Автор: Леус Эльвира Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО «Центр «Надежда»
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Проективная диагностике личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей
Тема: «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения»
Раздел: полное образование
Проективная диагностике личностных особенностей
несовершеннолетних правонарушителей
Работа
психолога
с
несовершеннолетними
правонарушителями,
находящимися на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на
в н у т р и ш ко л ь н о м
у ч е т е
т р е бу е т,
в
т о м
ч и с л е ,
п р о в е д е н и я
психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. Диагностика с
применением
привычных
бланковых
тестов-опросников
зачастую
бывает
затруднена или невозможна, так как подростки отказываются выполнять их.
Актуальным
бывает
запрос:
«расскажите
обо
мне».
В
таких
случаях
эффективно
применение
всевозможных
рисуночных
методов,
возможно
-
метафорических
ассоциативных
карт,
-
тех
методов,
которые
позволяют
получать информацию, минуя защитные барьеры и сопротивление.
Нами
были
обследованы
мальчики-подростки
в
возрасте
11-16
лет,
имеющие в анамнезе рецидивные противоправные действия. Исследование
позволило выявить способностей к противостоянию стрессу, выявить стиль
поведения,
определить,
достаточно
ли
у
испытуемых
ресурсов
для
того,
чтобы справляться с неблагоприятными ситуациями.
Проективная рисуночная методика «Человек под дождем» (адаптация
Зинкевич–Евстигнеевой
Т.Д.,
Кудзилова
Д.Б.)
позволяет
понять
характер
поведения
человека
в
неблагоприятных
обстоятельствах,
так
как
дождь
рассматривается как препятствие, стрессовая ситуация. Пол человека под
дождем
показывает
преимущественную
модель
поведения
в
условиях
воздействия неблагоприятных факторов, где «мужской тип» свидетельствует
о
склонности
автора
рисунка
проявлять
активность,
ответственность,
принимать самостоятельно решения, искать выход из сложной ситуации, что
проявилось в 33,3% случаев, тогда как «женский тип» отражает пассивность,
доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание, что не
свойственно респондентам.
Изображение
уходящего
человека
может
быть
связано
с
наличием
тенденции
к
избеганию
трудных
жизненных
ситуаций
и
неприятностей,
особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты
птичьего
полета.
У
подростков
–
правонарушителей
такие
рисунки
встречаются в 13,3% случаев.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление
отрешиться
от
мира,
к
самозащите,
что
характерно
для
26,7%
несовершеннолетних.
Смещение
фигуры
в
верхнюю
часть
листа
также
предполагает склонность к уходу от действительности, к потере опоры под
ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования и
часто не оправданного чрезмерного оптимизма. Вместе с тем, изображение,
помещенное
внизу
листа,
свидетельствует
о
наличии
депрессивных
тенденций
и
чувстве
незащищенности
(соответственно 6,7%
и 30,0%).
Изображение,
смещенное
влево,
связано
с
наличием
импульсивности
в
поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от
матери
(23,3%),
рисунок,
смещенный
вправо,
указывает
на
наличие
ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца (3,3%).
Большие
размеры
фигуры
встречается
у
подростков,
которых
неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными (6,7%).
Уменьшение фигуры имеет место, когда испытуемый нуждается в защите и
покровительстве,
стремится
перенести
ответственность
за
собственную
жизнь
на
других.
Ребята,
которые
рисуют
маленькие
фигурки,
обычно
стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и
некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, они подвержены
депрессивным состояниям в результате стресса (23,3%). Пропущенные части
тела
при
изображении
фигуры
(ноги,
руки,
уши,
глаза)
указывают
на
специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Обращает на себя внимание, что в 50,0% рисунков девиантных подростков не
прорисованы уши, что может свидетельствовать о нежелании слышать то, что
происходит
во
внешнем
мире;
нежелание
прислушиваться
к
мнению
и
советам окружающих.
Традиционно в рисунке «Человек под дождем» изображают зонт, плащ,
накидку.
Человек
создает
средства
защиты
–
это
естественно.
Зонт
представляет
собой
символическое
изображение
психической
защиты
от
неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов, зонт
может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые
представлены
символически:
купол
—
материнское
начало,
а
ручка
—
отцовское.
Огромный
зонт-гриб
может
свидетельствовать
о
сильной
зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека, что
проявилось у 10,0% правонарушителей. В 23,3% работ человек находится под
зонтом, который не спасает его от дождя. Это свидетельствует о том, что
прежние средства защиты от стресса исчерпали себя и требуется проработка
нового
стиля
сопротивления
неблагоприятным
воздействиям.
Функция
одежды
—
формирование
защиты
от
стихии,
ее
обилие
указывает
на
потребность в дополнительной защите, что не свойственно для испытуемых,
тогда
как
игнорирование
определенных
стереотипов
поведения
и
импульсивность
реагирования
проявляются
в
13,3%
рисунков
в
виде
отсутствия одежды.
Интересна прорисовка самого дождя и сопровождающих его явлений:
дождь
—
помеха,
нежелательное
воздействие,
побуждающее
человека
закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком
воспринимается
трудная
ситуация:
редкие
капли
—
как
временная,
преодолимая
(43,3%);
тяжелые,
закрашенные
капли
или
линии
—
невыносимая, постоянная (56,8%); молния - начало нового цикла в развитии
и драматические изменения в жизни человека (3,3%); тучи - символ ожидания
неприятностей (23,3%); лужи, грязь - последствия тревожной ситуации, те
переживания, которые остаются после дождя (10,0%).
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или
предметы,
которые
человек
держит
в
руках
(сумка,
цветы,
книги),
рассматриваются
как
отражение
потребности
в
дополнительной
внешней
опоре,
поддержке,
стремлении
уйти
от
решения
проблем
путем
переключения
и
замещающей
деятельности,
что
проявилось
у
16,7%
подростков. Отсутствие существенных деталей может указывать на область
конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.
Так,
например,
отсутствие
зонта
в
рисунке
может
свидетельствовать
об
отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Подобные
характеристики были выявлены у 36,7% правонарушителей, вероятно, это
связано
с
возрастными
особенностями,
когда
взрослый
перестает
быть
значимой фигурой.
Таким
образом,
для
несовершеннолетних
делинквентов
характерен
активный
стиль
противостояния
стрессовым
ситуациям,
но
с
четко
выраженной
потребностью
в
защите
и
покровительстве;
стремление
устраниться от тревожащих мыслей о внешнем мире, отрицание поддержки
со стороны родителей; наличие депрессивных тенденций; склонность к уходу
от
действительности;
наличие
защитных
механизмов
по
типу
фантазирования. Значительная часть обследованных нуждается в выработке
нового
стиля
сопротивления
неблагоприятным
воздействиям,
что
может
направить
психологов
при
составлении
индивидуального
плана
развития
каждого подростка и разработке программ психологического сопровождения.
Литература:
Зинкевич–Евстигнеева
Т.Д.,
Кудзилов
Д.Б.
Психодиагностика
через
рисунок в сказкотерапии. – СПб: «Речь», 2004 – 137с.