Автор: Михальченко Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 39 "Тополёк"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы формирования культурно-
гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый.
По
отношению
к
нему
как
объекту
воспитания
воспитатель
выступает
субъектом
воспитательного
процесса,
воздействующим
на
личность
с
помощью специальных методов воспитания.
Методы
воспитания – это
способы
педагогического
воздействия
на
с о з н а н и е
во с п и туе м ы х ,
н ап р а вл е н н ы е
н а
д о с т и же н и е
ц е л и
воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания
корректируется
поведение
детей,
формируются
качества
личности,
обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
При
этом
педагоги
тщательно
отбирают
методы,
ориентируясь
на
закономерности,
присущие
специально
организованному
воспитательному
процессу.
Методы
воспитания
в
различных
педагогических
ситуациях
должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и
творческий подход педагога к процессу воспитания.
Приём
– это
частное
проявление
того
или
другого
метода
воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя
внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит
подчинительный характер.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
· Разъяснение необходимо сти
выполнения
режимных
м ом е н т о в ,
гигиенических процедур;
· Пример взрослого;
· Приучение, упражнение;
· Создание воспитывающих ситуаций;
· Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно
в освоение новых навыков);
Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста
является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в
быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс
доступным,
интересным
и
увлекательным.
И
делать
это
надо
педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать
возрастную
особенность
детей
3-го
года
жизни
–
стремление
к
самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает
много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Для
более
легкого
овладения
определенными
навыками
связанных
с
его
усвоением действия членят на несколько операций.
Прежде всего, следует
запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем
случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые
действия.
Подобная
обстановка
позволит
сохранить
у
них
положительно-
эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное
для режимных процессов время.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и
для
их
успешного
решения
рекомендуется
использовать
целый
ряд
педагогических приемов с учетом возраста детей:
1. Показ и объяснение.
В
младшей
группе
показ
должен
сопровождаться
пояснением,
причем
необходимо
четко
делить
новое
действие
на
операции,
выделяя
сначала
наиболее
важное,
а
потом
незначительное.
Объяснение
нового
действия
дается
очень
подробно,
затем
постепенно
сужается
и
сводится
к
напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным
детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает
желание
в
том,
что
дети
правильно
выполняют
задание
и
вскользь
напоминает требование) и прямые.
2. Упражнение и контроль.
Только при многократном повторении какого-либо действия, закрепляется
определенный
навык.
Контроль
очень
важен
на
начальной
стадии
формирования
навыков.
Следует
проверять,
как
выполнены
отдельные
действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у
детей лишь отдельных навыков.
3. Пример взрослых.
Нужно
постоянно
помнить
о
том,
что
дети
в
этом
возрасте
очень
наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть
для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным
(воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у
детей, привлекают их внимание).
От
природы
у
детей
хорошо
развита
эмоционально-механическая
память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за
взрослыми,
фиксирует,
перенимает,
формирует,
создавая
свою
«энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4. Игровые приемы.
Позволяют
воспитателю,
с
одной
стороны,
скрыть
свою
педагогическую
позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые
приемы
очень
эффективны
в
воспитании
детей
младшего
дошкольного
возраста. Хорошо помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические
игры, игра «в ошибки».
5.
Использование
иллюстраций,
художественного
слова,
фольклора, книг,
бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или
иной навык.
Обязательным
условием
формирования
гигиенических
навыков
у
детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая
санитарная
культура
персонала
дошкольного
учреждения.
Должны
быть
созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного
физического и гигиенического развития.
Ещё
одно
из
условий,
необходимое
для
успешного
гигиенического
воспитания
–
единство
требований
со
стороны
взрослых.
Ребёнок
приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником
воспитателя
и,
конечно,
в
семье.
Обязанность
родителей
–
постоянно
закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда соблюдали
культурно-гигиенические навыки.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная,
требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо
в
спокойном
тоне,
вызывающем
у
детей
положительное
отношение
к
действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь
положительного
результата,
учитывая
задачи
воспитания
гигиенических
навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.