Автор: Замуруева Лариса Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 п. Верховье"
Населённый пункт: пгт.Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное воспитание- необходимое условие обеспечения духовного единства поколений"
Раздел: дошкольное образование
Семейное воспитание – необходимые условия обеспечения духовного
единства поколений
Замуруева Лариса Викторовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье»
Орловской области
Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако
воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое
воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал
В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». У каждого
народа
складывается
своя
система
воспитательных
требований,
которые
диктуют, в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволять.
Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями.
До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости
результатов
воспитания
от
степени
мягкости
-
жесткости
отношения
взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно
мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном
возрасте
эта
однобокость
уравновешивается
повышенной
строгостью,
требовательностью.
Европейская
модель
воспитания
несколько
иная:
в
раннем
возрасте
воспитание
достаточно
регламентировано
правилами,
требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль
ослабевает.
В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно
широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской
жизни,
ее
организацию.
Наиболее
общим
средством
организации
жизни
ребенка в семье является режим.
Режим - правильное распределение во времени основных жизненных
процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха.
Выполнение
режима
-
это
сохранение
и
укрепление
нервной
системы
дошкольника,
а,
следовательно,
поддержание
его
в
уравновешенном,
спокойном и деятельном состоянии.
Режим воспитывает в детях привычку к порядку, дисциплинированности.
Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности,
требования взрослых. В педагогическом требовании заключены две стороны:
содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и
морали,
и
способ
осуществления
-
определенная
форма
выражения
требований. Например, если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит,
попроси: «Разрешите, пожалуйста» и т.п. Побудительная сила требования
зависит от его ясности, четкости формулировки. Малышам целесообразно
«разложить» требования по действиям, показать отдельные из них. Благодаря
такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности,
необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта
поведения, деятельности возможна обобщенная формулировка требования:
«Оля, пора готовиться ко сну», «Сергей, наведи порядок, пожалуйста, на
своем столе».
Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и
ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к
силам
и
возможностям
ребенка,
доверие
к
его
личности.
Родителям
не
следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять»
его на следующие достижения.
Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с
требованием. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля
юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес
взрослого
к
своей
личности.
Требования
в
форме
окрика,
угрозы
с
раздражительными
интонациями
плохо
воспринимаются
ребенком
и
не
вызывают
у
него
желания
слушаться
взрослых.
На
протяжении
детства
происходит осознание требований взрослых, пони- мание их разумности,
необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно
увидеть зачаточные формы превращения внешних требований родителей во
внутренние побудители поведения. Ребенок начинает понимать требования,
выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.
В воспитательных системах современных семей к требованиям относятся
по-разному,
что
определяет
и
разную
тактику
воспитания.
Выделяют
следующие
типы
семейных
взаимоотношений
и
соответствующие
им
тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на
основе невмешательства, сотрудничество.
Диктат
– тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главе
требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью
приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не
требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет»
стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство.
«Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные
отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к
таким
результатам,
возможно,
они
прибегают
к
повышенной
требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию
личности, восполнить невозможно.
Опека
на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить
ребенка
от
трудностей
и
«лишних»
требований.
Но,
по
сути,
диктат
родителей и опека -явления одного порядка, различаются они формой, а не по
существу. Результаты во многом совпадают.
Мирное
существование
на
основе
невмешательства
- достаточно
распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую
образованные
родители
придерживаются
принципа:
дети
должны
расти
самостоятельными,
независимыми,
раскованными,
свободными.
Отсюда
-
минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на
независимость двух миров - родителей
и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в
том
числе
и
карьерными,
где
мать
и
отец
занимают
позицию
невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат
сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и
детей, эмоциональная автономия.
Сотрудничество
- тип семейных отношений, характеризующийся
балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к
другим
членам
семьи).
Здесь
требования
«не
выпячиваются»,
они
естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о
друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм,
правил,
требований,
поскольку
ему
напомнят,
подскажут,
в
случае
необходимости
-
помогут.
Но
самое
главное
-
ему
внушают
веру
в
собственные
силы,
возможности,
другими
словами,
положительно
стимулируют
его
компетентность.
У
ребенка
выражена
потребность
в
собственной
компетентности,
которая
формируется
по
мере
накопления
жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок
достаточно
рано
хочет
сам
познавать
мир,
пробовать
свои
силы.
Вот
трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как
поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет:
«Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает
желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случа-
ях
говорят
об
отрицательном
стимулировании
компетентности
ребенка.
Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности
надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе
помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение характеризуют
положительное стимулирование компетентности.
При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения,
отговаривают
ребенка,
внушают
ему
«ты
не
можешь!».
Поднял
ребенок
сухую ветку - «выколешь глаз», подошел к луже - «упадешь!», взял чашку со
стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, - «разобьешь!». Одним словом -
бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен, ведет к
ослаблению
веры
в
свои
силы,
отрицательном
мнении
о
себе
и
своих
способностях. Ребенок ориентируется на внешний контроль, а это ведет к
боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых.
При положительном стимулировании детской компетентности ему,
напротив, внушают, что у него все получится, что он все сумеет, тем самым
укрепляют
его
веру
в
свои
силы
и
возможности.
Ребенок
«растет»
в
собственных глазах. Ненавязчивая помощь родителей направлена на развитие
у ребенка внутреннего контроля над поведением. Приемы положительного
стимулирования помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.
Таким образом, задача родителей – организовать жизнедеятельность
детей
не
столько
с
помощью
внешней
регламентации,
предъявлением
требований,
а
путем
активизации
у
ребенка
внутренних
стимулов,
потребностей, желания стать лучше.