Напоминание

Методы и приемы формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Михальченко Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 39 "Тополёк"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы формирования культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый.

По

отношению

к

нему

как

объекту

воспитания

воспитатель

выступает

субъектом

воспитательного

процесса,

воздействующим

на

личность

с

помощью специальных методов воспитания.

Методы

воспитания – это

способы

педагогического

воздействия

на

с о з н а н и е

во с п и туе м ы х ,

н ап р а вл е н н ы е

н а

д о с т и же н и е

ц е л и

воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания

корректируется

поведение

детей,

формируются

качества

личности,

обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

При

этом

педагоги

тщательно

отбирают

методы,

ориентируясь

на

закономерности,

присущие

специально

организованному

воспитательному

процессу.

Методы

воспитания

в

различных

педагогических

ситуациях

должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и

творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём

– это

частное

проявление

того

или

другого

метода

воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя

внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит

подчинительный характер.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

· Разъяснение необходимо сти

выполнения

режимных

м ом е н т о в ,

гигиенических процедур;

· Пример взрослого;

· Приучение, упражнение;

· Создание воспитывающих ситуаций;

· Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно

в освоение новых навыков);

Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста

является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в

быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот

процесс

доступным,

интересным

и

увлекательным.

И

делать

это

надо

педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать

возрастную

особенность

детей

3-го

года

жизни

стремление

к

самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает

много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Для

более

легкого

овладения

определенными

навыками

связанных

с

его

усвоением действия членят на несколько операций.

Прежде всего, следует

запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем

случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые

действия.

Подобная

обстановка

позволит

сохранить

у

них

положительно-

эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное

для режимных процессов время.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и

для

их

успешного

решения

рекомендуется

использовать

целый

ряд

педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение.

В

младшей

группе

показ

должен

сопровождаться

пояснением,

причем

необходимо

четко

делить

новое

действие

на

операции,

выделяя

сначала

наиболее

важное,

а

потом

незначительное.

Объяснение

нового

действия

дается

очень

подробно,

затем

постепенно

сужается

и

сводится

к

напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным

детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает

желание

в

том,

что

дети

правильно

выполняют

задание

и

вскользь

напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль.

Только при многократном повторении какого-либо действия, закрепляется

определенный

навык.

Контроль

очень

важен

на

начальной

стадии

формирования

навыков.

Следует

проверять,

как

выполнены

отдельные

действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у

детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых.

Нужно

постоянно

помнить

о

том,

что

дети

в

этом

возрасте

очень

наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть

для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным

(воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у

детей, привлекают их внимание).

От

природы

у

детей

хорошо

развита

эмоционально-механическая

память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за

взрослыми,

фиксирует,

перенимает,

формирует,

создавая

свою

«энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

4. Игровые приемы.

Позволяют

воспитателю,

с

одной

стороны,

скрыть

свою

педагогическую

позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые

приемы

очень

эффективны

в

воспитании

детей

младшего

дошкольного

возраста. Хорошо помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические

игры, игра «в ошибки».

5.

Использование

иллюстраций,

художественного

слова,

фольклора, книг,

бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или

иной навык.

Обязательным

условием

формирования

гигиенических

навыков

у

детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая

санитарная

культура

персонала

дошкольного

учреждения.

Должны

быть

созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного

физического и гигиенического развития.

Ещё

одно

из

условий,

необходимое

для

успешного

гигиенического

воспитания

единство

требований

со

стороны

взрослых.

Ребёнок

приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником

воспитателя

и,

конечно,

в

семье.

Обязанность

родителей

постоянно

закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда соблюдали

культурно-гигиенические навыки.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная,

требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо

в

спокойном

тоне,

вызывающем

у

детей

положительное

отношение

к

действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь

положительного

результата,

учитывая

задачи

воспитания

гигиенических

навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.



В раздел образования