Автор: Меркушева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г.Бирска
Населённый пункт: г.Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Волшебная мастерская"
Раздел: начальное образование
02-18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
_______________________________
Протокол № 1 от 29.08.2019г.
Руководитель ШМО
________ (_____________________)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
_____________(А.Н.Рыбакова)
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 1 г. Бирска
______________ /З.А.Мингалеев/
Приказ № _274-К___
от «30» августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»
для 1-4 классов на 2019-2020 учебный год
Составила учитель начальных классов: Меркушева
Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные
документы, в
соответствии с
которыми
составлена
рабочая программа
Приказ
Минобрнауки
РФ
от
17.12.2010
№
1897
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ
Минобрнауки
РФ
от
31.12.2015
№1577
«О
внесении
изменений
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый
приказом
Минобрнауки
РФ
от
17.12.2010
№
1897
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»»
Приказ МБОУ СОШ №1 г. Бирска от 30.08.2019 г. № 274-К «Об утверждении учебных планов
домашнего обучения, рабочих образовательных программ, календарного учебного графика,
расписания учебных занятий и звонков на 2019 – 2020 учебный год
»
;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря
2010
г.
№
189
г.
Москва
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»,
зарегистрированного
Министерством
юстиции
Российской
Федерации
03.03.11г., регистрационный №19993, Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях»;
План внеурочной деятельности 1-4 классов по направлениям развития личности на 2019-2020
учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
Положение МБОУ СОШ № 1 «О рабочей программе руководителя объединения внеурочной
деятельности, кружка и спортивной секции».
Пояснительная
записка
(актуальность,
цели и задачи,
возраст, на
который рассчитан
курс, количество
часов, личностные
и метапредметные
результаты
освоения курса
внеурочной
деятельности
Актуальность программы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в
жизнь, выдвигают свои требования:
быть
мыслящими,
инициативными,
самостоятельными,
вырабатывать
свои
новые
оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация
этих
требований
предполагает
человека
с
творческими
способностями.
Среди
многообразия
видов
творческой
деятельности
конструирование
занимает
одно
из
ведущих
положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят
своё
отражение
особенности
восприятия
человеком
окружающего
мира.
В
конструировании
проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и
мышление.
Цель:
создание условий для развития творческого потенциала личности ребёнка, формирования опыта
практической
деятельности
по
созданию
личностно
и
общественно
значимых
объектов
труда;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к материальным и духовным ценностям.
Задачи курса:
выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к различным видам деятельности;
освоение
не
предусмотренных
учебной
программой
технологических
приёмов
работы
с
разными материалами;
формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других
качеств личности ребёнка;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения;
развитие
самостоятельного
мышления,
умения
сравнивать,
анализировать,
формировать
предварительный план действий;
развитие стремления к приобретению опыта самостоятельного познания;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской
деятельности;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Программа «Волшебная мастерская» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1
год для детей в возрасте от 7- 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю (39 часов).
Программа
предусматривает
преподавание
материла
по
«восходящей
спирали»,
то
есть
периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все
задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого
ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа
предполагает
и
постепенное
изменение
видов
работы:
от
создания
фигурок
до
сочинения
сказок,
коллективных
работ,
творческих
альбомов
детей,
сказочных
персонажей
с
последующей
драматизацией,
участие
в
конкурсах
и
выставках.
Это
является
стимулирующим
элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного
творчества взрослого и ребенка.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
–
гражданская
идентичность
в
форме
осознания
«Я»
как
гражданина
России,
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
–
определять
последовательность
промежуточных
целей
и
соответствующих
им
действий
с
учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Должны знать:
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– правила пользования инструментами – ножницами, карандашом, линейкой;
– различать материалы и инструменты, знать их назначения.
Должны уметь:
– пользоваться инструментами: ножницами, карандашом, линейкой;
– выполнять работу по условным обозначениям, технологическим картам;
– выполнять операции по обработке бумаги: складывание, вырезание, конструирование.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема раздела
Количество
часов
Формы организации
учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
Вводное занятие.
1
Фронтальный
Индивидуальный
Самостоятельно планировать контролировать и
корректировать свою деятельность.
Беседа по охране труда.
1
Фронтальный
Индивидуальный
Организовывать свою деятельность: подготавливать
рабочее место, правильно и рационально размещать
инструменты и материалы, убирать рабочее место.
Аппликация и
моделирование.
4
Фронтальный
Индивидуальный
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность);
определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при
помощи клея.
Планировать и осуществлять работу, сопоставлять
эти виды планов.
Выполнять аппликацию по заданному образцу.
Работа с бумагой и
картоном.
9
Фронтальный
Индивидуальный
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность);
определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при
помощи клея.
Секреты бумажного
творчества.
9
Фронтальный
Индивидуальный
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность);
определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при
помощи клея.
Планировать и осуществлять работу, сопоставлять
эти виды планов.
Выполнять аппликацию по заданному образцу.
Выпуклая аппликация.
9
Фронтальный
Индивидуальный
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность);
определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при
помощи клея.
Планировать и осуществлять работу, сопоставлять
эти виды планов.
Выполнять аппликацию по заданному образцу.
Работа в технике
оригами.
6
Фронтальный
Индивидуальный
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность);
определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы
с ножницами, разметки деталей по шаблону и
сгибанием, правила соединения деталей изделия при
помощи клея.
Планировать и осуществлять работу, сопоставлять
эти виды планов.
Выполнять аппликацию по заданному образцу.
Календарно-тематическое планирование
№
Сроки проведения
Тема раздела, урока
Количество
часов
План
Факт
1
Вводное занятие.
1
2
Беседа по охране труда.
1
3
Моделирование и аппликация самолета.
1
4
Моделирование и аппликация машины.
1
5
Моделирование и аппликация мебели.
1
6
Моделирование и аппликация домика.
1
7
Аппликация «Бабочки».
1
8
Аппликация «Бабочки». Завершение работы.
1
9
Аппликация «Цветы».
1
10
Аппликация «Цветы». Завершение работы.
1
11
Аппликация «Забавные фигурки».
1
12
Аппликация «Забавные фигурки». Завершение работы.
1
13
Аппликация «Забавные фигурки». Завершение работы.
1
14
Аппликация «Солнышко».
1
15
Аппликация «Солнышко». Завершение работы.
1
16
Аппликация «Букет цветов».
1
17
Аппликация «Букет цветов». Завершение работы.
1
18
Аппликация «Зайчик».
1
19
Аппликация «Зайчик». Завершение работы.
1
20
Аппликация «Птенцы».
1
21
Аппликация «Птенцы». Завершение работы.
1
22
Аппликация «Птенцы». Завершение работы.
1
23
Аппликация «Яблоки».
1
24
Аппликация «Яблоки». Завершение работы.
1
25
Выпуклая аппликация «Цветы».
1
26
Выпуклая аппликация «Цветы».Завершение работы.
1
27
Выпуклая аппликация «Веселые зверята».
1
28
Выпуклая аппликация «Веселые зверята». Завершение работы.
1
29
Выпуклая аппликация «Открытка».
1
30
Выпуклая аппликация «Открытка». Завершение работы.
1
31
Выпуклая аппликация «Снежинка».
1
32
Выпуклая аппликация «Космос».
1
33
Выпуклая аппликация «Космос». Завершение работы.
1
34
Оригами «На лесной поляне».
1
35
Оригами «Фигурки птиц».
1
36
Оригами «Животные».
1
37
Оригами «Человечки».
1
38
Оригами «Сказка».
1
39
Оригами «Сказка». Завершение работы.
1