Напоминание

"Земля- наш общий дом".


Автор: Мамаева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГСУВОУ
Населённый пункт: Кемеровская область г. Кемерово с.Верхотомское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Земля- наш общий дом".
Раздел: среднее образование





Назад




Департамент образования и науки Кемеровской области

ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде

«Земля – наш общий дом»

(Методическая разработка по экологическому воспитанию)

Составитель:

воспитатель

Мамаева

Татьяна Геннадьевна

Кемерово 2017

Тема: «Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование у обучающихся активной жизненной позиции к

проблемам окружающей среды.

1.

Расширить представление детей об экологии и экологических законах.

2.

Побуждать детей к участию в экологических мероприятиях и бережному

отношению к природе.

3.

Способствовать формированию активной общественной позиции.

Ход занятия.

Чтец читает стихотворение «Земля – наш дом»

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит, и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Р. Рождественский

Ребята, тема нашего классного часа «Земля – наш общий дом». Сегодня мы

выясним, что такое экология, познакомимся с результатами экологической

экспертизы. Проведем экологический рейд по нашей местности. Поговорим о

законах экологии. Напишем письма-обращения от имени природы.

Информационная минутка «Что такое экология»

Начнем наш классный час с информационной минутки. Давайте выясним, что

такое экология? У вас на столах карточки с вопросом Что такое экология? Вам

нужно выбрать правильные варианты ответа.(самостоятельная работа детей.

Проверяем. В этом нам помогут

Ученик1. Буквально слово «экология» в переводе с греческого означает

«наука о жилище, место обитания». Это слово предложил в 1866 году Эрнст

Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых

существ со средой обитания.

В словаре Ожегова дается такое определение: «Экология – это наука об

отношениях растительности и животных организмов друг другу и окружающей

среде».

Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»

А теперь мы проведем пинг-понг «Что бывает экологическим?».

В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть группы(«Север» -

«Юг»).

Ученик 2. Послушайте задание: Ребята, вам нужно назвать как можно

больше словосочетаний с прилагательным «экологический»э

Экологический – значит относящийся к природной среде, к среде обитания

всего живого.

Ученик 1. Все знают как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются

словами, как мячиками. Побеждает тот, забьет наибольшее количество голов,

т.е. назовет наибольшее количество слов.

Ученик 1.Внимание, начинает команда «Юг».

Дети поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников

следит за игрой и за правильное словосочетание выдает жетон.

Примеры словосочетаний

Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар;

Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация,

катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа

,организация, опасность, обстановка;

Экологическое образование, воздействие, обследование, движение,

загрязнение, оборудование.

Ученик 2.Гонг! Подводим итог.

В игре победила команда (название).

Мы с вами вспомнили что бывает экологическим. И у нас следующий этап –

результаты экологической экспертизы.

Информационный блок

Ведущий. Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что « человек

становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это

предупреждение пророчески оправдалось .

Вот результаты нашей экологической экспертизы. С ними вас познакомят

(имена, фамилии).

Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около

6 млн. гектаров.

Эксперт 2. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн.

гектаров.

Эксперт 1. Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя

пахотных земель.

Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.

Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых

странах стали биологически мертвыми.

Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и

животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и

животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Эксперт 1. Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006г.

Сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.

Эксперт 2. Создается угроза существования самого человека.

Эксперт 1. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только

каждый 4-й, а среди 17-летних – каждый 7-й.

Эксперт 1. С 70-х гг. 20-го века на 50% возросла частота сердечно-сосудистых

и онкологических заболеваний.

Эксперт 2. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает

свыше половины детского населения.

Эксперт 1. Но прежде чем заботиться о своем здоровье. Необходимо

позаботиться об окружающей среде.

Сейчас сообщение о том, как проявляют заботу об окружающей среде в

Кузбассе.

Заместитель губернатора Н. Ю. Вашлаева презентовала книгу «Экология

Кузбасса, цифры, факты, события». Это анализ экологической ситуации в

регионе за последние 15 лет. Главный вывод: она меняется к лучшему. Почти в

четыре раза сократились выбросы в атмосферу, на 40% уменьшился сброс

сточных вод, закрыто 460 старых котельных. В Томи появился хариус и

таймень, а численность лося выросла вдвое. В планах на этот год – аллеи к 9

мая, участие во всероссийской акции «Сирень Победы».

Но эта справка в целом об экологическом состоянии Кузбасса.

Деловая ситуация «Экологический репортаж»

А какое же экологическое состояние конкретно в нашей местности.

Давайте посмотрим наш экологический репортаж, подготовленный

Никулевичем Алексеем о рейде нашей группы за территорией школы.

(Просмотр репортажа)

Спасибо участникам рейда.

Ребята, у меня к вам вопрос. От чего зависит состояние природы?

(Ответы детей).

Мы с вами выяснили, что состояние природы зависит от экологической

культуры человека.

Давайте попробуем дать определение что такое экологическая культура.

(ответы детей)

Зачитываем определение на слайде.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении

окружающей среды…

Я бы добавила, в его поведении и соблюдении законов экологии.

Обратимся еще раз к словам В. И. Вернандского. «Человек совершил

огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не

считаться с ее законами.

Ведущий. А между тем этих законов всего четыре. И их легко запомнить.

Итак, первый закон: «Все связано со всем». Как действует этот закон?

Приведите примеры. (Ответы детей)

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали

много воды для полива хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось

огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других

странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но

куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы

выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит предотвращали

эпидемии.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает

бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного

вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат,

болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все что мы выиграли, взяв у

природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев –вредители

съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все

приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек самонадеянно желая

улучшить природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет

никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует

фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает

создавать громадное число химических веществ и материалов, которые,

попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти

законы.

Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих

законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала человеку?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и

фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение морякам и рыбакам.

Четвертая обратиться к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(К доске выходят представители групп, читают обращения).

Спасибо, надеюсь ваши слова будут услышаны.

Ребята, давайте подведем итог.

Что полезного вы узнали на занятии?

(Ответы детей)

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

(Ответы детей)

Какие чувства вызвал у вас сегодняшний разговор?

(Ответы детей)

- Чувство жалости к нашей планете.

- Чувство возмущения: ради денег люди готовы погубить всю планету.

- Чувство тревоги: очень много вреда человек причинил природе.

- Есть надежда, что люди одумаются и начнут исправлять свои ошибки.

Закончить наш классный час словами великого русского поэта 19 века

Ф. И. Тютчева

…Природа: не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Очень надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся.



В раздел образования