Напоминание

"Педагогическая арт-терапия как инструмент гуманизации образования"


Автор: Коровина Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 п. Верховье"
Населённый пункт: пгт.Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая арт-терапия как инструмент гуманизации образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая

арт

-

терапия

как

инструмент

гуманизации

образования

.

Коровина Ирина Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье»

Орловской области

Последние реформы российского образования и его ориентация на

западный

образец

существенно

повлияли

на

общее

состояние

здоровья

нации. Формализованная западная культура сегодня как никогда далека от

того,

чтобы

реализовать

главную

цель

образования,

в

свое

время

провозглашенную

И.Г.

Песталоцци:

человечность.

Человечность,

то

есть

гуманизм,

традиционно

присущий

нашему

образованию,

постепенно

вымывается из него. При существенном сокращении школьных часов на

литературу,

рисование,

музыку,

труд,

похоже,

образование

становится

откровенно негуманным.

Что

есть

негуманное

образование

и

«

отравляющая

педагогика

»?

Это

такие

действия

по

обучению,

воспитанию

и

развитию,

которые

ограничивают, принижают, истощают и искажают образ «Я» человека. Образ

«Я»

складывается

из

четырех

компонентов

движение,

мышление,

ощущения

и

чувства.

Методы

негуманного

образования

оперируют

в

основном травмирующими факторами. Травмирующими их следует считать

не только по отношению к обучающимся, но и к самим педагогам.

К наиболее травмирующим психику факторам относятся: гиподинамия,

долженствование,

соревновательность,

ориентация

на

результат,

внешнее

оценивание, ориентация на доминирование левого полушария. Все это и

подобное ему ведет к нарушению природного гармоничного развития, к

формированию исполнителя, а не творца, к усилению краткосрочной памяти

и работы по образцу, к недоразвитости эмоционального интеллекта и – как

следствие – к самому главному нарушению – нарушению коммуникаций с

самим собой, с людьми и с миром в целом.

Результатом такого образования становится нескончаемое напряжение и

развитие не только психологических проблем (депрессии, суицид и пр.), но и

асоциальных тенденций, ибо в разобщенном обществе каждый противостоит

каждому.

Депрессии,

синдром

повышенной

тревожности,

агрессивность

стали привычными, начиная с детского сада.

Если гуманизация образования блокирована, то каждый отдельный

человек может позаботиться о самом себе, получив методы, помогающие

оставаться

человеком,

заниматься

самопознанием,

саморазвитием

и

самоосвоением.

Такими

методом

является

арт

-

терапия

в

системе

личностно

ориентированного

образования

,

взятая вкупе и врученная

обучающимся

как

инструмент

познания

и

самопознания.

К

сожалению,

личностная

ориентация

в

современном

российском

образовании

провозглашается, но не реализуется, ибо ребенок по-прежнему остается в

зависимости от инструкций.

Арт

-

терапия

— терапия искусством — возникла на основе идей

Фрейда

и

Юнга,

которые

разработали

способ

лечения

психиатрических

заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек

через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем

самым освобождался от них.

Как

работает

арт

-

терапия

?

Арт

-

терапия

через творчество и

импровизацию

поддерживает

нелинейность

мышления,

спонтанность,

расширение сознания и развитие глобального мышления (в авторской ин-

терпретации – «уроки объемного видения»).

Сущность

арт

-

терапии

заключается

в

терапевтическом,

коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в

реконструировании

и

выходе

из

психотравмирующей

ситуации.

Все

это

происходит

с

помощью

создания

произведений

искусства,

вывода

внутренних

переживаний

во

внешнюю

форму,

а

затем

создания

новых

положительных эмоций и чувств.

Необходимость

арт-терапии

в

образовании

оказалась

насущной

и

неопровержимой не только по наблюдениям автора, но и по отзывам самих

участников.

Широкое системное использование арт-терапии в образовании

обосновано также и тем, что:

поскольку

80%

нервной

системы

занято

разнообразными

формами

движения, то самые глубокие знания древних из поколения в поколение

передаются

в

виде

игр,

песен,

танцев,

музыки,

рисования,

инсценировок – с помощью искусства и творчества;

искусство и творчество объединяют людей посредством воображения,

сопереживания, любви – они восстанавливают утраченные родовые

связи, а посредством ритмизации – здоровье человека;

искусство

и

творчество

обращают

человека

к

самому

себе

к

спонтанности,

к

непосредственности,

к

личному

потенциалу

и

ресурсам.

Арт

-

терапия

как

метод

преподавания

и

мягкой

коррекции

состояний

человека

воздействует

явными

и

неявными

средствами,

что

гарантирует

избавление

от

гиподинамии,

интеллектуальной

пассивности,

информационной

перегрузки,

соревновательности,

оценивания

и

долженствования, авторитаризма, ориентации на чужие образцы, сознательно

или

неосознанно

внедряемые

депрессивные

программы

от

классиков

литературы, неприязнь к обучению.

Виды

арт

-

терапии

Выделяют

активную

и

пассивную

арт

-

терапию

.

Первая

предполагает

побуждение

к

самостоятельному

творчеству,

пассивная

основана

на

использовании уже существующих произведений искусства. Также она может

быть групповой и индивидуальной.

Технологии

арт

-

терапии

Арт

-

терапия

проводится

в

специально

оборудованном

помещении.

В

ходе

занятий используются:

рисунок,

живопись,

графика,

скульптура,

чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска,

резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве

материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел,

пе сок,

листья,

камни,

ветки,

овощи,

фрукты

и

т.

п.,

так

и

искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.).

Применение, возможности и функции

арт

-

терапии

.

Арт

-

терапия

выполняет

несколько функций:

самовыражения,

развития

личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать

некоторые

психологические

проблемы.

В

последнее

время

функции

арт

-

терапии

широко

используются

для

оказания

психологической

помощи

детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами;

имеющим замедленное развитие.

Основные направления и виды арттерапии

Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:

-

изотерапия (рисуночная

терапия) –

работа

с

рисунком

и цветом:

рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;

-

библиотерапия

-

литературное

сочинение

и

творческое

прочтение

литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из

наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

-

куклотерапия

-

основан

на

процессах

идентификации

ребенка

с

любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

-

коррекционная

ритмика

-

вид

активной

музыкальной

терапии

и

кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного

воздействия;

- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и

движение под разнообразную музыку, и т. д.

В дошкольном образовании, когда доминирует целостное видение мира,

использование арт-терапии – насущная потребность, поскольку арт-терапия

предоставляет столь широкий спектр методов и подходов, что педагогу не

придется напрягаться. С другой стороны, дети от 3 до 7 настолько рады

подобным занятиям, что ждут их с неизменны нетерпением и радостью.

Казалось бы, почему? Потому что с ними играют или их учат? Нет. Потому

что

они

играют

и

учатся

сами,

и

делают

это

весело

и

разнообразно,

постепенно

достигая

уровня,

на

котором

уже

способны

сами

проводить

занятия.

Использование метода арт-терапии в работе с детьми способствуют

наиболее

полному

раскрытию

внутреннего

потенциала

каждого

ребенка,

существенному повышению мотивации и активности в творческих видах

деятельности. Получая эмоциональное удовлетворение и радость от общения

с

прекрасным,

дети

стремятся

к

самосовершенствованию,

проявляют

упорство и высокую работоспособность. Возрастает социальная и личная

творческая

активность:

дети

начинают

осознавать

свою

значимость,

ответственность,

ощущать

коллектив

как

единое

целое

в

достижении

поставленной цели и понимать, что от успешности каждого зависит общий

успех, а следовательно улучшаются взаимоотношения со сверстниками.

В

процессе

арт-деятельности

происходит

развитие

эмоциональной

и

интеллектуальной

сфер,

психических

процессов,

дети

приобретают

опыт

публичных выступлений, преодолевают страхи и застенчивость, улучшается

их

эмоциональный

настрой,

снижаются

эмоциональное

напряжение,

агрессивность,

тревожность,

улучшается

психологический

климат

в

коллективе. Дети приобретают такие качества, как терпимость, дружелюбие,

чувство

ответственности,

повышается

интенсивность

общения.

Положительные

эмоции

от

общения

с

искусством

оказывают

лечебное

воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные

силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей

жизни

в

целом.

Именно

эти

выводы

ученых

легли

в

основу

научного

обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной

работе с детьми.



В раздел образования