Автор: Киреева Галина Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Ромодановская СОШ№1"
Населённый пункт: п.Ромоданово Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Текстильные материалы из химических волокон
Раздел: среднее образование
Тема урока:
Материаловедение.
Текстильные материалы из
химических волокон
6 класс
Подготовила: учитель
технологии Киреева Г.А.
Цели урока:
Образовательная:
Ознакомить учащихся с технологическим процессом
производства химических волокон.
Ознакомить учащихся со свойствами тканей из
искусственных и синтетических волокон.
Развивающая:
Способствовать формированию и развитию
познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию
интеллектуальных качеств личности.
Развивать логическое мышление.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к одежде из натуральных
и химических волокон.
Воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Текстильные волокна
Натуральные волокна
Химические волокна
Синтетические
волокна
Искусственные
волокна
Растительные
Животные
Минеральные
Ацетатные
Вискозные
Медноаммиачные
Полиамидные
Эластановые
Полиакрилонитриловые
Полиэфирные
Вискоза – один из самых
интересных современных
материалов, при том что
она является самым
первым искусственным
волокном, полученным
человеком ещё в конце ХIХ
века, но и по сей день
сохраняющее своё
значение.
Вискоза производится из
натурального материала –
целлюлозы т.е. из
древесины, поэтому из всех
химических волокон это -
самое «естественное».
Изменяя толщину и
характер волокон, можно
получать полотна, очень
похожие на натуральные -
на шерсть, хлопок, шелк и
лен.
Путь шелка — это путь прозрачной паутинки от
ротика маленького существа, называемого тутовый
шелкопряд до разноцветных шелковых нитей в руках
мастериц.
Шелковая нить состоит из
длинных и очень гладких
волокон, поэтому она не
раздражает даже
чувствительную кожу.
Натуральный шелк
способствует оздоровлению
и омолаживанию. Замечено,
что у женщин, работающих с
шелковым волокном,
удивительно нежная кожа рук.
Проведенные
исследования показали, что
содержащийся в шелке
протеин фибрион (fibrione),
удерживает в семь раз
больше влаги, нежели другие
увлажняющие компоненты.
Во время сна на шелковых наволочках, вы избавитесь от
заломов на лице, которые порой оставляет хлопковое
постельное белье после сна. Эти заломы на коже разрушают
каллоген, белок отвечающий за возрождение клеток кожи и
её омоложение.Спя на натуральном шелке и нося шелковую
одежду, вы заметите, что кожа становится нежнее и моложе.
В гардеробе современного человека редко можно найти
вещь, изготовленную из натурального шелка.Сегодня
почти все натуральные ткани содержат добавки,
которые улучшают их свойства.
Технология производства
химических волокон
Химические текстильные волокна
получают путем переработки разного по
происхождению сырья. Они делятся на
искусственные и синтетические
Сырьем для
производства
искусственных
волокон служит
целлюлоза,
полученная из
древесины ели
и отходов
хлопка.
(вискоза)
•
Сырьем для
производства
синтетических
волокон являются
газы – переработка
каменного угля и
нефти.
Производство химических
волокон делятся на три этапа:
1.
Получение
прядильного
раствора.
(искусственные
волокна получают из
растворенной в
щелочи целлюлозной
массы, а
систетические –
путем сложения
химических реакций
различных веществ).
2. Формование волокна.
(вязкий прядильный
раствор пропускают
через фильеры. Далее
нити из одной фильеры
на прядильных машинах
соединяются в одну
общую нить,
вытягиваются и
наматываются на
бобину.
3. Отделка волокна
(полученные нити
проходят промывку,
сушку, крутку,
термическую
обработку).
Некоторые волокна
отбеливают, красят и
для придания
мягкости
обрабатывают
раствором мыла.
Ткани из искусственных
волокон
Ацетатное и триацетатное Вискозное волокно
волокно.
Ткани из синтетических волокон
Полиэфирные волокна
Полиамидные волокна
Полиакрилонитрильные
волокна
Эластановое волокно
Лабораторно - практическая работа
«Определение сырьевого состава
материалов и изучение их свойств».
•
Ход работы.
•
Рассмотрите внешний вид образцов ткани. Определите, у
каких из них поверхность блестящая, а у каких – матовая.
•
Определите на ощупь степень гладкости и мягкости
каждого образца.
•
Определите сминаемость образцов: зажмите образец в
кулаке на 30 секунд, а затем раскройте ладонь.
•
Возьмите 2 нити из каждого образца и по одной из них
намочите. Разорвите сухую, а затем мокрую нить.
Определите, как меняется при этом прочность нити.
•
Возьмите ещё по одной нити из каждого образца и
подожгите её в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах
и оставшийся пепел после горения.
•
Результаты опытов занесите в таблицу.
•
На основании полученных данных и таблицы свойств
химических волокон определите сырьевой состав каждого
образца.
Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Почему люди стали искать новые способы получения волокон?
- О каких волокнах вы сегодня узнали на уроке?
- Что служит сырьём для производства искусственных волокон?
- Что служит сырьём для производства синтетических волокон?
Тест:
Большая осыпаемость нитей в тканях:
А) хлопчатобумажные
Б) шерстяные
В) синтетические
2. Теплозащитные свойства выше у:
А) льна
Б) шёлка
В) нитрона
3. Какие ткани обладают большой гигроскопичностью и
воздухопроницаемостью?
А) натуральные
Б) искусственные
4. Какие ткани теряют прочность в мокром состоянии?
А) натуральные
Б) синтетические