Напоминание

Воспитание чувства ритма на начальном этапе обучения игры на аккордеоне


Автор: Фофанова Лариса Анатольевна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона, теории музыки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Зверево
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Воспитание чувства ритма на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
Раздел: дополнительное образование





Назад




План конспекта открытого занятия

Тема: Воспитание чувства ритма на начальном этапе обучения

Цель: формирование метроритмических представлений учащегося в ходе

обучения игре аккордеоне

Задачи:

Обучающие

Закрепление изученных теоретических понятий, связанных с ритмом.

Продолжение формирования практических навыков.

Развивающие

Развитие внимания, слуха, памяти, чувства ритма и творческой активности

учащегося.

Воспитательные

Воспитание усидчивости, работоспособности, ответственности и внимания.

Ход урока:

Преподаватель:

— Здравствуй Серёжа. Сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам

пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся

на уроках специальности, чему учимся и что уже знаем и умеем.

Ты согласен?

Итак: без чего не может существовать музыка?

Ответ: Без ритма

Преподаватель:

Именно от ритма зависит своеобразие и самобытность каждого

музыкального произведения. Сегодня наш урок посвящён ритму.

Скажи

МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответ: — Разные. Метр — это пульс музыки, он бывает двухдольным,

трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения

Преподаватель: Замечательно! Давай попробуем показать пульс на примере

пьесы композитора Книппера «Полюшко-поле» (исполняю пьесу, ученик

равномерно хлопает в ладоши, передавая пульс произведения). А теперь

давай поговорим о ритме. Как ты думаешь, кроме музыки, где, прежде всего,

встречается ритм?

Ответ: В стихах.

Преподаватель:

Правильно, ведь поэзия и музыка тесно связаны между собой. И начинаем мы

изучение ритма именно с помощью стихотворений. Я предлагаю в начале

нашего занятия поиграть в такую игру: перед тобой карточки со стихами. Ты

должен, сперва, их прочитать. Затем я буду прохлопывать ритм одного из них

на свой выбор, а ты будешь угадывать, что это за стихотворение

Дождь идет, дождь идет,

А когда же он пройдет?

Вот когда идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало - песенки начало.

Лампа и картина – песни половина.

Хлеб и огурец - песенки конец!

(ученик определяет, стих).

Теперь проговори сам эти стихотворение и прохлопай их ритм ( выполняет

задание). Давай вместе подумаем, а что такое ритм? Как ты думаешь, что с

ним связано в жизни?

Ответ: Ритм – это любое движение, происходящее в жизни.

Преподаватель: В музыке это чередование длительностей. Ритм – это

течение (греч.) Смена времён года – это ритм планеты. Суточный ритм: утро,

день, вечер, ночь.

В музыке, ритм является основным элементом выразительности мелодии.

Мелодия образуется только тогда, когда звуки организованы ритмически.

Сейчас мы с тобой в этом убедимся (исполняю этюд Л. Шитте, меняя ритм,

чтобы показать, как он влияет на характер и весь музыкальный образ

произведения). Теперь поговорим о записи ритма. Ещё в древности

существовали первые попытки записи музыки (3 век до н.э.). Изображали,

сперва, на рисунках движение рук и пальцев, затем стали использовать знаки,

которые точно не указывали на продолжительность звука. Как же

записывается ритм сейчас? Что для этого нужно?

Ответ: Для того, чтобы записать ритм, нужны длительности.

Преподаватель: Какие длительности тебе известны?

Ответ: Целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.

Преподаватель: Для того, чтобы проще прочитать ритмический рисунок, мы

к каждой длительности, прибавляем определённые слоги.

Половинная – та-а

Четверть – та

Восьмые – ти – ти

Шестнадцатые – ти – ри – ти – ри

Сейчас мы посмотрим, как же ритмо-слоги помогают при восприятии

мелодии на слух. Я играю короткие попевки, а учащийся при помощи ритмо-

карточек , на столе выкладывает услышанный ритм мелодии, предварительно

прохлопав и назвав ритмо-слоги. Затем вместе выполняем ритмическое

упражнение:

Преподаватель: А теперь покажем пьесы подготовленные для нашего урока:

Шитте «Этюд», Иванов «Полька», РНП «Как под яблонькой», но прежде, чем

приступить к исполнению давай проведем предварительный анализ (анализ

пьес: размер, тональность, пульс, ритм). Ученик исполняет пьесы.

И у нас осталось последнее и самое любимое задание — это ритмический

диктант (ученику дается набор карточек с длительностями нот. Задача

за 8 проигрываний, возможно меньше, выложить карточки согласно

их порядку). Ты сложил ритм, который я тебе играла, а домашним заданием

будет в размере 4/4 придумать свой ритм, подписать пульс и записать его

в тетрадь. На этом наш урок закончен. Всем присутствующим спасибо за

внимание.



В раздел образования