Автор: Фофанова Лариса Анатольевна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона, теории музыки
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Зверево
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Воспитание чувства ритма на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
Раздел: дополнительное образование
План конспекта открытого занятия
Тема: Воспитание чувства ритма на начальном этапе обучения
Цель: формирование метроритмических представлений учащегося в ходе
обучения игре аккордеоне
Задачи:
Обучающие
Закрепление изученных теоретических понятий, связанных с ритмом.
Продолжение формирования практических навыков.
Развивающие
Развитие внимания, слуха, памяти, чувства ритма и творческой активности
учащегося.
Воспитательные
Воспитание усидчивости, работоспособности, ответственности и внимания.
Ход урока:
Преподаватель:
— Здравствуй Серёжа. Сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам
пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся
на уроках специальности, чему учимся и что уже знаем и умеем.
Ты согласен?
Итак: без чего не может существовать музыка?
Ответ: Без ритма
Преподаватель:
Именно от ритма зависит своеобразие и самобытность каждого
музыкального произведения. Сегодня наш урок посвящён ритму.
Скажи
МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?
Ответ: — Разные. Метр — это пульс музыки, он бывает двухдольным,
трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения
Преподаватель: Замечательно! Давай попробуем показать пульс на примере
пьесы композитора Книппера «Полюшко-поле» (исполняю пьесу, ученик
равномерно хлопает в ладоши, передавая пульс произведения). А теперь
давай поговорим о ритме. Как ты думаешь, кроме музыки, где, прежде всего,
встречается ритм?
Ответ: В стихах.
Преподаватель:
Правильно, ведь поэзия и музыка тесно связаны между собой. И начинаем мы
изучение ритма именно с помощью стихотворений. Я предлагаю в начале
нашего занятия поиграть в такую игру: перед тобой карточки со стихами. Ты
должен, сперва, их прочитать. Затем я буду прохлопывать ритм одного из них
на свой выбор, а ты будешь угадывать, что это за стихотворение
Дождь идет, дождь идет,
А когда же он пройдет?
Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало - песенки начало.
Лампа и картина – песни половина.
Хлеб и огурец - песенки конец!
(ученик определяет, стих).
Теперь проговори сам эти стихотворение и прохлопай их ритм ( выполняет
задание). Давай вместе подумаем, а что такое ритм? Как ты думаешь, что с
ним связано в жизни?
Ответ: Ритм – это любое движение, происходящее в жизни.
Преподаватель: В музыке это чередование длительностей. Ритм – это
течение (греч.) Смена времён года – это ритм планеты. Суточный ритм: утро,
день, вечер, ночь.
В музыке, ритм является основным элементом выразительности мелодии.
Мелодия образуется только тогда, когда звуки организованы ритмически.
Сейчас мы с тобой в этом убедимся (исполняю этюд Л. Шитте, меняя ритм,
чтобы показать, как он влияет на характер и весь музыкальный образ
произведения). Теперь поговорим о записи ритма. Ещё в древности
существовали первые попытки записи музыки (3 век до н.э.). Изображали,
сперва, на рисунках движение рук и пальцев, затем стали использовать знаки,
которые точно не указывали на продолжительность звука. Как же
записывается ритм сейчас? Что для этого нужно?
Ответ: Для того, чтобы записать ритм, нужны длительности.
Преподаватель: Какие длительности тебе известны?
Ответ: Целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.
Преподаватель: Для того, чтобы проще прочитать ритмический рисунок, мы
к каждой длительности, прибавляем определённые слоги.
Половинная – та-а
Четверть – та
Восьмые – ти – ти
Шестнадцатые – ти – ри – ти – ри
Сейчас мы посмотрим, как же ритмо-слоги помогают при восприятии
мелодии на слух. Я играю короткие попевки, а учащийся при помощи ритмо-
карточек , на столе выкладывает услышанный ритм мелодии, предварительно
прохлопав и назвав ритмо-слоги. Затем вместе выполняем ритмическое
упражнение:
Преподаватель: А теперь покажем пьесы подготовленные для нашего урока:
Шитте «Этюд», Иванов «Полька», РНП «Как под яблонькой», но прежде, чем
приступить к исполнению давай проведем предварительный анализ (анализ
пьес: размер, тональность, пульс, ритм). Ученик исполняет пьесы.
И у нас осталось последнее и самое любимое задание — это ритмический
диктант (ученику дается набор карточек с длительностями нот. Задача
за 8 проигрываний, возможно меньше, выложить карточки согласно
их порядку). Ты сложил ритм, который я тебе играла, а домашним заданием
будет в размере 4/4 придумать свой ритм, подписать пульс и записать его
в тетрадь. На этом наш урок закончен. Всем присутствующим спасибо за
внимание.