Автор: Хоткевич Елена Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: город Донской,Тульская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей, способствующие успешной коррекционно - воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Раздел: дошкольное образование
Представление опыта работы на тему:
«Формы взаимодействия учителя – логопеда и
родителей, способствующие успешной коррекционно -
воспитательной работе с детьми с речевыми
нарушениями»
Подготовила: учитель – логопед Хоткевич Елена Николаевна первая
квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18» города Донской
Мой девиз в работе с родителями:
«Я готова работать вместе с Вами, но не вместо Вас!»
«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет
роль родителей в коррекционном процессе.
Конструктивное взаимодействие
с
родителями –
один
из
краеугольных
камней
успешной
деятельности учителя-логопеда.
Ещё
Сухомлинский
говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том
случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в
свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.
Важно
найти
такую
форму
общения
с
семьей,
при
кото р о й
возможны взаимопонимание, взаимопомощь в
решении
сложных
задач
воспитания, обучения, коррекции.
Из своего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного
обучения
во
многом
определяется
тем,
насколько
чётко
организуется
преемственность в работе учителя - логопеда и родителей.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах
речевого развития детей. Для учителя - логопеда важно приобщить родителей
к коррекционной работе, ознакомить с приёмами обучения и развития речи,
помочь родителям увидеть актуальную проблему ребёнка, убедить в том, что
необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Работа по взаимодействию учителя – логопеда и родителей по речевому
развитию детей проходит в 3 этапа:
I этап – подготовительный (информационно-аналитический)
1. В сентябре провожу мониторинг речевого развития воспитанников.
Обязательно
знакомлю
родителей
с
его
результатами.
Заполняю
речевые
карты на каждого ребёнка и с учётом выявленных проблем речи составляю
индивидуальный план работы.
2. Провожу анкетирование родителей (законных представителей).
Узнаю уровень педагогических знаний мам и пап, наличие навыков работы
по
преодолению
речевых
нарушений
в
условиях
семьи. При
анализе
ответов,
оцениваю
понимание
проблем
ребёнка родителями.
На
основе
собранных данных, вырабатываю примерную тактику своего общения с
каждым родителем.
II этап - основной
На данном этапе анализирую полученную информацию,
составляю план взаимодействия с семьёй на учебный год.
Подробнее остановлюсь на более эффективных формах работы,
которые я использую в своей работе:
1. Беседа
Самая распространённая форма общения с родителями – беседа, ею
пользуются все учителя - логопеды без исключения и она позволяет быстро
установить контакт и доверительные отношения.
2. Индивидуальные консультации
Провожу консультации в соответствии с планированием. Тематику
консультаций определяю на весь учебный год. Консультации должны быть
предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный
материал. Наиболее актуальные темы для консультаций: «Выполнение
домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних
условиях», «Развитие связной речи у детей», «Знакомство с проведением
артикуляционных упражнений» и др.
При
использовании
данной
формы
работы
можно
назвать
положительные моменты: на индивидуальных консультациях можно более
подробно
остановиться
на
структуре
нарушений
конкретного
ребёнка,
познакомить
родителя
с
методами
и
формами
работы
по
преодолению
дефекта, объяснить необходимость работы дома. Главный принцип в работе с
родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или
прочитать». Недостатки проявляются в том, что родители редко планируют
эти
встречи.
Чаще
инициатором
выступаю
я.
Родители
же
считают
возможным задавать свои вопросы на ходу, стоя в приёмных групповых
комнатах и т.п. При предложении перенести разговор в кабинет, просят
перенести его на другое время и могут на него не прийти, ссылаясь на
занятость.
3. Родительские собрания
Провожу групповые родительские собрания в начале, середине и в конце
учебного
года.
К преимуществам
данной
формы
относится
групповой
характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать
свои
вопросы,
а
неактивные
родители
смогут
услышать
полезную
информацию
и
ответы
на
вопросы,
заданные
другими
участниками
собрания.
Кроме
того,
на
родительских
собраниях
использую
демонстрацию
тематических презентаций, где доступно освещаю важные вопросы. Вместе с
тем
данная
форма
имеет
и
свои недостатки: не 100% явка родителей на
собрание;
на
собрание
может
прийти
не
родитель,
а
бабушка-
дедушка,
которые редко будут общаться с ребенком с целью коррекции речи; всегда в
родительском сообществе имеются люди, предпочитающие беседу о своих
проблемах с глазу на глаз.
4. Информационные стенды, папки – передвижки
Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной
информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть
информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её
зрительно. Единственный недостаток этой формы в том, что
некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают
представленный материал, ссылаясь на занятость.
5. Открытые занятия, дни открытых дверей, досуги
«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой
взаимодействия,
имея
свои
«плюсы».
При
организации
данной
формы
родители могут лично увидеть, как отрабатывать ту или иную тему. Но здесь
есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в утреннее время
будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на
своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет
фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу
охраны здоровья детей.
6. Семинары – практикумы, мастер-классы
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя
новую,
полезную
информацию,
попрактиковаться
в
практическом
выполнении
тех
или
иных
заданий
под
чутким
руководством
учителя
-
логопеда.
Например,
в
выполнении
артикуляционной
гимнастики,
дыхательной
гимнастики,
пальчиковой
гимнастики,
попробовать
на
себе
некоторые виды пособий, которые я использую на занятиях. Как правило,
такие практикумы имеют у родителей положительные отзывы, позволяют
лучше понять специфику работы.
7. Памятки для родителей, информационные листы, буклеты
Их я распечатываю и раздаю на консультациях, либо вклеиваю в тетради
детей. Положительные моменты в том, что эта форма предполагает 100%
охват
семей,
наглядность
преподнесения
методического
материала,
возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в
домашних условиях. Однако, как отрицательный момент можно отметить
невозможность
контроля
за
усвоением
материала
родителями
и
использованием их для игр и упражнений с детьми.
8. Логопедические тетради воспитанников
В
тетрадях,
записываю
или
вклеиваю
домашние
задания.
Если
домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников.
«Плюсы» данной формы в том, что практические задания положительно
работают на коррекцию речевых дефектов. К «минусам» можно отнести
желание
некоторых
родителей
не
помогать
своим
детям
в
выполнении
заданий
учителя-логопеда,
и
полная
замена
действий
ребенка
своими
(родители сами пишут, сами рисуют).
Все
вышеперечисленные
формы
взаимодействия
с
родителями,
безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить,
что темп жизни диктует нам свои правила.
Высокая
занятость
обоих
родителей,
статус
родителя-
одиночки,
наличие в семье младшего (новорожденного) ребёнка и отсутствие в семье
других
свободных
членов
семьи,
осложняют
непосредственный
контакт
учителя
-
логопеда
с
законными
представителями
воспитанников.
У
родителей
не
всегда
есть
время
для
того,
чтобы
прийти
в
ДОУ
на
консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми
методами и формами работы дома. Использование современных технологий
коммуникации
и
взаимодействия
не
могут
полностью
заменить
живое
общение, но в разумных пределах становится эффективной формой работы.
9. Консультации по телефону
Я
пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у
родителей
или
донести
до
них
определённую
информацию.
Как
положительный фактор можно назвать простоту, доступность, оперативность.
Недостаток же просматривается в том, что эта форма взаимосвязи лишена
подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения
информации.
10.
Взаимодействие
с
родителями
через
сеть
интернет личную
электронную почту, через сайт ДОУ, где есть моя страничка.
Пересылаю
родителям
презентации,
ссылки
на
информационные
ресурсы,
статьи
и
прочее.
Бесспорным
преимуществом
его
является
доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный
сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с
методами,
формами
работы
дома,
рабочими
материалами,
интересными
методическими пособиями и многим другим.
1 1 . Взаимодействие
с
родителями
через
информационно
–
просветительскую газету «Вести из Росинки».
Нововведением
этого
года
является
выпуск
информационно
–
просветительской газеты «Вести из Росинки», членом редколлегии которой я
являюсь.
В
ней
размещены
материалы
по
развитию
речи,
мышления,
внимания, мелкой моторики пальцев рук.
III этап - заключительный (контрольно-диагностический).
Через опрос провожу анализ эффективности моей работы по вопросам
речевого развития детей.
В
конце
учебного
года
анализирую
эффективность
коррекционно-
логопедической
работы
с
детьми
на
материале
мониторинга
речевого
развития
воспитанников.
Данная
диаграмма
наглядно
демонстрирует
состояние речи детей.
Как
показал
анализ
ситуации,
все
дети,
чьи
родители
активно
включились в коррекционно - образовательный процесс, к концу учебного
года имели высокие показатели развития речи: чистое звукопроизношение,
высокий словарный запас; отсутствие аграмматизмов в речи.
Использование
разнообразных
форм
работы
дало
определенные
результаты:
родители
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
стали
активными
участниками встреч и моими помощниками. Выросла заинтересованность и
степень участия родителей в коррекционной работе с детьми, имеющими
речевые нарушения.
Таким образом, вовлечение родителей в педагогическую деятельность,
их
заинтересованное
участие
в
коррекционно-педагогическом
процессе
важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для развития
их собственного ребёнка.