Напоминание

Исследовательская деятельность детей дошкольников


Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №102"
Населённый пункт: Иркутская обл., город Братск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследовательская деятельность

детей дошкольников

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется

ежедневно

организовывать

ситуации,

провоцирующие

познавательную

активность

воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

А знаете ли вы чем отличается опыт от экспериментирования?

Опыт-

это

знания,

навыки

и

умения,

которые

приобретают

люди

в

течение

жизни,

практической деятельности в той или иной области.

Эксперимент

это:

научно

поставленный

опыт

или

планомерное

проведение

наблюдения.

Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же

такое

«

Детское экспериментирование» – это деятельность, в результате которой ребенок

самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя

какое-либо открытие.

С какого же возраста предполагается начинать экспериментирования в

детском саду и что она подразумевает в себе?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в

совместных

с

воспитателем

опытнических

действиях.

Пока

они

представляют

собой

простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их

цвет, величину или форму.

В

младшей

группе

(3–4

года) познавательно-исследовательская

деятельность

усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере

сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства

изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей

умения

самостоятельно

получать

сведения

о

новом

объекте.

Для

опытов

активно

используются все органы чувств.

Используя экспериментирование

в

старшей

группе

(5–6

лет) нужно

стимулировать

детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых

свойств явлений и предметов.

В

подготовительной

к

школе

группе

(6-7

лет) познавательно-исследовательская

деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и

выбор оптимального способа ее осуществления.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают

педагоги-практики.

Цели экспериментирования:

Развитие

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному

познанию.

Развитие

словаря.

Ознакомление

детей

с

явлениями

и

объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о

живой и неживой природе.

Задачи экспериментирования

Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

С о ч е т а т ь

п о к а з

п р е д м е т а

с

а к т и в н ы м

д е й с т в и е м

р е б е н к а

п о

е г о

обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Эксперименты бывают разными и классифицируются по-разному:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление

вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в

состоянии объекта);

-

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности

процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По характеру познавательной деятельности:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые

факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

- демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в

руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);

- фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Каждый детский эксперимент имеет строго- определенную структуру:

Постановка, формулирование проблемы;

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

Проверка гипотез;

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей

Можно провести экспериментирование по живой, неживой природе, а также другим

материалам.

Для того чтобы дети могли заниматься экспериментами самостоятельно, в детском саду

должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития,

специальная

зона

-уголок

экспериментирования.

В

нем

должно

находится:

необходимое

оборудование,

наглядные

пособия,

карточки

техники

безопасности,

картотека опытов.

В своей работе мы используем карточки- схемы проведения экспериментов. Эти карточки

помогают детям. Благодаря им дети могут сами проводить опыты не привлекая взрослых,

достаточно только посмотреть последовательность выполнения.

Таким способом можно провести различные эксперименты:

«Угадай по запаху»

«Имеет ли воздух вес?»

«Растворение веществ в воде»

«Загадочная бумага»

«Дружба красок» и многие другие.

Имея

картотеку

различных

опытов

и

экспериментов

можно

провести

увлекательные

занятия.

Например,

мы

с

детьми

узнавали

свойства

воды

разными

способами

с

помощью

экспериментирования.

Также мы с ребятами проводили опыт- высаживали огород из обрезков разных видов

овощей.

Главное

достоинство

экспериментирований

заключается

в

том,

что

в

процессе

эксперимента:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так

как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,

сравнения и классификации

развивается

речь

ребенка,

так

как

дошкольнику

необходимо

давать

отчет

об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

происходит

накопление

фонда

умственных

приемов

и

операций,

которые

рассматриваются как умственные умения

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте

всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к

тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

Опыт для участников ШСП

Опыт «Радуга в стакане»

Теория

Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес.

Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода).

А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на

поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница

между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому

граница этих двух жидкостей размыта.

Проведение:

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й

– 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и

перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух

стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В

1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем

добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в

обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый,

желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое

и красивое.

На прощание хочу попросить вас поэкспериментировать еще раз.

Если вам понравилось мое выступление положите растворимый предмет в воду, а если нет

то не растворимый.

Спасибо за внимание.



В раздел образования