Напоминание

"Развитие математических представлений и логического мышления"


Автор: Дацкова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических представлений и логического мышления"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие математических представлений и логического мышления.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной

жизни,

являясь

одной

из

важнейших

составляющих

мирового

научно-

технического прогресса. В связи с этим, 24 декабря 2013 г. Распоряжение

П р а в и т е л ь с т в а

Р о с с и й с ко й

Ф е д е р а ц и и

2 5 0 6 - р

г.

б ы л а

утверждена Концепция

развития математического образования в Российской

Федерации, цель которой - вывести российское математическое образование

на лидирующее положение в мире.

В соответствии с Закон «Об образовании в РФ» дошкольное образование

является

первой

ступенью

общего

образования.

Поэтому

в

основных

направлениях р е а л и з а ц и и Ко н ц е п ц и и развития

математического

образования в Российской Федерации дошкольному образованию отводится

первая

ступень. Концепция

развития

математического

образования

в

Российской

Федерации

трактует

нам,

что

«система

учебных

программ

математического образования в дошкольном и начальном образовании при

участии семьи должна обеспечить:

-

в

дошкольном

образовании

условия

(прежде

всего

предметно-

пространственную

и

информационную

среду,

образовательные

ситуации,

средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками

форм деятельности, первичных математических представлений и образов,

используемых в жизни…

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного

развития физических и умственных функций детского организма, в том числе

и для математического развития.

В период от 2 до 3 на первый план выступает процесс образования

собственной цели деятельности. От 3 до 4 лет ребёнок активно овладевает

различными способами деятельности. После 4 лет деятельность оказывается

чётко направленной на конечный результат. Уже после 4,5 лет отмечается

резкий скачок интереса детей к разнообразной познавательной информации.

Теперь, в старшем возрасте, ребёнок учиться давать оценку полученному

результату, сравнивая его с эталоном, представленным в форме наглядного

изображения или реального образца.

При формировании задачи результат, который желательно получить,

может быть задан: а) в форме умственного образа; б) в форме рисунка, схемы

и т.п.; в) в форме реального материального образца.

В среднем возрасте ставиться задача - сформировать у ребёнка

представление о числе как существенном признаке явления (отдельного

предмета или их группы). В старшем возрасте ребёнок учиться описывать

происходящие с ним преобразования с помощью математических символов.

Математика становится языком описания происходящих в реальном мире

процессов.

Таким образом, если до 5 лет дети имели дело лишь с отдельными

понятиями (число, величина, пространственное расположение), теперь они

переходят к математическим высказываниям (равенство, неравенство,

больше, меньше).

Сравним происходящее в математике с этапами развития речи детей.

Сначала ребёнок овладевает отдельными словами, обозначающими

предметы, и лишь позже он переходит к построению предложений. В

математике аналогом перехода от этапа предложений к этапу текста может

быть способность строить математические доказательства.

Аналогичный процесс происходит с геометрическими

представлениями. От знакомства с отдельными понятиями (точка, линия,

фигура и т.д.) дети старшего возраста переходят к рассмотрению системы

геометрических преобразований.

К 5,5 годам должно сформироваться такое качество мышления ребёнка,

как сохранение и обратимость. Оно проявляется в способности отличать

ситуации, в которых происходит изменение какого-либо параметра

(количества, длины, площади, объёма, веса, формы, температуры и т.п.), от

ситуаций, в которых этот параметр остаётся неизменным.

В математике существует понятие «физический смысл» величины.

Необходимо, чтобы дети поняли физический смысл каждого

арифметического действия, научились представлять, что происходило в том

или ином случае на уровне множеств. Это позволит правильно решить

первую и основную проблему – выбор знака действия. Таким образом, в

старшем возрасте на первый план выступает не нахождение «ответа», а

понимание смысла происходящего по условию задачи.

Очень важно в процессе работы обеспечить осознание детьми

универсальности математических моделей.

Вместо знака «плюс» могут стоять слова «добавили», «подарили»,

«посадили», «сшили», «построили», а также «выкопали», «Съели»,

«покрасили» и т.п.

Такого осознания можно добиться, давая детям возможность самим

придумывать задачи по предложенному вами образцу.

Дети на практике убеждаются: за определённым математическим

выражением может стоять бесчисленное количество историй, весёлых и

грустных. Ребёнку важно, чтобы описанная в условии ситуация была

интересной. Поэтому содержание задач является важным мотивирующим

фактором. Так же рассматривается как носитель определённого

нравственного, воспитательного содержания.

Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста,

как образный его характер, М.Ю. Стожарова предлагает широко

использовать в работе рисунки, графические схемы, позволяющие

ребёнку представить себе происходящее.

Немало важен тот факт, что абстрактные рисунки – графы могут быть

по – своему эстетически красивы. Кроме того, рисуя схемы, делая чертежи,

дети (причём вполне заслуженно и справедливо) чувствуют себя взрослыми,

что доставляет им большое удовольствие.

Таким образом, содержательное ядро работы в данном возрасте

составляют рассмотрение арифметических действий и непосредственно

связанное с ними решение задач.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления

детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь

трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические

структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до11 лет.

Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями

и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает

очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум

ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества

пригодятся детям, и не только в обучении математике.



В раздел образования