Автор: Хатунцева Лариса Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Населённый пункт: город ВОРОНЕЖ
Наименование материала: статья
Тема: САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО
Раздел: среднее профессиональное
1
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО
Для педагогов, работающих в системе СПО, требуется высокий уровень
компетентности.
Именно
педагог,
в
совершенстве
владеющий
методикой
обучения,
обладающий
богатым
арсеналом
средств
взаимодействия
с
обучающимися,
в
состоянии
организовать
деловое,
личностное
и
эмоциональное
общение с ними. А это
в целом и обеспечивает развитие
субъектности
ученика и требует от педагога систематического повышения
своей квалификации. Педагогу следует самосовершенствоваться. Он должен
быть компетентен в технологии развивающих способов обучения и выступать
организатором эффективной деятельности обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности современного педагога –
это
сложный
процесс,
включающий
все
составляющие
образовательного
процесса.
В
настоящее
время
система
профессионального
развития
педагогов ориентирована не столько на затруднения педагогов, сколько на их
сложившийся опыт самообразования.
Однако, заданный темп введения новаций в образовательный процесс
далеко не всегда соответствует возможностям педагога в реальных условиях
работы. Следовательно, педагог как основной и главный субъект, призванный
решать задачи развития образования, должен обладать достаточно высоким
уровнем компетентности в области самообразования.
Самообразование
–
это
целенаправленная
познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических
знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни
и т. п.
Самообразование
–
одна
из
форм
повышения
профессионального
мастерства и профессиональной компетентности педагога.
2
Отметим
значение
самообразования
для
профессиональной
компетентности педагога, это:
повышение качества преподавания предмета;
готовность к педагогическому творчеству;
профессиональный рост;
создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера,
педагога-наставника;
соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самообразование
осуществляется
добровольно,
сознательно,
планируется,
управляется
и
контролируется
самим
педагогом. Самообразование
необходимо
для
совершенствования
качеств
личности
педагога
и
профессиональных навыков.
Самообразование может иметь следующие направления:
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое и психологическое;
методическое;
эстетическое;
в области ИКТ;
в области формирования ЗОЖ.
Педагог может можно получать знания и совершенствоваться разными
способами, но прежде всего на курсах повышения квалификации в учебных
заведениях. Это может быть очное обучение, очно-заочное, заочное, а также
дистанционное.
Однако
большинство
новых
знаний
и
технологий
утрачивает
свою
актуальность
в
среднем
уже
через
пять
лет.
В
этих
условиях
наиболее
эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это
самообразование.
Постоянное
самообразование
–
вот
та
форма
совершенствования
современного
педагога,
которая
помогает
быть
в
центре
педагогических
новшеств.
Основными
критериями
эффективности
самообразования
педагогов
являются:
-
эффективность
профессиональной
педагогической
деятельности
(рост
качества образовательного процесса);
- творческий рост педагога;
3
Отметим,
что
отношение
к
повышению
квалификации
влияет
на
карьеру
и
профессионализм.
Поэтому
очень
важно
создать
условия
для
формирования мотивации
профессионального
самосовершенствования.
Среди
мотивов
можно
выделить
следующие:
мотивы
успеха,
преодоления профессиональных затруднений, а также мотивы, направленные
на улучшение материального благополучия, профессионального признания,
карьерные мотивы и др.
Самообразование
осуществляется
посредством
следующих
видов
деятельности:
знакомство с педагогической и методической литературой;
самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
обзор информации в Интернете;
посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
освоение
образовательных
технологий
(отбор
содержания,
методов,
форм, средств обучения);
проведение открытых занятий и их анализ;
общение с коллегами в сетевых сообществах;
участие в профессиональных конкурсах.
Самостоятельная
работа
по
самообразованию
позволит
педагогу
повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический
багаж,
моделировать
и
прогнозировать
образовательный
процесс;
найти
новые нестандартные подходы в работе, раскрыть творческий потенциал. А
это, в свою очередь, влияет на результативность педагогической деятельности
в целом.
Посредством
самообразования
повышается
качество
преподавания
предмета,
осуществляется
готовность
к
педагогическому
творчеству,
прослеживается профессиональный
рост, создается имидж современного
педагога-мастера.
Список использованных источников
1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.:
Академия, 2014.
2.
Клименко
Л.Н.
Профессиональное
самообразование
педагога
/
Л.Н.
Клименко М.: Академия, 2015
4
3.Кокоткина
О.А.
Как
организовать
работу
по
самообразованию
/
О.А.
Кокоткина // Профессиональное образование. 2015, № 8
4.Хуторской
А.В.
Ключевые
компетентности
как
компонент
личностно-
ориентированной парадигмы образования //Народное образование.2013.-№ 2.
5.Эльконин
Д.Б.
Понятие
компетентности
с
позицией
развивающего
обучения. Красноярск. 2015.