Автор: Арданова Дулма Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ С(К)ОШИ V вида
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад
Тема: Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Раздел: среднее образование
Организация внеурочной деятельности младших школьников.
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО)
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
реализуется
образовательным
учреждением,
в
том
числе,
и
через
внеурочную
деятельность.
Внеурочная
деятельность
способствует
более
разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой,
познавательной,
спортивной,
трудовой,
игровой
–
обогащает
опыт
коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в
своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса
и
одной
из
форм
организации
свободного
времени
учащихся.
Внеурочная
деятельность
понимается
сегодня
преимущественно
как
деятельность,
организуемая
во
внеурочное
время
для
удовлетворения
потребностей
учащихся
в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,
конференций,
диспутов,
КВНов,
викторин,
праздничных
мероприятий,
классных
часов,
школьных
научных
обществ,
олимпиад,
соревнований,
поисковых
и
научных
исследований
и
т.д.
Посещая
кружки
и
секции,
учащиеся
прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря
индивидуальной
работе
руководителя, глубже
изучается
материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие
способности,
как
организаторские,
творческие,
музыкальные,
что
играет
немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные
занятия
должны
направлять
свою
деятельность
на
каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе
социального
опыта
и
формирования
принимаемой
обществом
системы
ценностей,
создание
условий
для
многогранного
развития
и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески
растущей
личности, с
формированной
гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием, подготовленной
к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками,
семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.
Развитие
навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества
с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
5.
Воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
- для
формирования здорового образа жизни.
7.
Создание
условий
для
эффективной
реализации
основных
целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное
время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной
работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное
от учёбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга
учащихся.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
Работа спортивных секций по футболу, лёгкой атлетике и др.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых
стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физминуток.
Участие в школьных и городских спортивных соревнованиях.
2. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих
работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,
культуре поведения и речи;
Работа кружков декоративно-прикладного искусства;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на
уровне школы, города.
3. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и
др.
Внеурочная деятельность: «Умники и умницы», «Занимательная грамматика»,
«Культура добрососедства»
4. Духовно-нравственное:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Тематические классные часы;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
Конкурсы рисунков;
Конкурсы чтецов;
5. Общественно-полезное:
Проведение субботников;
Разведение комнатных цветов.
Акция «Спаси дерево».
Акция «Живая ель».
Трудовые десанты
6. Проектная деятельность:
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города,
области.
Разработка проектов к урокам.
Научно-практическая деятельность «Я - исследователь»
Условия реализации внеурочной деятельности:
Для успешной реализации необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
кадровое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во
внеурочное время.
методические пособия,
интернет-ресурсы,
мультимедийный блок.
Материально-техническое обеспечение:
выбор
оптимальных
условий
и
площадок
для
проведения
различных
мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор,
проектор,
экран и др.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью
сотрудничества учителей
и
родителей
является
создание
неформальной
дружеской
атмосферы
жизнедеятельности
школьников,
осуществление
эффективной
связи
школы
и
семьи
в
воспитании
и
образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление
нравственных
аспектов
школьной
жизнедеятельности
детей
и
молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие
у
школьников
опыта
формального
и
неформального
общения
со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями
и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-
воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии
детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по
следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное
участие
родителей
в
организации
различимых
форм
совместной внеурочной работы с детьми;
развитие
сотрудничества
родителей
с
учителями
и
детьми
в
учебно-
познавательной, исследовательской
деятельности
в
школе
и
в
домашних
условиях и др.;
оказание
помощи
школе
в
ремонте
и
оборудовании
помещений
для
внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов
и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на
обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей
(в
том
числе
этнокультурных),
интересов
образовательных
учреждений,
субъектов Российской Федерации.
Для
реализации
в
школе
доступны
следующие
виды
внеучебной
деятельности:
1. Игровая деятельность;
2. Познавательная деятельность;
3. Проблемно-ценностное общение;
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. Художественное творчество;
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7. Трудовая (производственная) деятельность;
8. Спортивно-оздоровительная деятельность;
9. Краеведческая деятельность.
Методы и средства внеурочной деятельности -
это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием,
формой внеурочной деятельности:
1.
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по
данному вопросу,
2.
упражнение,
3.
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
4.
методы игры в различных вариантах,
5.
составление плана и т.д.
Данные
мероприятия
всегда
имеют
положительное
влияние,
формируют
позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с
жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными
партнёрами ОУ. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей
на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как
милосердие,
сострадание, умение
понять
и
принять
и
др.
Эти
факторы
развития компетентности учащихся.