Автор: Рудакова Алла Олеговна
Должность: воспитатель группы ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 имени Жака-Ива Кусто
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Внеклассная работа воспитателя ГЛД для детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Внеклассная работа воспитателя ГПД для детей младшего школьного возраста
Воспитатель группы ГПД ГБОУ СОШ №4 Кусто Рудакова Алла Олеговна
В младшем школьном возрасте – мозг ребенка к этому времени является зрелым,
процессы торможения становятся более сильными, но процессы возбуждения пока ещё
преобладают. Этим объясняется высокая степень возбудимости младших школьников.
Дети младшего возраста на могут ещё выделять главное, существенное в воспринятом,
для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Но постепенно восприятие
становится более управляемым, увеличивается организованное наблюдение. Характерной
особенностью является слабость произвольного внимания. Лучше развить
непроизвольное внимание, направленное на всё новое, неожиданное, яркое, наглядное.
Дети этого возраста очень эмоциональны, но уже учатся быть более сдержанными,
уравновешенными.
Трудности, испытываемые детьми при поступлении в школу, связаны с необходимостью
выполнять школьный режим, с изменением взаимоотношений с взрослыми, от свободных
взаимоотношений, характерных для дошкольного возраста, надо привыкать к
официальным, нормативным отношениям. Воспитатель должен учитывать эти трудности
ребенка и вводить их в новую сферу жизни.
Для младших школьников характерно проявление особенностей темперамента. Характер
ещё только складывается, поэтому импульсивность, капризы, упрямство наблюдается ещё
часто. В то же время младшие школьники отличаются отзывчивостью,
любознательностью, доверчивостью, непосредственностью в проявлении своих чувств и
отношений.
Дети с удовольствием занимаются сочинением сказок, стихотворением, рисуют, поют.
Но именно в этом возрасте закладываются основы личности, основы эмоциональной
направленности стиля, характера поведения и деятельности.
Поэтому очень важны такие качества воспитателя как терпимость, доброе отношение ,
мотивировать их на хорошие поступки, готовность помочь, дружелюбие и отзывчивость.
Века и тысячелетия существует задача – вырастить умное, смелое, доброе, трудолюбивое
поколение.
Уже в раннем возрасте взрослые стремятся поддержать самостоятельность,
инициативность, смелость детей. Никогда не надо их перебивать в разговоре, следует
выслушивать их внимательно. Это делается для того, чтобы у детей с самого раннего
детства развивать чувство ответственности за свои поступки и слова. Но делать это не
назидательно, а добродушно, с полным уважением к личности ребенка.
Так и во внеклассной работе с детьми следует уделять больше внимания их внутреннему
миру; уделять им больше внимания в беседах на продлённом дне.
Можно провести беседы «Как помочь друг другу в выполнении домашних заданий,
написании сочинений, решению задач по математике.
Больше и чаще использовать игровые моменты, где необходимы сообразительность,
быстрота реакций, решительность. Играя, дети совершают отважные поступки,
переживают необычные «приключения». Стремятся брать на себя риск, который связан с
проявлением благородных качеств – смелости, мужества, решительности.
Воспитательная ценность игры состоит в том, что ребенок, играя, сознательно выполняет
этические нормы поведения. Так, устраивая праздники в группе продленного дня, можно
научить детей правильно накрывать на стол приборы, их правильно расставить. Где
должна лежать вилка, а где нож и ложка? Как себя вести себя за столом, этики поведения
за столом.
Во время прогулок с детьми стараться больше с ними играть: «Веселые старты», «Рисунок
на асфальте», «Золота осень», «Ранняя весна». Проводить небольшие тематические
экскурсии: «Знай и люби свой район», «Что мы знаем о Васильевском острове», «Где жила
Таня Савичева во время блокады Ленинграда?», «Какие исторические здания мы знаем?».
Одним из видов развлечений может быть игра «Угадайка». Стараться загадывать им
загадки, прививать им навыки трудовой деятельности (полить цветы, уход за комнатными
растениями, санитарно-гигиенические навыки, соблюдение режима).
Поставить
цель
добиться
сотрудничества
между
воспитателем
и
детьми.
Чаще
разговаривать с детьми о людях, об их судьбах, профессии, поступках, приучить детей
больше читать, посещать библиотеку.
Неотъемлемая часть досуга ребенка младшего школьного возраста тесно связано с игрой.
Игра - это средство его самореализации и самовыражения. Она позволяет ребенку выйти
за пределы ограниченного мира «детства» и построить свой собственный мир. Игра дает
эмоциональное
состояние
души,
позволяет
реализовать
самые
разные
стремления
и
желания.
В
игре
развивается
способность
к
воображению,
образному
мышлению,
к
развитию личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая
поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им. Кроме того игра
влияет и на способность взаимодействовать с другими людьми, умение сдерживать себя
ради поддержания совместной игры. Эти качества необходимы ребенку в дальнейшей
жизни и в первую очередь в школе. Взрослый должен стимулировать творчество ребенка
в его игре, активизировать его воображение.
Игра школьника – это физическая разрядка после уроков. Младшие дети с удовольствием
играют со своими сверстниками в «школу». В такой игре младшие это ученики, постарше
учителя. Игра перемещается на улицу, совмещая её с прогулкой. Очень важны подвижные
игры для укрепления физического здоровья ребёнка.
Отношение
к
своим
неудачам
является
определяющим
для
активной
деятельности
ребёнка. Важно для воспитателя быть внимательным к деятельности ребёнка и стараться
его похвалить. Похвала всегда приятна ребёнку, увеличивает его уверенность в своих
силах, навыках и умениях.
В этом возрасте происходит развитие интеллекта ребёнка, его памяти, восприятия. Дети
уже могут самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать. Поэтому большое
значение
отводится
роли
воспитателя,
как
доброго
наставника,
направляющего
интеллектуальную деятельность ученика к познанию окружающего мира.