Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края»


Автор: Галина Ивановна Евстегнеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Красный Кут
Наименование материала: Статья
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

через приобщение к культурно-историческим

ценностям родного края»

воспитателя МДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут»

Евстегнеевой Галины Ивановны.

Как

пробудить

в

ребенке

чувство

любви

к

Родине, воспитать

нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами.

Нельзя заставить любить. Чтобы человек действительно чтил память предков,

уважал

Отечество,

чувствовал

ответственность

за

свою

Родину,

его

надо воспитать таким примером взрослых и патриотичным отношением к

окружающему миру, к Родине.

Знать

и

уважать

историю,

традиции,

обычаи,

фольклор,

достижения

народных мастеров своей страны - обязанность каждого гражданина России.

Детский сад «Солнышко» целенаправленно и в системе работает в данном

направлении на основании Плана работы на данную тему.

Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

1 .

ч е р е з

р а з в и т и е

и с т о р и ч е с ко й

п а м я т и

и

т в о р ч е с к и х

способностей воспитанников дать первоначальное представление о народной

культуре во всем ее многообразии;

2.

способствовать воспитанию целостной

эстетической

культуры

художественного

и

образного

мышления,

трудовых

навыков

и

творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории

и культуры родного города.

Решаются так же сопутствующие задачи:

-пробуждать

интерес

и

любовь

к

русской

национальной

культуре,

народному творчеству, обычаям;

-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в

предметах быта, в традициях и обычаях);

-воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе, через

непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия;

- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому,

детскому саду, родной улице, городу, стране;

- формировать представления об исконных древних ремеслах, народных

промыслах.

Решение

поставленных

задач

повлекло

за

собой

поиск

расширенного

содержания

и

разных

форм работы через

взаимосвязь

различных

видов

деятельности

с

опорой

на

развитие

совместного

творческого

потенциала

педагогов, детей и родителей. Работа проходит через все образовательные

области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.

1. Социально-личностное развитие.

Задачи

реализуются

в

игровой

деятельности (сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные,

театрализованные) « Мо я

с ем ь я ,

м о я

родословная», «Путешествие по городу», «Город мастеров» и т. д.

Совместное творчество развивает у детей элементарные общепринятые

нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ручной

труд:

изготовление

атрибутов

для

подвижных

и г р ,

театрализованных и фольклорных игр.

2. Познавательное развитие:

Целевые

прогулки

по

памятным

местам

города:

посещение

музея

и

библиотеки города, в парк, к памятникам воинам, экскурсии в природу.

Составление

рассказов

на

тему «С

кем

я

живу», «Мой

город»,

сотворчество детей и родителей (составление альбомов, выставка «Умелые

руки» - вышивка, вязание, плетение).

Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной

литературы о родном городе.

Проект «День Победы», в котором участвовал весь коллектив детского

сада, дети и их родители.

Через

данные

мероприятия

мы

воспитывали

детей

хранить

память

о

павших во время ВОВ, уважать людей старшего поколения, заботиться о них;

формировали представления о героях войны и о том, как сейчас люди помнят

и чтят ныне живущих. Вместе с воспитателями, музыкальный руководитель

организовала

концерт

ко

дню

Победы

для

ветеранов

и

тружеников

тыла «Встреча поколений» (до 2018г.), где дети дарили свои выступления

людям

старшего

поколения.

С

2018г.

воспитатели

с

детьми

посещали

ветеранов дома, дарили им подарки, выполненные своими руками, читали

стихи.

3. Художественно-эстетическое направление:

Оформление выставок – сотворчество родителей, детей и педагогов.

Рисование,

аппликация,

нетрадиционные

техники

рисования

на

темы: «Мой детский сад», «С кем живу», «Моя улица», «Они сражались за

Родину».

Музыкальный

руководитель

совместно

с воспитателями и

родителями

организовывала

фольклорные

развлечения,

праздники,

знакомила

детей

с

народным играми, песнями, плясками, песенным фольклором, инсценировала

хороводы, песни.

Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания в детском

саду созданы необходимые условия.

В

г ру п п а х

о ф о рм л е н ы

у гол к и

п о нравственно-патриотическому

воспитанию, фотовыставки: «Люби

и

знай

родной

свой

край»,

выставки

рисунков «Мой

город»,

подобраны

книги

о

нашем

городе,

тематические

папки: «Земляки-герои», «Мой

край

родной

-

Красный

Кут».

Н а

информационных стендах для родителей в группах оформлялись стенгазеты

и

фотовыставки: «День Победы», «Весна пришла», «Наша дружная семья»

«Моя любимая мама».

В

детском

саду

существует

мини-музей «Русская

изба»,

где

собран

краеведческий

материал

по

ознакомлению

с

бытом

русского

народа;

на

группах имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства;

дидактические

и

сюжетно-ролевые

игры

патриотической

направленности;

наглядно-иллюстрированный материал:

"Предметы

старины",

"Как

жили

люди на Руси"; организуются выставки детского творчества.

Речевое и физическое развитие тесно переплетается в выше названных трех

направлениях (народные песни, танцы, игры).

Работа в

д а н н о м

н а п р а в л е н и и

и

расширение воспитательного пространства

определило

необходимость

постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили

план работы,

благодаря

которому

старались

привлечь

и

заинтересовать

родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-

патриотическому воспитанию:

- провели анкетирование родителей;

- общее групповое родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего

города»;

- активное участие родителей пополнении музея «Русская изба»;

-участие

в

выставках

рисунков,

в

фотовыставках,

в

совместных

развлечениях, праздниках;

-составление родословного древа семьи;

- участие в составлении семейных альбомов.

По

результатам

анализа работы

в

направлении

нравственно-

патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно

хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края;

у дошкольников сформированы

представления

об

историко-культурных,

национальных, географических, природных особенностях родного города. И

с полной уверенностью можно сказать, что наши воспитанники любят свой

город.

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся,

что

бы

и

для

наших воспитанников и

их

родителей

данная работа стала

приоритетной.

Только

с

привлечением

всех

участников

образовательного

процесса

-

педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т.

д.) можно говорить о положительных результатах по данной теме.



В раздел образования