Автор: Гала Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №102"
Населённый пункт: Иркутская обл., город Братск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Исследовательская деятельность
детей дошкольников
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется
ежедневно
организовывать
ситуации,
провоцирующие
познавательную
активность
воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
А знаете ли вы чем отличается опыт от экспериментирования?
Опыт-
это
знания,
навыки
и
умения,
которые
приобретают
люди
в
течение
жизни,
практической деятельности в той или иной области.
Эксперимент —
это:
научно
поставленный
опыт
или
планомерное
проведение
наблюдения.
Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же
такое
«
Детское экспериментирование» – это деятельность, в результате которой ребенок
самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя
какое-либо открытие.
С какого же возраста предполагается начинать экспериментирования в
детском саду и что она подразумевает в себе?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в
совместных
с
воспитателем
опытнических
действиях.
Пока
они
представляют
собой
простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их
цвет, величину или форму.
В
младшей
группе
(3–4
года) познавательно-исследовательская
деятельность
усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере
сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства
изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей
умения
самостоятельно
получать
сведения
о
новом
объекте.
Для
опытов
активно
используются все органы чувств.
Используя экспериментирование
в
старшей
группе
(5–6
лет) нужно
стимулировать
детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых
свойств явлений и предметов.
В
подготовительной
к
школе
группе
(6-7
лет) познавательно-исследовательская
деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и
выбор оптимального способа ее осуществления.
“
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают
педагоги-практики.
Цели экспериментирования:
Развитие
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию.
Развитие
словаря.
Ознакомление
детей
с
явлениями
и
объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о
живой и неживой природе.
Задачи экспериментирования
Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
С о ч е т а т ь
п о к а з
п р е д м е т а
с
а к т и в н ы м
д е й с т в и е м
р е б е н к а
п о
е г о
обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Эксперименты бывают разными и классифицируются по-разному:
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление
вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в
состоянии объекта);
-
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности
процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
По характеру познавательной деятельности:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые
факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
- демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в
руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);
- фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Каждый детский эксперимент имеет строго- определенную структуру:
Постановка, формулирование проблемы;
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей
Можно провести экспериментирование по живой, неживой природе, а также другим
материалам.
Для того чтобы дети могли заниматься экспериментами самостоятельно, в детском саду
должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития,
специальная
зона
-уголок
экспериментирования.
В
нем
должно
находится:
необходимое
оборудование,
наглядные
пособия,
карточки
техники
безопасности,
картотека опытов.
В своей работе мы используем карточки- схемы проведения экспериментов. Эти карточки
помогают детям. Благодаря им дети могут сами проводить опыты не привлекая взрослых,
достаточно только посмотреть последовательность выполнения.
Таким способом можно провести различные эксперименты:
«Угадай по запаху»
«Имеет ли воздух вес?»
«Растворение веществ в воде»
«Загадочная бумага»
«Дружба красок» и многие другие.
Имея
картотеку
различных
опытов
и
экспериментов
можно
провести
увлекательные
занятия.
Например,
мы
с
детьми
узнавали
свойства
воды
разными
способами
с
помощью
экспериментирования.
Также мы с ребятами проводили опыт- высаживали огород из обрезков разных видов
овощей.
Главное
достоинство
–
экспериментирований
заключается
в
том,
что
в
процессе
эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так
как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
сравнения и классификации
развивается
речь
ребенка,
так
как
дошкольнику
необходимо
давать
отчет
об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
происходит
накопление
фонда
умственных
приемов
и
операций,
которые
рассматриваются как умственные умения
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Опыт для участников ШСП
Опыт «Радуга в стакане»
Теория
Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес.
Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода).
А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на
поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница
между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому
граница этих двух жидкостей размыта.
Проведение:
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й
– 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и
перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух
стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В
1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем
добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в
обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый,
желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое
и красивое.
На прощание хочу попросить вас поэкспериментировать еще раз.
Если вам понравилось мое выступление положите растворимый предмет в воду, а если нет
то не растворимый.
Спасибо за внимание.