Автор: Коровина Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 п. Верховье"
Населённый пункт: пгт.Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая арт-терапия как инструмент гуманизации образования"
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая
арт
-
терапия
как
инструмент
гуманизации
образования
.
Коровина Ирина Игоревна
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье»
Орловской области
Последние реформы российского образования и его ориентация на
западный
образец
существенно
повлияли
на
общее
состояние
здоровья
нации. Формализованная западная культура сегодня как никогда далека от
того,
чтобы
реализовать
главную
цель
образования,
в
свое
время
провозглашенную
И.Г.
Песталоцци:
человечность.
Человечность,
то
есть
гуманизм,
традиционно
присущий
нашему
образованию,
постепенно
вымывается из него. При существенном сокращении школьных часов на
литературу,
рисование,
музыку,
труд,
похоже,
образование
становится
откровенно негуманным.
Что
есть
негуманное
образование
и
«
отравляющая
педагогика
»?
Это
такие
действия
по
обучению,
воспитанию
и
развитию,
которые
ограничивают, принижают, истощают и искажают образ «Я» человека. Образ
«Я»
складывается
из
четырех
компонентов
–
движение,
мышление,
ощущения
и
чувства.
Методы
негуманного
образования
оперируют
в
основном травмирующими факторами. Травмирующими их следует считать
не только по отношению к обучающимся, но и к самим педагогам.
К наиболее травмирующим психику факторам относятся: гиподинамия,
долженствование,
соревновательность,
ориентация
на
результат,
внешнее
оценивание, ориентация на доминирование левого полушария. Все это и
подобное ему ведет к нарушению природного гармоничного развития, к
формированию исполнителя, а не творца, к усилению краткосрочной памяти
и работы по образцу, к недоразвитости эмоционального интеллекта и – как
следствие – к самому главному нарушению – нарушению коммуникаций с
самим собой, с людьми и с миром в целом.
Результатом такого образования становится нескончаемое напряжение и
развитие не только психологических проблем (депрессии, суицид и пр.), но и
асоциальных тенденций, ибо в разобщенном обществе каждый противостоит
каждому.
Депрессии,
синдром
повышенной
тревожности,
агрессивность
стали привычными, начиная с детского сада.
Если гуманизация образования блокирована, то каждый отдельный
человек может позаботиться о самом себе, получив методы, помогающие
оставаться
человеком,
заниматься
самопознанием,
саморазвитием
и
самоосвоением.
Такими
методом
является
арт
-
терапия
в
системе
личностно
ориентированного
образования
,
взятая вкупе и врученная
обучающимся
как
инструмент
познания
и
самопознания.
К
сожалению,
личностная
ориентация
в
современном
российском
образовании
провозглашается, но не реализуется, ибо ребенок по-прежнему остается в
зависимости от инструкций.
Арт
-
терапия
— терапия искусством — возникла на основе идей
Фрейда
и
Юнга,
которые
разработали
способ
лечения
психиатрических
заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек
через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем
самым освобождался от них.
Как
работает
арт
-
терапия
?
Арт
-
терапия
через творчество и
импровизацию
поддерживает
нелинейность
мышления,
спонтанность,
расширение сознания и развитие глобального мышления (в авторской ин-
терпретации – «уроки объемного видения»).
Сущность
арт
-
терапии
заключается
в
терапевтическом,
коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в
реконструировании
и
выходе
из
психотравмирующей
ситуации.
Все
это
происходит
с
помощью
создания
произведений
искусства,
вывода
внутренних
переживаний
во
внешнюю
форму,
а
затем
создания
новых
положительных эмоций и чувств.
Необходимость
арт-терапии
в
образовании
оказалась
насущной
и
неопровержимой не только по наблюдениям автора, но и по отзывам самих
участников.
Широкое системное использование арт-терапии в образовании
обосновано также и тем, что:
поскольку
80%
нервной
системы
занято
разнообразными
формами
движения, то самые глубокие знания древних из поколения в поколение
передаются
в
виде
игр,
песен,
танцев,
музыки,
рисования,
инсценировок – с помощью искусства и творчества;
искусство и творчество объединяют людей посредством воображения,
сопереживания, любви – они восстанавливают утраченные родовые
связи, а посредством ритмизации – здоровье человека;
искусство
и
творчество
обращают
человека
к
самому
себе
–
к
спонтанности,
к
непосредственности,
к
личному
потенциалу
и
ресурсам.
Арт
-
терапия
как
метод
преподавания
и
мягкой
коррекции
состояний
человека
воздействует
явными
и
неявными
средствами,
что
гарантирует
избавление
от
гиподинамии,
интеллектуальной
пассивности,
информационной
перегрузки,
соревновательности,
оценивания
и
долженствования, авторитаризма, ориентации на чужие образцы, сознательно
или
неосознанно
внедряемые
депрессивные
программы
от
классиков
литературы, неприязнь к обучению.
Виды
арт
-
терапии
Выделяют
активную
и
пассивную
арт
-
терапию
.
Первая
предполагает
побуждение
к
самостоятельному
творчеству,
пассивная
—
основана
на
использовании уже существующих произведений искусства. Также она может
быть групповой и индивидуальной.
Технологии
арт
-
терапии
Арт
-
терапия
проводится
в
специально
оборудованном
помещении.
В
ходе
занятий используются:
рисунок,
живопись,
графика,
скульптура,
чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска,
резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве
материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел,
пе сок,
листья,
камни,
ветки,
овощи,
фрукты
и
т.
п.,
так
и
искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.).
Применение, возможности и функции
арт
-
терапии
.
Арт
-
терапия
выполняет
несколько функций:
самовыражения,
развития
личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать
некоторые
психологические
проблемы.
В
последнее
время
функции
арт
-
терапии
широко
используются
для
оказания
психологической
помощи
детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами;
имеющим замедленное развитие.
Основные направления и виды арттерапии
Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:
-
изотерапия (рисуночная
терапия) –
работа
с
рисунком
и цветом:
рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;
-
библиотерапия
-
литературное
сочинение
и
творческое
прочтение
литературных произведений;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;
- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;
- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из
наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;
-
куклотерапия
-
основан
на
процессах
идентификации
ребенка
с
любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;
-
коррекционная
ритмика
-
вид
активной
музыкальной
терапии
и
кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного
воздействия;
- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и
движение под разнообразную музыку, и т. д.
В дошкольном образовании, когда доминирует целостное видение мира,
использование арт-терапии – насущная потребность, поскольку арт-терапия
предоставляет столь широкий спектр методов и подходов, что педагогу не
придется напрягаться. С другой стороны, дети от 3 до 7 настолько рады
подобным занятиям, что ждут их с неизменны нетерпением и радостью.
Казалось бы, почему? Потому что с ними играют или их учат? Нет. Потому
что
они
играют
и
учатся
сами,
и
делают
это
весело
и
разнообразно,
постепенно
достигая
уровня,
на
котором
уже
способны
сами
проводить
занятия.
Использование метода арт-терапии в работе с детьми способствуют
наиболее
полному
раскрытию
внутреннего
потенциала
каждого
ребенка,
существенному повышению мотивации и активности в творческих видах
деятельности. Получая эмоциональное удовлетворение и радость от общения
с
прекрасным,
дети
стремятся
к
самосовершенствованию,
проявляют
упорство и высокую работоспособность. Возрастает социальная и личная
творческая
активность:
дети
начинают
осознавать
свою
значимость,
ответственность,
ощущать
коллектив
как
единое
целое
в
достижении
поставленной цели и понимать, что от успешности каждого зависит общий
успех, а следовательно улучшаются взаимоотношения со сверстниками.
В
процессе
арт-деятельности
происходит
развитие
эмоциональной
и
интеллектуальной
сфер,
психических
процессов,
дети
приобретают
опыт
публичных выступлений, преодолевают страхи и застенчивость, улучшается
их
эмоциональный
настрой,
снижаются
эмоциональное
напряжение,
агрессивность,
тревожность,
улучшается
психологический
климат
в
коллективе. Дети приобретают такие качества, как терпимость, дружелюбие,
чувство
ответственности,
повышается
интенсивность
общения.
Положительные
эмоции
от
общения
с
искусством
оказывают
лечебное
воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные
силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей
жизни
в
целом.
Именно
эти
выводы
ученых
легли
в
основу
научного
обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной
работе с детьми.