Напоминание

"Музыка и живопись". Урок музыки в 5-м классе


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка и живопись". Урок музыки в 5-м классе
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Музыка и живопись»

Изобразительное искусство в его

наивысшем совершенстве должно

стать музыкой.

К.Ф.Шинкель.

Цель: отработка умений, навыков слышания живописи; расширение

представлений о связях между музыкой и живописью.

Тип урока: комбинированный, проектная методика.

Материал (репродукции): 1. Рерих «Ростов Великий», «Небесный бой»;

2. Беллини (алтарная часть);

3. В.Г. Пурвит «Зима»;

4. Левитан «Весна. Большая вода»;

5. Саврасов «Грачи прилетели»;

6. Мусоргский. Великий колокольный звон из оперы «Борис

Годунов»;

7. Шуберт «Аве Мария»;

8. Рылов «В голубом просторе»;

9. Рахманинов «Весенние воды», прелюдия соль – диез минор;

10. Чайковский «Апрель»;

11. Римский – Корсаков. Три чуда (фрагмент), «Сеча при

Керженце»;

12. Бетховен. Симфония №6 (4 часть);

13. Попевка «Добрый день», песни: «Я рисую», «Волшебники»;

14. Поэзия Тютчева, Майкова, Фета, Пушкина, И.Козлова,

Ф.Глинки, Заболоцкого...

15. портреты Мусоргского, Римского-Корсакова.

Музыкальный словарь: сюжет, музыкальное пространство, ритм, интонация.

Этапы урока:

1.

Музыкальное приветствие (с постановкой задачи в исполнении).

2.

Формулировка темы, чтение эпиграфа, сообщение цели урока,

связанной с эпиграфом, запись музыкального словаря.

3.

Учитель:

Давайте вспомним живописную музыку Мусоргского –

«Рассвет на Москве – реке», где музыка фрагмента передает неторопливое

приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия,

открывающая вступление, подобна первому лучу солнечного света, который

все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего

солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах

московских церквей. В музыке разворачивается целый сюжет (слушание

фрагмента).

Беседа.

-

Какими музыкальными средствами композитор добился такого

живописного эффекта?

-

как сюжет вступления был связан с сюжетом оперы «Хованщина»?

Проблемное задание (ориентировано на знание музыкальной формы)

-

найдите ошибку в распределение частей (музыкальной форме) в

рисунке ученика (предлагается рисунок, в котором нет первой части)

Класс делает вывод: музыка и живопись могут быть связаны между собой

сюжетно.

4.

Если музыка и поэзия – искусства временные, то музыка и живопись

имеют нечто общее – пространство, и если исчезает из музыки

организующее начало, то появляется ощущение хаоса

(учитель наигрывает знакомую мелодию без ритма, предлагает

установить, что затрудняет узнавание мелодии ).

Повтор цветовых пятен, линий в живописи – это ритм, а каким он бывает?

( класс - ровный, прерывистый, хаотичный).

Практическое задание: учащиеся идентифицируют ритм в репродукции

Рылова «В голубом просторе» в 2-х вариантах.

Учитель: приведите пример рваного, прерывистого ритма в музыке (

предполагаемый ответ - джаз, регтайм).

Класс исполняет песню «Я рисую» (музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова)

как пример рваного ритма в музыке

5.

Вот мы сейчас и попытаемся услышать живопись через пространство,

сюжет, ритм, интонацию.

Задача для проектных групп: в работе с репродукцией и памяткой

описать музыку, звучащую в живописи; выбрать поэзию, созвучную

живописи; выбрать музыкальный эпиграф к данной репродукции.

(если возникают затруднения, работа отдельной группы выполняется с

помощью класса). Заслушивается работа каждой группы с обоснованием

выбора. На работу отводится 10-15 минут. Группа получает раздаточный

материал (смотри приложение)

6.

Учитель (после обсуждения проектов каждой группы): обратите

внимание, как много родственного между живописью и музыкой. В

некоторых репродукциях можно было предслышать даже музыку

определенного композитора.

А вы знаете, что такой композитор, как Римский – Корсаков, сочинивший

множество опер, балетов обладал необычным даром: видел звучание

инструментов в цвете и его музыкальные персонажи получали цветовое

звучание за счет тембров инструментов. Попробуйте увидеть, каким

цветом звучала ария Царевны – Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане».

(после прослушивания фрагмента класс делится впечатлениями)

Таинственная природа Царевны-Лебедь подчеркивается колоритом

инструментальных звучаний – мелодий флейты, арфы, скрипок... Разговор

об этом композиторе мы продолжим на следующем уроке.

Резюме.

Учитель:

Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве

должно стать музыкой...

-

что дало автору основание так думать?

(ответы класса).

Учитель: попадая в удивительный мир искусства – мир волшебства, мы

были с вами сегодня немного волшебниками. Давайте закончим урок

«Песней о волшебниках» (музыка Савельева)

Приложение к уроку

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 1 группа

Задание:

1.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

2.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

3.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А.Фет.

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 2 группа

Задание:

4.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

5.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

6.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

И.Козлов.

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты восстала

Неизменною!

Ф.Глинка.

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 3 группа

Задание:

7.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

8.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

9.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной.

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно пустой.

Ф.Тютчев.

И, яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров...

Н.Заболоцкий.

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 4 группа

Задание:

10.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

11.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

12.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А.Фет.

Плавны, как пение хора,

Прочь от земли и огней

Высятся дуги собора

К светлым пространствам ночей...

М.Волошин.

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 5 группа

Задание:

13.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

14.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

15.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Идет – гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Н.Некрасов.

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние грезы

О горе былом

И первые грезы о счастье ином.

А.Майков.

Музыка и живопись. Раздаточный материал. 6 группа

Задание:

16.

Устно описать музыку, звучащую в данной репродукции.

17.

Выбрать поэзию, созвучную живописи по интонации.

18.

Выбрать музыкальный эпиграф из звучащих фрагментов к данной

репродукции.

Памятка (в помощь ученику):

-

множество красок – много инструментов (симфоническая

музыка);

-

прозрачность цветовой палитры – прозрачность тембров

инструментов (фортепиано, челеста, колокольчик...);

-

холодные краски (средний, высокий регистр, сопрано...);

-

светлые, яркие краски – мажор;

-

темные мрачные краски – минор;

-

колорит в музыке, живописи (напряженный, спокойный,

холодный, теплый, прозрачный...);

-

пространство и один образ (мелодия и аккомпанемент);

-

пространство со стремлением вверх (хоровая музыка);

-

пустое пространство – одиночество человека;

-

заполненное пространство персонажами (несколько мелодий –

тем);

-

изменение ритма (цветовые пятна, линии) – изменение темпа,

регистра, интонации;

-

общая интонация (лирическая, трагическая, героическая,

плачущая, застывшая; интонация борьбы, суеты, эха,

одиночества, величия...).

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас!..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы.

Ф.Тютчев.

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние грезы

О горе былом

И первые грезы о счастье ином.

А.Майков



В раздел образования