Напоминание

"Семейное воспитание- необходимое условие обеспечения духовного единства поколений"


Автор: Замуруева Лариса Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 п. Верховье"
Населённый пункт: пгт.Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное воспитание- необходимое условие обеспечения духовного единства поколений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семейное воспитание – необходимые условия обеспечения духовного

единства поколений

Замуруева Лариса Викторовна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье»

Орловской области

Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако

воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое

воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал

В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». У каждого

народа

складывается

своя

система

воспитательных

требований,

которые

диктуют, в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволять.

Проблема границ дозволенного всегда стояла перед родителями.

До сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости

результатов

воспитания

от

степени

мягкости

-

жесткости

отношения

взрослых к детям. Например, для японской системы воспитания характерно

мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном

возрасте

эта

однобокость

уравновешивается

повышенной

строгостью,

требовательностью.

Европейская

модель

воспитания

несколько

иная:

в

раннем

возрасте

воспитание

достаточно

регламентировано

правилами,

требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль

ослабевает.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно

широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской

жизни,

ее

организацию.

Наиболее

общим

средством

организации

жизни

ребенка в семье является режим.

Режим - правильное распределение во времени основных жизненных

процессов, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха.

Выполнение

режима

-

это

сохранение

и

укрепление

нервной

системы

дошкольника,

а,

следовательно,

поддержание

его

в

уравновешенном,

спокойном и деятельном состоянии.

Режим воспитывает в детях привычку к порядку, дисциплинированности.

Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности,

требования взрослых. В педагогическом требовании заключены две стороны:

содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и

морали,

и

способ

осуществления

-

определенная

форма

выражения

требований. Например, если тебе надо пройти, а в дверях кто-то стоит,

попроси: «Разрешите, пожалуйста» и т.п. Побудительная сила требования

зависит от его ясности, четкости формулировки. Малышам целесообразно

«разложить» требования по действиям, показать отдельные из них. Благодаря

такой методике у ребенка складывается образ предстоящей деятельности,

необходимой формы поведения. По мере накопления ребенком опыта

поведения, деятельности возможна обобщенная формулировка требования:

«Оля, пора готовиться ко сну», «Сергей, наведи порядок, пожалуйста, на

своем столе».

Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и

ближайшим перспективам развития ребенка. В этом проявляется уважение к

силам

и

возможностям

ребенка,

доверие

к

его

личности.

Родителям

не

следует делать за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушевлять»

его на следующие достижения.

Для ребенка немаловажное значение имеет тон обращения к нему с

требованием. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля

юмора и шутка, главное, чтобы ребенок чувствовал участие, заботу, интерес

взрослого

к

своей

личности.

Требования

в

форме

окрика,

угрозы

с

раздражительными

интонациями

плохо

воспринимаются

ребенком

и

не

вызывают

у

него

желания

слушаться

взрослых.

На

протяжении

детства

происходит осознание требований взрослых, пони- мание их разумности,

необходимости выполнения. Вследствие этого у детей пяти-шести лет можно

увидеть зачаточные формы превращения внешних требований родителей во

внутренние побудители поведения. Ребенок начинает понимать требования,

выраженные в просьбе, совете, намеке, косвенном напоминании.

В воспитательных системах современных семей к требованиям относятся

по-разному,

что

определяет

и

разную

тактику

воспитания.

Выделяют

следующие

типы

семейных

взаимоотношений

и

соответствующие

им

тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на

основе невмешательства, сотрудничество.

Диктат

– тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главе

требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью

приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнравственность диктата не

требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет»

стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство.

«Плоды» такого воспитания - страх, лицемерие, ложь, грубость и возможные

отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родители не стремятся к

таким

результатам,

возможно,

они

прибегают

к

повышенной

требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию

личности, восполнить невозможно.

Опека

на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить

ребенка

от

трудностей

и

«лишних»

требований.

Но,

по

сути,

диктат

родителей и опека -явления одного порядка, различаются они формой, а не по

существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное

существование

на

основе

невмешательства

- достаточно

распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую

образованные

родители

придерживаются

принципа:

дети

должны

расти

самостоятельными,

независимыми,

раскованными,

свободными.

Отсюда

-

минимум требований, правил, норм поведения. Более отчетливо курс на

независимость двух миров - родителей

и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в

том

числе

и

карьерными,

где

мать

и

отец

занимают

позицию

невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат

сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и

детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество

- тип семейных отношений, характеризующийся

балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к

другим

членам

семьи).

Здесь

требования

«не

выпячиваются»,

они

естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о

друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм,

правил,

требований,

поскольку

ему

напомнят,

подскажут,

в

случае

необходимости

-

помогут.

Но

самое

главное

-

ему

внушают

веру

в

собственные

силы,

возможности,

другими

словами,

положительно

стимулируют

его

компетентность.

У

ребенка

выражена

потребность

в

собственной

компетентности,

которая

формируется

по

мере

накопления

жизненного опыта. Можно привести много доказательств тому, что ребенок

достаточно

рано

хочет

сам

познавать

мир,

пробовать

свои

силы.

Вот

трехлетний малыш кинулся к ледяной дорожке: «Я хочу прокатиться!» Как

поступает мама? Та, что опекает ребенка или диктует ему свою волю, скажет:

«Нет, мал еще. Упадешь, разобьешь нос, будет больно...» Она пресекает

желание ребенка быть активным, попробовать свои силы. В подобных случа-

ях

говорят

об

отрицательном

стимулировании

компетентности

ребенка.

Другая мама, которая понимает, что стремление ребенка к самостоятельности

надо всячески поддерживать, скажет по-другому: «Ты сможешь, но я тебе

помогу, дай мне руку». Подбадривание ребенка, разрешение характеризуют

положительное стимулирование компетентности.

При отрицательном стимулировании родители высказывают опасения,

отговаривают

ребенка,

внушают

ему

«ты

не

можешь!».

Поднял

ребенок

сухую ветку - «выколешь глаз», подошел к луже - «упадешь!», взял чашку со

стола, чтобы помочь бабушке убрать посуду, - «разобьешь!». Одним словом -

бесконечные внушения словом и делом, что ребенок не компетентен, ведет к

ослаблению

веры

в

свои

силы,

отрицательном

мнении

о

себе

и

своих

способностях. Ребенок ориентируется на внешний контроль, а это ведет к

боязни ответственности, к зависимости от ситуации, требований взрослых.

При положительном стимулировании детской компетентности ему,

напротив, внушают, что у него все получится, что он все сумеет, тем самым

укрепляют

его

веру

в

свои

силы

и

возможности.

Ребенок

«растет»

в

собственных глазах. Ненавязчивая помощь родителей направлена на развитие

у ребенка внутреннего контроля над поведением. Приемы положительного

стимулирования помогут родителям воспитать личность, уверенную в себе.

Таким образом, задача родителей – организовать жизнедеятельность

детей

не

столько

с

помощью

внешней

регламентации,

предъявлением

требований,

а

путем

активизации

у

ребенка

внутренних

стимулов,

потребностей, желания стать лучше.



В раздел образования