Автор: Новикова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская область
Наименование материала: консультация для воспитателей ДОУ
Тема: "Как научить и влюбить ребенка в математику"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей на тему «Как научить и влюбить
ребенка в математику»
Летит выше звезд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Ю.Яковлев
Математика
продолжает
оставаться
наиболее
трудоемким
учебным
предметом в школе. Об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики.
А как же дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина, и
не должны узнать об этом никогда.
Современное
математиче ское
развитие
дошкольников
уже
н е
рассматривается как сложное методологическое направление, реализующее
основную задачу-подготовку детей к дальнейшему обучению в школе.
Главное,
ввести
детей
в
мир
логики,
т.е.
научить
мыслить,
рассуждать,
предполагать,
анализировать,
постигать
математические
понятия,
способствовать повышению интереса к математике, веры в свои силы-вот
истинное предназначение сути математического развития дошкольников на
современном
этапе.
Раскрывая
удивительный
мир
окружающих
чисел
и
фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и
внимание,
воспитывает
настойчивость
и
волю,
учит
детей
приобретать
знания.
«Математику
уже
затем
учить
надо,
что
она
ум
в
порядок
приводит»
(М.Ломоносов).Серьезное
содержание
математического
развития
может
усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие.
Поэтому немалую роль играет форма подачи, вызывающая эмоциональную
окраску, непринужденность, заинтересованность, познавательный интерес,
перерастающий
в
познавательную
активность
ребенка.
«Учиться
можно
только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
(А.Франс)
Знакомство
с
величиной,
формой,
пространственными
ориентирами
начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на
каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму
предметов,
правильно
ориентироваться
в
пространстве,
тогда
как
долго
может
не
испытывать,
например,
потребности
в
счете.
Поэтому
первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок
наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей
не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего
мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более
раннее возникновение «почему?» Это возникновение интереса к процессу, к
причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать еще и еще.
Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности,
формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Известно,
что
многие
дети
испытывают
затруднения
при
усвоении
математических
знаний.
Причин
этому
много.
Одна
из
них,
возможно,
наиболее
серьезная,
состоит
в
том,
что
они
быстро
теряют
интерес
к
занятиям математикой. Успех математического развития дошкольников во
многом
зависит
от
организации
учебного
процесса.
И
чтобы
обучение
математике
в
ДОУ
было
ведущим
видом
деятельности
не
только
теоретически, но и практически, в своей работе необходимо использовать
множество подходов, методов и форм, например,
необычные режимные
моменты.
Начнем
с
самого
утра.
Утренний
прием
детей:
выясните
с
детьми,
кто
пришел первым, кто вторым, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и
т.д.
Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счет, построение детей в
две или три колонны и т.д.
Прием пищи. Дежурные раскладывают салфетки, ложки, перед этим они
должны определить количество детей, сидящих за столом. Поставьте кружки,
спросите, сколько нужно поставить тарелок, с какой стороны должна лежать
ложка, вилка, сколько за столом сидит девочек, сколько мальчиков.
Одевание
(раздевание):
выясните
с
детьми,
какой
ботиночек
больше,
прикладывая подошвы ботинок друг к другу; определите, много ли ребят
пришло в куртках; сравните шарфы, определите, у кого шарф длиннее, а у
кого короче.
На прогулке с детьми посчитайте листики, камушки, шишки, разложите их по
размеру. Рассматривая дома, деревья, определите, какие дома выше, какие
ниже, деревья толще, какие тоньше.
После сна, расчесывая детей, спросите, у кого волосы длиннее, у кого короче,
у кого самые длинные; сравните цвет волос, длину ленточек.
Увлечь детей математикой помогает большое разнообразие дидактических
игр,
таких
как
«Геометрическое
лото»,
«Укрась
коврик»,
«Логические
таблицы» и т.д. Сюжетно-ролевые игры («Зоопарк», «Магазин»), игры со
словом
(«Кто
знает,
пусть
дальше
считает»,
«Назови
следующий
день
недели», «Что бывает круглым» и т.д.). Игры с геометрическим материалом:
«Колумбово
яйцо»,
«Танграм»,
«Волшебный
круг».
Игры-головоломки,
логические задачи, пословицы, поговорки, крылатые слова, веселые стихи
про
цифры,
задачи
в
стихах,
загадки,
считалки-все
это
помогает
заинтересовать детей, научить любить математику. Очень нравятся детям
игры со счетными палочками. С помощью палочек они создают не только
знакомые
предметы,
но
и
фантазируют
что-то
свое,
необычное,
оригинальное.
Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на
других
видах
образовательной
деятельности.
Так,
на
занятиях
по
художественному творчеству, дети изображают предметы, похожие на ту или
другую геометрическую фигуру («Домики трех поросят», «Снежная семья»,
«Украшение
ленты»).
На
лепке
дети
лепят
большие
и
маленькие
мячи,
морковки, овощи, фрукты. На аппликации создают геометрические узоры,
вырезают круг из квадрата, овал из прямоугольника.
Читая детям сказки, можно использовать сюжет сказок в дидактических
целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно-познавательные ситуации.
Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные
варианты решения. Так, в «Сказке о том, как круг и квадрат отправились в
поход», дети подбирают предметы, похожие на ту или иную геометрическую
фигуру. В сказке «Яблоко» дети делят круг на две и четыре равные части.
Одним
из
видов
познавательной
деятельности
являются
математические
конкурсы, праздники, развлечения, викторины. Они требуют от участников не
только
знаний,
но
и
находчивости,
смекалки,
вызывают
неподдельный
интерес у детей разного возраста.
Математика-это
мощный
фактор
интеллектуального
развития
ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей. Познакомить
ребенка с цифрами, научить его считать, складывать и вычитать, это не
главное при подготовке к школе. Главное, научить ребенка думать. Ребенок-
дошкольник,
с
развитым
логическим
мышлением,
всегда
имеет
больше
шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен
элементам школьной программы.
Путешествуя
по
сказочной
стране
«Математика»,
наши
дети
познают
окружающий
мир,
проявляют
свою
смекалку,
внимание,
смелость,
воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш
маленький человек сохранит в себе огонек пытливости и любознательности,
жажду к новым открытиям.
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №3
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ
«КАК НАУЧИТЬ И ВЛЮБИТЬ РЕБЕНКА В МАТЕМАТИКУ»
ПОДГОТОВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ НОВИКОВА М.В.
г.КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ
2019г.