Напоминание

Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики


Автор: Корнилова Саргылана Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №31"
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческой познавательной деятельности учащихся

на уроках математики

Корнилова Саргылана Степановна

Учитель математики высшей категории МОБУ СОШ №31

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений.

Толстой Л.Н.

Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер.

Важнейшая

задача

современной

системы

образования

-

формирование

совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы

образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно

успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Задача

учителя

-

организовать

процесс

обучения

таким

образом,

чтобы

каждое

усилие

по

овладению

знаниями

протекало

в

условиях

развития

познавательных

способностей

учащихся.

Приемы и формы развития творческой

познавательной деятельности учащихся:

- составление и решение нестандартных математических задач;

- составление и решение взаимообратных задач;

- лабораторные работы;

- практические работы;

- дидактические игры;

- составление тестов;

- исследовательские работы.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он

готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту

работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе

обучения

в

школе

формируется

человеческое

сознание,

взгляды,

мировоззрение,

убеждения,

развиваются

творческие

способности

учащихся.

Для

этого

полезно

использовать нестандартные математические задачи.

Решение математических задач

является одним из эффективных средств. Цель изучения школьного курса математики

состоит в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне и

в овладении умением применять математику в окружающей действительности. Поэтому

предлагаю учащимся составить задания, содержащие наиболее полезные и интересные в

общеобразовательном

плане

сведения

из

общетехнических

дисциплин,

биологии,

географии. К примеру, 1.У голубей период высиживания птенцов на 2 дня меньше периода

их выкармливания, а общее время высиживания и кормления составляет 38 дней. Какова

длительность каждого периода?

2. Из 1ц молока получается 9кг сыра. Сколько сыра можно изготовить из молока,

полученного от 150 коров за 5 месяцев, если средний надой от каждой коровы 16кг в день?

Положительную

роль

в

развитии

математического

мышления

и

творческой

деятельности

школьников

играют лабораторные работы. В процессе их выполнения

учащихся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами,

производя вычисления, “открывают” и формулируют новые математические определения.

Стремлюсь к тому, чтобы в процессе работы учащиеся как можно больше “открыли” сами.

Важным шагом в этом направлении является проведение лабораторных работ на уроке.

Пример

Лабораторная

работа,

в

процессе

выполнения

которой

учащиеся

“открывают”

число

и выводят формулу длины окружности.

Учащимся предлагаю сделать и принести в класс круги различных диаметров,

сделанных из картона, и нитки. На уроке предлагаю ученикам обвести один из кругов

карандашом, затем эту окружность “опоясать” ниткой, а затем распрямить ее. Длина нитки

будет

примерно

равна

длине

данной

окружности.

То

же

самое

они

проделывают

с

остальными кругами. Учащиеся сами делают вывод, что чем больше диаметр окружности,

тем больше ее длина.

Затем для каждого случая предлагаю найти отношение длины окружности к длине

ее диаметра. Это отношение одно и то же для всех кругов (вывод делают сами учащиеся).

Далее предлагаю это отношение обозначить греческой буквой

, длину окружности –

буквой

С,

а

длину

диаметра

буквой

d.

Формулу

длины

окружности

учащиеся

формулируют самостоятельно.

Большие

возможности

для

развития

творческой

деятельности

учащихся

предоставляют практические работы учащихся. В процессе их выполнения учащиеся

совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь

математики с жизнью.

Примеры практических работ:

1) задания по вычислению объемов, площадей;

2) вычерчивание диаграмм;

3) составление разного рода смет;

4) измерительные работы на местности;

5) моделирование.

Огромное

значение

для

развития

творческой

деятельности

учащихся

играют

дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.

Дидактические

игры

можно

широко

использовать

как

средство

обучения,

воспитания

и

развития.

Основное

обучающее

воздействие

принадлежит

материалу,

игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя

активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на

различных этапах уроках. Определение места дидактической игры в структуре урока и

сочетание

элементов

игры

и

учения

во

многом

зависят

от

правильного

понимания

учителем

функций

дидактических

игр

и

их

классификации.

В

первую

очередь

коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это

прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания,

умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Пример.

Задаю на неделю изучение самостоятельной темы “Трапеция”. Почему трапеция? О

ней мало материала. Играем в аукцион “Учитель и ученики”. Учащиеся столько находят

материала о ней и ее линиях, что диву даешься. Затем вместе мы суммируем все те новые

факты, которых нет в учебнике, и учимся их осмысливать.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении,

закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Пример

При

изучении

геометрии

в

7

классе

возникает

необходимость

повторить

все

аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного

интереса.

Поэтому

использую

игровую

форму

занятий

“Конкурс

геометров”.

Заблаговременно готовлю кодопозотивы с заданиями - рисунки к аксиомам. Задание

состоит

в

том,

чтобы

установить,

иллюстрацией

к

какой

аксиоме

является

каждый

рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо

нужный

элемент

дорисовать,

а

потом

сформулировать

соответствующую

аксиому.

Аналогичные задания предлагаю учащимся при повторении таких понятий, как отрезок,

полупрямая, угол, равенство фигур и т. д.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению

межпредметных

связей,

направлены

на

приобретение

умений

действовать

в

разных

учебных ситуациях.

Пример

На

первых

уроках

геометрии

в

7

классе

ребята

знакомятся

с

различными

простейшими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается

ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите

рисунок

(чертеж),

используя

те

данные,

которые

заданы.

Запись

можно

вести

символически. В описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми

ученики знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивается

не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, чего трудно

добиться другими методами. Предлагается задание на дом: придумать рисунок и описать

его. В начале урока геометрии учащиеся поочередно показывают задание. Они видят

творчество других, и это побуждает творить еще лучше. Для этого необходимо глубоко

знать учебный материал.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка

мыслить

самостоятельно,

стремление

к

знаниям,

чувство

собственного

достоинства,

чувство сопереживания за друга. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познанию,

запоминают новое.

В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала,

способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать

различный

характер.

Быть

продуктивными,

репродуктивными,

творческими,

конструктивными, практическими, воспитывающими.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность

учащимся

овладеть

математикой

легко

и

просто”.

Легких

путей

в

науке

нет.

Но

необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая

игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.

Небольшие творческие задания предлагаю на каникулы:

1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах

из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.

В 5 классе учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в

содержание которых входит число.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.

Семь деревень, а лошадка одна.

2.

Придумайте

свою

задачу,

оформите

ее

и

решите

на

данную

тему.

Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную

контрольную работу для товарищей.

3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. Такое задание

необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.

Пример

После изучения темы “Нахождение части от числа” ученик 6 класса написал

следующую сказку.

“В некотором царстве, в некотором государстве жило положительное Число, а у

этого числа была дочь - Дробь и сын- Процент. Сын и дочь всегда спорили между собой,

кто из них главнее, кто дороже Числу. Но хоть они и жили в Математическом городе, они

совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент и Дробь- это часть Числа, а

поэтому для Числа они одинаково дороги”.

Тестирование. Основное

достоинство

тестовой

формы

контроля

это

простота

и

скорость. Составление тестов самими учащимися позволяет к тому же реально оценить

готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности,

откорректировать те или иные элементы темы. Хочется отметить одну особенность тестов

– тесты воспринимаются большинством учащихся как своеобразная игра. Тем самым

снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов,

которые характерны для обычных форм контроля.

Исследовательская работа учащихся как важнейшее средство развития творческой

деятельности. В настоящее время в педагогическом мире стала задача обновить

содержание образования. В связи с этим большое значение уделяется исследовательской

деятельности учащихся.

Под

исследовательской

деятельностью

понимается

деятельность

учащихся

под

руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,

характерных

для

научного

исследования:

постановку

проблемы,

изучение

теории,

овладение

методикой

исследования,

сбор

собственного

материала,

его

анализ

и

обобщение, собственные выводы и их сравнение с литературными данными. Ученик

самостоятельно

делает

вывод,

проводит

анализ,

решает

нестандартные

задачи,

экспериментирует,

на

основе

опытной,

лабораторной,

практической

работы

выводит

какие-то новые для его положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на

этой

основе

составляет

доклады,

тезисы,

рефераты,

содержащие

свои

обобщения,

решения. Учитель – организатор, дети работают самостоятельно. В исследовательской

деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Меняются и

критерии успешности обязательного процесса.

Оцениваю не только знания, но и другие показатели:

– участие в дискуссиях;

– умение высказывать свою точку зрения;

– сбор материала из различных источников;

– активность при обсуждении вопросов;

– умение задавать вопросы;

– возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу.

Итак,школьников

необходимо

учить

самостоятельно

работать,

высказывать

и

проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески

применять знания. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел

учащихся,

ставятся

новые

задачи

и

они

самостоятельно

решаются

при

помощи

приобретенных знаний.



В раздел образования