Автор: Отюцкая Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №436
Населённый пункт: Петродворцовый район, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые методы обучения в современной школе"
Раздел: начальное образование
Игровые методы обучения
в современной школе
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая
обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни
каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию
принципа гуманного подхода к детям.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического
потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным
формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет
сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-
поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а
эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и
функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися
материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в
учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности
современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо
расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио,
компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем
информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и
отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные
умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию
знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством
игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и
естественно его взять.
Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание
в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных
ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и
воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого
общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных
педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация
классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так
называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую
деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и
ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу
дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.
В игре ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями.
Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто
привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам
определяет цели и средства.
- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству
школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в
очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические
игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют
вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить
из пластилина, нарисовать, сшить костюм…
Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению
игрового интереса:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их
разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это
зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности,
соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой
мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- потребность в ином;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1) Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников
на достижение игровых целей.
2) Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3) Возможность действия для каждого ученика.
4) Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен
быть риск неудачи.
5) Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с
определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны
каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания
подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых
требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6) Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения
цели.
7) Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Ограничения и недостатки использования игр в образовании.
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – трудоемкая форма.
Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели
её проведение.
Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то,
что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление –
домашнее задание». Проблема и пути её решения в следующем:
- увлечение самого педагога игровыми формами;
- запрет на «обязательность» внедрения игр;
- проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и
т.д.
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое
наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься
игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько
привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких
потребностях, как еда, питье и т.п.
Теория и классификация игр.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект;
- возможность выбора и элементы соревновательности, удовлетворения потребностей,
самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации
педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще
состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью
обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
1)
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2)
По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и
другие.
3)
По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4)
По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5)
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой
технологии:
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.
Применение игровых технологий на уроках.
Игра как средство обучения.
1)
Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации
деятельности учащихся.
2)
Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память,
помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3)
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и
познавательный интерес к предмету.
4)
Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.
5)
В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый
заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно
быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование
способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество
вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1)
Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) Доступность для учащихся данного возраста;
3) Умеренность в использовании игр на уроках;
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
1)
Ролевые (инсценирование);
2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок –
соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно
предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов
разбора и т.д.)
4) Использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец, новый
материал, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация
изученного);
5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера,
олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов
одной параллели.
Задания, упражнения и игры для развития речи.
Речевое развитие является важнейшим аспектом психического развития в детском
возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается
ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок
овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим
строем.
Речь неразрывно связанна с мышлением, она служит формой существования мысли. По
мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно
выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные
чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль
деятельности. Развитие речи как средство общения позволяет ребенку адекватно
пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное
взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого
развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое
значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное
обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной
письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно,
систематически, продуманно, строить и свою устную речь.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы,
претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка
постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и
опосредствованной. Память в этом возрасте становится мыслящей. Совершенствование
памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе
учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с
организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы,
направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и
нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет
типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования
каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления
материала. На вопрос: «Как ты запомнил?» - ребенок этого возраста чаще всего отвечает:
«Просто запомнил и всё».
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя
оправдывать, что вынуждает ребенка искать приёмы организации материала. Важнейшими
являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти, основу
которой составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства
запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести
высказывание Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями мысли, а не одной только памятью». Смысловая память основана на понимании,
т.е. на деятельность мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового
запоминания создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные
единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет
преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи носят не
самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-
либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие
главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные
смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации
лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные
мысли.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор и получившая
название «смысловые единицы», может быть использована для школьников всех
возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго
класса. Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное
в тексте (опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное ученик
должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой
части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет
выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает
правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть –
выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой
опоры мнемической деятельности школьника.
Задания, упражнения, игры для развития мышления.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Мышление ребенка этого возраста находится на переломном этапе развития. В этот период
совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному
мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер:
конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным
наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-
логические рассуждения детям еще не доступны.
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных
новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных
мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и
несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр.
Информированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что
усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто
ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так,
например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают
проблемы с обобщением учебного материала: выделением корня в родственных словах,
кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия
для отрывка и т.п. Владение основными мыслительными операциями требуется от
учащихся уже в первом классе. Поэтому следует уделять внимания целенаправленной
работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять
существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума,
сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить
детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга,
карандаш и др.)
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к
воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.
Воображение – психический процесс, сущность которого является отражение реальной
действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью
воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не
воспринимались человеком раньше.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего
воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и
т.д. Этот вид особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по
рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создать правильное и достаточно полное
представление о новом учебном материале.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое
воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает
возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.
Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были,
базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной
жизни.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального
жизненного опыта. Деятельность воображение формируется в детстве наиболее активно и
полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других
видах творчества.
Для того чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества
детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. « Чем больше ребенок видел,
слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при
других равных условиях будет деятельность его воображения.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая
обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни
каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию
принципа гуманного подхода к детям.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимся в
меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается
занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для
школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную
деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности
методических приемов, направленных на изучение различных предметов.