Напоминание

«Формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей, способствующие успешной коррекционно - воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями»


Автор: Хоткевич Елена Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: город Донской,Тульская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей, способствующие успешной коррекционно - воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Представление опыта работы на тему:

«Формы взаимодействия учителя – логопеда и

родителей, способствующие успешной коррекционно -

воспитательной работе с детьми с речевыми

нарушениями»

Подготовила: учитель – логопед Хоткевич Елена Николаевна первая

квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18» города Донской

Мой девиз в работе с родителями:

«Я готова работать вместе с Вами, но не вместо Вас!»

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет

роль родителей в коррекционном процессе.

Конструктивное взаимодействие

с

родителями –

один

из

краеугольных

камней

успешной

деятельности учителя-логопеда.

Ещё

Сухомлинский

говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том

случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в

свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

Важно

найти

такую

форму

общения

с

семьей,

при

кото р о й

возможны взаимопонимание, взаимопомощь в

решении

сложных

задач

воспитания, обучения, коррекции.

Из своего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного

обучения

во

многом

определяется

тем,

насколько

чётко

организуется

преемственность в работе учителя - логопеда и родителей.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах

речевого развития детей. Для учителя - логопеда важно приобщить родителей

к коррекционной работе, ознакомить с приёмами обучения и развития речи,

помочь родителям увидеть актуальную проблему ребёнка, убедить в том, что

необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Работа по взаимодействию учителя – логопеда и родителей по речевому

развитию детей проходит в 3 этапа:

I этап – подготовительный (информационно-аналитический)

1. В сентябре провожу мониторинг речевого развития воспитанников.

Обязательно

знакомлю

родителей

с

его

результатами.

Заполняю

речевые

карты на каждого ребёнка и с учётом выявленных проблем речи составляю

индивидуальный план работы.

2. Провожу анкетирование родителей (законных представителей).

Узнаю уровень педагогических знаний мам и пап, наличие навыков работы

по

преодолению

речевых

нарушений

в

условиях

семьи. При

анализе

ответов,

оцениваю

понимание

проблем

ребёнка родителями.

На

основе

собранных данных, вырабатываю примерную тактику своего общения с

каждым родителем.

II этап - основной

На данном этапе анализирую полученную информацию,

составляю план взаимодействия с семьёй на учебный год.

Подробнее остановлюсь на более эффективных формах работы,

которые я использую в своей работе:

1. Беседа

Самая распространённая форма общения с родителями – беседа, ею

пользуются все учителя - логопеды без исключения и она позволяет быстро

установить контакт и доверительные отношения.

2. Индивидуальные консультации

Провожу консультации в соответствии с планированием. Тематику

консультаций определяю на весь учебный год. Консультации должны быть

предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный

материал. Наиболее актуальные темы для консультаций: «Выполнение

домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних

условиях», «Развитие связной речи у детей», «Знакомство с проведением

артикуляционных упражнений» и др.

При

использовании

данной

формы

работы

можно

назвать

положительные моменты: на индивидуальных консультациях можно более

подробно

остановиться

на

структуре

нарушений

конкретного

ребёнка,

познакомить

родителя

с

методами

и

формами

работы

по

преодолению

дефекта, объяснить необходимость работы дома. Главный принцип в работе с

родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или

прочитать». Недостатки проявляются в том, что родители редко планируют

эти

встречи.

Чаще

инициатором

выступаю

я.

Родители

же

считают

возможным задавать свои вопросы на ходу, стоя в приёмных групповых

комнатах и т.п. При предложении перенести разговор в кабинет, просят

перенести его на другое время и могут на него не прийти, ссылаясь на

занятость.

3. Родительские собрания

Провожу групповые родительские собрания в начале, середине и в конце

учебного

года.

К преимуществам

данной

формы

относится

групповой

характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать

свои

вопросы,

а

неактивные

родители

смогут

услышать

полезную

информацию

и

ответы

на

вопросы,

заданные

другими

участниками

собрания.

Кроме

того,

на

родительских

собраниях

использую

демонстрацию

тематических презентаций, где доступно освещаю важные вопросы. Вместе с

тем

данная

форма

имеет

и

свои недостатки: не 100% явка родителей на

собрание;

на

собрание

может

прийти

не

родитель,

а

бабушка-

дедушка,

которые редко будут общаться с ребенком с целью коррекции речи; всегда в

родительском сообществе имеются люди, предпочитающие беседу о своих

проблемах с глазу на глаз.

4. Информационные стенды, папки – передвижки

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной

информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть

информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её

зрительно. Единственный недостаток этой формы в том, что

некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают

представленный материал, ссылаясь на занятость.

5. Открытые занятия, дни открытых дверей, досуги

«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой

взаимодействия,

имея

свои

«плюсы».

При

организации

данной

формы

родители могут лично увидеть, как отрабатывать ту или иную тему. Но здесь

есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в утреннее время

будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на

своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет

фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу

охраны здоровья детей.

6. Семинары – практикумы, мастер-классы

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя

новую,

полезную

информацию,

попрактиковаться

в

практическом

выполнении

тех

или

иных

заданий

под

чутким

руководством

учителя

-

логопеда.

Например,

в

выполнении

артикуляционной

гимнастики,

дыхательной

гимнастики,

пальчиковой

гимнастики,

попробовать

на

себе

некоторые виды пособий, которые я использую на занятиях. Как правило,

такие практикумы имеют у родителей положительные отзывы, позволяют

лучше понять специфику работы.

7. Памятки для родителей, информационные листы, буклеты

Их я распечатываю и раздаю на консультациях, либо вклеиваю в тетради

детей. Положительные моменты в том, что эта форма предполагает 100%

охват

семей,

наглядность

преподнесения

методического

материала,

возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в

домашних условиях. Однако, как отрицательный момент можно отметить

невозможность

контроля

за

усвоением

материала

родителями

и

использованием их для игр и упражнений с детьми.

8. Логопедические тетради воспитанников

В

тетрадях,

записываю

или

вклеиваю

домашние

задания.

Если

домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников.

«Плюсы» данной формы в том, что практические задания положительно

работают на коррекцию речевых дефектов. К «минусам» можно отнести

желание

некоторых

родителей

не

помогать

своим

детям

в

выполнении

заданий

учителя-логопеда,

и

полная

замена

действий

ребенка

своими

(родители сами пишут, сами рисуют).

Все

вышеперечисленные

формы

взаимодействия

с

родителями,

безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить,

что темп жизни диктует нам свои правила.

Высокая

занятость

обоих

родителей,

статус

родителя-

одиночки,

наличие в семье младшего (новорожденного) ребёнка и отсутствие в семье

других

свободных

членов

семьи,

осложняют

непосредственный

контакт

учителя

-

логопеда

с

законными

представителями

воспитанников.

У

родителей

не

всегда

есть

время

для

того,

чтобы

прийти

в

ДОУ

на

консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми

методами и формами работы дома. Использование современных технологий

коммуникации

и

взаимодействия

не

могут

полностью

заменить

живое

общение, но в разумных пределах становится эффективной формой работы.

9. Консультации по телефону

Я

пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у

родителей

или

донести

до

них

определённую

информацию.

Как

положительный фактор можно назвать простоту, доступность, оперативность.

Недостаток же просматривается в том, что эта форма взаимосвязи лишена

подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения

информации.

10.

Взаимодействие

с

родителями

через

сеть

интернет личную

электронную почту, через сайт ДОУ, где есть моя страничка.

Пересылаю

родителям

презентации,

ссылки

на

информационные

ресурсы,

статьи

и

прочее.

Бесспорным

преимуществом

его

является

доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный

сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с

методами,

формами

работы

дома,

рабочими

материалами,

интересными

методическими пособиями и многим другим.

1 1 . Взаимодействие

с

родителями

через

информационно

просветительскую газету «Вести из Росинки».

Нововведением

этого

года

является

выпуск

информационно

просветительской газеты «Вести из Росинки», членом редколлегии которой я

являюсь.

В

ней

размещены

материалы

по

развитию

речи,

мышления,

внимания, мелкой моторики пальцев рук.

III этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Через опрос провожу анализ эффективности моей работы по вопросам

речевого развития детей.

В

конце

учебного

года

анализирую

эффективность

коррекционно-

логопедической

работы

с

детьми

на

материале

мониторинга

речевого

развития

воспитанников.

Данная

диаграмма

наглядно

демонстрирует

состояние речи детей.

Как

показал

анализ

ситуации,

все

дети,

чьи

родители

активно

включились в коррекционно - образовательный процесс, к концу учебного

года имели высокие показатели развития речи: чистое звукопроизношение,

высокий словарный запас; отсутствие аграмматизмов в речи.

Использование

разнообразных

форм

работы

дало

определенные

результаты:

родители

из

«зрителей»

и

«наблюдателей»

стали

активными

участниками встреч и моими помощниками. Выросла заинтересованность и

степень участия родителей в коррекционной работе с детьми, имеющими

речевые нарушения.

Таким образом, вовлечение родителей в педагогическую деятельность,

их

заинтересованное

участие

в

коррекционно-педагогическом

процессе

важно не потому, что этого хочу я, а потому, что это необходимо для развития

их собственного ребёнка.



В раздел образования