Автор: Абросимова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №8 "Тополек"
Населённый пункт: г. Петровск, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Лего-технология в математическом развитии младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 «Тополек» г. Петровска.
«Лего-технология в математическом развитии младших
дошкольников»
Подготовила
воспитатель МБДЛОУ д/с №8 «Тополек»
Абросимова О.В
18 марта 2016г
«Лего-технология в математическом развитии младших
дошкольников»
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только
познаёт мир, но и выражает к нему своё
отношение.
Ребенок, не осознавая того, практически включается в простейшую
математическую деятельность, осваивая при этом временные и
пространственные отношения, преобразует предметы различных форм и
величин. Усваивая понятие один много. Активность ребенка, направленная на
познание, реализуется в содержательной, игровой и практической
деятельности, в организующих воспитателем познавательных развивающих
играх. Поэтому нужно создать условия и обстановку, благоприятную для
вовлечения ребенка в деятельность сравнения. ФГОС подчёркивает
необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных
моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.
Конструктор Лего на сегодняшний день является незаменимым материалом
для занятий в дошкольных учреждениях. Лего- технология интересна тем,
что строясь на интегрированных принципах , объединяет в себе элементы
игры и экспериментирования.
Лего-конструирование развивает логическое пространственное и
образное мышление, мелкую моторику, внимание, память.
Наблюдая за детьми этого возраста, я стала замечать, что дети всё чаще и
чаще стали использовать для игр конструктор «Лего». Он вызывает у них
интерес, так как отличается красочностью, яркостью. Для конструктора
«Лего» хорошее качество, прочность, безопасность. Широкий выбор
кирпичиков и специальных деталей даёт детям возможность создавать самые
разнообразные конструкции. Конструктор «Лего» - это занимательный
материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий
моторные навыки.
Интерес детей к «Лего» и его свойства позволяют мне использовать данный
вид конструктора для развития математических представлений детей
младшего дошкольного возраста. Лего кирпичики позволяют дополнить и
частично заменить счетный материал. Работая с Лего дети развивают
пространственное воображение. Кирпичики Лего характеризуются ярко
выраженной формой, размером и цветом и их удобно классифицировать и
сравнивать.
С детьми младшего дошкольного возраста использую такие формы работы с
Лего конструктором как: Лего-геометрия, Лего-упражнения, Лего-
конструирование.
Младшая группа
средняя группа
Лего-упражнения
Лего-упражнения
Лего-геометрия
Лего-геометрия
Лего-конструирование
Лего-конструирование
Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система
упражнений, направленная на развитие общих умений и знакомство с лего-
конструктором.
«Чудесный мешочек». В разных вариантах в зависимости от
возраста детей ход упражнения и содержание мешочка меняется. В
мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог
только называет необходимую деталь, (короткая, длинная)
«Собери модель по памяти». 2 варианта.
1 вариант: Педагог собирает образец из 3-4 деталей и предлагает
собрать такую же.
2 вариант: Педагог показывает детям в течении нескольких секунд
модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по
памяти и сравнивают с образцом.
«Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую
половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить
вторую половину узора.
«Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные
узоры.
Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает
последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора,
а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали
конструктора, для составления закономерностей используются два
признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей
конструктора, для составления закономерностей используется один
признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей
конструктора, и для образования закономерностей используются два
признака.
Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет,
форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке
предмета на активном уровне. Дети экспериментируют и
конструируют самостоятельно.
«Поиск недостающей фигуры». Педагог представляет задачу из
трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей
конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой,
которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых
простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и
отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания
усложняются.
Лего-конструрование. В ходе этого направления дети приобретают
элементарные навыки конструирования ( дорожки, мостики,
домики, заборчики) конструируют по образцу, по условиям и по
теме, по замыслу. В ходе лего-конструирования дети с
удовольствием обыгрывают готовые конструкции.
«Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей, с соблюдением
какой- либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для
лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой
поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд
рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
При этом:
1.Дети развивают моторику рук.
2. Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
3. Получают математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии.
4. Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре,
транспорте, ландшафте.
5. Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
6. Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
7. Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и
собрать из частей целое.
8. Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой
и чужой труд