Напоминание

Формирование звукопроизношения с использованием элементов биоэнергопластики


Автор: Егорова Елена Александровна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование звукопроизношения с использованием элементов биоэнергопластики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование звукопроизношения с использованием элементов

биоэнергопластики.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является

увеличение количества детей с речевой патологией. В литературе последних лет описаны

приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С.,

Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией –

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и

моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти руки. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела,

совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,

раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение

биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по

стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука

ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение,

сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у

детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с

доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети –

левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет

артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук

имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая

гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением

упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом

двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта

методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики,

поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные

структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного

мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила,

равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более

высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной

системы.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей

кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать

контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость

обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах

постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Ко всем

классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных

звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как

работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он

это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности

выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

Недопустима малейшая небрежность. Общие упражнения выносятся во фронтальные

формы работы. Проводить ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и

после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество

упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в

речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой

фронтальных занятий

Я использовала элементы биоэнергопластики при формировании

звукопроизношения на фронтальных и индивидуальных занятиях. Мною были

предложены движения кисти, показывающие положение языка при произнесении того или

иного звука. При анализе артикуляционной позы рассматривается положение всех органов

артикуляции. Наибольшую трудность у детей вызывает положение языка и способность к

переключению с одной артикуляционной позы на другую. Сопутствующее движение

кистью помогают ребенку сориетироваться, закрепить, автоматизировать правильное

положение органов артикуляции, особенно, если у ребенка возникают трудности с

дифференциацией звука. При произнесении гласных язык спокойно лежит на дне ротовой

полости и его положение схематически можно обозначить горизонтально расположенной

ладонью. Звуки (С), (З) – язык упирается в нижние зубы. На схеме – изогнутая ладонь,

направленная вниз. Звуки (Ш), (Ж) – язык в форме «чашечки», поднят вверх к нёбу. На

схеме – кисть руки вогнутая, направленная вверх. Звук (р) – прямая ладонь направлена

вверх, звук (Л) – прямая ладонь отклонена на 45 градусов. (Схемы представлены).

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают

детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения

для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и

пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные

возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой

вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к

выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни

дети не видят свою артикуляцию и позволяет сделать вывод о целесообразности

применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями

речи.

Литература:

1.

О.И, Крупенчук Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. С. –П., Литера, 2013

2.

Н.В, Новотворцева Развитие речи детей. Ярославль, 1998.

3.

А.Л.Сиротюк Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001

4.

Л.С.Цветкова Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-

Центр, 1998

Индивидуальное логопедическое занятие.

Подготовительная группа.

Тема:

«Формирование звукопроизношения с использованием элементов

биоэнергопластики. Дифференциация звуков С- Ш»

Провела: учитель – логопед

МАДОУ д\с №8 г. Окуловка

Егорова Е. А.

Окуловка, 2018

Задачи:

Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звуков (С), (Ш),

подкрепляя определенными движениями кисти.

Упражнять в правильном произнесении звуков (С) и (Ш) в слогах, словах и

чистоговорке, используя элементы биоэнергопластики.

Развивать фонематический слух.

Закреплять умение различать звуки (С) - (Ш) на слух и в произношении по

картинкам.

Закреплять умение преобразовывать слоги, заменяя один дифференцируемый звук

другим.

Формировать умение согласовывать существительные с дифференцируемыми

звуками с числительными.

Закреплять умение произносить правильно чистоговорки, содержащие данные

звуки.

1.

Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша. Она была очень

расстроена и плакала, так как дети не могли правильно рассказать чистоговорку

про Сашу: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Я успокоила Сашу и сказала, что

наши дети умеют проговаривать такие чистоговорки. Мы покажем это в конце

занятия. А начнем с разминки. (Выполняется на ковре).

Фонетическая ритмика.

- И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

опущены.

- Вдох, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным,

слегка давящим движением при одновременном произнесении (С). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз).

- И.П.: встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти

опущены.

- Вдох, поднять руки вперед и вверх плавно, произнося (Ш). Движение

слегка напряженное, длительное. (Повторяем несколько раз). Переходим за столы.

2.

- Разминка закончена. Давай посмотрим на доску и вспомним, как правильно

произносится звук (С) и звук (Ш). (На доске картинки: льется вода из шланга – (С), змея

шипит – (Ш), также артикуляционные профили и модели-символы движения кисти руки,

обозначающие положение языка при артикуляции). Перед детьми на столах стоят зеркала.

- Посмотрите на первый ряд, скажите с помощью картинок и схем какой звук мы

будем произносить? (Звук (С)). Давайте вспомним характеристику этого звука: согласный,

твердый, глухой.

- Как мы его произносим? (Губы «улыбаются», язычок упирается «мостиком» в

нижние зубки). Дети произносят, следят за артикуляцией в зеркале.

- Давай покажем с помощью кисти руки и произнесем звук: СССССС

(сопровождается движением округлой изогнутой вниз кисти руки, показывающей нижнее

положение языка при артикуляции звука).

- А теперь посмотри на второй ряд. Какой звук будем произносить? (Такая же

работа проводится со звуком (Ш). Дается его характеристика. Артикуляция перед

зеркалом. Сопровождается движением вверх прогнутой кисти руки, символизирующей

верхнее положение языка при произнесении звука).

- Молодцы! Саша улыбается, она рада, что вы так хорошо выполнили это задание.

3. - А теперь будьте внимательны. Послушайте и повторите слоговые цепочки с

этими звуками. Когда встретится звук (С) – опускайте руку вниз, а когда услышите звук

(Ш) – поднимайте вверх:

Са-со-су

Ши-ша-шо

Су-сы-са

Шо-шу-ши

Су-су-шу

Сы-ши-ши

Дети по очереди повторяют слоговые цепочки.

4. - Следующее упражнение мы немного усложним: я буду называть слог со звуком

(С) или (Ш), а вы должны заменить его. (Использую вспомогательное движение кистью)

Са – ша аш – ас шо – со ос - ош

Су – шу уш – ус ши – сы ыс – ыш

5. – Вы хорошо справились с этим упражнением. Давайте теперь поиграем. Саша

принесла нам картинки. Я буду показывать, а вы с помощью руки обозначать имеющийся

в названии звук и называть его: шуба, сумка, подушка, насос, кошка, стакан, шишка,

пылесос……(Дети выполняют задание, логопед по необходимости помогает им).

6. - Очень хорошо. Вспомним упражнение «1 -2 -5» со словами: шишка, сосна,

шашки, насос. (Выполнение подкрепляется соответствующими движениями кисти).

7. – Мы с вами потренировались, выполнили много упражнений и подошли к

чистоговорке. Сначала проговорим вместе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(обращается внимание на дифференцируемые звуки, используется рука). Затем следует

проговаривание детьми с опорой, возможно и без всякой помощи, если звуки

дифференцированы верно.

8. Подведение итогов занятия.

Вы – молодцы! Благодарю вас за работу. Подошло к концу наше занятие. Какие

звуки мы различали? (С-Ш). Научились вы проговаривать чистоговорку? Как вы думаете,

понравилось ли Саше? (дети высказывают свое впечатление от занятия).



В раздел образования