Напоминание

Примеры формирования УУД в рамках уроков музыки в начальных классах


Автор: Грошева Юлия Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Старошайговская НОШ №1"
Населённый пункт: Республика Мордовия с. Старое Шайгово
Наименование материала: статья
Тема: Примеры формирования УУД в рамках уроков музыки в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад





«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПРИМЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УУД В РАМКАХ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Юлия Николаевна Грошева, МОУ «Старошайговская НОШ №1» Республика Мордовия Старошайговский район Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен ФГОС НОО. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предмету. И определила, что одним из важных моментов реализации ФГОС является формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Главная цель работы над темой:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения предметной дисциплины «Музыка» обучающимися начальной школы.
Задачи:
1. Изучить сущность универсальных учебных действий. 2. Проанализировать программу В.В Алеева, Т.Н. Кичак с целью выявления ее возможности в создании условий для формирования УУД. 3. Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формированию УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока. Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги: 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД. Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности на уроках музыки, направленные на формирование УУД»
Этапы урока

Формируемые

универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства

обучения; формы организации

деятельности учащихся;

педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности. Личностные Эмоциональный настрой 2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации 3. Выявление места и причины затруднения. Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» 5. Реализация построенного проекта. Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность. Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные Личностные Познавательные Используются самоконтроль, взаимоконтроль 8. Включение в систему знаний и повторение. Познавательные Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа, взаимопомощь, работа по памяткам 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные Личностные Познавательные Самоанализ, самооценка. Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся. Учебный предмет «Музыка» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы
начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика) 2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например: Встало солнышко давно, Встали все у парт красиво, Заглянуло к нам в окно. Поздоровались учтиво, Нас оно торопит в класс, Друг на друга посмотрели, Урок музыки у нас! Улыбнулись, тихо сели. 3. На уроках музыки часто провожу по прослушанным произведениям следующий вид работы. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Я почувствовал (а) …; Я увидел (а) …; Я улыбнулся (ась) …; Я вспомнил (а) …; Мне стало грустно …; Я бы продолжил (а) прослушанное так …; Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …; Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …; Будущее героев я представляю …; Произведение вызвало у меня чувства…
Регулятивные УУД.
1. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. 2. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Познавательные УУД:
Проблемное обучение. Например, на уроке музыки в первом классе по теме «Детский альбом П.И. Чайковского. Движение в музыке» мы можем создать следующую проблемную ситуацию: -А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да) -Попробуем отгадать загадку. -У меня большая грива, ушки и копытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шёрстка гладка, кто же я?... (лошадка) (вывешиваются рисунки лошадей) Создание проблемной ситуации для определения цели и темы урока. -Ребята, кто заметил, что-то необычное? Лошадь и музыка? (ответы детей) Стук, пульсация -Как же решить эту проблему? (ответы детей) (связь музыки и движения)
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы: -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 2.Музыкальные упражнения «Придумай продолжение музыкального сюжета» Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам: Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выявление нравственных представлений учеников. Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия. Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления. Коммуникативные УУД – методика «Рукавички». Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Результаты мониторинга, проведенного в 2014 году
Таблица 1. № ФИ учащегося Личностные Регуля- тивные Познава- тельные Коммуни кативные Мотиваци я Нравств. представл. 1 Кристина В. IIIуров средний низкий низкий средний 2 Дима Г. IIIуров средний низкий низкий высокий 3 Гоша Е. IIуров высокий средний высокий средний 4 Валерия Л. Iуров высокий высокий средний высокий 5 Милена П. Iуров высокий средний средний высокий 6 Илья С. Iуров высокий высокий высокий высокий 7 Арина Т. IVуров высокий средний средний средний 8 Вика Ч. IIIуров средний высокий высокий высокий 9 Максим Я. IIуров средний средний средний высокий 10 Мария Д. I уров высокий высокий высокий высокий 11 Ольга О. IIуров средний средний средний высокий 12 Матвей К. IIIуров средний высокий высокий высокий 13 Кристина К. IVуров высокий средний средний средний 14 Максим С. Iуров высокий средний средний высокий 15 Елисей Г. IIIуров средний низкий низкий средний 16 Григорий А. Iуров высокий высокий средний высокий 17 Валя К. IIIуров средний низкий низкий высокий 18 Карина С. IIуров высокий средний высокий средний % в среднем по классу I – 33,5% II – 22% III –33,5 IV – 11% В – 56% С – 44% Н – - В – 33% С – 45% Н – 22% В – 33% С – 45% Н – 22% В – 67% С – 33% Н – -
V – - Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У четверых учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у двух – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Результаты мониторинга, проведенного в 2016 году
Таблица 2. № ФИ учащегося Личностные Регуля- тивные Познава- тельные Коммуни кативные Мотиваци я Нравств. представ. 1 Кристина В. III уров высокий средний средний средний 2 Дима Г. III уров средний низкий средний высокий 3 Гоша Е. II уров высокий средний высокий высокий 4 Валерия Л. I уров высокий высокий средний высокий 5 Милена П. I уров высокий высокий средний высокий 6 Илья С. I уров высокий высокий высокий высокий 7 Арина Т. III уров высокий средний средний средний 8 Вика Ч. II уров средний высокий высокий высокий 9 Максим Я. I уров высокий средний высокий высокий 10 Мария Д. I уров высокий высокий высокий высокий 11 Ольга О. I уров высокий средний высокий высокий 12 Матвей К. II уров средний высокий высокий высокий 13 Кристина К. III уров высокий средний средний средний 14 Максим С. I уров высокий высокий средний высокий 15 Елисей Г. III уров высокий средний средний средний 16 Григорий А. I уров высокий высокий средний высокий 17 Валя К. III уров средний низкий средний высокий 18 Карина С. II уров высокий средний высокий высокий % в среднем по классу I – 45% II – 22% III –33% В – 78% С – 22% Н – - В – 44,5% С – 44,5% Н - 11% В – 44% С – 56% Н – - В – 78% С – 22% Н - - Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД. Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.


В раздел образования