Автор: Замараева Наталья Леонидовна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г.Сарапул
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее образование
Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи
в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
В старших классах специальной (коррекционной) школы на уроках
чтения,
письма
и
развития
речи
актуальной
является
проблема
низкого
уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в
силу
разных
обстоятельств:
незрелости
эмоционально-волевой
сферы,
функциональной
недостаточности
ряда
высших
психических
функций,
слабого
развития
желания
и
умения
учиться.
В
целях
устранения
и
предупреждения
таких
явлений
на
уроке,
как
утомление,
рассеянное
внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие
реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи
специальные
упражнения
для
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся.
Это
так
называемые
развивающие
минутки.
Они
занимают
совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах
урока.
Их
отбор
никогда
не
бывает
случайным.
Необходимым
условием
является связь развивающей минутки с задачами данного урока.
Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.
1. Разговорная минутка.
Она
направлена
на
развитие
навыков
общения
у
школьников
с
нарушениями
интеллекта:
умение
слушать
других,
планировать
и
реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на
разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает
живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями,
впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока,
начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения
в тему урока.
Например:
-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?
-Почему на перемене плакал маленький Артём? Что вы сделали, чтобы
утешить его?
2.
Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к
слову, орфографической зоркости.
Варианты заданий.
Игра «Третий лишний».
-Определите,
какое
слово
лишнее: на
кроват… , из
морковк. . . , в
тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по
падежу – из морковки).
Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите
одушевлённые существительные,
обозначающие
названия
животных,
в
которых
есть
сочетания
ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ?
Прилагательные?
Кто
больше?
(Ёжик , чай к а , жир а ф , щук а ; жирный,
широкий, чужой, частый, чудесный и др.).
К
разминкам-хитринкам
также
можно
отнести
применение
всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила
и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной)
школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.
Например, к теме «Имена числительные»:
-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных.
Прочитайте его.
5ь – 20ь, 30ь
5ь0 – 8ь0
5ь00 – 9ь00
-Какие слова зашифрованы в ребусах?
Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона,
пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.
-Попробуйте сами придумать подобные слова.
3. Поэтическая минутка.
Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у
детей
умения
слушать
и
понимать
стихотворную
речь,
формирования
образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.
Варианты применения.
Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова
«Дачники»
(5-ый
класс)
можно
дополнить
слушанием
стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».
На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных
по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-
шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».
Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем
наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у
учителя
сохранялась
возможность
улавливать
малейшие
эмоциональные
реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом
можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.
Например,
к
стихотворению
Э.Асадова
«Стихи
о
рыжей
дворняге»
вопросы могут быть следующими:
-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?
-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?
-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?
А к стихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут
быть такими:
-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?
-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять
существительные?
-А какие бы названия падежей придумали бы вы?
4.
Эмоциональная зарядка.
Это
выразительное
чтение
всеми
учащимися
одновременно
ярких
высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой
декламации,
внимания,
эмоциональной
сферы
учащихся.
Учитель
дирижирует
произносительным
оркестром,
дети
с
увлечением
повторяют
слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся
выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).
Образцы высказываний.
o
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в
руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
(И.Тургенев)
o
Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что
словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами
сражаются,
словами
любят,
словами
ненавидят,
словами
убивают,
словами
помогают
и
творят
величайшие
дела
в
истории человечества.
(К.Станиславский)
o
Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то
пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.
(К.Паустовский)
o
Русский
народ
создал
русский
язык,
яркий,
как
радуга
после
весеннего
ливня,
меткий,
как
стрела,
певучий
и
богатый,
задушевный, как песня над колыбелью.
(А.Толстой)
o
Дивишься
драгоценности
нашего
языка:
что
ни
звук,
то
и
подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное
название ещё драгоценнее самой вещи.
(Н.Гоголь)
o
Нам
дан
во
владение
самый
богатый,
меткий,
могучий
и
поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку.
(К.Паустовский)
5. Двигательная минутка.
Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет
быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.
Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой
класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и
назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа -
бросает тому, кто знает.
По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе
закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с
безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.
6.
Музыкальная встреча.
На
уроках
чтения,
письма
и
развития
речи
в
старших
классах
специальной
(коррекционной)
школы
мы
широко
используем
образцы
классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др.
композиторов),
а
также
звуки
живой
природы
(пение
птиц,
журчание
ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные
возможности,
пробуждает
лучшие
стороны
их
души,
обладает
здоровьесберегающим эффектом.
Варианты применения.
При
работе
над
произведением
К.Паустовского
«Корзина
с
еловыми
шишками»
(6-ой
класс)
в
качестве
музыкальной
иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш
Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими
иллюстрациями
будут
отрывки
из
одноименной
оперы
Н.Римского-Корсакова.
При
написании
самостоятельной
работы
положительный
настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее
пение птиц.
7.
Минутка прикладного творчества.
Это
включение
в
урок
чтения,
письма
и
развития
речи
элементов
предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки,
конструирования).
Такая
работа
может
проводиться
в
разных
формах
(индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она
способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики
учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их
эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1.Раскрашивание
(как
правило,
иллюстраций
к
литературным
произведениям).
2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3.Собственно
рисование
(портрет
персонажа
литературного
произведения,
портрет
Имени
Существительного…)
Используются
разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц:
простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки,
акварель, гуашь и пр.
4.Рисование музыки.
o
Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).
-Какое время года изображает музыка?
-Придумайте для неё название.
-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.
o
«Утро» (Э.Григ).
-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
-Какую
часть
суток
изобразил
Э.Григ
в
своей
музыкальной
композиции?
o
«Марш Черномора» (М.Глинка).
-Представьте себе колдуна Черномора.
-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа
поэмы.
-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?
5.Обрывная аппликация.
Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у
которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой
класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета
разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.
6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.
Задания:
-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина…
Итак,
развивающие
минутки
являются
действенным
средством
совершенствования
памяти,
внимания,
речи,
мышления,
воображения,
эмоционально-волевой
сферы,
мелкой
моторики
старшеклассников
с
нарушениями
интеллекта,
способствуют
реализации
принципа
коммуникативной
направленности
в
обучении,
повышению
речевой
мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие
минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников
на
усвоение
учебного
материала,
повышают
познавательную
активность
учащихся
на
уроках
чтения,
письма
и
развития
речи
в
специальной
(коррекционной) школе, пробуждают их интерес к русскому языку и служат
более успешной реализации коррекционных целей обучения.
Литература.
1.
Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в
специальной
(коррекционной)
школе.
–
М.:
Гуманит.
изд.
центр
ВЛАДОС, 2004.
2.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского
языка. – М.: Просвещение, 1995.
3.
Ушакова
О.Д.
Пословицы,
стихи
и
загадки
о
русском
языке:
Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.