Напоминание

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО


Автор: Хатунцева Лариса Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Населённый пункт: город ВОРОНЕЖ
Наименование материала: статья
Тема: САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО

Для педагогов, работающих в системе СПО, требуется высокий уровень

компетентности.

Именно

педагог,

в

совершенстве

владеющий

методикой

обучения,

обладающий

богатым

арсеналом

средств

взаимодействия

с

обучающимися,

в

состоянии

организовать

деловое,

личностное

и

эмоциональное

общение с ними. А это

в целом и обеспечивает развитие

субъектности

ученика и требует от педагога систематического повышения

своей квалификации. Педагогу следует самосовершенствоваться. Он должен

быть компетентен в технологии развивающих способов обучения и выступать

организатором эффективной деятельности обучающихся.

Развитие профессиональной компетентности современного педагога –

это

сложный

процесс,

включающий

все

составляющие

образовательного

процесса.

В

настоящее

время

система

профессионального

развития

педагогов ориентирована не столько на затруднения педагогов, сколько на их

сложившийся опыт самообразования.

Однако, заданный темп введения новаций в образовательный процесс

далеко не всегда соответствует возможностям педагога в реальных условиях

работы. Следовательно, педагог как основной и главный субъект, призванный

решать задачи развития образования, должен обладать достаточно высоким

уровнем компетентности в области самообразования.

Самообразование

это

целенаправленная

познавательная

деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических

знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни

и т. п.

Самообразование

одна

из

форм

повышения

профессионального

мастерства и профессиональной компетентности педагога.

2

Отметим

значение

самообразования

для

профессиональной

компетентности педагога, это:

повышение качества преподавания предмета;

готовность к педагогическому творчеству;

профессиональный рост;

создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера,

педагога-наставника;

соответствие педагога требованиям общества и государства.

Самообразование

осуществляется

добровольно,

сознательно,

планируется,

управляется

и

контролируется

самим

педагогом. Самообразование

необходимо

для

совершенствования

качеств

личности

педагога

и

профессиональных навыков.

Самообразование может иметь следующие направления:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое и психологическое;

методическое;

эстетическое;

в области ИКТ;

в области формирования ЗОЖ.

Педагог может можно получать знания и совершенствоваться разными

способами, но прежде всего на курсах повышения квалификации в учебных

заведениях. Это может быть очное обучение, очно-заочное, заочное, а также

дистанционное.

Однако

большинство

новых

знаний

и

технологий

утрачивает

свою

актуальность

в

среднем

уже

через

пять

лет.

В

этих

условиях

наиболее

эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это

самообразование.

Постоянное

самообразование

вот

та

форма

совершенствования

современного

педагога,

которая

помогает

быть

в

центре

педагогических

новшеств.

Основными

критериями

эффективности

самообразования

педагогов

являются:

-

эффективность

профессиональной

педагогической

деятельности

(рост

качества образовательного процесса);

- творческий рост педагога;

3

Отметим,

что

отношение

к

повышению

квалификации

влияет

на

карьеру

и

профессионализм.

Поэтому

очень

важно

создать

условия

для

формирования мотивации

профессионального

самосовершенствования.

Среди

мотивов

можно

выделить

следующие:

мотивы

успеха,

преодоления профессиональных затруднений, а также мотивы, направленные

на улучшение материального благополучия, профессионального признания,

карьерные мотивы и др.

Самообразование

осуществляется

посредством

следующих

видов

деятельности:

знакомство с педагогической и методической литературой;

самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;

обзор информации в Интернете;

посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

освоение

образовательных

технологий

(отбор

содержания,

методов,

форм, средств обучения);

проведение открытых занятий и их анализ;

общение с коллегами в сетевых сообществах;

участие в профессиональных конкурсах.

Самостоятельная

работа

по

самообразованию

позволит

педагогу

повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический

багаж,

моделировать

и

прогнозировать

образовательный

процесс;

найти

новые нестандартные подходы в работе, раскрыть творческий потенциал. А

это, в свою очередь, влияет на результативность педагогической деятельности

в целом.

Посредством

самообразования

повышается

качество

преподавания

предмета,

осуществляется

готовность

к

педагогическому

творчеству,

прослеживается профессиональный

рост, создается имидж современного

педагога-мастера.

Список использованных источников

1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.:

Академия, 2014.

2.

Клименко

Л.Н.

Профессиональное

самообразование

педагога

/

Л.Н.

Клименко М.: Академия, 2015

4

3.Кокоткина

О.А.

Как

организовать

работу

по

самообразованию

/

О.А.

Кокоткина // Профессиональное образование. 2015, № 8

4.Хуторской

А.В.

Ключевые

компетентности

как

компонент

личностно-

ориентированной парадигмы образования //Народное образование.2013.-№ 2.

5.Эльконин

Д.Б.

Понятие

компетентности

с

позицией

развивающего

обучения. Красноярск. 2015.



В раздел образования