Автор: Хамаганова Надежда Дондоковна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 138
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование инновационных образовательных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование инновационных
образовательных технологий в развитии речи детей дошкольного
возраста.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами,
дополнениями
и
описаниями
речь
у
детей
дошкольного
возраста – явление редкое. А у детей с общим недоразвитие
речи лексико-грамматическая сторона отличается от речи
нормально
развивающихся
сверстников.
Им
трудно
пересказывать, они не умеют составлять рассказы, у них
имеются трудности связанные со скоростью актуализации
знаний,
требуется
больше
времени
на
обдумывание
и
формулирование ответа.
Поэтому параллельно с задачей
накопления,
обогащения
и
уточнения
словарного
запаса
должна решаться другая, не менее важная: создание условий
для
его
активизации
и
актуализации
собственного
высказывания.
В в е д е н и е
Ф е д е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
образовательного
стандарта
подчеркивает
необходимость
поиска
новых
средств
развития
ребенка,
применение
инновационных образовательных технологий.
Одним из
таких
эффективных
методов
развития
ребёнка
является
использование интеллектуальных карт.
Этот метод был
предложен
для
обучения
дошкольников
Валентиной
Михайловной
Акименко.
Разработана
технология
английскими
психологами
Тони
и
Барри
Бьюзен.
Это
уникальный и простой метод запоминания информации, с
помощью
которого
развиваются
как
творческие,
так
и
речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллектуальной карты – наглядность,
запоминаемость,
привлекательность.
Отличительным
свойством
методики
является
задействование
обоих
полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается
его
наиболее
эффективная
работа
и
информация
сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так
и
в
словесной
форме
(ключевые
слова),
развиваются
познавательные
процессы.
Используется
для
сбора
материала
о
предмете
,для
закрепления
и
обобщения
материала, для развития связной речи.
Другим
эффективным
методом,
позволяющим
активизировать познавательную деятельность и развивать
речь, является нерифмованное стихотворение - синквейн. В
переводе
с
французского
-
пять
строк,
пятистрочное
стихотворение, возникло под влиянием японского стиха –
танка. По сути , это белый стих.
Синквейн используется
как метод развития образной
речи, позволяющий быстро
получить
результат.
Инновационность
данной
методики
состоит
в
том,
что
создаются
условий
для
развития
личности, способной критически мыслить, т. е. исключать
лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. А
эти способности очень востребованы в современном мире.
Актуальность и целесообразность использования синквейна
объясняется тем, что прежде всего:
открываются новые творческие интеллектуальные
возможности
гармонично вписывается в работу по развитию
лексико-грамматических категорий
способствует обогащению и актуализации словаря
является диагностическим инструментом
носит характер комплексного воздействия (развивает
речь, память, внимание, мышление)
является игровым приемом
Традиционный (классический) синквейн
как
жанр
поэзии, в начале XX века придумала американская поэтесса
Аделаида
Крэпси.
Дидактическое
правило
составления
синквейна
разработ а ли
уже
намного
позже.
В
педагогиче ских
и
образовательных
целях,
к а к
результативный метод развития речи, интеллектуальных и
аналитических
способностей,
синквейн
используется
во
многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
К
основным
правилам
составления
синквейна
относятся следующие:
1
строка – одно ключевое слово – КТО? ЧТО? название,
заголовок, тема, обычно существительное, определяющее
содержание
2
с т р о к а
–
д в а
с л о в а
–
К А К О Й ?
К А К А Я ?
(прилагательные, описывающие признаки предмета или его
свойства
3
строка
–
три
слова
(глаголы)
–
ЧТО
ДЕЛАЕТ?
Действия предмета, относящиеся к теме
4
строка – четыре слова – предложение из 3-4 слов
.
Фраза, которая показывает отношение автора к теме, его
эмоции.
5
строчка
–
одно
слово
–
слово-резюме,
ассоциация,
синоним,
который
характеризует
суть
темы.
Обычно
существительное.
Предполагается,
что
для
детей
дошкольного
возраста
строгое, четкое соблюдение правила написания синквейна
не обязательно. Для улучшения текста в 4 строке можно
использовать и три и пять слов, а в 5 строке –два слова.
Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн
получается
у
всех
,
но
дети
должны
иметь
достаточный
словарный
запас,
владеть
обобщением,
владеть понятиями слово-предмет, слово -действия, слово-
признак,
уметь
согласовывать
слова
в
предложении.
Задания для детей на составление синквейна могут быть
различными:
-как
средство
актуализации
прежних
знаний.
Вместо
традиционных
вопросов:
«Давайте
вспомним..»,
«Какие
бывают..»,
«Как
называется..?»
-
можно
предложить
составить синквейн с тем ключевым словом, который ранее
изучался.
Можно
поступить
по-другому,
использовав
синквейнзагадку. Можно составить синквейн с ошибками и
дети
должны
определить,
где
ошибка.
Синквейн
активизирует коммуникативную деятельность: дети учатся
задавать вопросы, а этому необходимо учить, это указано в
целевых ориентирах ФГОС
- как средство первичного восприятия текста
художественного произведения. Предлагается составить
синквейн о главном герое, чтобы выразить свое отношение
к нему
- как средство обобщения изученного материала,
возможность получения обратной связи. При подведении
итогов предлагается составить синквейн с новым понятием,
осуществляется обратная связь
- как средство характеристики литературных, сказочных
героев
-как средство группового взаимодействия – для
формирования коммуникативных действий
- как основа для составления рассказа для развития
связной речи.
Таким
образом
,
у
синквейна,
с
учетом
разных
его
вариантов,
богатый
образовательный
и
воспитательный
потенциал
.
Каковы
же
результаты
использования
технологий?
Ребенок,
имея
перед
собой
образы,
план
высказывания испытывает желание высказаться. Благодаря
работе обоих полушарий мозга, использованию образов и
цвета интеллект-карта легко запоминается, следовательно, у
детей появляется
уверенность в себе, инициатива, желание
высказаться.
Простота
синквейна
дает
возможность
его
составления
каждым
ребенком.
Это
форма
свободного
творчества,
направлена
на
развитие
умения
находить
самые главные и существенные признаки, анализировать,
делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Кажущаяся
простота
формы
этого
приёма
скрывает
многосторонний инструмент для рефлексии.