Напоминание

«Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения»


Автор: Леус Эльвира Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО «Центр «Надежда»
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Проективная диагностике личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей
Тема: «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения»
Раздел: полное образование





Назад




Проективная диагностике личностных особенностей

несовершеннолетних правонарушителей

Работа

психолога

с

несовершеннолетними

правонарушителями,

находящимися на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на

в н у т р и ш ко л ь н о м

у ч е т е

т р е бу е т,

в

т о м

ч и с л е ,

п р о в е д е н и я

психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. Диагностика с

применением

привычных

бланковых

тестов-опросников

зачастую

бывает

затруднена или невозможна, так как подростки отказываются выполнять их.

Актуальным

бывает

запрос:

«расскажите

обо

мне».

В

таких

случаях

эффективно

применение

всевозможных

рисуночных

методов,

возможно

-

метафорических

ассоциативных

карт,

-

тех

методов,

которые

позволяют

получать информацию, минуя защитные барьеры и сопротивление.

Нами

были

обследованы

мальчики-подростки

в

возрасте

11-16

лет,

имеющие в анамнезе рецидивные противоправные действия. Исследование

позволило выявить способностей к противостоянию стрессу, выявить стиль

поведения,

определить,

достаточно

ли

у

испытуемых

ресурсов

для

того,

чтобы справляться с неблагоприятными ситуациями.

Проективная рисуночная методика «Человек под дождем» (адаптация

Зинкевич–Евстигнеевой

Т.Д.,

Кудзилова

Д.Б.)

позволяет

понять

характер

поведения

человека

в

неблагоприятных

обстоятельствах,

так

как

дождь

рассматривается как препятствие, стрессовая ситуация. Пол человека под

дождем

показывает

преимущественную

модель

поведения

в

условиях

воздействия неблагоприятных факторов, где «мужской тип» свидетельствует

о

склонности

автора

рисунка

проявлять

активность,

ответственность,

принимать самостоятельно решения, искать выход из сложной ситуации, что

проявилось в 33,3% случаев, тогда как «женский тип» отражает пассивность,

доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание, что не

свойственно респондентам.

Изображение

уходящего

человека

может

быть

связано

с

наличием

тенденции

к

избеганию

трудных

жизненных

ситуаций

и

неприятностей,

особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты

птичьего

полета.

У

подростков

правонарушителей

такие

рисунки

встречаются в 13,3% случаев.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление

отрешиться

от

мира,

к

самозащите,

что

характерно

для

26,7%

несовершеннолетних.

Смещение

фигуры

в

верхнюю

часть

листа

также

предполагает склонность к уходу от действительности, к потере опоры под

ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования и

часто не оправданного чрезмерного оптимизма. Вместе с тем, изображение,

помещенное

внизу

листа,

свидетельствует

о

наличии

депрессивных

тенденций

и

чувстве

незащищенности

(соответственно 6,7%

и 30,0%).

Изображение,

смещенное

влево,

связано

с

наличием

импульсивности

в

поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от

матери

(23,3%),

рисунок,

смещенный

вправо,

указывает

на

наличие

ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца (3,3%).

Большие

размеры

фигуры

встречается

у

подростков,

которых

неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными (6,7%).

Уменьшение фигуры имеет место, когда испытуемый нуждается в защите и

покровительстве,

стремится

перенести

ответственность

за

собственную

жизнь

на

других.

Ребята,

которые

рисуют

маленькие

фигурки,

обычно

стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и

некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, они подвержены

депрессивным состояниям в результате стресса (23,3%). Пропущенные части

тела

при

изображении

фигуры

(ноги,

руки,

уши,

глаза)

указывают

на

специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Обращает на себя внимание, что в 50,0% рисунков девиантных подростков не

прорисованы уши, что может свидетельствовать о нежелании слышать то, что

происходит

во

внешнем

мире;

нежелание

прислушиваться

к

мнению

и

советам окружающих.

Традиционно в рисунке «Человек под дождем» изображают зонт, плащ,

накидку.

Человек

создает

средства

защиты

это

естественно.

Зонт

представляет

собой

символическое

изображение

психической

защиты

от

неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов, зонт

может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые

представлены

символически:

купол

материнское

начало,

а

ручка

отцовское.

Огромный

зонт-гриб

может

свидетельствовать

о

сильной

зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека, что

проявилось у 10,0% правонарушителей. В 23,3% работ человек находится под

зонтом, который не спасает его от дождя. Это свидетельствует о том, что

прежние средства защиты от стресса исчерпали себя и требуется проработка

нового

стиля

сопротивления

неблагоприятным

воздействиям.

Функция

одежды

формирование

защиты

от

стихии,

ее

обилие

указывает

на

потребность в дополнительной защите, что не свойственно для испытуемых,

тогда

как

игнорирование

определенных

стереотипов

поведения

и

импульсивность

реагирования

проявляются

в

13,3%

рисунков

в

виде

отсутствия одежды.

Интересна прорисовка самого дождя и сопровождающих его явлений:

дождь

помеха,

нежелательное

воздействие,

побуждающее

человека

закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком

воспринимается

трудная

ситуация:

редкие

капли

как

временная,

преодолимая

(43,3%);

тяжелые,

закрашенные

капли

или

линии

невыносимая, постоянная (56,8%); молния - начало нового цикла в развитии

и драматические изменения в жизни человека (3,3%); тучи - символ ожидания

неприятностей (23,3%); лужи, грязь - последствия тревожной ситуации, те

переживания, которые остаются после дождя (10,0%).

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или

предметы,

которые

человек

держит

в

руках

(сумка,

цветы,

книги),

рассматриваются

как

отражение

потребности

в

дополнительной

внешней

опоре,

поддержке,

стремлении

уйти

от

решения

проблем

путем

переключения

и

замещающей

деятельности,

что

проявилось

у

16,7%

подростков. Отсутствие существенных деталей может указывать на область

конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.

Так,

например,

отсутствие

зонта

в

рисунке

может

свидетельствовать

об

отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Подобные

характеристики были выявлены у 36,7% правонарушителей, вероятно, это

связано

с

возрастными

особенностями,

когда

взрослый

перестает

быть

значимой фигурой.

Таким

образом,

для

несовершеннолетних

делинквентов

характерен

активный

стиль

противостояния

стрессовым

ситуациям,

но

с

четко

выраженной

потребностью

в

защите

и

покровительстве;

стремление

устраниться от тревожащих мыслей о внешнем мире, отрицание поддержки

со стороны родителей; наличие депрессивных тенденций; склонность к уходу

от

действительности;

наличие

защитных

механизмов

по

типу

фантазирования. Значительная часть обследованных нуждается в выработке

нового

стиля

сопротивления

неблагоприятным

воздействиям,

что

может

направить

психологов

при

составлении

индивидуального

плана

развития

каждого подростка и разработке программ психологического сопровождения.

Литература:

Зинкевич–Евстигнеева

Т.Д.,

Кудзилов

Д.Б.

Психодиагностика

через

рисунок в сказкотерапии. – СПб: «Речь», 2004 – 137с.



В раздел образования