преимущественно грудного звучания детского голоса. Сторонниками

таких

взглядов

являются

Д.Е.Огороднов

и

его

последователи.

В 1992г. в книге Г.П. Стуловой «Развитие детского голоса в процессе

обучения

пению»

были

опубликованы

результаты

многолетних

исследований детского голоса и было доказано, что у детей с момента

рождения существуют два самостоятельных

голосовых регистра:

грудной

и

фальцетный.

В

процессе

функционального

развития

ребенка

постепенно

появляется

возможность

смешанного

типа

голосообразования, и даже в младшем школьном возрасте дети могут

использовать все регистры, свойственные голосу взрослых людей.

Таким образом, было доказано, что голосовые возможности детей в

домутационном

периоде

более

широкие,

чем

это

было

принято

считать до сих пор.

2.

Возрастные

особенности

психофизического

развития

младшего

школьного и подросткового периодов.

Пение – это психофизический процесс, который оказывает

глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка и развивает

не только его основные физические функции, такие как дыхание,

кровообращение, сердечный ритм и эндокринную систему. Овладение

певческим искусством требует волевых усилий, напряжения внимания,

воображения, памяти, тем самым влияя на общее развитие ребенка,

поскольку

эти

психические

процессы

тесно

связаны

со

всеми

умственными

операциями

и

развитием

мышления.

Поэтому

при

работе

с

детским

голосом

нельзя

не

учитывать

психологические

особенности данного периода детства и каждого ученика, в частности.

4

Младший

школьный

возраст

очень

ответственный

момент

в

процессе

становления

личности.

Поступление

ребенка

в

школу

создает

новую

для

него

ситуацию

социального

развития,

обусловленную принятием роли ученика и необходимостью овладения

новым

видом

деятельности

учебной.

И

именно

учитель

в

этом

возрасте

имеет

определяющее

влияние

на

процесс

личностного

развития

ребенка.

Именно

он

вводит

его

в

новую

деятельность,

знакомит с новыми правилами поведения, помогает проявить себя,

раскрыть свои способности. В глазах младшего школьника учитель

изначально наделяется самыми положительными качествами. Каждое

суждение,

каждое

замечание,

сделанное

учителем,

считается

обязательным

для

выполнения.

Авторитет

учителя

это

та

объективная реальность, с которой сталкивается младший школьник.

Но по мере развития отношений учителя с учеником выявляются

эмоциональные связи: учитель может быть «любимым», «добрым», а

может стать «злым», «плохим», «несправедливым», что, естественно

снижает или повышает возможности его воспитательного влияния.

Поэтому

для

эффективного

взаимодействия

учителя

и

ученика,

учителю

сольного

пения

помимо

вокальных

способностей

ученика

необходимо учитывать и следующее: в 6-7 лет процессы ощущения,

представления

и

восприятия

развиты

значительно

лучше,

чем

мышление; мышление преимущественно наглядно-образное. А это

значит, что на уроках вокала нужно больше использовать наглядного

материала

рисунков,

плакатов,

фотографий,

а

также

образных

сравнений. Кроме того, ведущим видом деятельности ребенка все

еще

остается

игра,

поэтому

обучать

нужно

через

игру,

т.е.

использовать

различные

игровые

формы

работы

музыкальные

сказки, песни-диалоги, песни-игры. «Он хочет взрослеть, но хочет

играть и взрослеть в игре. Он хочет учиться, но не хочет

потерять

свободу.

Это

и

есть

диалектика

взросления»

(Ш.А.Амонашвили)

Эффективность вокального обучения на данном этапе определяется

преимущественно

способностью

ребенка

к

подражанию.

Внимание

ребенка 6-7 лет способно удерживаться не более 20 минут, а это

значит,

что

на

уроке

необходимо

менять

формы

работы,

переключаться с одного вида деятельности на другой.

В процессе каждодневной учебной деятельности и систематических

тренировок ребенком осваивается опосредованное мышление, когда

мир предстает перед ребенком не только в конкретных предметах и

5

образах, но и в знаках, символах формулах и правилах. Формируется

мотивация

обучения,

осваиваются

новые

формы

деятельности

и

поведения,

развиваются

навыки

самоанализа,

самосознания,

способность не только на восприятие нового, но и на активное его

созидание.

Подростковый возраст называют «трудным», «переходным», так

как

в

этот

период

жизни

происходят

кардинальные

изменения

в

развитии

во

всех

направлениях

-

физическом,

психическом,

социальном. Для детей этого возраста характерно осознание своих

возможностей,

интенсивное

стремление

к

самостоятельности,

к

утверждению себя среди окружающих, потребность в признании своих

прав и потенциальных возможностей.

Подростковый

возраст

является

важнейшим

этапом

взросления

ребенка, когда развивается сознательное поведение, вырисовывается

общая

направленность

в

формировании

моральных

и

социальных

установок.

Изменения в физическом развитии подростка влияют на его

психическое развитие. Происходит скачок в росте, увеличение массы

тела. Девочки обгоняют по росту мальчиков. Происходит быстрый

рост

трубчатых

костей,

но

отставание

мышц.

Это

вызывает

неловкость

в

движениях,

угловатость,

утомляемость,

нарушение

координации

движений,

в

том

числе

и

голосовых

мышц.

Неравномерность

в

развитии

сердечно-сосудистой

системы

(увеличение сердца в 2 раза, но отставание роста грудной клетки)

проявляется

в

виде

сердцебиения,

головокружения,

обмороков,

быстрой утомляемости. Нарушается баланс эндокринной и нервной

систем,

что

проявляется

в

виде

повышенной

возбудимости

и

раздражительности,

слабости

сдерживающих

механизмов,

падения

продуктивности в работе. Все эти изменения нельзя не учитывать в

своей работе с детьми подросткового возраста.

Подростковый

возраст

-

это

переходный

этап

то

детской

зависимости от взрослого к независимости. Подросткам свойственно

критическое отношение к авторитету взрослого, они уже способны

подмечать, что взрослый не все знает и не все умеет, он тоже может

ошибаться, сомневаться. Все это требует нового типа отношений –

равенства в правах. Подросток претендует на уважение его личности,

человеческого

достоинства,

на

доверие,

самостоятельность,

его

тяготит

зависимость,

он

выражает

протест

против

контроля

и

6

отчетности.

Сотрудничество

это

наиболее

оптимальная

форма

взаимодействия учителя и ученика-подростка, так как основывается

на доверии, понимании, коллегиальности, взаимопомощи. Основные

принципы работы с подростком могут быть следующие:

-не критиковать, а советовать, а если критиковать, то не саму

личность подростка, а его поступки;

-не сравнивать его с другими, а только с самим собой, отмечая

прогресс в его собственном развитии;

- побуждать к высказыванию оценки своих собственных поступков и

дел;

- настаивать на завершении начатых дел, на исправлении ошибок;

-приучать предъявлять требования к самому себе, а не только к

окружающим;

-не бояться признавать свои ошибки, наоборот, демонстрировать

размышление,

анализ

последствий,

причину

неудач,

тем

самым

подросток приобретает опыт решения задач.

3.Индивидуальные психофизические различия детей.

Необходимость

индивидуального

подхода

обусловливается

многообразием природных индивидуальных различий. Как пишет в

своих

исследованиях

Г.П.Стулова,

«дети

от

самого

рождения

проявляют

индивидуальные

различия

в

отношении

голосовой

функции:

диапазон

голоса

и

его

звуковысотное

расположение,

динамика,

продолжительность

фонационного

выдоха,

тембр…».

Однако, помимо разницы в специальных задатках, каждый ребенок

отличается

от

другого

темпераментом,

характером,

уровнем

интеллекта и ведущим каналом восприятия.

Темпераментом называют внешнее проявление типа высшей

нервной деятельности человека. Это врожденное свойство, хотя под

воздействием

воспитания,

самовоспитания

и

социального

взаимодействия

это

внешнее

проявление

может

искажаться,

изменяться и нивелироваться. Но несомненно и то, что темперамент

непременно

будет

влиять

на

деятельность

человека,

на

его

непосредственные

реакции

в

определенных

с и т у а ц и я х .

Как известно, различают 4 основных типа темперамента:

1.

Холерик,

нервная

система

которого

определяется

преобладанием

процессов

возбуждения

над

торможением,

вследствие чего он реагирует очень быстро и необдуманно. Такой

ребенок

эмоционален,

любит

выступать,

хотя

от

излишнего

7

возбуждения

могут

срываться

или

показывать

не

лучший

свой

результат из-за слабого контроля разума над чувствами.

2.Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной и в то же время

подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции,

его поступки обдуманны, он жизнерадостен, общителен, открыт. В

стрессовой ситуации активно и обдуманно защищается, эмоционально

устойчив.

3. Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной

нервной

системой,

вследствие

чего

реагирует

медленно,

неразговорчив,

его

трудно

развеселить

или

рассердить.

Внешне

спокоен, обладает высокой работоспособностью, прочно усваивает

все пройденное. Стабилен в работе, показывает хорошие результаты,

но трудно приспосабливается к новым условиям. Темп ведения урока

должен соответствовать темпераменту.

4. Меланхолик – это человек со слабой нервной системой,

об ладающ и й

пов ы ш ен н ой

чув ств и тель н ость ю

к

л ю б ы м

раздражителям. Он быстро утомляется, незначительный повод может

вызвать

обиду,

слезы.

Склонен

к

переживаниям,

г р усти ,

подавленности, тревожен, неуверен в себе. В стрессовых ситуациях –

срыв,

истерика

или

«стопор»,

растерянность.

Однако,

благодаря

своей

чувствительности,

обладают,

как

правило,

музыкальностью,

имеют актерские способности, т.е то, что называют художественной

одаренностью.

Таких

детей

нельзя

обижать,

передразнивать,

сравнивать с другими детьми. Нужно повышать их самооценку, не

скупиться на похвалы, заранее моделировать предстоящую ситуацию

любого публичного выступления.

Тип нервной системы не является чем-то абсолютно неизменным.

С возрастом под воздействием социума и других жизненных условий

нервные

процессы

могут

ослабевать

или

у с и л и в а т ь с я .

Однако, кроме врожденного темперамента, общих и специальных

способностей,

дети

отличаются

друг

от

друга

ещё

и

по

своим

способностям

воспринимать

различные

явления

по

зрительному,

слуховому и чувственному каналам. Это значит, что ещё в детстве у

каждого человека преобладает какой-то один канал восприятия мира,

который трудно поддается изменению даже при специальной работе.

Список литературы.

8

1.

Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М., 2002.

2.

Баргунов, В.П. Азбука владения голосом.- С-П., 2002.

3.

Бурминская, Г.В. Слуцкий В.М. Одаренные дети. - М., 1991.

4.

Волков, Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. - М., 1998.

5.

Детский голос. // под\ред. Шацкой Л.И.- М., 2004.

6.

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 2000.

7.

Емельянов, В.В. Развитие голоса. - С-П., 2003.

8.

Лавров, Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса.

– М., 2006.

9.

Менабени, С.Т. Методы вокальной работы в школе. – М., 2010.

10.

Морозов, В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л., 1965.

9



В раздел образования