Автор: Яндаева Ольга Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: РХ, Усть-Абаканский район
Наименование материала: Кружковая работа
Тема: "Добрые волшебники"
Раздел: дошкольное образование
Название кружка: «Добрые Волшебники»
Возрастная категория: старшая группа
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1.
Создать условия для формирования социальных навыков поведения в процессе
игры;
2.
Развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать любовь и уважение по
отношению к своей семье, родным и близким людям;
3.
Снятие психоэмоционального напряжения через создание условий для творчества,
самовыражения;
4.
Формирование нравственных представлений на эмоционально-чувственной основе
через
содержание
сказок,
осуществление
профилактики
и
снижение
психоэмоционального напряжения;
5.
Формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
6.
Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики,
выразительности
жестов,
чувств
эмпатии,
обучение
приемам
регулирования
поведения, снятие психомышечного напряжения.
В
настоящее
время
перед
обществом
необычайно
остро
стоит
проблема
нравственного
воспитания
детей
всех возрастов.
Педагогическое
сообщество
заново
пытается
понять,
каким
образом
привить
современным
детям
нравственно-духовные
ценности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу
проблем,
поставленных
всем
ходом
развития
человечества.
Любая
эпоха
в
соответствии
со
специфическими
для
нее
задачами
социально-экономического
и
культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования
культуры поведения.
Состояние
общественной
нравственности
зависит
от
нравственной
культуры
и
уровня
нравственного
развития
каждого
человека,
которые
закладываются
в
детстве.
Дошкольный
возраст
является
периодом
становления
личности,
интенсивного
формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры.
Условия
развития
ребенка-дошкольника
существенно
отличаются
от
условий
предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые
к
его
поведению
взрослыми.
Центральным
требованием
становится
соблюдение
обязательных
для
всех
правил
поведения
в
обществе,
норм
общественной
морали.
Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий
круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения тех форм
взаимоотношений,
которые
существуют
между
взрослыми
в
серьезных
видах
деятельности
(учении,
труде).
Ребенок
включается
в
совместную
деятельность
со
сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и
мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и
усложнение
деятельности
ребенка,
предъявляющие
высокие
требования
не
только
к
восприятию,
мышлению,
памяти
и
другим
психическим
процессам,
но
и
к
умению
организовать свое поведение.
Овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный
выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка
складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так,
у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например
внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим
бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Однако
на
пути
нравственного
становления
личности
нередко
встречаются
многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии.
Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью
нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства
между
сознанием
и
поведением.
Эти
характеристики
коррелируют
с
нарушениями
поведения, общения и игровой деятельностью. В дальнейшем их последствиями могут
быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах
деятельности,
девальвация
моральных
ценностей
и
идеалов,
деформация
личности
в
целом.
Поэтому
проблема
повышения
эффективности
нравственного
воспитания
подрастающих поколений, основанного на единстве нравственного сознания, поведения,
чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития,
имеет
большую социальную значимость.
Тематическое планирование занятий
Сентябрь
Цель: Учить детей дифференцировать ощущение дружбы и неприязни, чувствовать
эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного
поведения.
1. «Давай дружить»
2. Беседа «Нет друга – ищи, а найдешь - береги»
3. «Дружба-неприязнь»
4. «Дружба начинается с улыбки»
Октябрь
Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло»; учить дифференцировать
эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимики
1. Хорошо ли быть злым?
2. Добрые поступки
3. Доброжелательность
4. Гнев
Ноябрь
Цель: Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;
дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и
враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных
ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении
1. Как справиться с упрямством?
2. Чувства одинокого человека.
3. Ссора
4. Как помириться?
Декабрь
Цель: Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению
эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику;
формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное
действие или поступок
1. Радость. Море радости.
2. Грусть.
3. Учимся справляться с чувством обиды.
4. Волшебные слова.
Январь
Цель: Обучение детей осознания травмирующих факторов с целью понижения их
значимости; знакомить со способами релаксации для снятия напряжения; развивать
волевую регуляцию поведения, эмоциональную честность
1. Стыд. Зачем человеку чувство стыда?
2. Честность. Учимся честно говорить о проступке.
3. Почему трудно признать свою вину?
Февраль
Цель: Познакомить детей с эмоцией испуг и удивление, учить узнавать эмоцию по его
проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха
1. Удивление
2. Страх
3. Смелость. Смелые глаза – молодцу краса.
4. Спокойствие
Март
Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, друг к другу; расширить представление
детей о семье; раскрыть значимость моральной поддержки друзей.
1.Мама – надежный защитник.
2. Я и моя семья
3. Я и мои друзья
4. Я и мое имя
Апрель
Цель: Вызвать интерес друг к другу; получить дополнительную информацию о
самооценке ребенка; дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон,
расширить представление о себе
1. Страна Я
2. Я особенный
3. Я и мои мечты
4. Я и мое настроение
Май
Цель: Познакомить детей с понятием этикет; формировать навыки вербального и
невербального общения, вежливого обращения; воспитывать нравственные качества и
чувства
1. Подарочный этикет
2. Гостевой этикет
3. Волшебные средства понимания
4. Наши чувства
Литература
1.
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к
программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.:
Баласс, изд.Дом РАО, 2004. – 160 с.
2.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального,
эмоционального и волевого развития 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
3.
Семенака
С.И.
Социально-психологическая
адаптация
ребенка
в
обществе.
Коррекционно-развивающие занятия. – 5-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2011. –
72 с.
4.
Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7
лет.- М.: АРКТИ, 2002. – 80с.
5.
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –
96с.