Авторы: Павлова Анастасия Васильевна, Егорова Тамара Петровна
Должность: студентка 4 курса кафедры социально-гуманитарных технологий
Учебное заведение: Институт психологии Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Социальный портрет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере социально-реабилитационного Центра Мегино-Кангаласского района)
Раздел: среднее образование
Социальный портрет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
(на примере социально-реабилитационного Центра
Мегино-Кангаласского района)
Павлова А.В., Егорова Т.П.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск, Россия
Social work with children in difficult life situations
(the example of the social rehabilitation center
Megino-Kangalassky area)
Pavlovа A.V., Egorova T.P.
North-Eastern Federal University named after MK Ammosov
Yakutsk, Russia
Аннотация: В статье рассматриваются особенности духовности как пространства, в рамках
которого осуществляется профессиональная социальная работа. На основе традиционного
философского подхода, описывающего ядро духовности как совокупность познавательного,
нравственного и эстетического начал, рассматривается пространство профессиональной
социальной работы.
Ключевые слова: социальная работа, пространство, духовность, духовные ценности,
благотворительность, милосердие, добро
Семейный кодекс РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской
Федерации находятся под защитой государства».
В соответствии с Федеральным законом
Российской
Федерации
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
от
24
июня
99
г.
№
120-ФЗ
«безнадзорным
признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и
(или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных
лиц».
Беспризорность — это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не
имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства —
этот надзор отсутствует. Выделяют три основные группы таких причин возникновения
безнадзорности несовершеннолетних:
Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения
беспризорных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем
окружении
ребенка,
семье,
школе,
группе
сверстников.
В
связи
с
этим
на
территории
Российской Федерации функционируют территориальные Центры помощи семье и детям.
Данные
Центры
осуществляют
меры
контроля
и
социального
сопровождения
в
процессе
реабилитации
подростка,
имеющего
опыт
бродяжничества,
криминальной
деятельности, употребления психотропных веществ.
ГКУ РС (Я) «Социально-реабилитационный Центр» в Мегино-Кангаласском районе в
с.
Майя
выполняет
социальную
работу
с
детьми,
оказавшимися
в
трудной
жизненной
ситуации.
Мегино-Кангаласский
социально-реабилитационный
Центр
д л я
несовершеннолетних является государственным учреждением социального обслуживания
семей с детьми, осуществляет меры по профилактике безнадзорности и беспризорности,
социальной
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетних,
оказавшихся
в
трудной
жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.
В целях изучения особенности у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
нами проведена исследовательская работа. Были выдвинуты нами следующие гипотезы:
По
методике
Басса-Дарки
было
обнаружено
у
детей,
оказавшимися
в
трудной
жизненной ситуации высокий уровень агрессивности в целом (при сложении всех шкал) .
Так, у 65% испытуемых, оказавшимися в трудной жизненной ситуации уровень агрессии
мотивации больше агрессивности (УАМ >Агрессивность), а у остальных 35%.
Был
выявлен факт, что у большинства детей доминирует шкала «Физическая агрессия» и шкала
«Подозрительность». Самый низкий уровень вышла по шкале «Негативизм».
В
контрольной
группе
у
учащихся
Майинской
общеобразовательной
школы
был
обнаружен высокий уровень шкала «Негативизма», когда как у детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, был самым низким.
Негативизм – это оппозиционная манера в
поведении
от
пассивного
сопротивления
до
активной
борьбы
против
установившихся
обычаев и законов.
По
результатам
исследования
по
методике
диагностики
самооценки
уровня
тревожности Спилберга – Ханина выяснилось, уровень ситуативной тревожности у обеих
групп
средний.
У
детей,
оказавшихся
в
трудной
жизненной
ситуации
и
у
детей
из
благополучных семей 100% и 70%. Уровень личностной тревожности у обеих групп тоже
средний – 93% и 80%.
Результаты исследования по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
уровень самооценки в среднем составляет 51,26. Для детей от 12 до 14 лет это входит в
норму (средний уровень). А уровень притязания - 74,17. Это также входит в норму, средний
уровень. У детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию уровень расхождения весьма
велик, нежели уровень расхождения у детей из благополучных семей (учащиеся Майинской
общеобразовательной
школы).
И
уровни
самооценки
у
детей,
оказавшихся
в
трудную
жизненную ситуацию чуть ниже, чем у детей из благополучных семей, хотя уровни у обеих
групп входят в средний уровень по их возрасту. Результаты,
полученные
по
средним
значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и
достаточно
значимых
различиях
в
проявлениях
агрессии
учащиеся
не
обнаруживают
значимых различий, также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с
агрессивными
проявлениями,
в
равной
степени
представлены
и
у
благополучных
и
у
неблагополучных
школьников.
В
конечном
счете,
агрессивные
проявления,
которые
становятся проблемой школьников, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В
свою очередь, школьник социально-реабилитационного Центра с множеством предпосылок к
проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком.
Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и
перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.
Следует отметить, что психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-
реабилитационном центре имеет свои особенности, так как ребенок менее уверен в себе,
скрыт и недооценивает себя, так как оценивает свои способности, внешность, здоровье чуть
ниже, чем дети из благополучных семей.
По итогам
исследования обнаружены одинаковые показатели уровня притязания у
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с уровнями детей из благополучных
семей (учащихся Майинской средней школы), а также нет различий косвенной агрессии,
вербальной агрессии, подозрительности и чувство вины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная реабилитация детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации проводится в социально-реабилитационном
Центре с. Майя Мегино-Кангаласского района.
В
заключении,
правильная
и
комплексная
организация
социальной
работы
способствует восстановлению и гармонизации личности и создает условия для успешной
социализации ребенка.
Литература
1.
Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика 1991,№10. С. 56 – 61.
2.
Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право)/
М.И.Лепихов.-М.:ИНФРА-М,2006.-128с.
3.
Михеев В. А. Семья в роли пациента/ В. А. Михеев// Социальная работа, 2011 - №1 –
32с.
4.
Кузнецова
Л.
П.
Основные
технологии
социальной
работы
/
Л.
П.
Кузнецова
–
Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2014. – 389 с.
5.
44. Курбатов В. И. социальная работа: учебное пособие/ В. И. Курбатов. Ростов на
Дону «Феникс» 2007 – 55-297 с.
6.
Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
//Беспризорник. 2007. № 2. С. 12—32.
7.
Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева И.Ф Социально-педагогическая поддержка
детей группы риска М, 2002. 256 с
8.
Теория и методика Социальной работы: В 2 ч/ Под.ред. И.Т. Зайнышева. М.: МГСУ,
2004. С. 133 – 136.