Напоминание

Проектная деятельность младших школьников


Автор: Чернецкая Татьяна Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В современном обществе все больше возрастает потребность в людях, способных

творчески подходить к любым изменениям в жизни, нетрадиционно и качественно решать

существующие

проблемы. Конкурентоспособная

личность

формируется

уже

в

начальной

школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в условиях

современного образования заключается в деятельностных формах и методах обучения, т.е.

групповых,

игровых,

ролевых,

практико-ориентированных,

проблемных,

рефлексивных.

Именно

с

их

помощью

можно

решить

важнейшие

задачи,

которые

выдвигает

перед

образованием современная действительность. Школа должна стать первым опытом ребёнка в

образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил.

На мой взгляд, одним из современных педагогических средств развития совокупных

взаимосвязанных

качеств

личности

(знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности)

является

проектная

деятельность. Проектная

деятельность

это

активная

творческая

деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на

получение заранее прогнозируемого продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления,

умение

увидеть,

сформулировать и решить проблему. Метод проектов предполагает решение поставленной

проблемы.

А

решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности

разнообразных

методов,

средств

обучения,

а

с

другой,

-

необходимость

интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники,

технологии, творческих областей.

Младший

школьный

возраст

является

начальным

этапом

вхождения

в

проектную

деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В проектную деятельность

школьников

следует

включать

постепенно,

начиная

с

1

класса.

Сначала

рассматривать

доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся вполне способны с интересом

выполнить

довольно

сложные проекты. Проектную

деятельность

можно

использовать

на

любом уроке, но наиболее благоприятные учебные дисциплины для организации проектной

деятельности младших школьников можно выделить следующие: технология, изобразительное

искусство, окружающий мир, литературное чтение. Помимо обучения, воспитания и развития

учащихся

проектная

деятельность

помогает

выполнить

важную

дидактическую

задачу,

а

именно снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-

научной

и

гуманитарной.

Особенно

важны

в

этом

интегрированные

проекты,

которые

выполняются

на

основе

технологии

и

таких

школьных

дисциплин,

как

математика,

природоведение, русский язык, литературное чтение и др.

Причем учителя начальных классов

располагают для этого наибольшими возможностями.

Важным условием проектной деятельности должно быть наличие заранее выработанных

представлений

о

конечном

продукте

деятельности.

Также

необходимо

разработать

этапы

проектирования: выработать концепцию, определить цели и задачи проекта, доступные и

оптимальные

ресурсы

деятельности,

создать

план,

программу

и

продумать

организацию

деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов

деятельности.

Приступая к организации проектной деятельности в начальных классах, следует учесть,

что большинство младших школьников еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы

зависят от различных ситуаций. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению

надо немедленно, пока у детей не угас интерес. Успех в данной работе во многом зависит от

правильности

выбора

темы

проекта.

При

выборе

темы

проекта

необходимо

учитывать

следующее:

тема

должна

быть

оригинальной,

интересной

ребенку,

увлекать

его,

можно

использовать элемент неожиданности, необычности. При этом тема должна быть выполнимой

относительно в короткие сроки и своим решением приносить реальную пользу участникам

проекта. Так же, выбирая тему, необходимо учитывать возможный уровень решения проблемы,

желание ребенка, возможность учителя и исследовательской базы.

При организации проектной деятельности очень важна роль учителя, как помощника. Для

развития творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания

особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Учащиеся должны

чувствовать, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с

окружающими и что оно будет доброжелательно принято.

Учитель

консультирует,

помогает

в

выборе

проекта,

наблюдает

за

ходом

работы

учащихся, оказывает помощь отдельным учащимся в стимулировании их учебно-трудовой

деятельности, поддерживает рабочую обстановку в классе, анализирует и обобщает работы

учащихся, оценивает творческие проекты на каждом этапе работы.

В младшем школьном возрасте проектная деятельность обладает рядом отличительных

особенностей качественного характера. Технология – особая учебная дисциплина, которая

предполагает

исследовательскую

и

творческую

созидательную

деятельность.

Учащиеся

знакомятся с различными материалами и их свойствами, изготовляют изделия из разных

материалов

в

различных

техниках.

Только

в

младшей

школе,

образовательная

область

«Технология»

интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим

учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном

этапе. Этот учебный предмет формирует трудолюбие и ведет к осознанию труда как ценности,

активизирует развитие основных личностных новообразований возраста.

Включение

младших

школьников

в

проектную

деятельность

часто

сопровождается

определенными трудностями, т.к. и для учителей, и для учащихся это явление новое. Впервые в

проектной

деятельности

многие

школьники

при

проектировании

вынуждены выйти

из

привычной образовательной среды.

Обсуждение предстоящего проекта (выбор темы, обоснование принятого решения) также

вызывает

затруднения.

Школьники, привыкшие к репродуктивной деятельности, с неуве-

ренностью вступают в дискуссии, но данное затруднение снимается при включении учителем

методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.

Когда школьники впервые овладевают опытом проектной деятельности, они постоянно

обращаются к алгоритму обдумывания. К концу обучения в младшей школе практически все

учащиеся овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой

проектной деятельности, и переносить эти умения на другие виды деятельности. В тоже время,

овладение

опытом

проектной

деятельности способствует развитию всех сторон личности,

трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает вли яние

на познавательную сферу. Внедрение проектной деятельности на уроках технологии способствует

плавному

и

правильному

развитию

личности

ребёнка.

Уроки

технологии,

на

которых

используются

элементы

проектной

деятельности,

обеспечивают

интеллектуализацию

технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для

них

трудовыми операциями,

но

и

учат

рассуждать,

принимать

решения, осуществлять

интеллектуальный поиск, т.е. соответствуют стандартам

развивающего

обучения. Поэтому

учителя могут использовать метод творческих проектов не только на занятиях по технологии,

но и в процессе преподавания других учебных дисциплин, а

сами проекты могут носить

междисциплинарный характер, что делает усвоение знаний более прочным, осознанным.

Основная цель проектного обучения может быть достигнута только тогда, когда для

этого

существуют

определенные

условия

реализации

детского

творчества:

это

и

четко

разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей младшего школьника

и его интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации

детского творчества, и творческий потенциал учителей.

Итогом

данной

работы

будет

положительный

развивающий

эффект

проектной

деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр

интересов к содержанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или

иных учебных задач.

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 15» г. Прокопьевска

Чернецкая Татьяна Алексеевна



В раздел образования