Напоминание

Организация внеурочной деятельности младших школьников.


Автор: Арданова Дулма Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ С(К)ОШИ V вида
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад
Тема: Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация внеурочной деятельности младших школьников.

В

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО)

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования

реализуется

образовательным

учреждением,

в

том

числе,

и

через

внеурочную

деятельность.

Внеурочная

деятельность

способствует

более

разностороннему

раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся

рассмотреть на уроке. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой,

познавательной,

спортивной,

трудовой,

игровой

обогащает

опыт

коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в

своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного

процесса

и

одной

из

форм

организации

свободного

времени

учащихся.

Внеурочная

деятельность

понимается

сегодня

преимущественно

как

деятельность,

организуемая

во

внеурочное

время

для

удовлетворения

потребностей

учащихся

в

содержательном

досуге,

их

участии

в

самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,

конференций,

диспутов,

КВНов,

викторин,

праздничных

мероприятий,

классных

часов,

школьных

научных

обществ,

олимпиад,

соревнований,

поисковых

и

научных

исследований

и

т.д.

Посещая

кружки

и

секции,

учащиеся

прекрасно

адаптируются

в

среде

сверстников,

благодаря

индивидуальной

работе

руководителя, глубже

изучается

материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие

способности,

как

организаторские,

творческие,

музыкальные,

что

играет

немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные

занятия

должны

направлять

свою

деятельность

на

каждого

ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в

обществе

социального

опыта

и

формирования

принимаемой

обществом

системы

ценностей,

создание

условий

для

многогранного

развития

и

социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,

интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,

творчески

растущей

личности, с

формированной

гражданской

ответственностью

и

правовым

самосознанием, подготовленной

к

жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую

практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся

совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками,

семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.

Развитие

навыков

организации

и

осуществления

сотрудничества

с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих

проблем.

5.

Воспитание

трудолюбия,

способности

к

преодолению

трудностей,

целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)

- для

формирования здорового образа жизни.

7.

Создание

условий

для

эффективной

реализации

основных

целевых

образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное

время.

8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной

работы в школе.

9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное

от учёбы время.

10. Организация информационной поддержки учащихся.

11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга

учащихся.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

Работа спортивных секций по футболу, лёгкой атлетике и др.

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых

стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физминуток.

Участие в школьных и городских спортивных соревнованиях.

2. Художественно-эстетическое:

Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих

работ учащихся;

Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,

культуре поведения и речи;

Работа кружков декоративно-прикладного искусства;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на

уровне школы, города.

3. Научно-познавательное:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и

др.

Внеурочная деятельность: «Умники и умницы», «Занимательная грамматика»,

«Культура добрососедства»

4. Духовно-нравственное:

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

Выставки рисунков.

Тематические классные часы;

Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

Конкурсы рисунков;

Конкурсы чтецов;

5. Общественно-полезное:

Проведение субботников;

Разведение комнатных цветов.

Акция «Спаси дерево».

Акция «Живая ель».

Трудовые десанты

6. Проектная деятельность:

Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города,

области.

Разработка проектов к урокам.

Научно-практическая деятельность «Я - исследователь»

Условия реализации внеурочной деятельности:

Для успешной реализации необходимо выполнение ряда условий:

конкретное планирование деятельности,

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

педагогические условия,

материально-техническое обеспечение.

Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во

внеурочное время.

методические пособия,

интернет-ресурсы,

мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение:

выбор

оптимальных

условий

и

площадок

для

проведения

различных

мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран и др.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью

сотрудничества учителей

и

родителей

является

создание

неформальной

дружеской

атмосферы

жизнедеятельности

школьников,

осуществление

эффективной

связи

школы

и

семьи

в

воспитании

и

образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

усиление

нравственных

аспектов

школьной

жизнедеятельности

детей

и

молодежи;

гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

развитие

у

школьников

опыта

формального

и

неформального

общения

со взрослыми;

освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями

и детьми;

оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-

воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии

детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по

следующим направлениям (содержание сотворчества):

непосредственное

участие

родителей

в

организации

различимых

форм

совместной внеурочной работы с детьми;

развитие

сотрудничества

родителей

с

учителями

и

детьми

в

учебно-

познавательной, исследовательской

деятельности

в

школе

и

в

домашних

условиях и др.;

оказание

помощи

школе

в

ремонте

и

оборудовании

помещений

для

внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов

и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на

обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей

том

числе

этнокультурных),

интересов

образовательных

учреждений,

субъектов Российской Федерации.

Для

реализации

в

школе

доступны

следующие

виды

внеучебной

деятельности:

1. Игровая деятельность;

2. Познавательная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение;

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. Художественное творчество;

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7. Трудовая (производственная) деятельность;

8. Спортивно-оздоровительная деятельность;

9. Краеведческая деятельность.

Методы и средства внеурочной деятельности -

это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием,

формой внеурочной деятельности:

1.

беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по

данному вопросу,

2.

упражнение,

3.

поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4.

методы игры в различных вариантах,

5.

составление плана и т.д.

Данные

мероприятия

всегда

имеют

положительное

влияние,

формируют

позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с

жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными

партнёрами ОУ. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей

на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как

милосердие,

сострадание, умение

понять

и

принять

и

др.

Эти

факторы

развития компетентности учащихся.



В раздел образования