Напоминание

Социальный портрет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере социально-реабилитационного Центра Мегино-Кангаласского района)


Авторы: Павлова Анастасия Васильевна, Егорова Тамара Петровна
Должность: студентка 4 курса кафедры социально-гуманитарных технологий
Учебное заведение: Институт психологии Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Социальный портрет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере социально-реабилитационного Центра Мегино-Кангаласского района)
Раздел: среднее образование





Назад




Социальный портрет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

(на примере социально-реабилитационного Центра

Мегино-Кангаласского района)

Павлова А.В., Егорова Т.П.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск, Россия

Social work with children in difficult life situations

(the example of the social rehabilitation center

Megino-Kangalassky area)

Pavlovа A.V., Egorova T.P.

North-Eastern Federal University named after MK Ammosov

Yakutsk, Russia

Аннотация: В статье рассматриваются особенности духовности как пространства, в рамках

которого осуществляется профессиональная социальная работа. На основе традиционного

философского подхода, описывающего ядро духовности как совокупность познавательного,

нравственного и эстетического начал, рассматривается пространство профессиональной

социальной работы.

Ключевые слова: социальная работа, пространство, духовность, духовные ценности,

благотворительность, милосердие, добро

Семейный кодекс РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской

Федерации находятся под защитой государства».

В соответствии с Федеральным законом

Российской

Федерации

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних»

от

24

июня

99

г.

120-ФЗ

«безнадзорным

признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и

(или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных

лиц».

Беспризорность — это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не

имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства —

этот надзор отсутствует. Выделяют три основные группы таких причин возникновения

безнадзорности несовершеннолетних:

Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения

беспризорных детей — улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем

окружении

ребенка,

семье,

школе,

группе

сверстников.

В

связи

с

этим

на

территории

Российской Федерации функционируют территориальные Центры помощи семье и детям.

Данные

Центры

осуществляют

меры

контроля

и

социального

сопровождения

в

процессе

реабилитации

подростка,

имеющего

опыт

бродяжничества,

криминальной

деятельности, употребления психотропных веществ.

ГКУ РС (Я) «Социально-реабилитационный Центр» в Мегино-Кангаласском районе в

с.

Майя

выполняет

социальную

работу

с

детьми,

оказавшимися

в

трудной

жизненной

ситуации.

Мегино-Кангаласский

социально-реабилитационный

Центр

д л я

несовершеннолетних является государственным учреждением социального обслуживания

семей с детьми, осуществляет меры по профилактике безнадзорности и беспризорности,

социальной

реабилитации

и

адаптации

несовершеннолетних,

оказавшихся

в

трудной

жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.

В целях изучения особенности у детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,

нами проведена исследовательская работа. Были выдвинуты нами следующие гипотезы:

По

методике

Басса-Дарки

было

обнаружено

у

детей,

оказавшимися

в

трудной

жизненной ситуации высокий уровень агрессивности в целом (при сложении всех шкал) .

Так, у 65% испытуемых, оказавшимися в трудной жизненной ситуации уровень агрессии

мотивации больше агрессивности (УАМ >Агрессивность), а у остальных 35%.

Был

выявлен факт, что у большинства детей доминирует шкала «Физическая агрессия» и шкала

«Подозрительность». Самый низкий уровень вышла по шкале «Негативизм».

В

контрольной

группе

у

учащихся

Майинской

общеобразовательной

школы

был

обнаружен высокий уровень шкала «Негативизма», когда как у детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, был самым низким.

Негативизм – это оппозиционная манера в

поведении

от

пассивного

сопротивления

до

активной

борьбы

против

установившихся

обычаев и законов.

По

результатам

исследования

по

методике

диагностики

самооценки

уровня

тревожности Спилберга – Ханина выяснилось, уровень ситуативной тревожности у обеих

групп

средний.

У

детей,

оказавшихся

в

трудной

жизненной

ситуации

и

у

детей

из

благополучных семей 100% и 70%. Уровень личностной тревожности у обеих групп тоже

средний – 93% и 80%.

Результаты исследования по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

уровень самооценки в среднем составляет 51,26. Для детей от 12 до 14 лет это входит в

норму (средний уровень). А уровень притязания - 74,17. Это также входит в норму, средний

уровень. У детей, оказавшихся в трудную жизненную ситуацию уровень расхождения весьма

велик, нежели уровень расхождения у детей из благополучных семей (учащиеся Майинской

общеобразовательной

школы).

И

уровни

самооценки

у

детей,

оказавшихся

в

трудную

жизненную ситуацию чуть ниже, чем у детей из благополучных семей, хотя уровни у обеих

групп входят в средний уровень по их возрасту. Результаты,

полученные

по

средним

значениям в полярных группах по проявлениям агрессии, показывают, что при больших и

достаточно

значимых

различиях

в

проявлениях

агрессии

учащиеся

не

обнаруживают

значимых различий, также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с

агрессивными

проявлениями,

в

равной

степени

представлены

и

у

благополучных

и

у

неблагополучных

школьников.

В

конечном

счете,

агрессивные

проявления,

которые

становятся проблемой школьников, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В

свою очередь, школьник социально-реабилитационного Центра с множеством предпосылок к

проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком.

Это и побудило нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и

перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.

Следует отметить, что психологический портрет ребенка, оказавшегося в социально-

реабилитационном центре имеет свои особенности, так как ребенок менее уверен в себе,

скрыт и недооценивает себя, так как оценивает свои способности, внешность, здоровье чуть

ниже, чем дети из благополучных семей.

По итогам

исследования обнаружены одинаковые показатели уровня притязания у

детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с уровнями детей из благополучных

семей (учащихся Майинской средней школы), а также нет различий косвенной агрессии,

вербальной агрессии, подозрительности и чувство вины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешная реабилитация детей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации проводится в социально-реабилитационном

Центре с. Майя Мегино-Кангаласского района.

В

заключении,

правильная

и

комплексная

организация

социальной

работы

способствует восстановлению и гармонизации личности и создает условия для успешной

социализации ребенка.

Литература

1.

Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика 1991,№10. С. 56 – 61.

2.

Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право)/

М.И.Лепихов.-М.:ИНФРА-М,2006.-128с.

3.

Михеев В. А. Семья в роли пациента/ В. А. Михеев// Социальная работа, 2011 - №1 –

32с.

4.

Кузнецова

Л.

П.

Основные

технологии

социальной

работы

/

Л.

П.

Кузнецова

Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2014. – 389 с.

5.

44. Курбатов В. И. социальная работа: учебное пособие/ В. И. Курбатов. Ростов на

Дону «Феникс» 2007 – 55-297 с.

6.

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

//Беспризорник. 2007. № 2. С. 12—32.

7.

Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева И.Ф Социально-педагогическая поддержка

детей группы риска М, 2002. 256 с

8.

Теория и методика Социальной работы: В 2 ч/ Под.ред. И.Т. Зайнышева. М.: МГСУ,

2004. С. 133 – 136.



В раздел образования