Напоминание

Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.


Автор: Замараева Наталья Леонидовна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г.Сарапул
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее образование





Назад




Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи

в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.

В старших классах специальной (коррекционной) школы на уроках

чтения,

письма

и

развития

речи

актуальной

является

проблема

низкого

уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в

силу

разных

обстоятельств:

незрелости

эмоционально-волевой

сферы,

функциональной

недостаточности

ряда

высших

психических

функций,

слабого

развития

желания

и

умения

учиться.

В

целях

устранения

и

предупреждения

таких

явлений

на

уроке,

как

утомление,

рассеянное

внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие

реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи

специальные

упражнения

для

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся.

Это

так

называемые

развивающие

минутки.

Они

занимают

совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах

урока.

Их

отбор

никогда

не

бывает

случайным.

Необходимым

условием

является связь развивающей минутки с задачами данного урока.

Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.

1. Разговорная минутка.

Она

направлена

на

развитие

навыков

общения

у

школьников

с

нарушениями

интеллекта:

умение

слушать

других,

планировать

и

реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на

разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает

живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями,

впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока,

начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения

в тему урока.

Например:

-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?

-Почему на перемене плакал маленький Артём? Что вы сделали, чтобы

утешить его?

2.

Разминки-хитринки.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к

слову, орфографической зоркости.

Варианты заданий.

Игра «Третий лишний».

-Определите,

какое

слово

лишнее: на

кроват… , из

морковк. . . , в

тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по

падежу – из морковки).

Игра «Вспоминай-ка!».

-Назовите

одушевлённые существительные,

обозначающие

названия

животных,

в

которых

есть

сочетания

ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ?

Прилагательные?

Кто

больше?

(Ёжик , чай к а , жир а ф , щук а ; жирный,

широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К

разминкам-хитринкам

также

можно

отнести

применение

всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила

и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной)

школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.

Например, к теме «Имена числительные»:

-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных.

Прочитайте его.

5ь – 20ь, 30ь

5ь0 – 8ь0

5ь00 – 9ь00

-Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона,

пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

3. Поэтическая минутка.

Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у

детей

умения

слушать

и

понимать

стихотворную

речь,

формирования

образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Варианты применения.

Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова

«Дачники»

(5-ый

класс)

можно

дополнить

слушанием

стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».

На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных

по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-

шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».

Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем

наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у

учителя

сохранялась

возможность

улавливать

малейшие

эмоциональные

реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом

можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.

Например,

к

стихотворению

Э.Асадова

«Стихи

о

рыжей

дворняге»

вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут

быть такими:

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять

существительные?

-А какие бы названия падежей придумали бы вы?

4.

Эмоциональная зарядка.

Это

выразительное

чтение

всеми

учащимися

одновременно

ярких

высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой

декламации,

внимания,

эмоциональной

сферы

учащихся.

Учитель

дирижирует

произносительным

оркестром,

дети

с

увлечением

повторяют

слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся

выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).

Образцы высказываний.

o

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,

это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в

руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

(И.Тургенев)

o

Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что

словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами

сражаются,

словами

любят,

словами

ненавидят,

словами

убивают,

словами

помогают

и

творят

величайшие

дела

в

истории человечества.

(К.Станиславский)

o

Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то

пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.

(К.Паустовский)

o

Русский

народ

создал

русский

язык,

яркий,

как

радуга

после

весеннего

ливня,

меткий,

как

стрела,

певучий

и

богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Толстой)

o

Дивишься

драгоценности

нашего

языка:

что

ни

звук,

то

и

подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное

название ещё драгоценнее самой вещи.

(Н.Гоголь)

o

Нам

дан

во

владение

самый

богатый,

меткий,

могучий

и

поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей

стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Паустовский)

5. Двигательная минутка.

Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет

быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой

класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и

назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа -

бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе

закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с

безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

6.

Музыкальная встреча.

На

уроках

чтения,

письма

и

развития

речи

в

старших

классах

специальной

(коррекционной)

школы

мы

широко

используем

образцы

классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др.

композиторов),

а

также

звуки

живой

природы

(пение

птиц,

журчание

ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные

возможности,

пробуждает

лучшие

стороны

их

души,

обладает

здоровьесберегающим эффектом.

Варианты применения.

При

работе

над

произведением

К.Паустовского

«Корзина

с

еловыми

шишками»

(6-ой

класс)

в

качестве

музыкальной

иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.

К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш

Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими

иллюстрациями

будут

отрывки

из

одноименной

оперы

Н.Римского-Корсакова.

При

написании

самостоятельной

работы

положительный

настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее

пение птиц.

7.

Минутка прикладного творчества.

Это

включение

в

урок

чтения,

письма

и

развития

речи

элементов

предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки,

конструирования).

Такая

работа

может

проводиться

в

разных

формах

(индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она

способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики

учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их

эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание

(как

правило,

иллюстраций

к

литературным

произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно

рисование

(портрет

персонажа

литературного

произведения,

портрет

Имени

Существительного…)

Используются

разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц:

простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки,

акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.

o

Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).

-Какое время года изображает музыка?

-Придумайте для неё название.

-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.

o

«Утро» (Э.Григ).

-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.

-Какую

часть

суток

изобразил

Э.Григ

в

своей

музыкальной

композиции?

o

«Марш Черномора» (М.Глинка).

-Представьте себе колдуна Черномора.

-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа

поэмы.

-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?

5.Обрывная аппликация.

Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у

которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой

класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета

разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.

Задания:

-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина…

Итак,

развивающие

минутки

являются

действенным

средством

совершенствования

памяти,

внимания,

речи,

мышления,

воображения,

эмоционально-волевой

сферы,

мелкой

моторики

старшеклассников

с

нарушениями

интеллекта,

способствуют

реализации

принципа

коммуникативной

направленности

в

обучении,

повышению

речевой

мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие

минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников

на

усвоение

учебного

материала,

повышают

познавательную

активность

учащихся

на

уроках

чтения,

письма

и

развития

речи

в

специальной

(коррекционной) школе, пробуждают их интерес к русскому языку и служат

более успешной реализации коррекционных целей обучения.

Литература.

1.

Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в

специальной

(коррекционной)

школе.

М.:

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2004.

2.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского

языка. – М.: Просвещение, 1995.

3.

Ушакова

О.Д.

Пословицы,

стихи

и

загадки

о

русском

языке:

Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.



В раздел образования